Главная страница

Конкурс на лучшую педагогическую разработку в сфере профилактики социально-негативных явлений в образовательном учреждении


Скачать 230.1 Kb.
Название Конкурс на лучшую педагогическую разработку в сфере профилактики социально-негативных явлений в образовательном учреждении
Дата 09.03.2016
Размер 230.1 Kb.
Тип Конкурс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Возрождение»

665301, Иркутская область, Куйтунский район, п. Куйтун, ул. Водокачечная,38.

Тел. 8 (39536) 5-27-35
Методическая разработка тренинга.

Конкурс на лучшую педагогическую разработку

в сфере профилактики социально-негативных

явлений в образовательном учреждении

«Лучший педагогический опыт по профилактике

в рамках работы наркопоста»
Педагогическая разработка:

«Тайна цветка Папоротника» или сказкотерапия как средство профилактики употребления наркотиков»



Аверкина Наталья Валерьевна

социальный педагог ЦО «Возрождение»

«Все страсти хорошо, когда мы владеем ими.

Все дурны, когда мы им подчиняемся».

Ж.Ж. Руссо

(Приложение 1.)

Актуальность.
Последние годы практически во всех регионах РФ ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к ухудшению. Все эксперты отмечают рост наркомании в детской и подростковой популяции со сдвигом показателей злоупотребления ПАВ в младшей возрастной группе. При этом подросток, в силу незавершенности возрастного психического и личностного развития, быстрее, чем взрослый, попадает в болезненную зависимость. Медицинские специалисты на основании эпидемиологических данных о наркологических заболеваемостях указывают, что до периода 2005-2010 гг. наркотизация будет расползаться как «масляное пятно», охватывая все больше детей и молодежи.

При отсутствии эффективной политики в преодолении интереса несовершеннолетних к одурманивающим средствам результаты могут быть достигнуты через профилактические занятия в рамках общеобразовательной школы. Именно учебное заведение, как социальный институт, обладает реальными возможностями влиять на подростка на протяжении всего периода обучения, формируя у него оптимальную жизненную установку.

Цель:

Достичь понимания участниками основных этапов формирования наркотической зависимости, показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека и их отрицательное влияние на жизнь человека, используя прием сказкотерапевтического тренинга.

Задачи:

  • рассмотреть возможные последствия злоупотребления наркотическими веществами для человека и его окружения;

  • выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека, ответственного за свое поведение и будущую жизнь;

  • осознать символический смысл происходящего, используя прием сказкотерапии на основе сказки «Тайна цветка папоротника».

Необходимым условием для достижения цели данного тренинга является учет возрастных психологических особенностей детей. Тренинг рассчитан на детей 12-15 лет. Общая продолжительность тренинга составляет около 180 минут (3 часа). Целесообразно сделать перерыв по истечении 90-100 минут. Эффект от проведенного мероприятия будет наиболее высоким если его проводить в рамках недели здоровья в общеобразовательном учреждении.

Оборудование и материалы.

  • музыкальное сопровождение (релаксационные и медитационные композиции);

  • мольберт с плакатами («Распространенные наркотические вещества», «Обстоятельства жизни, приводящие к наркомании», «Зависимость», «Физическая зависимость», «Ключевые слова и фразы», «Формирование зависимости на примере опиумной наркомании», «Жизнь зависимого человека», «Метафора «Смерть Кащея».

  • Компьютер с мультимедийной установкой;

  • Ватман, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски, листы формата А4;

  • Сказка «Тайна цветка Папоротника»


Методика проведения

Вступление ведущего (тренера) (20-25 мин)

Наркотики известны человеку с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом «низших слоев». Да и сейчас основное число наркозависимых – это, так называемые, низшие слои общества. Дети из неблагоприятных семей. Жить в таких условиях невозможно, поэтому они выбегают на улицу, там для них открывается новый, как им кажется, прекрасный мир. Там нет нетрезвых родителей, назойливых воспитателей. [ 6 ] Но проблема пребывания детей в этой среде в том, что на каждого «уличного» ребенка есть человек, которому очень выгодно привлечь его к употреблению наркотиков. А такие подростки - самая доступная для них цель.

