|
Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (разработку), сценарий, материалы по проведению массовых мероприятий с детьми по тематике «Пожарная безопасность»
Министерство образования и науки Калужской области
Отдел образования и спорта администрации Дзержинского района
МОУ ДОД «Куровской дом художественного творчества детей»
Областной конкурс
на лучшее учебно-методическое пособие (разработку),
сценарий, материалы по проведению
массовых мероприятий с детьми
по тематике «Пожарная безопасность»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин».
Возраст учащихся -10-12 лет
Автор – составитель:
педагог-организатор
МОУ ДОД «Куровской ДХТД»
Белокопытова И. А.
П. Куровской
2011 год
Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин.
Цель: формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности
Задачи:
Научить безопасному поведению и действиям в условиях пожаров
Развивать интерес к работе пожарной службы
Воспитывать осознанное обращение с огнем, воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу
Оборудование.
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Мультипликационный фильм «Прометей»
Карточки с изображением ситуаций (2 штуки)
Карточки с изображением открытого огня (2 штуки)
Фрагменты карточек для закрывания картинок с открытым огнем (2 комплекта)
Для эстафеты: цифры 0,1,2,3, колокольчик, каска, перчатки, ремень, клубок, шарф, кукла.
Презентация к занятию
Ход занятия.
Вступление.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мне хотелось бы, чтобы сегодня мы с вами поговорили об одной очень важной вещи, без которой нельзя и обойтись и в то же время от неё нужно избавиться. Догадаться, о чем мы с вами будет говорить, помогут загадки.
Накормишь – живет,
напоишь – умрет.
* * *
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.
* * *
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает?
* * *
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Ответы детей. Огонь!
Учитель. Правильно, во всех этих загадках говорится об одном явлении – огне. А вы знаете, когда огонь и человек встретились ?
В древних мифах рассказывается, что огонь человечеству подарил Прометей, за что и был прикован Зевсом к скале.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Прометей».
Основная часть.
Слайд № 2. Это легенда, миф. А на самом деле человек мог впервые встретиться с огнем во время грозы, когда от молнии загорелось дерево. Приручение огня произошло так давно, что следы от костров ученые находят даже на стоянках неандертальцев. То есть человек живет с огнем уже сотни тысяч лет.
Слайд № 3. Сейчас некоторые ученые считают, что первый огонь люди могли получить не только от дерева, в которое ударила молния, но и во время извержений вулкана.
Слайд № 4. Огонь может быть нашим помощником или слугой, а может быть и врагом или хозяином.
Сейчас вам предстоит продолжить мою сказку. Разделитесь на две команды. У каждой из вас будут карточки-подсказки (Слайд № 5) (Приложение1), на которых будут изображены те предметы, с которыми наши герои могут встретиться. Но каждая команда должна будет придумать свое продолжение: первая – так, чтобы огонь был помощником, а другая – так, чтобы огонь был врагом.
Итак, жили-были брат и сестра. Его звали – Огонёк, а её – Огневушка . Жили они внутри вулкана и, кроме стен, ничего не видели. И вот однажды надоело им взаперти сидеть, решили они прогуляться, мир посмотреть. Огонек был очень серьезный, рассудительный, осторожный, никогда ничего не делал, не подумав прежде, а сестра его, наоборот, никого не слушала, делала, что хотела. Выбрались они наружу, а Огневушка и говорит: « Ну, всё, братец, пока! Дальше наши дорожки расходятся, я направо пойду, а ты – налево. Посмотрим, кто из нас больше интересных историй принесет»…
Команды в течение 5-7 минут придумывают продолжение сказки.
Пример .
1 вариант.
Покатился Огонек с горы и попал в лес. Остановился он у входа, потому что листву сухую увидел. Нет, не пойду я в лес, потому что листва может загореться, и пропадет тогда природа, а вместе с ней и живность всякая. Постоял он у кромки леса и вдоль побежал, а птицы и звери лесные вслед ему спасибо кричали.
Вскоре увидел он заблудившегося человека, он очень ослаб, промок. « Помогу-ка я ему», - решил Огонек и разжег костер, а человек не только согрелся, но и пищу себе горячую приготовить смог. И тоже Огоньку спасибо сказал. И т. д.
2 вариант.
Огневушка, смеясь, побежала по склону и, не раздумывая, вбежала в лес. Бежит, не оглядывается, только треск сзади стоит. Вдруг видит, её звери лесные и птицы обгонять стали, все испуганные, кричат. Только тогда сообразила, что она своей неосторожностью чуть лес весь не сожгла. Затихла, подумала и решила из леса уйти. И т. д.
