|
Классный час Живи в безопасности единый всероссийский «День правовой помощи детям»
Классный час
Живи в безопасности
(единый всероссийский «День правовой помощи детям»)
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
формировать систему правовых знаний;
способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
способствовать развитию и расширению кругозора личности;
формирование активной жизненной позиции;
правовое просвещение и предупреждение правонарушений
развить умения: - доказывать свою точку зрения;
- оперировать юридическими понятиями.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Оборудование:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.
Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Карточки, жетоны, мультимедийная презентация.
Для команд:
чистые листы бумаги,
ручки, карандаши,
отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
карточки с заданиями.
Для проведения игры формируются 2 команды. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.
Актуальность мероприятия:
В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.
Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.
Ход классного часа:
На доске
Памятка «Важные правила» (слайд 2)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Организационный момент.
Тема нашего классного часа «Живи в безопасности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?
Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.
Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».
(слайд 3)
Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении.
Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.
Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60% сирот, достигших трех лет , попадают в спец интернаты.
348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.
Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми , так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
1924 год – Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка.
1959 год – ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.
20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН.
В 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу в 1.10.1990 г.
Поэтому с юридической точки зрения более значимым документом является Конвенция о правах ребенка.
Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.
Конвенция включает в себя группы:
1) основные права – на жизнь, на имя;
2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);
4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
5) образование детей и их культурное развитие;
6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.
Основные права ребенка:
- право на жизнь,
- право на свободу слова, мысли и религии,
- право на медицинскую помощь,
- право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,
- право жить со своими родителями и воспитываться в семье,
- право на воспитание,
- право на уважение человеческого достоинства,
- право на защиту от жесткого обращения,
- право на Ф.И.О. при рождении,
- право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,
- право на образование и др.
- Что такое, например, право на жизнь?
У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.
- У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Немецкий поэт М. Клаудиус говорил об этом так: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям».
- Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека.
- Какие обязанности у вас в семье?
- Какие обязанности у вас как у учеников?
- Где перечислены ваши обязанности как учеников? (В Уставе школы)
- Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки. Послушайте реальную историю, которая произошла с мальчиком примерно вашего возраста.
Петя любил поохотиться на воробьев. Для этого у него была отличная рогатка. Много раз он ловил на себе неодобрительные взгляды прохожих, но он спокойно воспринимал любые замечания и продолжал стрелять в птиц.
Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо проходящего мимо человека. Срочная операция не помогла – глаз пришлось удалить.
Состоялся суд. Пётр не достиг возраста уголовной ответственности. Иначе он был бы осужден к лишению свободы за нанесение тяжкого телесного повреждения. Мальчика отправили в спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей, а родители Петра выплачивали пострадавшему значительную сумму денег за нанесенный вред. Когда Петя выйдет из спецшколы и начнет работать, то платить пострадавшему он будет уже сам, причем на протяжении всей жизни этого человека.
Каждый из вас, возможно, был свидетелем незначительных на первый взгляд шалостей, которые затрагивали бы интересы других людей. Скажите, на ком лежит в этом случае ответственность? (На родителях)
- Поступать плохо проще, чем хорошо, но умный человек предвидит последствия своих поступков, человек с сильной волей владеет собой и, если понимает, что поступит неправильно, может сказать «НЕТ!» в первую очередь самому себе.
- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.
(слайд 4)
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Пока вы находитесь в начале жизненного пути, впереди годы становления и роста. На этой дороге могут встретиться преграды и тяжелые испытания. Чтобы достойно справиться с ними, вырасти по-настоящему свободным человеком, стать личностью, необходимо хорошо знать законы, охраняющие детство. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь…
Закрепление пройденного материала.
Но, тем не менее, всё чаще права ребёнка нарушаются. Растёт детская преступность.
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
1 задание. Составление таблицы (слайд 5)
Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы.
-
|
Что я делал(а) сегодня
|
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
|
1
|
Ночью спал
|
|
2
|
Завтракал, обедал
|
|
3
|
Смотрел телевизор
|
|
4
|
Сходил в школу
|
|
5
|
Лечил зубы
|
|
6
|
|
Право на всестороннее развитие
|
7
|
|
право на отдых и досуг
|
8
|
|
право на справедливое вознаграждение
|
9
|
|
право на свободу мирных собраний
|
10
|
|
право на свободу убеждений и на их свободное выражение
|
Ответы детей.
|
Что я делал(а) сегодня
|
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
|
1
|
Ночью спал
|
Право на отдых и здоровье
|
2
|
Завтракал, обедал
|
Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье
|
3
|
Смотрел телевизор
|
Право на доступ к информации и СМИ
|
4
|
Сходил в школу
|
Право на образование
|
5
|
Лечил зубы
|
Право на медицинскую помощь.
|
6
|
Посещал кружки и секции
|
Право на всестороннее развитие
|
7
|
Играл в компьютер
|
право на отдых и досуг
|
8
|
Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку
|
право на справедливое вознаграждение
|
9
|
Встречался с друзьями
|
право на свободу мирных собраний
|
10
|
отвечал на уроке. Защищал свое мнение.
|
право на свободу убеждений и на их свободное выражение
|
Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.