К распространенным наркотическим веществам относятся (Приложение 2.):

  1. Морфий и героин – алколоиды опиума;

  2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;

  3. Гашиш (анаша, план, марихуана);

  4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы;

  5. Кокаин – алколоид растения кока.

Наркомания – это заболевание которое выражается в физической или психической зависимостью от наркотиков, непреодолимым влечением к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. (Приложение 3.)

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов - это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состояние «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. [ 6 ]

Одной из психологически субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами:

  • личными трудностями;

  • недостатками социально-культурной сферы;

  • неустроенный досуг;

  • социальная несправедливость;

  • неустроенность быта;

  • неудачи в учебе или на работе;

  • разочарование в людях. (Приложение 4.)

Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеется в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.

Мотивы наркомании:

  1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества.

  2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой.

  3. Выражение независимости.

  4. Познание приносящего удовольствия нового, волнующего или таящего опасность опыта.

  5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения».

  6. Достижение чувства полного расслабления. [ 4 ]

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе, на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги. Получая дозу «кайфа» человеческий мозг испытывает самые необыкновенные на первый взгляд ощущения. Все проблемы вмиг растворяются. Жизнь становится прекрасной. Но что происходит в следующий раз?...Прежней дозы не хватает… ее нужно увеличить….зависимость…
Игра «Что такое зависимость» (15 мин.)
Цель: выявить уровень знания участников, выяснить, как участники определяют понятия «зависимость», дать определение «зависимости».

Участникам предлагается на листах бумаги написать ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость». После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (повторяющие можно отмечать знакомовторящие можно е повторячлись.ывает их так, чтобы варианты не повторячлись.ют когда они слышат слово зависимость"). (Приложение 5.)

В результате обсуждения тренер подводит группу к правильному определению понятия «зависимости», разъясняет его смысл. [ 1 ] (Приложение 6.)

Ведущий выясняет мнение группы о том, как формируется зависимость, задает вопрос: «Что происходит в жизни человека, попадающего в зависимость!?» [ 3 ]

Проводится упражнение по методу свободной дискуссии
Упражнение «Зависимость от наркотиков» (20 мин.)
Цель: достичь понимания участниками основных этапов формирования наркотической зависимости.

Ключевые слова и фразы, на которые необходимо сделать акцент в ходе дискуссии: «отрывается от людей»; «не думает о других»; «остается без денег»; «проблемы в семье»; «бросает учебу»; «болеет». (Приложение 7.)

Затем ведущий предлагает разобрать этапы формирования зависимости на примере опиумной наркомании. Необходимо нарисовать схему «Формирование зависимости на примере опиумной наркомании».

  1. Нарисовать прямую линию. Слова ведущего: «Все начинается с первого употребления опия. Есть, конечно, люди, которые останавливаются на этом и никогда в жизни больше его не употребляют, но это происходит редко. На данном этапе получают удовольствие от приема».

  2. Ведущий чертит на схеме пунктирную линию: так отражается на графике психическая зависимость. Комментарий: «Эта линия пунктирная потому, что психическая зависимость от опия (героина) может развиваться даже после однократного потребления или нескольких раз (у каждого по-разному). Психическая зависимость сохраняется на всех последующих этапах, т.е., сформированная психическая зависимость от опия, останется в той или иной мере на всю жизнь.

Физическая зависимость – это состояние, когда человек перестает получать удовольствие от наркотиков. Наркотик включается в обмен веществ и требуется только для того, чтоб организм мог нормально функционировать. На этом этапе употребления наркотика возникает состояние, называемое «синдромом отмены» (абстиненция, «ломка»). (Приложение 8.)

  1. Обозначенный на схеме этап, на котором находится зависимый после того, как и него сформировалась психическая зависимость, но физической еще нет. Этот период можно назвать «глухим», так как в этот период человек:

  • считает, что именно он сумеет вовремя отказаться от употребления наркотика и не попадет в полную зависимость;

  • часто выступает в роли выступающего, когда он вовлекает новых членов в круг употребления наркотиков, искренне рассказывая «Как это здорово»;

  • не слышит поступающую информацию об опасности употребления наркотиков (даже от наркоманов, находящихся в физической зависимости). [ 3 ]

На плакате рисуется схема «Формирование зависимости на примере опиумной наркомании», которая демонстрируется участникам мероприятия (10 мин.) (Приложение 9.)


