Кл. руководитель: Чибисова В.Е.
Беседы с родителями. Как воспитать своего ребенка удачником?
«Все мы родом из детства», точнее, «все мы родом из семьи». И как бы ни велика была роль самовоспитания, роль семьи остается определяющей. Чем менее родители счастливы, удачливы, тем больше у них желания видеть своего ребенка удачливым, везучим, счастливым.
Как реализовать это родительское желание? Какие условия необходимы для воспитания удачников, счастливчиков, везунчиков? Или это Судьба, Случай, Рок? Вероятно, доля Его Величества Случая наличествует, но, занявшись изучением биографий великих людей (великих удачников в бизнесе, политике, науке — любом виде человеческой деятельности), придется отметить некоторые общие их качества и черты: оптимизм, дерзость, смелость, самостоятельность, сильную волю, трудолюбие, упорство, веру в свои силы, в свой успех (несмотря на неудачи, непризнание), а также независимость (от чужого мнения — прежде всего) и умен общаться. Очень часто оказывается, ч талант общения важнее других тал тов.
О том, что основы счастья потом закладываются задолго до его появления на белый свет, знали еще древних цивилизациях. А счастье — здоровье, хороший характер, материальное и моральное благополучие. Поэтому у многих народов выбор будущего супруга (супруги) считался делом очень серьезным, которое нельзя доверять самим молодым.
Невесту (жениха) выбирали старшие, умудренные опытом. Шла «селекционная работа», особенно тщательная у знати, и чем знатнее, тем меньше шансов на самостоятельный выбор.
В деревнях особой нужды в генетической консультации не было, так как любая старая родственница могла вспомнить вплоть до пятого—шестого колена всю «родову» предполагаемой невесты (или жениха), все особенности «их породы», их болезни, достоинства и недостатки, «фамильные черты и драгоценности». Патриархальный быт, община — все происходило «на миру».
В городах часть функций «генетической консультации» (информация об особенностях родни) когда-то осуществляли свахи.
В советский период, в период возникновения городов-новостроек и переселения людей, «революционно» решался и вопрос выбора будущего отца (матери) ребенка. Часто не знали не только бабушек, дедушек, но даже родителей: тещу — тестя (свекра — свекровь). Не знали и о существовании детей-инвалидов от первого брака.
В наши дни богатые (разбогатевшие в одночасье) молодые люди очень серьезно подходят к родословной покупаемой ими кошки или собаки. А вот родословной будущей супруги (супруга), матери (отца) своего будущего ребенка начинают интересоваться после появления больного наследника (наследницы). Услугами генетической консультации имеют возможность пользоваться жители крупных городов, а банка данных о здоровье предков наше государство не имеет.
Будущим родителям небезынтересной будет информация о взгляде на ребенка, представленном в холистическом (т. е. духовном, ценностном, цельном) образовании.
В холистическом образовании появление ребенка на свет не считается единичным актом. ^ Рождение человека происходит в три этапа.
Первый этап — появление Духовного зародыша. И появление это совершается тогда, когда будущие родители поймут, что цель их земного существования — передать свой духовный потенциал (т. е. потенциал и своего рода, и своей нации, и своего народа) потомкам, будущему. От величины накопленного духовного потенциала зависит содержание Духовного зародыша, будущая Сила Духа наследника (наследницы).
^ Второй этап — появление Душевного зародыша. Возможности Душевного зародыша определяются тем, как любят, ожидают того, кто еще не зачат, т. е. отношением к будущему ребенку.
^ Третий этап — момент соития родителей, слияния мужской и женской яйцеклеток. От того, как велика сила любви, в какой обстановке это происходило, зависит телесное здоровье, благополучие ребенка. Это акт рождения Телесного зародыша.
Не зря у всех народов есть поверье, что «от любви рождаются красивые дети».
А где же акт физиологических родов? Но этот акт есть у всех животных. Для всего живого (животного мира) он сверхзначителен, но только у человека есть три этапа рождения до появления на свет.
