Главная страница

Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (разработку), сценарий, материалы по проведению массовых мероприятий с детьми по тематике «Пожарная безопасность»


Скачать 119.7 Kb.
Название Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (разработку), сценарий, материалы по проведению массовых мероприятий с детьми по тематике «Пожарная безопасность»
Дата 16.02.2016
Размер 119.7 Kb.
Тип Конкурс


Министерство образования и науки Калужской области

Отдел образования и спорта администрации Дзержинского района

МОУ ДОД «Куровской дом художественного творчества детей»
Областной конкурс

на лучшее учебно-методическое пособие (разработку),

сценарий, материалы по проведению

массовых мероприятий с детьми

по тематике «Пожарная безопасность»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин».
Возраст учащихся -10-12 лет

Автор – составитель:

педагог-организатор

МОУ ДОД «Куровской ДХТД»

Белокопытова И. А.

П. Куровской

2011 год
Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин.
Цель: формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности
Задачи:

  • Научить безопасному поведению и действиям в условиях пожаров

  • Развивать интерес к работе пожарной службы

  • Воспитывать осознанное обращение с огнем, воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу


Оборудование.

  • Ноутбук

  • Мультимедийный проектор

  • Мультипликационный фильм «Прометей»

  • Карточки с изображением ситуаций (2 штуки)

  • Карточки с изображением открытого огня (2 штуки)

  • Фрагменты карточек для закрывания картинок с открытым огнем (2 комплекта)

  • Для эстафеты: цифры 0,1,2,3, колокольчик, каска, перчатки, ремень, клубок, шарф, кукла.

  • Презентация к занятию



Ход занятия.
Вступление.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мне хотелось бы, чтобы сегодня мы с вами поговорили об одной очень важной вещи, без которой нельзя и обойтись и в то же время от неё нужно избавиться. Догадаться, о чем мы с вами будет говорить, помогут загадки.
Накормишь – живет,

напоишь – умрет.

* * *

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

* * *

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает?

* * *

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова?
Ответы детей. Огонь!
Учитель. Правильно, во всех этих загадках говорится об одном явлении – огне. А вы знаете, когда огонь и человек встретились ?

В древних мифах рассказывается, что огонь человечеству подарил Прометей, за что и был прикован Зевсом к скале.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Прометей».
Основная часть.
Слайд № 2. Это легенда, миф. А на самом деле человек мог впервые встретиться с огнем во время грозы, когда от молнии загорелось дерево. Приручение огня произошло так давно, что следы от костров ученые находят даже на стоянках неандертальцев. То есть человек живет с огнем уже сотни тысяч лет.

Слайд № 3. Сейчас некоторые ученые считают, что первый огонь люди могли получить не только от дерева, в которое ударила молния, но и во время извержений вулкана.

Слайд № 4. Огонь может быть нашим помощником или слугой, а может быть и врагом или хозяином.

Сейчас вам предстоит продолжить мою сказку. Разделитесь на две команды. У каждой из вас будут карточки-подсказки (Слайд № 5) (Приложение1), на которых будут изображены те предметы, с которыми наши герои могут встретиться. Но каждая команда должна будет придумать свое продолжение: первая – так, чтобы огонь был помощником, а другая – так, чтобы огонь был врагом.
Итак, жили-были брат и сестра. Его звали – Огонёк, а её – Огневушка . Жили они внутри вулкана и, кроме стен, ничего не видели. И вот однажды надоело им взаперти сидеть, решили они прогуляться, мир посмотреть. Огонек был очень серьезный, рассудительный, осторожный, никогда ничего не делал, не подумав прежде, а сестра его, наоборот, никого не слушала, делала, что хотела. Выбрались они наружу, а Огневушка и говорит: « Ну, всё, братец, пока! Дальше наши дорожки расходятся, я направо пойду, а ты – налево. Посмотрим, кто из нас больше интересных историй принесет»…
Команды в течение 5-7 минут придумывают продолжение сказки.

Пример .

1 вариант.

Покатился Огонек с горы и попал в лес. Остановился он у входа, потому что листву сухую увидел. Нет, не пойду я в лес, потому что листва может загореться, и пропадет тогда природа, а вместе с ней и живность всякая. Постоял он у кромки леса и вдоль побежал, а птицы и звери лесные вслед ему спасибо кричали.

Вскоре увидел он заблудившегося человека, он очень ослаб, промок. « Помогу-ка я ему», - решил Огонек и разжег костер, а человек не только согрелся, но и пищу себе горячую приготовить смог. И тоже Огоньку спасибо сказал. И т. д.

2 вариант.