ПЗ

ФЗ


(на этом этапе тренинга имеет место пригласить человека, который бы смог рассказать свою историю употребления наркотиков)

История наркомана с физической зависимостью (10 мин.):

«Все начиналось с невинной шалости. Когда я был пацаном, то жил в городе, но часто летом мы с родителями уезжали в деревню к бабушке, маме моего отца. Там я познакомился с Кириллом и Андреем, которые были обычными деревенскими подростками. Днем мы работали: сажали огород, копали картошку, косили сено, а ночью ходили в местный клуб отдыхать с деревенской молодежью.

В этот клуб часто приезжали ребята из других поселков, которые ухаживали за местными девушками, что, конечно, не нравилось местным мальчишкам.

Часто возникали драки, расквашенные носы, сломанные пальцы, разбитые мотоциклы.

Именно в клубе я в первый раз узнал, что такое конопля.

К нам приехали парни, которые курили ее, как обычные сигареты. Они дымили противным, едким дымом, от которого резало глаза. Покурив, они выглядели как пьяные, ходили в развалку, еле держались на ногах, говорили невнятно, их глаза становились стеклянными. Но, несмотря на все это, у девушек они вызывали повышенный интерес.

На следующий день мы с друзьями решили попробовать, что такое конопля и почему она так всем нравиться.

Проблем, чтобы ее достать, не возникло. По всей деревне конопля росла, как сорняк, и никто не задумался о ее специфических свойствах.

Мы нарвали конопли, насушили и стали курить. Глупо, но сразу мы ничего не почувствовали. Только едкий дым и непривычный запах вызывали тошноту.

В клуб мы пришли с большим запасом этих «сигарет».

Все были удивлены. Мы стали самыми известными и популярными парнями в считанные секунды. Мы предлагали всем дурманящее зелье. Кто-то после раскурки начинал хохотать, а кто-то просто притворялся, что его «торкнуло», чтобы не выглядеть белой вороной.

Дальше все пошло более серьезно. Приезжие пацаны предлагали серьезные наркотики, а мы соглашались.

К восемнадцати годам я стал законченным наркоманом. Ломка притупляла все чувства, даже любовь к родным.

Боль, которую я испытал, заставляла воровать, обманывать собственных родителей.

Когда пришло время мне идти в армию, родители были рады отдохнуть два года и надеялись, что я избавлюсь от зависимости.

Надежды не оправдались. Я стали делать все, чтобы одурманить себя.

Однажды в наркотическом опьянении я даже избил своего сослуживца до полусмерти. Мне казалось, что я бью демона, который хочет меня убить.

Мне дали два года.

В тюрьме было несладко.

Когда я вышел, от меня отвернулись все, кроме моих родных, которых я обкрадывал и причинял боль.

Я понимал, что если я не избавлюсь от этой болезни, то потеряю даже то, что у меня осталось.

Я пошел в клинику, где пролечился почти два года. «Это очень большой срок!» - скажите вы, но и наркоманом я был немало.

Процесс лечения прерывался срывами и побегами из клиники.

Сейчас я здоров, здоров психически, я не испытываю ломки. Но физическое здоровье подорвано навсегда. Тот букет болезней, который у меня образовался, оказался неизлечим.

Я встретил девушку, мы поженились, у нас ребенок. Но я сделаю всю, чтобы мой сын не попал в сети страшного заболевания». [ 5 ]

(после истории каждый участник тренинга может высказать свое мнение и задать интересующие вопросы «бывшему» наркоману)

4. Слова ведущего (10мин.): «Никто не знает точно, когда появится психическая зависимость от опия. Даже однократное потребление наркотика может привести к психической зависимости.

Зависимость формируется при любом способе поступление наркотика в организм – внутривенно, в дыхании через нос и курение.