Было ли у вас, у ваших детей это троекратное рождение до рождения? Каким оно было? Не от незнания ли многие наши несчастья на этом свете?
Но если мы полные атеисты и не признаем никакого холистического мировоззрения, то значимость периода беременности, вынашивания плода для благополучия (хотя бы физического и психического) ребенка признаем, естественно, безоговорочно.
Уже в древних цивилизациях было понимание огромной значимости внутриутробного развития плода.
Более тысячи лет тому назад в Древнем Китае существовали перинатальные (дородовые) клиники, где будущие матери (конечно, богатые) проводили период беременности в окружении красоты и гармонии.
В античные времена беременные женщины наслаждались созерцанием Природы и произведений искусства, слушали красивую музыку, танцевали, пели и рожали затем красивых детей.
Для древних египтян, индейцев, индусов, кельтов, африканцев и многих других народов значимость периода беременности была непреложной истиной.
Существовали законы, определяющие поведение будущих матерей, отцов, родственников и поддерживающие заботу общества о будущем ребенка.
Влияние наследственных факторов и здоровья матери общеизвестно. Напомним об одном открытии.
В середине нашего столетия томский патологоанатом Громов обнаружил, что младенцы, рожденные от матерей, страдающих заболеваниями щитовидной железы, умирают, едва появившись на свет. Оказалось, у них настолько гипертрофирована железа, что она сжимает трахею и мешает ребенку сделать первый вдох. В эти годы появилась теория зависимости здоровья ребенка от болезней матери. Но начавшееся вскоре бурное развитие генетики с ее идеологией наследственности заставило забыть эту ветвь исследований.
Через двадцать лет к теории зависимости здоровья ребенка от болезней матери вернулись ученые отдела молекулярно-генетических основ патологии Института клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения Академии медицинских наук. Отдел возглавляет профессор Николай Цирельников. Ученые установили, что недуги новорожденного в большинстве случаев имеют не генную природу, а связаны с различными функциональными нарушениями в организме матери. Внутриутробный ребенок даже с чистой «генетической наследственностью» как бы приспосабливается к «аномальным» условиям и рождается с «аномальными» механизмами. Именно они чаще всего и являются впоследствии причиной многих заболеваний.
«Как ни странно, никто пока не удивился парадоксу: в то время как для уточнения диагноза и прогноза течения различных заболеваний у человека берутся крошечные фрагменты тканей, скажем, сердца, легких, печени, других органов, целый орган — единственный свидетель всей внутриутробной жизни ребенка, как правило, не принимается во внимание,— говорит Николай Цирельников.— Мы же утверждаем, что анализ плаценты дает достоверный прогноз будущих болезней ребенка и позволяет разработать рекомендации, которые предупредят заболевание. К примеру, плацента показывает предрасположенность к сахарному диабету. Зная это, нужно лишь на 10—15 % сократить в рационе ребенка количество углеводов, не приучать его к сладостям и, напротив, увеличить процент белка — и он никогда не познает этой тяжелой болезни».
Поговорим о влиянии характера, даже настроения матери на развитие, формирование плода.
В тех случаях, когда мать испытывает чувство радости, счастья, ее организм, как и любой другой, секретирует особые гормоны — эндорфины, или «гормоны счастья». Появляется ощущение легкости, выросших за спиной крыльев, полета. Эндорфины способны сообщать плоду ощущение покоя. Эта информация усваивается плодом и, естественно, влияет на его здоровье и будущий характер.
Несчастья, душевная боль, страх, ревность, злоба, обиды вызывают ощущение сжатия сердца, чувство тяжести, плохое самочувствие, угнетение. При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать катехломины — так называемые стрессовые гормоны. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер, оказывая воздействие на плод, формируя физиологическое состояние ребенка до рождения.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что 9 месяцев внутриутробной жизни закладывают основы не только будущего здоровья, но и будущего характера и предпочтений.