Огневушка, смеясь, побежала по склону и, не раздумывая, вбежала в лес. Бежит, не оглядывается, только треск сзади стоит. Вдруг видит, её звери лесные и птицы обгонять стали, все испуганные, кричат. Только тогда сообразила, что она своей неосторожностью чуть лес весь не сожгла. Затихла, подумала и решила из леса уйти. И т. д.
Учитель. Молодцы ! Скажите , пожалуйста, а что люди придумали, чтобы справиться с непослушной Огневушкой?
Ответы. Правила обращения с огнем, пожарные команды.
Учитель. Как вы считаете, что нужно было отправить вместе с Огневушкой, чтобы не допустить беды? Найдите эти предметы на экране.
Слайд № 6.
Ответы. Песок, воду, пену, огнетушитель, одеяло, лопату.
Учитель. А теперь давайте немного поиграем.
Игра – эстафета.
По условному сигналу (пожарная сирена) 1 игрок бежит от линии старта до стульев и поднимает номер вызова пожарной части, который должен составить из разложенных цифр: 0,1,2,3 (01). Позвонить в колокольчик. Вернуться назад.

2 игрок бежит от линии старта до стульев, на которых разложено снаряжение: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение и взять клубок. Вернуться и дать кончик веревки следующему.

3 игрок бежит с концом веревки, разматывая её, как пожарный шланг. Конец оставляет рядом со стулом. Возвращается назад.

4 игрок преодолевает полосу препятствий, которую делают предыдущие 3 игрока: 1-садится на корточки, 2 – становится «дугой», 3 - садится на корточки. Возвращается бегом назад, собирая цепочкой по дороге своих товарищей.

5 игрок двигается с завязанными глазами (сильное задымление) до стула и «спасает» куклу.

6 игрок сматывает веревку.
Учитель. Вы все проявили ловкость, смелость, находчивость, а также были дружными и собранными. Как вы думаете, люди какой профессии обладают этими качествами?

Ответы. Пожарные.
Учитель. Зачем нужны люди этой профессии?

Ответы. Чтобы не было пожаров, чтобы бороться с пожарами.
Рассказ учителя с элементами беседы и показом презентации.
А вы знаете, что первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром. Слайд № 7.
В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.

В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.

С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.

В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда "водоливными трубами".

В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров.
Слайд № 8.

Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. На каланче ходил день и ночь часовой. Как только появилось облачко дыма или сверкнул огонек, часовой рвет пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора…

Слайд № 9,10.

Только в 1908 году появился в пожарном депо в Москве на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем, не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками - пожарными-топорниками.
В Калуге пожарные появились в конце ХVIII века.

В 1622,1684,1742 и 1754 годах наш город выгорал полностью. Но особенно несчастным был 1761 год, когда в довершение бедствия от пожара погорели баржи с товарами калужских купцов в Санкт-Петербурге, от чего купцы понесли убытку на 160 тыс. рублей. В это время в Калуге начинается строительство каменных зданий.

До ХIХ века пожары в общем-то и не тушили. Если такая напасть и случалась, то по улицам громыхали водовозные телеги, калужане бегали с ведрами и большими кувшинами с водой. Слайд № 11.

Учитель. Почему пожары были столь частыми?
Ответ. Самая главная причина была в том, что все дома до конца ХVII века в городе были деревянными. Слайд № 12.
Огонь перекидывался от дома к дому и прекращался, только когда все вокруг выгорало.

Многие печи были без дымоходов.

Вблизи домов размещались кузницы, жглись костры.

Для освещения использовались свечи и лампады.

Пожары не тушили, а спасали людей и имущество.
С 1782 года обязанность тушить пожары была возложена на полицию. В самом начале Садовой улицы (ныне Кирова) организовали 1-ю пожарную часть, и Калуга стала застраиваться каменными домами. Слайд № 13.
В начале ХIХ века при 1-й полицейской части был сформирован пожарный обоз. В нем было 55 пожарных, 43 лошади и 23 бочки. От казны пожарным полагались жалованье, провиант и обмундирование. Многие огнеборцы по совместительству выполняли работу фонарщиков. Обычно пожарная команда состояла из солдат, не способных к строевой службе. Срок службы брандмейстеров сначала был определен в 25 лет.

Слайд № 14.

Для пожарных построили здание с каланчой, которое представляло собой водонапорную башню, на самом верху которой была маленькая будка, где сидел человек — дозорный, и весь город был у него как на ладони. Если вдруг несчастье случалось, то дежурный давал сигнал тревоги, вывешивал на громоотвод флажок, и мальчишка-гонец мчался в пожарную часть, чтобы сообщить о неприятности. На улицу с грохотом вылетали повозки, запряженные лошадьми, гикали возницы, звенели колоколам.
Слайд № 15.