Учитель. Молодцы ! Скажите , пожалуйста, а что люди придумали, чтобы справиться с непослушной Огневушкой?
Ответы. Правила обращения с огнем, пожарные команды.
Учитель. Как вы считаете, что нужно было отправить вместе с Огневушкой, чтобы не допустить беды? Найдите эти предметы на экране.
Слайд № 6.
Ответы. Песок, воду, пену, огнетушитель, одеяло, лопату.
Учитель. А теперь давайте немного поиграем.
Игра – эстафета.
По условному сигналу (пожарная сирена) 1 игрок бежит от линии старта до стульев и поднимает номер вызова пожарной части, который должен составить из разложенных цифр: 0,1,2,3 (01). Позвонить в колокольчик. Вернуться назад.
2 игрок бежит от линии старта до стульев, на которых разложено снаряжение: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение и взять клубок. Вернуться и дать кончик веревки следующему.
3 игрок бежит с концом веревки, разматывая её, как пожарный шланг. Конец оставляет рядом со стулом. Возвращается назад.
4 игрок преодолевает полосу препятствий, которую делают предыдущие 3 игрока: 1-садится на корточки, 2 – становится «дугой», 3 - садится на корточки. Возвращается бегом назад, собирая цепочкой по дороге своих товарищей.
5 игрок двигается с завязанными глазами (сильное задымление) до стула и «спасает» куклу.
6 игрок сматывает веревку.
Учитель. Вы все проявили ловкость, смелость, находчивость, а также были дружными и собранными. Как вы думаете, люди какой профессии обладают этими качествами?
Ответы. Пожарные.
Учитель. Зачем нужны люди этой профессии?
Ответы. Чтобы не было пожаров, чтобы бороться с пожарами.
Рассказ учителя с элементами беседы и показом презентации.
А вы знаете, что первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром. Слайд № 7.
В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.
В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.
С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).
В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.
В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда "водоливными трубами".
В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров.
Слайд № 8.
Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. На каланче ходил день и ночь часовой. Как только появилось облачко дыма или сверкнул огонек, часовой рвет пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора…
Слайд № 9,10.
Только в 1908 году появился в пожарном депо в Москве на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем, не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками - пожарными-топорниками.
В Калуге пожарные появились в конце ХVIII века.
В 1622,1684,1742 и 1754 годах наш город выгорал полностью. Но особенно несчастным был 1761 год, когда в довершение бедствия от пожара погорели баржи с товарами калужских купцов в Санкт-Петербурге, от чего купцы понесли убытку на 160 тыс. рублей. В это время в Калуге начинается строительство каменных зданий.
До ХIХ века пожары в общем-то и не тушили. Если такая напасть и случалась, то по улицам громыхали водовозные телеги, калужане бегали с ведрами и большими кувшинами с водой. Слайд № 11.
Учитель. Почему пожары были столь частыми?
Ответ. Самая главная причина была в том, что все дома до конца ХVII века в городе были деревянными. Слайд № 12.
Огонь перекидывался от дома к дому и прекращался, только когда все вокруг выгорало.
Многие печи были без дымоходов.
Вблизи домов размещались кузницы, жглись костры.
Для освещения использовались свечи и лампады.
Пожары не тушили, а спасали людей и имущество.
С 1782 года обязанность тушить пожары была возложена на полицию. В самом начале Садовой улицы (ныне Кирова) организовали 1-ю пожарную часть, и Калуга стала застраиваться каменными домами. Слайд № 13.
В начале ХIХ века при 1-й полицейской части был сформирован пожарный обоз. В нем было 55 пожарных, 43 лошади и 23 бочки. От казны пожарным полагались жалованье, провиант и обмундирование. Многие огнеборцы по совместительству выполняли работу фонарщиков. Обычно пожарная команда состояла из солдат, не способных к строевой службе. Срок службы брандмейстеров сначала был определен в 25 лет.
Слайд № 14.
Для пожарных построили здание с каланчой, которое представляло собой водонапорную башню, на самом верху которой была маленькая будка, где сидел человек — дозорный, и весь город был у него как на ладони. Если вдруг несчастье случалось, то дежурный давал сигнал тревоги, вывешивал на громоотвод флажок, и мальчишка-гонец мчался в пожарную часть, чтобы сообщить о неприятности. На улицу с грохотом вылетали повозки, запряженные лошадьми, гикали возницы, звенели колоколам.
