Главная страница

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока : Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок. Класс: 2 Цели урока


Скачать 69.54 Kb.
Название Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока : Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок. Класс: 2 Цели урока
Дата 15.03.2016
Размер 69.54 Kb.
Тип Конспект

Конспект урока по изобразительному искусству.

Тема урока: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.

Класс: 2

Цели урока:

  1. Обучающие:

    1. учить изображать женский  портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером элементарными пропорциями лица;

    2. учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.

    3. повторить понятие «портрет»

    4. дать понятия «мимика лица», «эмоции»

    5. укреплять межпредметные связи.

  2. Развивающие:

    1. развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;

    2. активизировать познавательный интерес учащихся через литературные произведения (сказки);

    3. совершенствовать практические умения и навыки работы с акварелью (восковыми мелками);

    4. обогащать лексический запас терминами и понятиями по ИЗО.

  3. Воспитательные:

    1. воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое  и нравственное отношение к действительности.

    2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на уроке.

Оборудование урока:

  • Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя.

  • Презентация к уроку.

  • Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь.

  • Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина.

  • Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь»

  • Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов.

  • Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель.

  • Шаблоны овала лица.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Звучит музыка «Там по дорогам сказок»)

Приветствие.

О чем была песня? (о сказках)

Сегодня мы отправимся в страну сказок.

Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка художественных материалов к работе. 

II. Сообщение темы, целей урока.

В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство

раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники

раскрывают характеры.

Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить

красками (восковыми мелками) портрет сказочных персонажей.

III. Вводная беседа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в сказку.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки? (русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки

народов мира)

- В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами.

- Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

- Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из русских народных сказок или сказок А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).

1. Отрицательные женские образы:

1. - Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (слова Бабы-Яги):

«Девочка вошла в избушку:?

Здравствуй, бабушка! —

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? —

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. 

- Садись покуда кудель прясть.» (Баба-Яга)
- Правильно. Баба-Яга – отрицательный или положительный персонаж сказки? (отрицательный) (Слайд № 2,3, 4,).
2. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?
Учитель читает отрывок из сказки «Морозко» (слова Мачехи):

«- Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!

Вези её в лес, на трескучий мороз.» (Мачеха)

- Молодцы! Какой это персонаж? (отрицательный)

(Слайд № 5,6,7,8)
3. – Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова?
Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):
«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось». (Старуха)
- Правильно. Какой персонаж Старуха? (отрицательный)

(Слайд № 9, № 10)
2. Положительные женские образы
- А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.
- Кто мне их назовёт? (Красные девицы) (Слайд № 11,12,13)
- Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? (Падчерица)

(Слайд № 14)

III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  

Положительные  образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящ­ные. 
Отрицательные образы: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые. 

  1. Литературные образы:

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане»

«За морем царевна есть,                                                                                                                                
Что не можно глаз отвесть:                                                                                                           
...Месяц под косой блестит,


А во лбу звезда горит.                                                                                                                                
А сама-то величава,                                                                                                                              
Выступает, будто пава;                                                                                                                                
А как речь-то говорит,                                                                                                                                 
Словно реченька журчит... (Царевна- Лебедь)


 - Из какой сказки изображён герой на этом рисунке? (Слайд № 15)
- Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь.


  1. Работа с репродукциями художников.

- А вот русский художник Михаил Александрович Врубель (Слайд № 16)

представил Царевну-Лебедь такой. (Слайд № 20)

(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини)

- Какой характер у героини?

- Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки? (добрый, помогает князю Гвидону)

 Как художник передает положительный образ героини?
- Опишите  царевну. (Белолица, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

IV. Физкультминутка.

 В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят
V.Творческая работа.

1. - Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть...

VI. Практическая работа

1. Беседа о цветах (теплые и холодные)

- А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?

Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных).

- Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный женский образ положительный или отрицательный.

- Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дай­те ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных  персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых  или злых (по выбору учащихся).

- Работа выполняется в цвете: акварелью.

Выразительность образа передается цветовыми отношениями.    

- А что такое портрет? (Портрет – это изображение лица человека)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед –

Обязательно картина называется … (Портрет)


  1. Беседа о мимике лица, эмоциях.   


- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ. (

- Мимика передает нам эмоции человека, его характер через положение бровей, глаз, носа, рта Слайд № 17,18)
- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.
3. Выполнение работы.

- Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе. Подумайте, какую героиню вы хотите нарисовать – положительную или отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите. Учитель вывешивает образцы портретов.

(Дети рисуют).

VI. Эстетическая оценка работ

Выставка всех работ на доске или планшетах.

- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами,

контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер.

VII. Домашнее задание

Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллю­страциями, где есть

изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи.