Главная страница

Корни с чередующимися гласными и-е и их написание в глаголах


Скачать 45.25 Kb.
Название Корни с чередующимися гласными и-е и их написание в глаголах
Дата 05.04.2016
Размер 45.25 Kb.
Тип Урок



Предмет: русский язык

Тема: Корни с чередующимися гласными И-Е и их написание в глаголах

Класс:

Учитель: Ревякина Юлия Александровна

Цель урока: создание условий для осознания восприятия блока новой информации по теме: " Корни с чередующимися гласными И-Е и их написание в глаголах"

Задачи:

1. Формировать умения находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи на основе уже имеющихся навыков;

2. Познакомить обучающихся с условием выбора чередующихся гласных в корнях глаголов;

3. Воспитывать бережное отношение к русскому языку;

4. Развивать коммуникативные навыки.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, частично поисковый.

Приемы: неназванная тема, письмо с пропусками, алгоритм, работа с учебником, самопроверка по эталону, комментированное чтение, выборочное списывание, графический тест.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник русского языка для 5 классов под редакцией С.И. Львовой, рисунок, сигнальные карточки

Используемая литература:

1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 2/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 8-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2011. - 173с.: ил.

Ход и структура урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Ну проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Ребята, посмотрите на экран, это письмо Винни Пуха к Ослику Иа. Давайте вместе попробуем его прочитать. Слайд №1



3.Выявление места и причины затруднения

- Почему мы затрудняемся прочитать письмо? ( Пропущены буквы)

- Какие? ( Либо Е, либо И)

- А в какой части слова они пропущены? (В корне)

- Как вы думаете какая тема нашего урока? (Корни с чередующимися гласными И-Е и их написание в глаголах). Слайд №2

Запись темы в тетрадях.

- А чем мы будем заниматься сегодня на нашем уроке? (изучать правописание чередующихся гласных в корне слова)

- Что нам нужно для того, чтобы разрешить наш спор о выборе гласной

Е или И? (изучить правило)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Чтение правила в учебники с.139, Параграф 71.

- Как нам нужно определить гласную И или Е? ( если за корнем стоит суффикс А, то пишем И. Если нет, то Е) Алгоритм записывается на доске.

5.Реализация построенного проекта

Ослик Иа предлагает нам такой алгоритм. Слайд №3



6.Первичное закрепление изученного материала

На каждый стол раздается письмо, дети работают в парах.

- Ребята, теперь попробуйте вставить буквы. Вы уже знаете правило и можете, используя алгоритм, прочитать письмо Винни Пуха к Ослику Иа. Работайте в парах. Слайд №4

- А теперь давайте проверим полученный результат.

Слайд №5



Физминутка

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточку. Как вы думаете, что обозначает данная запись?

1. -кас-//- кос-, -лаг-//-лож- - а а

2. -бер-// -бир-, тер-// -тир- и др- и а

3 -раст -// -ращ- // -рос - а ст/щ

-Молодцы! А теперь давайте выполним упражнение 930 с.140. Комментированное чтение с выборочным записыванием в тетрадях.

Учитель объясняет первое слова, затем по цепочки читают дети. Записываются только те слова, в которых встречается орфограмма на изученное правило.

-Кас-, -кос-, -лаг-, -лож-

-бер-, -бир-, -дер-, -дир-

-раст-, -ращ-, рос

Предложить, касаться, коснуться, выложить, прикосновение, подросла, прилагательное, прикасаться, сложение, касаться, налагать, положение, прикосновение, изложение, излагать, касаться

Собирать, блестящий, зажигать, вытереть, измерять, заблестели, разбираться, растереть, растирать, расстилается, выдирать, разжигать, блестеть, блистать, избирать, стелиться, сжигать, раздирать.

Растение, выращенный,

Вырос, поросль, сращение, росточек, вырасти, разрастается, отрасль, растеньице, срослись

8.Включение в систему знаний и повторение

Решение графического теста. Самооценка. Слайд №6, 7, 8

9. Рефлексия

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какой была наша цель?

- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним

10. Домашнее задание

-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание параграф71 Упражнение 928.

Запишите видовые пары так, чтобы в корне надо было вставлять то букву Е, то И.

Для выполнения этого упражнения вам надо вспомнить вид глагола, совершенный (что сделать?) и несовершенный (что делать?).

Соберешься - собираешься.

-Не забудьте выделить орфограмму!

– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. На столе у вас лежат квадратики разного цвета.

Слайд №9

Подумайте и решите:

  • у кого сегодня все получилось - поднимите красный квадратик.

  • кому была понятна большая часть урока - поднимите желтый квадратик.

  • а кого были затруднения - поднимите зеленый квадратик.

А теперь оглянитесь и посмотрите, сколько красных квадратиков! И я тоже выбираю красный. Ведь и у меня все сегодня получилось. А есть и такие у кого вышло не все. Но думаю, что на следующем уроке, вы закрепите полученные знания и у вас все получится.

И в заключении урока я бы хотела подарить вам небольшой подарок. Это открытка к осликом, чтобы вы всегда помнили про правописание корней И-Е.

Слайд №10

Спасибо за урок, до свидание!