Слайд № 15.
В свободное от службы время пожарные развлекали калужан выступлениями духового оркестра. В 1898 году было создано вольное пожарное общество. С тех пор в Калуге ежегодно проводился Праздник пожарных.
Слайд № 16.
Сейчас в области функционирует 53 части противопожарной службы. С ноября 2002 года они вошли в состав единой службы спасения области.
Слайд № 17.
Доблестные калужские пожарные с честью выполняют свой долг. 25 человек уже награждены орденами и медалями за отвагу и мужество, проявленные в борьбе с огнем. Калужская область — одна из немногих в России, где количество пожаров за прошедший год снижается.
Уже в ХVI веке существовали противопожарные правила, запрещающие жечь дома свечи с наступлением вечера, часто топить бани и печи летом, жечь костры рядом с домом.
Учитель. Какие противопожарные правила знаете вы? Посмотрите на экран и назовите их. Одна команда начинает свои комментарии со слова «НЕЛЬЗЯ», а вторая - «НУЖНО, НАДО» Слайд № 18.
Ребята по очереди комментируют картинки.
Если огонь небольшой, нужно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю с водой.
Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место
Надо закрыть плотно двери, так как от воздуха огонь разгорится сильнее.
Надо сразу же сообщить о пожаре, позвонив по телефону 01.
Нужно сохранять спокойствие!
Нельзя оставлять без присмотра утюг, плитку, другие приборы.
При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, так как дым поднимается кверху.
Нельзя прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, - так от дыма не спастись.
Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью.
Надо вывести из помещения людей, стариков и детей в первую очередь.
Нельзя распылять аэрозоли вблизи огня.
Нельзя в одну розетку включать несколько приборов.
Давайте сравним ваши ответы со слайдами №19,20.
Заключение.
Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее.
Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным.
Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из хорошего слуги человека может превратиться в плохого хозяина. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек при обращении с огнём был внимательным, соблюдал осторожность.
Давайте проверим, насколько внимательными были сегодня ваши команды. Задача - придумать по 3 вопроса на противопожарную тему. Ответить на вопросы противоположной команды и на один вопрос преподавателя.
Команды получают изображение огня. Если ответ на вопрос верный, то им выдается часть картинки с изображением правильного обращения с огнем или использования огня в мирных целях. В результате получившаяся картинка должна скрыть опасный открытый огонь. (Приложение2,3)
Недостающие части можно получить, ответив на контрольные вопросы преподавателя.
Контрольные вопросы преподавателя.
Телефон, по которому нужно сообщить о пожаре ? (01 )
Что нужно сообщить в службу спасения в случае возникновения пожара? (точный адрес, что и где горит, фамилию и имя, номер телефона.)
Можно ли открывать окна во время пожара? ( Нет, если это не единственный путь спасения)
Как выбраться из помещения, заполненного дымом? (На четвереньках или ползком, вдоль капитальных стен, закрывая нос и рот мокрой тканью).
Назовите основное условие для человека при возникновении пожара?( Спокойствие).
Почему пожарная машина красного цвета? (Потому что это цвет опасности, цвет огня.)
Можно ли спасаться от пожара, пытаясь сократить путь к выходу в лифте? (Нет, лифт может стать опасной ловушкой)
Когда для тушения пожара нельзя использовать воду? (Для тушения пожара нельзя использовать воду при возгорании масла, нефтепродуктов (бензин, керосин и пр.), воска.. Их нужно накрыть плотной тканью или засыпать землёй (песком), а также можно использовать порошковый огнетушитель)
Слайд № 21.
Всем спасибо за внимание! Желаю вам, чтобы огонь никогда не превратился в плохого хозяина!
Использованная литература.
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [DVD]/ - версия 2007 года.
2.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия[DVD]/-версия 2008 года.
3.Загадки про огонь [Интернет-ресурсы]: http://littlehuman.ru/691
4.История пожарной охраны в России [Интернет-ресурсы]: http://ipb.mos.ru/history/histori.html
5.Методическая разработка. Обучение основам безопасности жизнедеятельности. [Интернет-ресурсы]:http://www.volgorechenskedu.ru/uprav_doki/dok/24.02.2010/2.htm
6.Пожарные появились в Калуге в конце ХVIII века [Интернет-ресурсы]:http://gazeta.kaluga.ru/archiv-1082991684_9.html
7.Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях [Текст]/ под. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта, 2001.
|
|
|