Главная страница

Конспект нод по развитию связной речи детей 5-6 лет с онр по теме «Животные наших лесов»


Скачать 63.19 Kb.
Название Конспект нод по развитию связной речи детей 5-6 лет с онр по теме «Животные наших лесов»
Дата 23.03.2016
Размер 63.19 Kb.
Тип Конспект

Конспект НОД по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР

по теме «Животные наших лесов»

Цель: актуализация словаря детей по теме «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить знания детей о животных, знать названия животных, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут, знать названия детёнышей;

  • учить образовывать притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом -ищ;

  • учить подбирать слова-антонимы;

  • развивать словарь по данной теме;

  • развивать внимание и память.

Коррекционно-развивающая задача: развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательная задача: прививать бережное отношение к природе и диким животным.

Оборудование: демонстрационный материл – картинки с изображением диких животных и их частей тела; мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Животные наших лесов».

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети! Сядет на стульчики тот, кто назовёт животных, которые живут в лесу.

  1. Беседа о диких животных.

Логопед выставляет картинки диких животных.

– Как называются эти животные? (Дикие.)

– Почему? (Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят жилища и добывают пищу.)

– Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете правильно – на экране появится картинка-отгадка.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса –

А зовут её … . (Лиса.) 2 слайд

– Правильно! Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая.)

– Кто ещё живёт с лисой? (Лис, лисёнок, лисята.)

– Как называется жилище лисы? (Нора.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Лисья морда, лисий хвост, лисьи лапы.)

– У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело её очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У неё тоже много врагов, из которых самый опасный – волк.

– Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь.) 3 слайд

– Правильно! Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Медвежья лапа, медвежий след, медвежьи уши.)

– Назовите членов семьи медведя? (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

– Как называется жилище медведя? (Берлога.)

– У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле и мелкими животными. Особенно любит полакомиться мёдом, и даже имя своё получил за это – медведь: ведает, где мёд. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

– Ребята, вот вам ещё одна загадка:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.) 4 слайд

– Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата).

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса – ищ.

– У волчицы усы. У волчонка – усики. У волка – усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

– Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Волчья лапа, волчий хвост, волчьи уши.)

– Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на неё. Волк – хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живёт волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, в глухом месте.

  1. Физкультминутка «На водопой».

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

За мамой-лосихой топал лосёнок,

Идут громко топая.

За мамой-лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носочках.

За мамой-ежихой катился ежонок,

Приседают, медленно двигаются вперёд.

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку.

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Скачут на прямых ногах.

Волчица вела за собою волчат,

Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.

Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».




  1. Продолжение беседы о диких животных.

– Ребята, ещё одна загадка:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой – летом. (Заяц.) 5 слайд

– Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.)

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Чёрный – белый, смелый – трусливый, быстрый – медленный, весёлый – грустный, умный – глупый, длинный – короткий.

– У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинный задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днём лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой – сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орёл. Зимой его спасает белая окраска.

– Внимание! Ещё одна загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый.

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.) 6 слайд

– Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая.)

– Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.) А маленькие – это детёныши. Как их называют? (Бельчата.) А один? (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Беличья лапа, беличий хвост, беличьи уши.)

– Белка – маленький, беззащитный зверёк. У неё пушистая, рыжеватая шёрстка, выпуклые чёрные глаза, большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

– И ещё загадка, ребята!

Сердитый недотрога

Живёт в тиши лесной.

Иголок на нём много,

А нитки не одной. (Ёж.) 7 слайд

– Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.)

– Назовите его семью? (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

– Ты увидел в лесу (кого?) … ежа. Мы любуемся (кем?) … ежом. Нам понравился (кто?) … ёж. Мы молока дадим (кому?) … ежу. Я вам рассказала (о ком?) … о еже.

– Ёж – удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жёсткими торчащими иголками. При опасности ёж свёртывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься. Питается зверёк жучками, червяками, лягушками. Зимой ёж спит в норке под корнём большого дерева.

– Ребята, вот последняя загадка:

Он из леса вышел снова,

Не олень, и не корова.

Повстречаться нам пришлось,

Познакомьтесь – это … (Лось). 8 слайд

– Лось – очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове – рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

  1. Итог занятия.

– О ком мы сегодня говорили на занятии? (О диких животных.)

Дети «по цепочке» называют диких животных наших лесов.

Использованная литература:

  1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

  3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-пресс, 1999.

  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010.