Ситуация 1. (слайд 6)
На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ:
Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2. (слайд 7)
На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3. (слайд 8)
Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4. (слайд 9)
Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,
личную тайну.
Ситуация 5. (слайд 10)
Мальчика воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем мальчик все время с ней соглашается.
Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к мальчику со стороны мамы?
Правильный ответ:
Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.
Ситуация 6. (слайд 11)
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции.
Вопрос. Будут ли ребята наказаны?
Правильный ответ:
Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления
(ст. 31 УПК).
Ситуация 7. (слайд 12)
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на “побрякушки”, которые хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
Ситуация 7. (слайд 13)
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ситуация 8. (слайд 14)
По телевизору идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.
Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?
Правильный ответ:
НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью
ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»
Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
ж
|
и
|
О
|
б
|
р
|
о
|
в
|
а
|
И
|
З
|
Н
|
Ь
|
А
|
З
|
З
|
Н
|
Н
|
Д
|
И
|
У
|
Ж
|
Е
|
А
|
И
|
Х
|
И
|
М
|
В
|
А
|
Н
|
Б
|
Е
|
Ы
|
В
|
Я
|
С
|
У
|
И
|
О
|
Т
|
Д
|
И
|
Д
|
О
|
Г
|
Е
|
Х
|
У
|
Т
|
Д
|
Л
|
Ь
|
С
|
Т
|
Ы
|
О
|
О
|
У
|
А
|
Н
|
О
|
Ь
|
Д
|
Т
|
ж
|
и
|
О
|
б
|
р
|
о
|
в
|
а
|
И
|
З
|
Н
|
Ь
|
А
|
З
|
З
|
Н
|
И
|
Д
|
И
|
У
|
Ж
|
Е
|
А
|
И
|
Х
|
И
|
М
|
В
|
А
|
Н
|
Б
|
Е
|
Ы
|
В
|
Я
|
С
|
У
|
И
|
О
|
Т
|
Д
|
И
|
Д
|
О
|
Г
|
Е
|
Х
|
У
|
Т
|
Д
|
Л
|
Ь
|
С
|
Т
|
Ы
|
О
|
О
|
У
|
А
|
Н
|
О
|
Ь
|
Д
|
Т
|
Правильный ответ:
Жизнь
образование
отдых
досуг
индивидуальность
уважение
имя
заботу
«Температура прав человека в нашей школе»
Как вы себя чувствуете? Как температура? А сейчас предлагаю измерить «температуру» прав человека в нашей школе. В тетради подпишите заголовок «Температура прав человека в нашей школе», считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прочитайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно они применимы к коллективу нашей школы. Шкала оценки (заранее на доске)
1 — никогда 2 — редко 3 — часто 4 — всегда.
Вопросы для измерения «температуры» прав человека в школе.
1. В моей школе учащимся обеспечены безопасность и личная неприкосновенность.
2. В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
3. Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4. Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
5. В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
6. Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
7. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9. Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура — 36 градусов «прав человека».
У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36 градусам.
- Как вы думаете, от кого зависит «температура» прав человека в школе? (От учащихся, учителей — сотрудничество между ними). Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа». Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
Рефлексия
Конкурс «Ромашка» (за определенное количество времени написать на лепестках ромашки запомнившиеся права ребенка.)
Подведение итогов.
А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.
(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правила»)
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!
Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!
Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК
Говори всегда правду.
Будь храбрым.
Не обманывай, не жульничай, не воруй.
Будь мужественным.
Оставайся честным и вежливым.
Учись работать с другими.
Уважай закон и права.
Держи свои слова.
Люби хорошо выполненную работу.
Уважай природу и окружающую среду.
Помогай больным и беспомощным.
Учись добиваться намеченной цели.
Учись работать в коллективе.
Встань на защиту прав человека.
Укрепляй дружбу между людьми.
Прислушивайся к чужому мнению.
Будь толерантным!!
Литература:
Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.
Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.
Конституция РФ.
Семейный и Гражданский кодексы.
Конвенция о правах ребенка.