В свободное от службы время пожарные развлекали калужан выступлениями духового оркестра. В 1898 году было создано вольное пожарное общество. С тех пор в Калуге ежегодно проводился Праздник пожарных.

Слайд № 16.

Сейчас в области функционирует 53 части противопожарной службы. С ноября 2002 года они вошли в состав единой службы спасения области.
Слайд № 17.

Доблестные калужские пожарные с честью выполняют свой долг. 25 человек уже награждены орденами и медалями за отвагу и мужество, проявленные в борьбе с огнем. Калужская область — одна из немногих в России, где количество пожаров за прошедший год снижается.
Уже в ХVI веке существовали противопожарные правила, запрещающие жечь дома свечи с наступлением вечера, часто топить бани и печи летом, жечь костры рядом с домом.
Учитель. Какие противопожарные правила знаете вы? Посмотрите на экран и назовите их. Одна команда начинает свои комментарии со слова «НЕЛЬЗЯ», а вторая - «НУЖНО, НАДО» Слайд № 18.

Ребята по очереди комментируют картинки.

  • Если огонь небольшой, нужно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю с водой.




  • Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место




  • Надо закрыть плотно двери, так как от воздуха огонь разгорится сильнее.




  • Надо сразу же сообщить о пожаре, позвонив по телефону 01.




  • Нельзя паниковать,




  • Нужно сохранять спокойствие!




  • Нельзя оставлять без присмотра утюг, плитку, другие приборы.




  • При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, так как дым поднимается кверху.




  • Нельзя прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, - так от дыма не спастись.




  • Нельзя играть с огнем!







  • Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью.




  • Надо вывести из помещения людей, стариков и детей в первую очередь.




  • Нельзя распылять аэрозоли вблизи огня.




  • Нельзя в одну розетку включать несколько приборов.


Давайте сравним ваши ответы со слайдами №19,20.

Заключение.
Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее.

Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным.

Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из хорошего слуги человека может превратиться в плохого хозяина. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек при обращении с огнём был внимательным, соблюдал осторожность.
Давайте проверим, насколько внимательными были сегодня ваши команды. Задача - придумать по 3 вопроса на противопожарную тему. Ответить на вопросы противоположной команды и на один вопрос преподавателя.
Команды получают изображение огня. Если ответ на вопрос верный, то им выдается часть картинки с изображением правильного обращения с огнем или использования огня в мирных целях. В результате получившаяся картинка должна скрыть опасный открытый огонь. (Приложение2,3)

Недостающие части можно получить, ответив на контрольные вопросы преподавателя.
Контрольные вопросы преподавателя.


  • Телефон, по которому нужно сообщить о пожаре ? (01 )




  • Что нужно сообщить в службу спасения в случае возникновения пожара? (точный адрес, что и где горит, фамилию и имя, номер телефона.)




  • Можно ли открывать окна во время пожара? ( Нет, если это не единственный путь спасения)




  • Как выбраться из помещения, заполненного дымом? (На четвереньках или ползком, вдоль капитальных стен, закрывая нос и рот мокрой тканью).




  • Назовите основное условие для человека при возникновении пожара?( Спокойствие).




  • Почему пожарная машина красного цвета? (Потому что это цвет опасности, цвет огня.)




  • Можно ли спасаться от пожара, пытаясь сократить путь к выходу в лифте? (Нет, лифт может стать опасной ловушкой)




  • Когда для тушения пожара нельзя использовать воду? (Для тушения пожара нельзя использовать воду при возгорании масла, нефтепродуктов (бензин, керосин и пр.), воска.. Их нужно накрыть плотной тканью или засыпать землёй (песком), а также можно использовать порошковый огнетушитель)



Слайд № 21.

Всем спасибо за внимание! Желаю вам, чтобы огонь никогда не превратился в плохого хозяина!

Использованная литература.

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [DVD]/ - версия 2007 года.

2.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия[DVD]/-версия 2008 года.

3.Загадки про огонь [Интернет-ресурсы]: http://littlehuman.ru/691

4.История пожарной охраны в России [Интернет-ресурсы]: http://ipb.mos.ru/history/histori.html

5.Методическая разработка. Обучение основам безопасности жизнедеятельности. [Интернет-ресурсы]:http://www.volgorechenskedu.ru/uprav_doki/dok/24.02.2010/2.htm

6.Пожарные появились в Калуге в конце ХVIII века [Интернет-ресурсы]:http://gazeta.kaluga.ru/archiv-1082991684_9.html

7.Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях [Текст]/ под. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта, 2001.