В большинстве случаев потребление наркотика начинает осознаваться как проблема человеком только тогда, когда он попадает в физическую зависимость.

Потребитель, находящийся в физической зависимости, напоминает белку в колесе. Жизнь зависимого человека – это бег по кругу (Приложение 10.):



найти деньги
почувствовать себя нормально на время достать наркотик



употребить его
Можно привести метафору: сравнить наркомана с «Кащеем Бессмертным» (Приложение 11).

Вопрос:

- Где находится смерть Кащея?

Ответ:

- В игле.

- Да, действительно на конце иглы. А где игла?

- В яйце.

- А где яйцо?

- В утке.

- А утка…

- Утка в зайце.

- Заяц…

- Заяц в сундуке.

- Сундук на дереве.

Слова ведущего: «Следовательно, чтобы победить наркоманию, необходимо сломать иглу – полностью отказаться от потребления наркотиков».

«А сейчас имеет место вернуться к схеме и проанализировать все происходящее. (Приложение 9.) Прямая линия на этой схеме обозначает жизнь человека до первого потребления наркотика. Прямая линия начинает прерываться точками и пунктирами тогда, когда у человека появляется психическая зависимость. Это может произойти уже после первого потребления наркотика. Физическая зависимость наступает тогда, когда человек уже не может получать удовлетворение от одной дозы, ее нужно увеличивать только для того, чтобы снять болевой синдром. Другими словами – организм привык к наркотику и без него уже не может нормально функционировать. Далее на схеме – одни только точки: сначала изображающие «прямую линию», где в любой момент может произойти трагедия, затем точки располагаются в форме круга, так как вся жизнь наркомана сводится к тому, где взять деньги, где купить дозу, употребить ее и опять искать деньги на очередную порцию. Так может продолжаться пока не наступит смерть от передозировки или от преступления, совершенного на почве «ломки». Но так происходит не всегда. Обратите внимание на прямые линии, отходящие от пунктирных линий и от точек. Это люди, которые смогли помочь себе и, собрав всю волю в кулак, обратились за помощь в клинику. Так может происходить на любом этапе потребления наркотика. Это могут быть и психически зависимые люди и с уже физической зависимостью. А как вы думаете, зачем на схеме волнистая линия? Это жизнь после лечения в клинике, жизнь с подорванным здоровьем, с болезнями, многие из которых уже не вылечить никогда. Это когда человека вылечили от психической зависимости, но физическая очень часто не дает покоя».

Зависимый очень часто оказывается между двух огней: с одной стороны – это непреодолимое желание употребить очередную дозу, которую сначала нужно где-то достать, может быть даже пойти на преступление, ведь из дома уже все «вынесено» и продано, а с другой стороны – это желание избавиться от зависимости любой ценой. Это удается не всем и не сразу. Люди с достаточной на это волевой организацией личности могут преодолеть сами этот барьер. Но где гарантия того, что наше бессознательное, которое нами движет, не попросит очередной порции наркотика. Те, кто не могут справиться сам, обращаются к специалистам: врачам, психологам, наркологам, терапевтам.

(на данном этапе тренинга прошло 95-100 мин.)
ПЕРЕРЫВ 10-15 МИНУТ
(5 мин.) Одним из терапевтических приемов, который позволяет в качестве профилактической работы показать и разъяснить подросткам «что такое хорошо, и что такое плохо», является сказкотерапия. Сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Да, в нашем урбанизированном мире, насыщенном информацией и стрессами, Душа просит Сказки… или того особого состояния, которое одни называют Счастьем, другие - ожиданием Чуда, третьи – ощущением детства, четвертые - … Сказка – это процесс переноса сказочных смыслов в реальность и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию сказку «Тайна цветка Папоротника». После прочтения сказки пусть каждый из вас задумается над происходящим. Мы зададим вам ряд вопросов и вместе проследим за состоянием Души героев, а возможно «увидим скрытый смыл».

Итак…

Давным-давно, в незапамятные времена, когда Земля не была еще круглой, а имела начало и конец, когда сердца людей были сотканы из Красоты и Добра, и случилась эта история.

