Конспект НОД по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР
по теме «Животные наших лесов»
Цель: актуализация словаря детей по теме «Дикие животные».
Коррекционно-образовательные задачи:
-
уточнить знания детей о животных, знать названия животных, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут, знать названия детёнышей;
учить образовывать притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом -ищ;
-
учить подбирать слова-антонимы;
развивать словарь по данной теме;
развивать внимание и память.
Коррекционно-развивающая задача: развитие общей моторики.
Коррекционно-воспитательная задача: прививать бережное отношение к природе и диким животным.
Оборудование: демонстрационный материл – картинки с изображением диких животных и их частей тела; мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Животные наших лесов».
Ход НОД:
Организационный момент.
– Здравствуйте, дети! Сядет на стульчики тот, кто назовёт животных, которые живут в лесу.
Беседа о диких животных.
Логопед выставляет картинки диких животных.
– Как называются эти животные? (Дикие.)
– Почему? (Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят жилища и добывают пищу.)
– Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете правильно – на экране появится картинка-отгадка.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса –
А зовут её … . (Лиса.) 2 слайд
– Правильно! Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая.)
– Кто ещё живёт с лисой? (Лис, лисёнок, лисята.)
– Как называется жилище лисы? (Нора.)
Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).
(Лисья морда, лисий хвост, лисьи лапы.)
– У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело её очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У неё тоже много врагов, из которых самый опасный – волк.
– Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь.) 3 слайд
– Правильно! Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.)
Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).
(Медвежья лапа, медвежий след, медвежьи уши.)
– Назовите членов семьи медведя? (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)
– Как называется жилище медведя? (Берлога.)
– У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле и мелкими животными. Особенно любит полакомиться мёдом, и даже имя своё получил за это – медведь: ведает, где мёд. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.
– Ребята, вот вам ещё одна загадка:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.) 4 слайд
– Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса – ищ.
– У волчицы усы. У волчонка – усики. У волка – усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)
– Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)
Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).
(Волчья лапа, волчий хвост, волчьи уши.)
– Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на неё. Волк – хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живёт волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, в глухом месте.
Физкультминутка «На водопой».
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
|
Дети спокойно идут по кругу друг за другом.
|
За мамой-лосихой топал лосёнок,
|
Идут громко топая.
|
За мамой-лисицей крался лисёнок,
|
Крадутся на носочках.
|
За мамой-ежихой катился ежонок,
|
Приседают, медленно двигаются вперёд.
|
За мамой-медведицей шёл медвежонок,
|
Идут вперевалку.
|
За мамою-белкой скакали бельчата,
|
Скачут вприсядку.
|
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
|
Скачут на прямых ногах.
|
Волчица вела за собою волчат,
|
Идут на четвереньках.
|
Все мамы и дети напиться хотят.
|
Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».
|
Продолжение беседы о диких животных.
– Ребята, ещё одна загадка:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой – летом. (Заяц.) 5 слайд
– Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.)
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Чёрный – белый, смелый – трусливый, быстрый – медленный, весёлый – грустный, умный – глупый, длинный – короткий.
– У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинный задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днём лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой – сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орёл. Зимой его спасает белая окраска.
– Внимание! Ещё одна загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый.
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.) 6 слайд
– Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая.)
– Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.) А маленькие – это детёныши. Как их называют? (Бельчата.) А один? (Бельчонок.)
Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).
(Беличья лапа, беличий хвост, беличьи уши.)
– Белка – маленький, беззащитный зверёк. У неё пушистая, рыжеватая шёрстка, выпуклые чёрные глаза, большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.
– И ещё загадка, ребята!
Сердитый недотрога
Живёт в тиши лесной.
Иголок на нём много,
А нитки не одной. (Ёж.) 7 слайд
– Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.)
– Назовите его семью? (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)
Дидактическая игра «Закончи предложение».
– Ты увидел в лесу (кого?) … ежа. Мы любуемся (кем?) … ежом. Нам понравился (кто?) … ёж. Мы молока дадим (кому?) … ежу. Я вам рассказала (о ком?) … о еже.
– Ёж – удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жёсткими торчащими иголками. При опасности ёж свёртывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься. Питается зверёк жучками, червяками, лягушками. Зимой ёж спит в норке под корнём большого дерева.
– Ребята, вот последняя загадка:
Он из леса вышел снова,
Не олень, и не корова.
Повстречаться нам пришлось,
Познакомьтесь – это … (Лось). 8 слайд
– Лось – очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове – рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.
Итог занятия.
– О ком мы сегодня говорили на занятии? (О диких животных.)
Дети «по цепочке» называют диких животных наших лесов.
Использованная литература:
Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-пресс, 1999.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010.
|