В июле 1988 г. состоялся конгресс ANEP по проблеме «Тело как источник воспитания». С докладом, прочитанным мадам АндрэБертин, президентом Ассоциации перинатального воспитания (Национальная Ассоциация перинатального воспитания основана во Франции в 1982 г.), отечественный читатель мог познакомиться по изданной в 1991 г. в Ленинграде брошюре «Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях» (пер. с англ.). Традиционно считалось, что воспитание начинается «с пеленок» (по современному, «с памперсов»), давались советы «воспитывать дите, пока поперек лавки лежит», а мир, оказывается, уже разработал технологию, методику воспитания до рождения, в утробе матери. Основываясь на результатах многочисленных исследований и экспериментов, мадам АндрэБертин заявляет, что «способность к добру и сопереживанию, чувства любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатья».
Ребенок внутриутробно способен обучаться, накапливать информацию. Обогащение его опыта до рождения положительно воздействует на будущее развитие психики, интеллекта.
В Хейвардском университете (США) создана и апробирована методика, названная ее автором, профессором Ван де Карром, «перинатальный университет». Методика основана на возможностях коры мозга плода к активной обработке информации. Мать — первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает мир напрямую, но улавливает ощущения, чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики. Огромная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, к ожидаемому ребенку — один из основных факторов, который формирует ощущения счастья и силы и передается через уверенную и спокойную мать.
В методике перинатального воспитания—обучения несколько циклов. Активный цикл с пятого месяца. Ощутив движения плода, мать начинает играть с ним, похлопывая легонько по животу, побуждая к движениям, разговаривая. С седьмого месяца — следующий цикл, когда активно включается в «воспитание через стенку брюшины» папа. И мама, и папа разговаривают с ребенком, рассказывают, как ждут его появления на свет, каким его хотят видеть, вырастить, как любят его любого: мальчика или девочку, голубоглазого или смуглого... Ребенку читают стихи, дают возможность слушать красивую мелодичную музыку, родители танцуют (конечно, очень осторожно), передают свое преклонение перед Жизнью, Природой.
В нашей печати появился материал зарубежных ученых об эксперименте с участием 700 будущих матерей, чьи дети после рождения узнавали читаемую им «через животик» сказку о коте, мелодию, а также голос папы с фразами: «Я твой папа», «Я люблю тебя», «Моя радость», «Мой маленький» и т.п. Эти дети оказались удивительно общительными, рано начали ходить (в 7 месяцев), говорить первые слова (в 3—4 месяца), около года уже свободно выговаривали трудные слова.
А пока отечественные издания для молодых супругов разъясняют вред алкоголя, курения для будущей матери и ее ребенка, что, конечно, очень правильно, но... это уровень нашей нецивилизованности, когда об этом до сих пор приходится предупреждать «образованных» людей.
О важности родов и послеродового периода в последнее время появилось достаточно литературы. Но часть ее несколько экзотического характера. Например, о родах в воде.
Нам бы нормальные условия в роддомах, и чтоб отец мог присутствовать при родах, и чтоб сразу ребенка не изолировали от матери, а давали возможность прижаться к материнской груди, «вкусить» молозива — биологически ценного продукта, не заменимого ничем.
Но вот ребенок дома. Родители сразу получают советы, как точно по часам кормить, потуже пеленать, пореже к кричащему подходить, «чтоб не избаловать, чтоб дитя на шею не село потом», и ни в коем случае в одну кровать с собой не класть.
Если хотите воспитать закомплексованного, неуверенного в себе, ревнивого неврастеника, то, конечно, выполнять эти рекомендации необходимо неукоснительно!
