|
Консультация для воспитателей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида № 34 «Дюймовочка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»
Подготовила:
воспитатель
Ибракова М.Х.
Г.Нижневартовск—2010г.
«Как у маленького деревца , еле поднявшегося
над
землей , заботливый садовник укрепляет
корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так и
воспитатель должен заботиться о воспитании у
своих детей чувства безграничной любви к Роди-
не». В.А.Сухомлинский.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние десятилетия. Это касается нравственных ценностей , отношения к событиям в нашей стране и отдельным личностям . Изменилось и отношение людей к Родине. Если мы раньше постоянно слышали и сами пели хвалебные песни (гимны) своей страны, то сейчас о ней говорят, в основном, негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки работы по патриотическому воспитанию.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, необходимо при любом строе: будь то социализм,коммунизм или капитализм… Этому учат подрастающее поколение все народы мира.
И поэтому, в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни нашего общества, одним из центральных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится патриотическое воспитание.
Именно в дошкольную пору следует передавать детям системные знания об окружающем, формировать на основе этих знаний любовь и привязанность, организовыва
ть доступную для возраста детей деятельность по патриотическому воспитанию.
Для того, чтобы уяснить для себя специфику процесса формирования у детей чувства патриотизма, следует разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его зарождение, истоки.
В теории социально-нравственного воспитания дошкольников структура любого нравственного качества ( в том числе и патриотического) характеризуется наличием 3-х
компонентов: когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного.
В дошкольном возрасте особую роль в формировании патриотизма играет когнитивный
компонент (т.е.представления об окружающем), а знания и представления должны быть
эмоциогенными, т.е.порождающими чувства детей. Знания и представления должны нести в себе потенциал, вызывающий у детей интерес к изучаемому явлению, радость от
полученных впечатлений.
Чем больше значимых для себя сведений усваивает ребенок, тем ярче проявляется у него
интерес. На основе этого зарождаются такие чувства, как гордость, чувство сопричастности
к жизни людей, к природе родного края, к окружающей действительности.
Исходя из этого положения, педагоги-исследователи рекомендуют в качестве основы пат
риотического воспитания рассматривать процесс ознакомления дошкольников с родным городом.
По словам академика А.Б.Лихачева, сущность понятия «патриотизм» включает в себя лю-бовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
С чего же начинается Родина для наших дошколят?
Конечно же, с ближайшего окружения: с семьи, дома, улицы, детского сада и далее—города. Каждый город, в котором живет ребенок, уникален и неповторим.
Улицы, дома, люди, памятники, природа—это ближайшее окружение предоставляет опти
мальные возможности для личностного самоопределения.
И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно
показать его с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться.
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой родной город, свой народ.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,--писал К.Ушинский,--
потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности…»
Восхищение просторами своего края, красотой и природными богатствами возникнет,
если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя, формировать активную социальную позицию ( активность, самостоятельность ), формировать первые
представления об устройстве государства, гражданами которого являются его родители и
в будущем он станет сам.
Но как дошкольник может выразить все это?
В чем проявляются ростки патриотического воспитания?
К чему должен стремиться воспитатель?
Надо помнить, что ребенок воспринимает окружающую действительность эмоционально.
А эмоциональное отношение обуславливается визуально воспринимаемой картиной
города
Детей впечатляют широкие, прямые улицы, красота новых зданий, их архитектурное
решение…
Отношение к городу выражается в желании узнать все новое, интересное, увидеть это
и отразить в своей продуктивной деятельности ( слепить,нарисовать,сконструировать ).
Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным
городом.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников—процесс сложный и длительный, требующий от воспитателя большой личной убежденности и вдохновения.
Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех
возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям:
--воспитание любви к близким,
--воспитание любви к детскому саду,
--воспитание любви к родному городу и далее—к стране.
Наибольшую трудность вызывает работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями.
Остановимся на этом подробнее, рассмотрим рекомендации Н.В.Алешиной.
Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут
наблюдать непосредственно вокруг себя, постепенно расширяя их круг знаний.
В младших группах не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания
об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями за изменениями, происходящими
на близлежащих улицах, беседовать с ними о том, где им приходилось бывать в городе
с родителями, что видели, что запомнили.
В средних группах проводятся занятия по знакомству с главными достопримечатель
ностями города, со страной. Основная цель этих занятий—вызвать у детей чувство восхи
щения красотой родного города, подчеркнуть, что все вокруг создано руками людей.
В средней группе, как и в младшей, по-прежнему большая часть работы происходит вне
занятий—это и разговоры с детьми, и чтение произведений художественной литературы, и наблюдения, и целевые прогулки по близлежащим улицам.
Начиная уже со старшей группы, детей начинаем знакомить с историей родного
города: почему город возник именно на этом месте, объяснить историю названия города и названий улиц. Одно-два занятия можно посвятить знакомству с гербом и флагом города.
Но сначала обязательно рассказать детям о том, что такое герб, когда и где возникли первые гербы, что на них изображалось.
Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города желатель
но проводить в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение.
Предлагается такая последовательность в работе по знакомству с родным городом:
История возникновения города (рассказ об истории возникновения города начинать с его местоположения, чтобы показать детям, что люди селились там,
где для жизни были благоприятные условия;
объяснить, откуда пошло название города, назвать имена тех, кто основал город.
История названий улиц ( особо подчеркнуть при этом названия близлежащих
улиц мкр., в котором живут дети и находится детский сад. Обратить внимание на
то, что в названиях улиц нашла отражение история освоения Самотлора ).