В те времена Земля утопала в цветах, но, как водится, был один особый цветок. Обладал он силой чудесной, и название ему было Папоротник. Цвел это чудо – цветок красно-розовыми цветами, круглый год он охранял Землю своим светом от зла. Повелевал сей цветок над землей и водами; помогал людям раскрывать клады земные: если есть что-то полезное для людей – цветок начинал кружиться над этим местом, как звезда, и падал над ним…

Вокруг каждого дома и в полях цвел Папоротник. А ночью, когда солнце гасло, Земля заливалась розовым светом, что дарили ей цветы-звездочки. В это время люди выходили из домов, чтобы полюбоваться светом Папоротника, который делал их сильными и красивыми.

А на краю Земли, в самом ее конце, в ущельях за маковыми полями, шел изгнанный народ Маки: изгнанный за зло, которое сделало его безобразным. Как вы уже догадались, Маки – это название жители края Земли получили от старцев цветущей планеты за то, что жили за полями с маковым цветом. Этот народ сплошь и рядом состоял из ведьм и колдунов – Макид и Макханов.

Ночами народ Маки собирал цветы и травы, но использовал их не для лечения и не для украшения своих домов, а для приготовления дурманящего зелья. У Маки была цель, ради которой и готовилось зелье: желали они одурманивать людей, сделать их своими рабами. Мечтали Маки, чтобы зло черной тучей нависло над цветущей планетой: только людские страдания сделали бы их счастливым и процветающим народом.

Но ни Макиды, ни Макханы не могли приблизиться к людям, потому что их злые чары были бессильны против цвета Папоротника.

И вот, не зная, что делать с ненавистным цветком, Маки решили обратиться за помощью к книге в переплете из черного бархата, выделанного из болотного мха. Эту книгу составляли предки народа Маки, записывая все свои победы и поражения, каких было не мало. Но как ее открыть? Макиды и Макханы собрались возле болота, взялись за руки и в кругу произнесли заклинание: не успели прозвучать последние слова, как вдруг разгорелся костер до небес, открылись Огненные ворота и вышел из них Человек в длинном черном плаще с капюшоном, который скрывал лицо. Человек взял в руки «Черную книгу», посыпал ее древесным пеплом и открыл.

Тут же из книги вырвалась на волю туча воронов и начала кружить над костром, пронзая криком звездное небо.

А человек в черном поведал народу Маки все, что знали о чудо - цветке и его силе их предки, и, прежде чем проститься, добавил: - Цветы Папоротника не причинят вреда своим светом, только если будут подарены. Заставьте людей дарить вам звездные цветы, и вы затянете планету в «кольцо зла».

С первыми лучами солнца Человек в черном исчез за Огненными воротами, а вороны растаяли в свете зари.

Утром Макиды и Макханы, завидев людей, которые ухаживали за цветочными полями, стали выпрашивать в подарок букетики звездных цветов, восхищаясь их красотой, но только народ Маки подошел к людям поближе, насколько позволил цвет Папоротника, как молодежь в ужасе разбежались: не будем ее винить, ведь молодые люди цветущей планеты никогда не видели зло в лицо, - они не знали, что на их прекрасной планете есть такие безобразные существа. А опытные жители планеты, знавшие о существовании народа Маки, продолжали заниматься своим делом, не обращая никакого внимания на обитателей края Земли, которые выпрашивали в подарок звездные цветы всеми известными им способами: лестью и угрозами. Но тщетно.

Когда наступала ночь, народ Маки снова собрался на болото, и вновь из Огненных ворот вышел Человек в черном. Народ пожаловался Духу предков на то, что людям не нужна их лесть и совсем не страшны угрозы. На что Человек в черном ответил:

- Цветущая планета – одно из самых прекрасных мест во Вселенной. Люди живут на ней в красоте и привыкли видеть ее доброе лицо каждый день. А вас они не хотят слушать потому, что ваша внешность несет на себе отпечаток ваших истинных намерений и напоминает об отвратительном зле, которое вы чинили на цветущей планете, за что и были изгнаны.… Чтобы обратить на себя внимание, вы должны стать красивее людей и подавить своими чарами их волю, усыпить бдительность. Вот тогда люди будут повиноваться вам, более того, вы станете им необходимы…

С первым лучом солнца Дух предков исчез за Огненными воротами костра, а на открытую «Черную книгу» упало перо ворона, как раз в том месте, где было заклинание, с помощью которого народ Маки мог обрести красоту внешности.