Опыт семьи Никитиных и их последователей, а также опыт далеких предков свидетельствует о том, что кормить стоит, когда голоден (через 3 часа и получится), спать в одной постели с младенцем не так уж и негигиенично, особенно если учитывать гигиену психики, т. е. потребность ребенка в присутствии матери, в звуках-ритмах ее сердца, голоса, в ощущении защищенности. Если ребенок зовет, плачет, а вы «выдерживаете характер», то у младенца формируется — очень рано — отношение к себе как к менее важному, чем кто-то другой или что-то другое (какие то люди, дела, заботы матери). Впоследствии могут развиться тревожность, затем ревность, т. е. неуверенность в себе, в том, что любят, что предпочитают другого, недоверие.
Тугое пеленание, с одной стороны, кажется, и вправду необходимо: лежит спокойно, не дергается, ручками своими себя не будит, не пугает, не царапает. «Движение — это жизнь». А какая жизнь у спеленатого? Ощущение несвободы с первых дней жизни, считают американцы, не дает вырасти истинному демократу. (Может, потому наше общество никак не может стать демократическим, сколько о его необходимости ни кричим.) О значении движений, о стимуляции интеллекта через движение писала наша педагогическая пресса начиная с 60-х годов. О значении развития руки, о влиянии развития движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов.
Итак, что необходимо младенцу, которого в будущем семья хочет видеть удачливым, счастливым (богатым, знаменитым...)? С первых месяцев необходимы любовь, ласка, забота и возможность двигаться. Стимуляция интеллекта, нервной системы движениями.
Пражский институт заботы о матери и ребенке еще в 70-е годы разработал методику стимулирования психики и интеллекта младенцев движениями. Основанием для разработки методики комплексного стимулирования явилось исследование уровня развития интеллекта малышей-африканцев, которых матери постоянно носят на себе. Ребенок, когда его переносят с места на место, должен быть активным, держаться, чтобы не упасть, должен иметь хорошо развитый нервно-мышечный механизм. При этом постоянный контакт с матерью, чувство защищенности, физической близости и смена впечатлений: то, что видит, слышит мать, слышит и видит ребенок — все это развивает и обогащает его. Двухлетние африканские малыши по интеллектуальному развитию превосходят своих американских и европейских «кроватно-ползунковых» сверстников.
Значит, не нужны ни тугое пеленание, ни кроватное или колясочное «местоположение», а нужна возможность всегда ощущать прикосновение матери. Не зря младенец называется грудным. Нужны упражнения, т. е. воспитание с помощью движений — ежедневно от 20 до 60 минут начиная с двухнедельного возраста. Без принуждения, предоставляя возможность малышу реализовать естественную потребность в движениях и лишь чуть стимулируя ее, обязательно в радостном настроении.
Что еще следует учитывать, чтоб реализовать родительское желание увидеть своего ребенка счастливым, удачливым (знаменитым, умным, богатым...)? Непременно учитываем роль эмоций.
Бенджамин Спок считает, что «ласка имеет такое же значение для эмоционального (психического, интеллектуального) развития ребенка, как молоко матери для физического». Учитываем, что ребенку необходимо не просто общение, а общение-доверие к его силам. Ребенку необходимы простор для «исследовательской деятельности», вещи, игрушки, которые можно бросать, трясти, пробовать на вкус, на звук. А вот постоянная тревога за малыша, постоянные запреты, «нельзя», недоверие к заложенным самой Природой внутренним силам, нервозность, тепличные условия, перестраховка — все это вредит.
Профессиональные и всемирно известные родители Л. А. и Б. Н. Никитины, заручившись поддержкой виднейших специалистов по детству, утверждают, что «развитие способностей ребенка, даже его характера, во многом зависит от того, что он узнает на первом году жизни, как он это делает и какой способ общения с ним избирают взрослые». (Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М., 1979. С. 86.)
Первый год жизни Никитины считают годом запуска всех возможностей, запуска резервов человеческого организма, тем стартом, от которого зависит вся последующая жизнь — Началом Всех Начал.