Приложение 1
“Декларация” школьников Вы - школьники:
|
имеете право
|
обязаны
|
никогда не обязаны
|
1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.
2. Просить о помощи.
3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.
4. Быть независимым.
5. Иметь собственное мнение и убеждение.
6. Совершать ошибки.
7. Отвечать отказом на просьбу.
8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.
9. Получать то, за что платите.
|
1. Соблюдать тишину на уроках.
2. Посещать уроки, определенные расписанием.
3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.
4. Соблюдать чистоту.
5. Выполнять учебные требования учителей.
6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.
|
1. Быть безупречным на 100%.
2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)
3. Любить людей, приносящих им вред.
4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.
5. Мириться с неприятной ситуацией.
6. Выполнять неразумные требования.
7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.
|
Приложение 2
1. Мы граждане, но все же дети,
Бывает, для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете,
Чтоб знали мы права и отстояли честь.
2. Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.
3. Пятьдесят четыре — ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.
4. Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.
Социальную защиту и леченье.
5. Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый — вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?
6. Не бойся, с тобою семья,
Воспитатель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей —
Помогут они, держись веселей.
7. До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?
В общем — да!
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Правду прямо говорить,
Дружбой нашей дорожить,
Старших, младших уважать -
Это разрешается.
Будьте очень осторожны,
В жизни так случается:
Мать с ребенком разлучают –
Это запрещается.
Если ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается…
Бить, наказывать - всегда
Строго запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Тоже запрещается!
Если сильный человек,
Над слабым издевается -
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
ТОВАРИЩИ ДЕТИ!
Будьте бдительны!
ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,
ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!
Помни! В Конвенции каждый
Найдёт на вопрос ответ:
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.
Сколько бы ни было в мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.
Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки.
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!
Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!
«Каждый, право, имеет право
На то, что слева, на то, что справа»,
На то, что сверху, на то, что снизу,
Но правда жизни полна сюрпризов!
Тысячи лет люди ждут волшебства:
Не сказкой, а былью станут ПРАВА!
Право на труд и право на отдых…,
Но с отдыхом часто случается промах.
Ведь право на труд – не синоним достатка,
И с отдыхом может случиться накладка.
Право серьёзное очень – лечиться,
Тоже привязано к праву трудиться.
И если за труд получаешь немного,
Гладкой к здоровью не будет дорога.
Право на свежие воздух и воду,
Чистоту улиц в любую погоду,
Право на жизнь в красивых домах.
Когда же всё это исполнится?
Ах! (вместе)
Нельзя позволять и нельзя соглашаться,
Пассивным нельзя никогда оставаться,
Когда превращают в пустые слова
Права ЧЕЛОВЕКА, НАРОДА права!!!
Права человека –
закон и порядок, (вместе)
Счастливая жизнь без вранья и оглядок.
По Миру лучом пронесётся молва:
«У нас в Казахстане священны ПРАВА!» (вместе)
Пусть в завтрашнем дне станут былью мечты...
Я верю в их исполненье, а ты?
Я – ребенок, я — человек,
Я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране,
А не там, где идет война.
Я право имею, на то, чтоб любить
И на то, чтобы быть любимым,
Я право имею, на то, чтобы жить
И на свете быть самым счастливым.
Я право имею, чтоб мир на Земле
Царил везде и всегда,
Я право имею, чтоб в небе большом
Всегда была тишина.
Приложение 3
-
|
Что я делал(а) сегодня
|
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
|
1
|
Ночью спал
|
|
2
|
Завтракал, обедал
|
|
3
|
Смотрел телевизор
|
|
4
|
Сходил в школу
|
|
5
|
Лечил зубы
|
|
6
|
|
Право на всестороннее развитие
|
7
|
|
право на отдых и досуг
|
8
|
|
право на справедливое вознаграждение
|
9
|
|
право на свободу мирных собраний
|
10
|
|
право на свободу убеждений и на их свободное выражение
|
ж
|
и
|
О
|
б
|
р
|
о
|
в
|
а
|
И
|
З
|
Н
|
Ь
|
А
|
З
|
З
|
Н
|
Н
|
Д
|
И
|
У
|
Ж
|
Е
|
А
|
И
|
Х
|
И
|
М
|
В
|
А
|
Н
|
Б
|
Е
|
Ы
|
В
|
Я
|
С
|
У
|
И
|
О
|
Т
|
Д
|
И
|
Д
|
О
|
Г
|
Е
|
Х
|
У
|
Т
|
Д
|
Л
|
Ь
|
С
|
Т
|
Ы
|
О
|
О
|
У
|
А
|
Н
|
О
|
Ь
|
Д
|
Т
|
|
|
|