Костер погас. Наступило утро. А люди и не подозревали, что их ждет, и только они вышли на поля, тут же, как из-под земли, появились Макханы и Макиды в образах прекрасных юношей и девушек.

И стал народ Маки просить в подарок букетики звездных цветов и предлагать цветочный эликсир в знак примирения с людьми…

Молодежь уже не убегала, а с интересом смотрела на прекрасных существ, стоявших на краю Земли; даже опытные жители планеты прервали свою работу и обратили внимание на неземную красоту Макид и Макханов. Это были прекрасно сложенные люди со смуглым цветом кожи. Темные волосы Макид ниспадали до самой земли и были украшены красными маками; а волосы были цвета вороньего крыла, с крупными кудрями, которые касались шеи Макханов. Но более всего зачаровал пленительный блеск глаз народа Маки, которые меняли свой цвет. Словом, Макиды и Макханы были слишком прекрасны, чтобы быть правдой.

После такого представления даже опытные жители планеты подумали о том, что Добро коснулось сердца народов Маки и сделало его таким красивым.… И все-таки какая-то сила удерживала людей от того, чтобы подойти к прекрасным обитателям края Земли. Сумерки окутали планету, и люди разошлись по домам.… Но Макиды и Макханы каждый новый день продолжали появляться перед людьми. Они предлагали эликсир за перемирие, завораживающе пели и соблазнительно танцевали, распыляя в воздухе цветочную пыль.

Очень скоро люди стали меньше времени уделять работе. Их привлекало то новое и необычное, что им нес народ Маки. Такого люди не видели, особенно молодые…

И так продолжалось до тех пор, пока один юноша, очарованный смуглой Макидой, не осмелился подойти к ней. Он совсем потерял голову, и уже никакая сила не могла удержать от прекрасной возлюбленной.

Сначала Макида ничего не просила у юноши, а только танцевала для него и поила цветочным эликсиром, от которого юноше казалось, что он на крыльях поднимается к звездам и трогает их руками. А Макида целовала юношу и обещала ему вечное блаженство.

С наступлением темноты юноша, договорившись о новом свидании со своей возлюбленной, вернулся домой. Он был в прекрасном настроении и хотел поделиться со всеми жителями планеты. Юноша рассказал людям о том, как ему было хорошо и как к нему были добры прекрасные существа, живущие на краю Земли…

Шло время, многие юноши и девушки выбрали себе пару по сердцу среди Макид и Макханов. Юноши дарили прекрасным Макидам букетики звездных цветов, а девушки украшали черные головы своих избранников венками из цветка Папоротника…

Макиды одевались в наряды, сплетенные из особых цветов, танцевали для своих юношей, рассыпая в воздухе цветочную пыль. А молодые люди вдыхали эту пыль, и им казалось, что все их заветные желания исполняются; что они могут обнять всю цветущую планету, да что планету – они могут обнять небо с солнцем, луной и звездами.

А Макиды осыпали юношей поцелуями и подносили дурманящее зелье, которое юноши с удовольствием пили из их рук. Макханы же шептали слова любви, от которых лица девушек покрывались легким румянцем, напоминающим цвет роз. И так прекрасны и невинны были их лица, что иногда Макханы даже забывали, что ненавидят людей и желают им зла. Но они подносили земным красавицам кувшинки с цветочным эликсиром. После первого же глотка из кувшина девушкам казалось, что блаженство рекой растекается по венам прямо к сердцу, а из сердца – бурным потоком по всему телу. Поток блаженства уносил с собой все заботы…

Сначала родителей девушек и юношей радовало то, что их дети светились счастьем. Но очень скоро стали замечать, что их сыновей и дочерей ничего больше не интересует, кроме прекрасных существ на краю Земли, да и сами дети уже стояли на краю.… Любая попытка удержать их от края: поинтересоваться жизнью детей, их мечтами и планами на будущее – встречала только раздражение, нервозность и даже агрессию: дети считали, что родители их не понимают и завидуют их счастью и даже хотят его разрушить. А родители, действительно, не понимали, откуда в их детях такие перемены, они могли даже нагрубить и не посчитать нужным даже извиниться. Такого раньше никогда не было. Поэтому родители были растеряны, они не знали, что делать, и это их угнетало. А дети отделялись все дальше и дальше.

