|
Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц
МКОУ «Александровская СОШ»
Учитель БОНДАРЕНКО ЗИНАИДА ФЕДОРОВНА
Тема: " Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц".
Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.
2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
Задачи:
1. Изучить строение перьев.
2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.
3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.
4. Продолжить развивать умения работы с цифровым микроскопом.
Оборудование: Компьютер, Таблица класс Птицы. Сизый голубь. Презентация "Внешнее строение птиц", наборы перьев, цифровой микроскоп.
Музыкальное сопровождение: « Голоса птиц леса. Утренне пение птиц» ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд» , Песня «Напиши мне письмо гусиным пером»
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности к уроку.
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний
На прошлом уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся? (Хордовые)
Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили? (ланцетник, рыбы, амфибии)
Что общего у всех представителей типа Хордовые? (Внутренний осевой скелет хорда, н.с. представлена нервной трубкой)
Назовите представителей каждого класса .
Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Назовите основные характерные признаки этих классов.
Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой , если ее отдалить от воды, или с ящерицей, если ее поселить в аквариуме? (Они погибнут)
Почему? ( Рыбы приспособлены к жизни в воде, а ящерицы –наземные животные)
А что общего у представителей изученных нами классов ? ( Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)
II. Совместное открытие знаний.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом типа Хордовых – это Класс Птицы.
Запишем тему урока : Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.
Птицы-наиболее многочисленая группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов.
Я предлагаю воспользоваться учебником и найти признаки, характерные только для класса Птицы. Запишем их в тетради.
Общая характеристика класса Птицы
Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры. Линька.
Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.
Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.
Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов.
Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40 , высокий обмен веществ)
Передние конечности превращены в крылья
Сейчас мы с вами перечислили только часть признаков характеризующих класс птицы, на следующих уроках мы найдем еще другие признаки. Я предлагаю вам послушать монолог Катерины из произведения Н.Островского «Гроза»
Ученица читает монолог Катерины под звуки голосов птиц леса.
«…Отчего люди не летают?
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….» (С сайта http://www.inpearls.ru/) Да, люди летать не могут . но зато способностью к полету обладают почти все птицы. Сегодня у нас урок исследование. И вы догадались, что мы сегодня будем исследовать? (Учащиеся предполагают, учитель корректирует цель исследования) Конечно же приспособленность птиц к полету.
Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.
III. Самостоятельное применение знаний.
(Работа в парах). Какие же приспособления имеют птицы для полета ( в учебнике ответить на вопросы Лабораторной работы №8, стр.212
Задание: №1, № 2 ,№ 3,№ 4, № 5
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые? (Нет, каждое выполняет свою функцию)
( Совместные действия) Составить схему классификации перьев на доске и в тетради.
Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Первостепенные- прикрепляются к кисти
Второстепенные- прикрепляются к предплечью
Третьестепенные- прикрепляются к плечу.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.
Продолжаем выполнять выполнить лабораторную работу. Для этого вам необходимо взять учебники, рабочие тетради и письменные принадлежности и перейти на другой ряд, где все подготовлено к выполнению лабораторной работы. Откроем рабочую тетрадь, стр.45 и выполним задания ( задания № 6,7,8,9 в учебнике)
Включить музыку ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд»
.Лабораторная работа "Строение перьев"
Инструкция : Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.
Давайте прочитаем инструктивную карточку.
1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.
2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое
Вывод:……
3. Опустите перо в стакан с водой (перо не намокло.)
Вывод: ………
4.Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите перо внутри (Внутри перо пустое:
Вывод : …..
На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.
IV.Закрепление
Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету
1. Обтекаемая форма тела (уменьшение трения);
2. Наличие перьевого покрова (летательная поверхность);
3. Наличие хвоста, служащего птице рулем;
4. Образование цевки как посадочного устройства
5. Отсутствие зубов
В народе говорят: "Птицу узнают по перьям". Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных
V.Рефлексия: Включаю песню «Напиши мне письмо гусиным пером».
Вас ждет сюрприз. У вас есть возможность написать синквейн настоящим гусиным пером и чернилами на выбор:
ПТИЦА, ПЕРО, УРОК. (Написанные синквейны крепятся на доску)
Домашнее задание: параграф 44, подготовить материал о применении перьев в жизни человека(презентация, картина, сообщение, рисунок, кроссворд)
Давайте прочитаем инструктивную карточку.
1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.
2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое
3. Опустите перо в стакан с водой (перо не намокло.) Вывод:
4.Отрежьте кончик пера ножницами и рассматрите перо внутри . (Внутри перо пустое: Вывод :
На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.
|
|
|