Взгляды на важность раннего развития (воспитания и обучения) разделяет и Масару И бука, президент всемирно известной японской фирмы «Сони», являющийся еще и автором новейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста: «Что формирует человека: наследственность или то образование и воспитание, которое он получает? До сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам. Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской | психологии — с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно». (Ибука М. После трех уже поздно. М., 1992. С. 10.)Итак, МасаруИбука отрицает или почти отрицает важность наследственных факторов, он последователь идей доктора Синьити (Шиничи) Сузуки — автора методики (программы) «Воспитание талантов» (сегодня система С. Сузуки получила распространение в 40 странах). Выдающийся скрипач и педагог Сузуки в 80-е годы «открыл глаза» гению бизнеса МасаруИбука («гений бизнеса» начал свою деятельность после войны, в 1947 г., когда Япония лежала в руинах, была опустошена. В карманах М. Ибука было тогда 700 долларов. Вместе с тремя молодыми компаньонами они подняли Японию из руин). После встречи и знакомства с идеями Сузуки М. Ибука вскоре становится директором Ассоциации раннего развития, возглавляет исследовательский центр, пишет труды по раннему обучению (на русский язык переведена цитируемая здесь брошюра «После трех уже поздно»). В основе системы «Воспитание талантов» две идеи. Первая: воспитание — это прежде всего развитие всех способностей человека; вторая: развитие талантов, т. е. всего комплекса способностей, наиболее интенсивно и легко протекает до 6 лет. По мнению М. Ибука, самый благоприятный (сенситивный) период не до 6, а до 3 лет. Позволим себе процитировать еще: «Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно,— это период от рождения ребенка до трех лет. Это примерно 70—80 % этих соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 % своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80 %. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «фронтальные доли».
...Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту». (Ибука М. После трех уже поздно. С. 13.)
Конечно, в этой книге нет конкретных методик, но есть удивительно непривычные советы, наблюдения, поразительные открытия возможностей малышей.
К сожалению, записать ребенка после двух лет жизни в детский сад, работающий по программе «Воспитание талантов», у нас нет возможности. Зато мы можем, поняв, как велики резервы организма малышей, создать наилучшие условия для их развития. А наилучшие — это вовсе не дорогие, богатые, требующие особых затрат, это стимулирующие.
Но мы забыли послушать соотечественников. Каковы же взгляды наших светил на раннее развитие, обучение ребенка.
Современными исследованиями отечественных физиологов установлено, что возможности развития реализуются не полностью. Нейрофизиолог А. И. Шеповальников считает, что «развитие задерживается стереотипом наших взаимоотношений с маленькими детьми, и тем самым упускается самый активный период».
Но ведь реальна опасность перенасыщения ребенка информацией? Послушаем мнение детского психотерапевта В. И. Гарбузова: «Нередко полагают, что умственное развитие детей в XX веке необходимо ускорить. Тенденция чрезмерно раннего (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике, иностранным языкам, шахматам, музыке по нотам, работе на дисплее, игре со сложными электронными устройствами опасна потому, что при этом происходит ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. А до 6 лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы и подавляют развитие воображения. Обилие абстрактного материала ведет к «шизоидной интоксикации». Гасится и искажается эмоциональность.
До 5,5 лет ребенок должен накопить эмоциональный опыт отношений, ориентироваться не в знаках и схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни, в природе. Он должен ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире и рисовать лес, а не корабли инопланетян. Если еще 20—30 лет назад для ребенка палка могла стать лошадью, ружьем, копьем и он возводил дома и крепости из песка, в настоящее время он получает это в готовой игрушке. Страдает развитие воображения, из жизни ребенка вытесняется его собственное творчество. Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из книг вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, мышление формализуется. Так получают профессию, не став в свое время личностью».
А теперь снова мнение, иное. «У современных исследователей есть надежное средство наблюдения за работой головного мозга — запись его биотоков. Электроэнцефалограммы дают объективную картину активности мозговых структур при различных нагрузках... Большинство детей страдают не от избытка, а от недостатка информации». Это мнение авторитетнейшего ленинградского нейрофизиолога А. И. Шеповальникова (Институт эволюционной физиологии и биохимии им. Сеченова).