Но беда не приходит одна: отдаление детей от родителей было только началом. Люди стали замечать, что Макиды и Макханы уже совсем не считаются с ними и даже откровенно презирают. Жители цветущей планеты недоумевали: как можно было так обмануться их внешностью?

А тут еще родители юноши, который первый полюбил смуглую Макиду, стали замечать, что боль, словно огромный паук, капля за каплей высасывает из него жизнь, стягивая тело юноши железными нитями своей паутины так, что казалось, будто ток проходит по спине…рукам… нога…

А ослабляла боль свою железную хватку только тогда, когда Макида приносила юноше свое дурманящее зелье, за которое теперь уже требовала звездные цветы. Но даже после того, как юноша принимал дурманящий эликсир и он по венам расслаблял все тело, бедняга уже не испытывал такого блаженства, что было в первые встречи с Макидой. К тому же боль очень скоро снова затягивала в свою железную паутину.

Другие юноши и девушки тоже стали зависеть от дурманящего эликсира народа Маки. И хотя цветочное зелье не приносило с собой былого блаженства, оно было необходимо, чтобы избежать боли.

Были люди, которые не попали под чары Макид и Макханов и не нуждались в их зелье, так вот они всеми силами пытались спасти своих собратьев, но удавалось все реже, чем хотелось…

А между тем с лица планеты стали исчезать поля со звездными цветами.

Тогда юноши и девушки стали обрывать цвет Папоротника вокруг своих домов, оставляя их незащищенными, открытыми для зла. А когда звездные цветы заканчивались возле собственных домов, юноши и девушки начинали воровать у домов своих собратьев, открывая их дома для слез и бед…

Тем же, кто больше не мог найти цвет Папоротника или находил его недостаточно много, Макиды и Макханы подменивали в зелье черные капли, которые отнимали у людей жизнь. Но даже те, кто приносил достаточно звездных цветов, могли получать в замен зелье с каплями смерти, хотя бы потому, что уже не восхищались народом Маки, а винили его во всех своих бедах, а главное, хорошо знали их истинное лицо и намерения.

И вот на Земле уже нельзя было найти цвет Папоротника, который ее охранял: а значит, все шло к тому, что цветущая планета, затягивалась в «кольцо зла», как и предсказывал Дух предков народа Маки – Человек в черном.

В скором времени у Земли уже не было ни начала, ни конца – они соединились, и их стало невозможно найти, чтобы вновь изгнать Макид и Макханов на край Земли.

Цветы Папоротника, которые еще каким-то чудом не успели оборвать, погасили свои огоньки: они спрятались от вероломства людей, которые уже не были столь сильны и красивы, как в те незапамятные времена, когда Земля была хранима светом Папоротника.

Но природа добра к своим созданиям, особенно к людям, хотя именно они-то и не всегда того заслуживают. Тем не менее…

Раз в году, в самую короткую ночь, на кануне дня Ивана Купалы, когда вся нечистая сила, в том числе Макиды и Макханы, вредят во всю свою нечистую мощь, - люди освещают Землю купальными огнями, напоминающий розовый цвет Папоротника, украшают себя венками, вспоминают о доброй цветущей планете.

Именно в эту особенную ночь и раскрывается Земля, в том числе, где соединились ее начало и конец, - вот тогда-то и распускает свой цвет Папоротник. Его звездные огоньки дают надежду людям на то, что еще возможно возвращение цветущей планеты, а вместе с ней мудрости и богатства духа.

