|
«Компетентностный подход в образовательном процессе»
Педагогический совет по теме:
«Компетентностный подход в образовательном процессе»
Слайд 1
Система образования России сегодня претерпевает кризис знаниевого подхода в обучении, знаниевой парадигмы, существовавшей многие годы и признанной по официальным документам ЮНЕСКО уникальной за её фундаментальность и научность. В рамках знаниевого подхода всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять, что в современных условиях, в условиях рыночной экономики уже не удовлетворяет потребности общества. Поэтому и возникла необходимость перестроить систему образования – не теряя своей фундаментальности, она должна приобрести новое, практико-ориентированное содержание.
Достижение нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям её развития, является основной целью правительственной стратегии модернизации образования сегодня.
Слайд 2
Образовательное пространство, направленное на личностно-ориентированное обучение, находится в активном поиске путей развития личности, способной к творческой инициативе, самостоятельности и непрерывному самоопределению не только в профессиональной деятельности, но и в общечеловеческих ценностях.
Сегодня основным подходом в обучении становится компетентностный подход, который предполагает переход от трансляции готовых обобщённых знаний к личностным ценностям, от проверки памяти к способности мыслить, от авторитарного стиля преподавания к сотрудничеству между преподавателем, учеником и родителями.
Современное общество в связи с доступностью информации расставляет свои приоритеты далеко не в пользу знаниям, умениям и навыкам, а отдавая предпочтения коммуникабельности, социализации и компетентности. Творчески мыслящий человек успешен не только в профессиональном плане, но и обладая коммуникативными качествами, прекрасно социализируется в обществе.
Поэтому на современном этапе модернизации образования главной целью является формирование и развитие в подрастающем поколении ряда ключевых компетенций, креативного мышления и творческих способностей, позволяющих успешно применять свои знания и умения на практике.
Музыкальная педагогика, педагогика художественного образования не стоят в стороне от проблем общего образования, а наоборот активно доказывают свою состоятельность в решении обозначенных вопросов. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему формирования и развития личности.
Слайд 3
Только искусство может помочь человеку научиться видеть и чувствовать присутствующую в мире истину, гармонию и красоту. Искусство всегда было полем борьбы разных представлений о том, что прекрасно и что безобразно. И его функция в том и состоит, чтобы вести человека в это проблемное поле и помочь построить личный критерий не на случайных представлениях его окружения, а на более богатом, сложном фундаменте познания человеческой культуры, на сознательном выборе того, что для него близко и подлинно.
Слайд 4
Компетентностный подход широко изучается ведущими психологами и педагогами в нашей стране и зарубежом.
В переводе с латинского языка competentia – круг вопросов, о которых человек осведомлен.
Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Слайд 5
Компетентностный подход признан одним из наиболее актуальных инновационных способов построения новой образовательной парадигмы, а компетенции и компетентности – ведущими критериями подготовленности современного выпускника школы к различным условиям труда и социальной жизни.
Слайд 6
Направлениями реализации компетентностного подхода в деятельности учреждения дополнительного образования, являются следующие:
описание целей и результатов образования на языке компетенций;
педагогически обоснованное использование соответствующих технологий обучения;
личностно центрированный характер образовательного процесса;
конструирование образовательных программ с учетом индивидуальной образовательной траектории учащегося;
формирование новой оценочной культуры – переход от оценки знаний к оцениванию компетенций.
Слайд 7
В ходе работы 16 стран, подписавших Болонскую декларацию, по данному вопросу было выделено несколько групп компетенций. Среди них группа ключевых компетенций, которые включают в себя:
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции.
Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационные компетенции.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции.
Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Компетенции личностного самосовершенствования.
Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Формирование и развитие данных компетенций происходит во взаимосвязи между собой, и представляют процесс и результаты обучения и воспитания учащихся.
Слайд 8
Необходимо знать, что для развития компетентной личности учащегося очень важно развитие ключевых компетенций с опорой на личностные качества учащегося: познавательные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие.
Слайд 9
Основой содержания музыкального и художественного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода, являются следующие компоненты:
познавательный опыт личности, который включает в себя:
основные понятия и термины из теории музыки и искусства;
представления о жанрах, стилях, биографические знания, необходимые для музыкального исполнительства и художественного творчества;
оценочные знания, необходимые для анализа результата музыкальной и художественной деятельности.
Слайд 10
эмоциональный опыт личности, который включает в себя:
образное восприятие искусства, музыкального содержания.