Как обращаться с современной техникой?
Этому нас научат на курсах, дадут советы и инструкцию в магазине, и расскажут, и покажут, и адреса гарантийных мастерских приложат.
А с ребенком?.. Ни инструкций, ни гарантийных мастерских (разве что спецприемники?). Нет, советчиков очень много: от бабушки в подъезде до мировых светил педагогики.
А вдруг родителям будут полезны сведения об «устройстве» ребенка, о возможностях мозга 2—3-летнего малыша, которые мы прочли у М. Ибука?
К моменту рождения мозг сформирован в основных чертах, для его развития необходимо особое питание — информация. Эту информацию доставляют «разведчики» мозга: глаза — зрительную, уши — слуховую, нос — обонятельную, рот — вкусовую, кожа — осязательную, мышцы — кинетическую, двигательную. Не зря органы чувств физиолог Сеченов назвал «щупальцами мозга». Особенно велика в развитии мозга, интеллекта роль руки. Через руки проходит огромный поток информации. Чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку «выдвинутым.наружу головным мозгом». (Развитие интеллекта от неандертальца до современного человека шло параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. В мозгу центры, ведающие речью, т. е. высшей формой интеллекта, и центры, управляющие движениями пальцев руки, находятся в теснейшем соседстве — в левой височной области. И один через другой стимулируются.) Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки. (А не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки развить интеллект и' поэтому «сует их куда не следует»). И еще — ребенок мыслит телом, движениями, через позвоночник идет огромный поток информации. Потому «ловкий ребенок — умный ребенок». От родителей нужно совсем мало — создать такую среду, обстановку вокруг ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к познанию через органы чувств, через руку, через движения.
Тело ребенка представляет исследовательский центр со всеми приборами — органами чувств, Потому ребенок предпочитает многим игрушкам песок, глину, воду, инструменты, вещи взрослых — в них гораздо больше стимулов, возможностей для исследования, а значит, и развития. Очень важен и опыт познания ребенком своих возможностей, и опыт самопознания. Что же еще нужно от родителей, которые хотят видеть своего ребенка в будущем удачливым? Очень мало — любовь, поддержка, вера в его силы, доверие. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Иначе появится и у ребенка неверие в свои силы. И через несколько лет вы услышите: «Я не умею... Я это не смогу... Мне не справиться...»С чего начинать растить неудачника (невезучего, несчастливого, бедного...)? Ну, во-первых, сделать из него неумейку. Для этого все надо делать за него, ведь ребенок и на самом деле, хотя за все хватается, ничего толком не умеет, делает не по-вашему, долго, плохо, больше портит. Поэтому с детства не доверяйте ему самому одеваться, мести пол, мыть посуду, пусть кричит «Я сам!» Успеется... В школе делайте за него уроки (если начнете с первого класса, придется это делать до последнего). После школы... (дополните из своего опыта). А во-вторых, почаще напоминайте, что он еще мал, не сумеет, что ему ничего нельзя доверить, поручить, что он вечно все только испортит...
Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен»,— писала сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори.«Помоги мне это сделать самому! — обращение ребенка к взрослому— Но не делай за меня. Дай мне право ошибаться, искать. Пусть тебе не нравится, как я это делаю. Но для меня это в первый раз. Когда вы, взрослые, навязываете свою помощь, я начинаю думать, что ничего не умею делать, как надо. Вскоре я начинаю в это верить... И мне становится так не по себе, что хочется все бросить. И тогда мне уже не обрести своего Я».Так не отнимайте у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким-то мастерством, счастья открытия, счастья преодоления, счастья интеллектуальной победы.
Приобретение опыта преодоления сверхважно получить в юные годы, в семье.
«Семья дает крылья и корни». Семья, которая воспитывает удачливых, дает. Но большинство семей дают такие корни, которыми в то же время и душат (не то что крылья растят).
Больные дети с ограниченными возможностями часто превосходят своих здоровых сверстников, если в семье им дали крылья, т. е. опыт преодоления, веру в себя, не заразили неверием, тревожностью, безволием.