Здания города ( начать работу с того, что в городе много разных по назначению
зданий-жилые дома, детские сады, школы, магазины, аптеки, почты, больницы,
театры, кафе, офисы и т.д. ), рассмотреть на экскурсиях наиболее красивые здания
( это м.б. детский развлекательный центр «Лукоморье», здание театра кукол «Бара
башка» и другие примечательные здания ).
Следует рассказать об особых зданиях—это м.б. храм Рождества Христова, здание
железнодорожного вокзала, аэропорта и др.—это памятники архитектуры.
Рассматривая храм Рождества Христова, воспитатель указывает на его отличие от
других зданий, обращая особое внимание на золоченные купола.
Обязательно нужно показать иллюстрации со старыми «первыми» зданиями родного города (двухэтажки), рассказать историю их возникновения.
«Они прославили наш город»--рассказать о людях, прославивших город родной,
о том, как увековечена их память. Желательно, чтобы в книжном уголке были фотографии этих людей ( первооткрыватели самотлорской нефти, писатели и поэты
( Николай Смирнов, Еремей Айпин, Людмила Кошиль, знаменитая Маргарита
Анисимкова со своими «Хантыйскими сказами», художник Н.Веденеев и другие
выдающиеся люди.)
При этом воспитатель сам должен знать произведения нижневартовских авторов,
а затем выбрать для чтения детям отрывки, доступные им по возрасту.
Места отдыха жителей города ( начать рассказ с того, что жители города работают
на разных предприятиях, на нефтепромыслах, отдаленных месторождениях, но в
выходные дни они отдыхают, и в нашем городе достаточно мест, где можно с
пользой для себя и удовольствием отдохнуть ).
Можно предложить детям назвать эти места отдыха горожан (парки, стадионы,
детские школы искусств,кукольный театр, кинотеатр «Мир»,дворец искусств,дворец культуры «Октябрь»,детские развлекательные центры «Лукоморье»,»Остров сокровищ»,городской драматический театр, центр национальных культур,спортивный комплекс «Олимпия», «Триумф» и другие.)
Особо важно остановиться на знакомстве детей с музеями города.
Прежде всего, необходимо рассказать о том, что такое музей, для чего люди создавали музеи. И только после этого рекомендуется провести экскурсию в
музей. Это—краеведческий музей на улице Ленина, музей русского быта в Старом
Вартовске и небольшой музей боевой славы в школе №19.
Кроме этого в нашем саду есть мини-музей «Русская изба».
В беседах о музеях надо помнить о духовно-нравственной стороне. Необходимо рассказать о том, что музеи есть во всех городах. Как правило, это
краеведческие музеи; многие города России славятся своими музеями народно-
прикладного искусства, картинными галереями… Но наш наш город молодой,строящийся и поэтому музеев у нас мало.
Людям всегда хотелось сохранить что-от необычное, интересное, красивое, чтобы
потом показать своим детям, внукам. Одни собирали картины, другие—книги,третьи—игрушки и другие предметы. Здания, где можно увидеть эти предметы, услышать их истории, называются музеи.
Наш краеведческий музей основан недавно. Основателем этого музея является Тимофей Дмитриевич Шуваев, почетный гражданин нашего города, один
из первых учителей истории, директор школы №1.
Музей создавался на общественных началах. В память об основателе музею присвоено почетное имя Т.Д Шуваева.
Желательно, чтобы дети старших и подготовительных групп посещали музеи, знакомились вживую с историей развития города и края. Сейчас нет возможности в детских садах организовывать экскурсии в музеи, театры и поэтому в этом вопросе
важна роль работы с родителями; они могут в выходные со своими детьми посетить музеи, памятники, главное—их заинтересовать.
Самым сложным в работе по знакомству с памятниками, достопримечательностями
историей названий улиц, является составление рассказов для дошкольников, т.к.в
методической литературе таких рассказов нет.
Поэтому, составляя рассказ об истории города, необходимо помнить следующее:
Рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом.
Это могут быть фотографии, репродукции, слайды, схемы, иллюстрации, вырезки из газет и журналов и др.
-
Рассказ должен быть не чистым монологом, а диалогом, т.е. в процессе рассказа необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами,
чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес, любопытство, стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться
самому.
Например, можно спросить: «Как вы думаете, почему именно здесь, на этом месте решили построить город?»
Воспитателю рекомендуется не употреблять даты, потому что детям они ничего не дают, а восприятие материала могут затруднить;
необходимо употреблять выражения « давным-давно, много лет назад…»
Язык рассказа должен быть простым. Если встречаются незнакомые слова,
то их надо объяснить. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими предложениями, лучше, если предложения будут простыми, короткими.
В итоге хочу отметить, что важной задачей формирования у дошкольников
начал патриотизма является развитие у педагогов знаний об истории, культурном наследии, природных богатствах, знаменитых людях города;
умение совместно с родителями развивать у детей интерес к родному городу,
желание и стремление узнать, увидеть и отразить в своих играх и продуктивной деятельности. Вся эта работа развивает познавательный
интерес у детей, логическое мышление, творчество и воображение.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя:
передачу знаний детям об окружающем на своей «малой Родине», формирование на основе этих знаний отношений и организацию доступной возрасту детей деятельности.
Базовым этапом формирования у дошкольников любви к Родине следует
считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к труду
людей, культуре и традициям города.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». М.2001г.
2.Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». М.2004г.
3.Иванова Т.В. «Система работы по патриотическому воспитанию».М.2008г.
4.Комратова Н.Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет».М.2007г.
5.Материалы программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»
|
|
|