эмоциональная отзывчивость на музыку;
сопереживание.
Слайд 11
опыт творчества и опыт музыкально-практической деятельности.
креативность и критичность мышления;
гибкость ума;
образное мышление;
наличие собственного мнения;
вдохновлённость и фантазия.
Все перечисленные компоненты становятся не только базой для осуществления музыкальной и художественной деятельности, но и сами формируются в процессе этой деятельности.
Развитие ключевых компетентностей с опорой на познавательный опыт личности, эмоциональный опыт, опыт творчества и опыт музыкально-практической деятельности, с опорой на личностные качества учащихся приводит к тому, что человек способен моделировать и оценивать последствия своих действий заранее и на длительную перспективу, что позволяет ему осуществить переход от внешней оценки к выработке «внутренних стандартов» оценки своих планов, жизненных ситуаций и других людей. Развитие самооценки у учащегося является одним из важных моментов в развитии компетентной личности.
Слайд 12
Относясь к ядру личности учащегося, самооценка своих знаний и умений, является важным регулятором его поведения и учебной деятельности.
Под влиянием самооценки результатов обучения, в зависимости от направленности, характера, способностей учащегося складывается или правильное или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка учащегося может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.
Самооценка учащегося тесно связана с уровнем его притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями учащегося ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными. Самооценка получает объективное выражение в том, как он оценивает и сравнивает способности, возможности и результаты деятельности других учащихся. Поэтому формированию этого качества необходимо уделять достаточное внимание в процессе обучения учащегося.
Для успешного развития компетентной личности в учебной практике дополнительного образования используются различные педагогические технологии и методы, среди которых необходимо выделить технологии игрового, проблемного обучения, творческого развития детей, модульного и проектного обучения, а также различные творческие формы проведения уроков: уроки-викторины, КВНы, деловые игры и т.д.
Слайд 13
Фрагмент урока-викторины в 6 классе
Слайд 14
Большое значение в успешной реализации компетентностного подхода в современном образовании имеет компетенция преподавателя.
К базовым педагогическим компетенциям с учетом специфики профессиональной деятельности преподавателя музыки и изобразительного искусства необходимо отнести следующие:
постановка и решение педагогических задач -умение осуществлять диагностику музыкального и художественного опыта учащихся, уровня их музыкальной и эстетической культуры, способностей, эстетических пристрастий, качества восприятия музыки и окружающей действительности как основания выстраивания индивидуального маршрута погружения ребенка в музыку, в художественное творчество;
организация учебной деятельности учащихся – мотивирование учащихся к творческой деятельности, использование различных форм музыкальной деятельности, отбор учебного материала с учетом возможностей детей;
-
осуществление педагогической рефлексии – умение развивать и обогащать образовательную среду учреждения, умение осуществлять самореализацию, карьерный рост, самообразование, рефлексивную деятельность.
компетенция учителя в сфере педагогического общения - коммуникативная компетенция.
Умение выстраивать отношения с учениками и родителями, с коллегами является показателем компетенции преподавателя.
Назову основные трудности во взаимоотношениях «учитель-ученик» глазами ребёнка:
отсутствие общего языка, взаимопонимания, человеческой близости;
проявление неуважения к ученикам, несдержанность учителей, которые подавляют, не доверяют, слишком уверенны в своей непогрешимости, не признают своих ошибок, никогда не извиняются;
необъективность учителей.
Глазами преподавателя:
Лень учащихся, нежелание учиться, сложность программы, систематическое невыполнение программы, слабый контроль родителей;
Невоспитанность, неблагодарность, примитивность, непочтительность учеников.
Чтобы взаимоотношения с учениками, родителями, коллегами носили продуктивный характер, в процессе обучения и общения не возникало конфликтных ситуаций необходимо владеть знаниями психологической организации другого человека, механизмами установления продуктивных контактов, т.е. владеть коммуникативной грамотностью.
Одним из средств мониторинга профессионального роста, отражающего уровень компетентности преподавателя и содержащее коллекцию дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса является портфолио преподавателя. Портфолио преподавателя сегодня уделяется огромное внимание и в ближайшем оно станет непременным условием аттестации преподавателя (изменяются условия аттестации).
Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что современный преподаватель должен понимать процессы, происходящие в рамках модернизации образования России, целенаправленно и успешно реализовывать компетентностный подход в практике обучения учащихся, стремиться самому быть компетентной личностью, способной решать все поставленные перед образованием задачи.
|
|
|