Освещая человека, цвет Папоротника напоминает о том, что живет в нем Чистая Бессмертная душа, которая, стоит только сделать усилие, поможет человеку справиться с любым злом на свете, потому что сильнее любого зла…

… Легенда о цвете Папоротника – это легенда о бессмертной Душе цветущей планеты, звездный свет которой призван противостоять злу на Земле. [ 2 ]

Вопросы к сказке:

1. О чем эта сказка?

2. Чему она нас может научить?

3. Что движет героями сказки совершать тот или иной поступок?

4. Какой способ выхода из сложившихся ситуаций выбирают герои сказки?

5. Герои сказки преодолевают трудности сами или стараются переложить ответственность другим? Почему так происходит и кто же остаётся в ответе?

6. А какой вы видите самый эффективный способ в решении проблем и преодоления трудностей?

7. Какие чувства вызывает сказка? Кого вам жаль? Кого вы хотите «казнить»? Кого «помиловать»? А что у вас вызвало страх? А какие случаи вызывают раздражение?

8. Всем известно, что Папоротник никогда не цветет. Но в сказке есть скрытый смысл. Как вы считаете, какой?

9. А существуют ли сейчас народы Маки? А существуют ли сейчас Макиды и Макханы и встречались ли вы с ними? (Приложение 12.)

10. А сейчас мы предлагаем вам нарисовать происходящее и услышанное в сказке. Как вы представляете себе народы Маки?
Учащимся раздаются листы формата А4 на которых они изображают события и мысли к данной сказке.

Заключение (5 мин.)

В заключение тренинга ведущий рассказывает метафору и кратко комментирует ее.

«Рыба на блюде»

Рыба на блюде как она манит ароматами, как хочется ее попробовать. Но есть ее нужно медленно, не спеша, разглядывая каждую косточку, каждый кусочек в отдельности. Тогда она наградит своим прекрасным вкусом и полезными свойствами. Если же поторопиться, то можно подавиться косточкой. И тогда вместо вкуса мы долго будем помнить боль в горле от застрявшей косточки. А иногда может потребоваться и хирургическое вмешательство. То как ребенок торопится попробовать взрослую жизнь, можно сравнить с тем, как мы едим костлявую рыбу. Если очень поторопиться и захотеть откусить слишком большой кусок, есть риск подавиться косточкой. И эта боль будет очень долго мучить человека. Если же есть не спеша, рассматривая каждый кусочек, видя и зная все опасные косточки, можно почувствовать настоящий вкус деликатеса. [7 ]

(итог по времени – 180 мин.)

Анализ результатов:

Анализ детских рисунков показал, что участники тренинга адекватно воспринимают проблему употребления наркотиков, сложившуюся в обществе. Рисунки с изображением здорового образа жизни очень четко отражают нюансы красоты, добра и прелести жизни. Ребята так же искренне осознают всю пагубность употребления наркотических веществ и их отрицательное воздействие на организм человека. Удачно подобранная сказка к данному тренингу, позволила вскрыть проблему, начиная с первого употребления наркотика и до последней «точки», когда назад уже нет никакого пути. Рисунки отражают внутренний мир ребенка, его переживания и чувства по поводу услышанного. Это послужило для нас быть уверенными в том, что дети осознанно воспринимают как красоту мира, так и негатив, который может нести за собой употребление наркотика.

В дальнейшем, в рамках работы наркопоста, мы будем делать акцент на сказкотерапевтические тренинги. Это оказывает, как мы убедились, большое воздействие на подростковый возраст, на сознание ребенка и его осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.


Список использованной литературы.




1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога, 2008.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006 – 320 с.

3. Игольницына Л.М., Семенова Э.Ф., Мальцев А.В., Говорина М.Г. Профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков и молодежи. – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 2005. – 288 с.

4. Инспектор по делам несовершеннолетних. №4, апрель, 2008 // Это надо знать. В. Богданчиков, О. Болдырев и др.

5. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт. – сост. Р.А. Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111 с. (Воспитательная работа).

6. Павленок. П.Д. Основа социальной работы: Учебник М.: 1998 – 270 с.

7. Слободян Н.И., Больбат. О.А. Активные формы работы с родителями: методическое пособие – Иркутск: изд-во Ирк. гос. пед ун-та, 2007 – 136 с.