Отсюда делаем вывод о важности того, что в психологии называется самооценкой (самоприятием, самоощущением, «я-концепцией»). Ребенок (да и взрослый тоже) поступает, претендует или не претендует на что-то в жизни в зависимости от того, как он себя воспринимает: неумехой, растяпой, слабаком, помехой всем или, наоборот, сильным, способным преодолеть мно¬гое, многому научиться, победить. Высокая самооценка — это и есть «крылья счастья, успеха». Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» свое поражение, даже уступает принадлежащее ему почти без борьбы. Он постоянно зависит от чужого мнения, приспосабливается, считает себя недостойным.
Семейное воспитание будет неполноценным, если наследник (наследница) не получит опыта удачи в какой-то практической или даже научной деятельности. Попробуйте перелистать биографии великих людей — серия ЖЗЛ,— и вы с удивлением обнаружите, что дети становятся тем, что от них требуют или что им дают среда и обстоятельства. Например, росший в окружении людей искусства и науки, с детства слышавший стихи тетки-переводчицы и чтение матери А. Блок сам начал сочинять в пять лет; А. Пушкина с пяти лет его дядя, В. Пушкин, брал на все поэтические собрания; С. Есенин рос в доме деда и бабки, у которых богомольцы находили приют и по вечерам пели, «стихи сказывали»; И. Мечников рос в деревне, в их помещичьем доме жил студент-естественник, занимавшийся со старшим братом, но увлек младшего... и т. д.
Среда и опыт. Создайте среду, обстоятельства и попробуйте метод воспитания удачей, радостью от собственноручно изготовленной вещи. Не важно, если родители не очень искусны в поделках. Даже интереснее учиться что-то делать, производить, изготавливать вместе с ребенком! Пусть ребенок-ученик превзойдет учителя — маму и папу.
Что можно сделать (делать) своими руками всей семьей в стандартной квартире? Очень много.
Заниматься изготовлением игрушек из бросового материала, хлама, домашнего старья, из природных материалов; шить мягкие игрушки; «механизировать» затем эти самоделки могут повзрослевшие дети: озвучивать, учить поворачивать голову или ходить, «роботизировать» и т. п.
А сколько гордости у ребенка, умеющего фотографировать, ремонтировать, шить, кроить, готовить, печатать...
Домашнее производство решает множество проблем. Обучает ремеслу, рукомеслу, как точно выражались в старину (а через руки развивается мозг). Дает возможность использовать ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. Любое производство столько задач ставит, особенно домашнее. Изобретателями придется стать всем. Повышает самооценку. Сближает всех членов семьи, уводит от «истребителя времени и поставщика иллюзий» — телевизионного ящика. Делает самостоятельным. Самостоятельность, т. е. не на папиных-маминых ногах, а на своих сможет стоять.
Познавший наслаждение творческого труда наследник (наследница) будет спасен и от судьбы «диванотавра» (современный кентавр — приложение к дивану и телевизору одновременно), и от дурных страстей и компаний. Он рискнет основать свое «дело».
Вот результаты небольшого социологического опроса взрослых: «Какая игрушка была для вас самой дорогой в детстве?» (Запомнилась? Принесла много счастливых минут?) Оказалось, что денежная цена игрушки не имеет значения. Самые лучшие воспоминания связаны с игрушками, которые кто-то сделал совместно с ребенком или играл с ним. Большинство взрослых вспоминают традиции изготовления всей семьей елочных украшений — это самые счастливые моменты детства.
А если пожалеете себя, свое время «на какие-то поделки», не позволите превращать квартиру в мастерскую, а сделаете «как все», т. е. откупитесь дорогой игрушкой для малыша или более дорогой (электронной) «приставкой», компьютером для подростка, то проиграете многократно. Во-первых, вырастите иждивенца; во-вторых, человека от вас далекого — он вас и вы его «в деле» не видели, а где же еще человек с лучшей стороны открывается; в-третьих, время все равно свое пожертвуете, но уже на хождение по врачам, по комнатам милиции, по пунктам психологической помощи.
