Главная страница

Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц


Скачать 66.05 Kb.
Название Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц
Дата 05.04.2016
Размер 66.05 Kb.
Тип Лабораторная работа

МКОУ «Александровская СОШ»

Учитель БОНДАРЕНКО ЗИНАИДА ФЕДОРОВНА

Тема: " Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц".

Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.

2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Задачи:

1. Изучить строение перьев.

2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

4. Продолжить развивать умения работы с цифровым микроскопом.

Оборудование: Компьютер, Таблица класс Птицы. Сизый голубь. Презентация "Внешнее строение птиц", наборы перьев, цифровой микроскоп.

Музыкальное сопровождение: « Голоса птиц леса. Утренне пение птиц» ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд» , Песня «Напиши мне письмо гусиным пером»

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности к уроку.

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний


На прошлом уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся? (Хордовые)

Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили? (ланцетник, рыбы, амфибии)

Что общего у всех представителей типа Хордовые? (Внутренний осевой скелет хорда, н.с. представлена нервной трубкой)

Назовите представителей каждого класса .

Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Назовите основные характерные признаки этих классов.

Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой , если ее отдалить от воды, или с ящерицей, если ее поселить в аквариуме? (Они погибнут)

Почему? ( Рыбы приспособлены к жизни в воде, а ящерицы –наземные животные)

А что общего у представителей изученных нами классов ? ( Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)


II. Совместное открытие знаний.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом типа Хордовых – это Класс Птицы.

Запишем тему урока : Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

Птицы-наиболее многочисленая группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов.

Я предлагаю воспользоваться учебником и найти признаки, характерные только для класса Птицы. Запишем их в тетради.

Общая характеристика класса Птицы

  1. Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры. Линька.

  2. Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.

  3. Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.

  4. Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов.

  1. Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40 , высокий обмен веществ)

  2. Передние конечности превращены в крылья

Сейчас мы с вами перечислили только часть признаков характеризующих класс птицы, на следующих уроках мы найдем еще другие признаки. Я предлагаю вам послушать монолог Катерины из произведения Н.Островского «Гроза»

Ученица читает монолог Катерины под звуки голосов птиц леса.

«…Отчего люди не летают? 
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….» (С сайта http://www.inpearls.ru/)
Да, люди летать не могут . но зато способностью к полету обладают почти все птицы. Сегодня у нас урок исследование. И вы догадались, что мы сегодня будем исследовать? (Учащиеся предполагают, учитель корректирует цель исследования) Конечно же приспособленность птиц к полету.

Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.

III. Самостоятельное применение знаний.

(Работа в парах). Какие же приспособления имеют птицы для полета ( в учебнике ответить на вопросы Лабораторной работы №8, стр.212

Задание: №1, № 2 ,№ 3,№ 4, № 5

- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?  (Нет, каждое выполняет свою функцию)

( Совместные действия) Составить схему классификации перьев на доске и в тетради.

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. 
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.

 Первостепенные- прикрепляются к кисти

Второстепенные- прикрепляются к предплечью

Третьестепенные- прикрепляются к плечу.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

Продолжаем выполнять выполнить лабораторную работу. Для этого вам необходимо взять учебники, рабочие тетради и письменные принадлежности и перейти на другой ряд, где все подготовлено к выполнению лабораторной работы. Откроем рабочую тетрадь, стр.45 и выполним задания ( задания № 6,7,8,9 в учебнике)

Включить музыку ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд»

.Лабораторная работа "Строение перьев"

Инструкция : Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.
Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.

2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

Вывод:……

3. Опустите перо в стакан с водой (перо не намокло.)

Вывод: ………

4.Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите перо внутри (Внутри перо пустое:

Вывод : …..

На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.

IV.Закрепление

Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету

1.  Обтекаемая форма тела (уменьшение трения);

2.  Наличие перьевого покрова (летательная поверхность);

3.  Наличие хвоста, служащего птице рулем;

4.  Образование цевки как посадочного устройства

5. Отсутствие зубов

В народе говорят: "Птицу узнают по перьям". Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных

V.Рефлексия: Включаю песню «Напиши мне письмо гусиным пером».

Вас ждет сюрприз. У вас есть возможность написать синквейн настоящим гусиным пером и чернилами на выбор:

ПТИЦА, ПЕРО, УРОК. (Написанные синквейны крепятся на доску)

Домашнее задание: параграф 44, подготовить материал о применении перьев в жизни человека(презентация, картина, сообщение, рисунок, кроссворд)





Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.

2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

3. Опустите перо в стакан с водой (перо не намокло.) Вывод:

4.Отрежьте кончик пера ножницами и рассматрите перо внутри . (Внутри перо пустое: Вывод :

На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.