Статистика болезней детей (и соматических, и психических) свидетельствует, что многих «отдали» телевизору, разрешили сколько угодно играть в компьютерные игры, забыв, что до 6 лет экран телевизора, компьютера позволителен не больше 15 минут в день, а после — тоже очень строго дозирован должен быть; что неполноценное воспитание ведет к сбоям во всех системах организма.
Несогласные родители вспомнят примеры, когда с кем-то вовсе не занимались, а он вырос и стал счастливчиком. Ну, во-первых, не бывает правил без исключений, особенно в жизни, а во-вторых, значит, «он» имел возможность быть самостоятельным и проявлять себя каким-то образом, «тренировать» будущий успех.
Что еще может дать (или не дать) семья для будущего успеха? «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом»,— сделал в конце своей жизни неожиданный вывод известный ученый, английский естествоиспытатель Дж. Леббок.
Умению общаться ребенок учится тоже в семье, у близких, на примерах их способов общения. И сколько бы словесно (вербально) ни инструктировали «как надо и как не надо», сделает так, как запомнил, воспроизведет модель вашего поведения. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»,—заметил детский поэт. (Кстати, статистика свидетельствует, что даже разводы родителей «дите» повторит в своей судьбе.) В свою семью мы приносим то, что впитали в родительской. И воспитываем по тем моделям, схемам, эталонам, против которых в свое время протестовали и сейчас мысленно протестуем, но... как говорится, «впитали с молоком матери» и со всеми ее и отца привычками. Но все-таки так хочется счастья своему ребенку.
Послушаем советов гения. А. С. Пушкин считал лучшим инструментом воспитания счастье: «Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».
Будьте счастливы, и тогда счастливыми будут ваши наследники.
«МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ»
Хитрость первая
«Машина любит смазку, а человек — ласку».
«Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития — 12». Эту хитрость обнаружил и подарил известный американский хирург Роберт Мак.
Хитрость вторая
Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрений можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать. Пореже переводить в словесный план и делать «глобальные выводы»: «Вечно ты...!», «Всегда у тебя...!», «Никогда не...!». Доказано: оказывает парализующее гипнотическое действие (или раздражение, если так воспитывают уже супруга или супругу).
Хитрость третья
Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, то знайте,, что дело бесполезное: научите избегать ваших уроков (обучений).
Хитрость четвертая
Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать в удаче с любым талантом, если талант робок.
Хитрость пятая
Обделенные талантом побеждают чаще, потому что напористы и решительны. (Значит, у них тоже талант, но другой.)
Хитрость шестая
Для ребенка, его развития и становления характера гораздо важнее его забота о другом, чем о нем. «Хитренько» свалите некоторые заботы о себе и других членах семьи на него. Вспомните ответственного некрасовского «мужичка-с-ноготка», на шестом году серьезно заявлявшего: «Семья-то большая. Да два человека всего мужиков-то: отец мой да я». Отец его был явно замечательным педагогом.
Хитрость седьмая
Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.)
В чем и когда проявятся эти способности и проявятся ли? Жизнь, т. е. среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.
Хитрость восьмая
Самая большая хитрость в воспитании — отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу и находил нужное, необходимое для своего развития, становления. Не учить напрямую, не воспитывать «в лоб». Все как в искусстве: мысль будится через чувство. Потому и педагогика больше искусство, чем наука.
Хитрость девятая
Эволюция заложила в наш мозг стремление к преодолению трудностей. Видимо, поэтому хитрые японцы воспитывают, памятую свою поговорку: «Если на пути к твоему счастью нет никаких препятствий, создай их сам».
Хитрость десятая
А древние китайцы знали такую хитрость: «Если ты недоволен собой — совершенствуй себя, а если ты недоволен другими — совершенствуй себя, а не других».
|