|
Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Искусство»
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по предмету «Искусство»
в 8 «А», 8 «Б» классах
на 2013-2014 учебный год
Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый
Реквизиты программы:
Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.
Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю
Предусмотрено проведение: практических работ - 22; контрольных уроков - 6.
УМК ученика:
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012
УМК учителя:
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8класс. Искусство (34часа)
8кл. 1 чет. Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)
Дата
|
№
п/п
№
ур
|
Темы уроков (кол-во часов)
Тип урока
Содержание
|
Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся
Основные понятия
|
Ресурсы урока
Межпредметные связи
|
Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание
|
план
|
факт
|
1
|
1
(1)
|
Искусство вокруг нас.(1ч)
Урок изучения нового материала. Урок-беседа.
Искусство вокруг нас, его роль в жизни сов-ременного человека..Искусство как храни-тель культуры, духовного опыта человече-ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все време-на. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художествен-ного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
|
Характеризовать многообразие форм художест-венного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Воспринимать художествен-ные произведения разных видов искусства. Вы-ражать свое отношение к ним. Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Соотносить характер зву-чащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. Различать виды, стили и жанры искусства, основные жанры народной и профессиональной музыки Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
ИСКУССТВО — часть духовной культуры человечества, способ познания мира.
ВИДЫ ИСКУССТВА:
Пластические(пространственные):
● Изобразительные:
живопись, графика, скульптура
● Конструктивные:
архитектура, дизайн
● Декоративно-прикладные
Временные:
● Музыка:
вокальная, инструментальная
● Литература:
фольклор, проза, поэзия
Пространственно-временные:
● театр
● кино
● танец
|
м/медия,
Модуль
«Синтез искусств»
«Музыка как вид искусства»
Никольская церковь
В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных»
М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. (Санкт-Петербург)
А. Гауди Саграда Фамилия (храм Святого Семейства)
Фономуз8кл-Раздел 1-
01- П.Чайковский. «Концерт для фортепиано ...»
02-Т.Нарита «Восход солнца»
|
Входной
устный опрос
Учебник Стр.6-10
в тетради
Записать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, просмотра телевизионной передачи и кинофильма, любимых литературных произведений.
|
2
|
2
(2)
|
Художественный образ – стиль – язык.(1ч)
Комбинированный
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
|
Наблюдать (воспринимать) произведение ис-кусства, смысл художественного образа. Участ-вовать в обсуждении содержания и выразитель-ных средств художественного произведения. Знать/понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Художественный образ — обобщенное представление о действительности, выра-женное языком искусства
Стиль — совокупность характерных черт, особенность творчества.
исторический, национальный,
индивидуальный
Язык — средство выразительности, помога-ет понять художника.
композиция, форма, фактура, ритм,
тон, интенсивность.
|
м/медия,
«Портрет юноши в золотом венке из Фаюма» (Египет)
Большой Сфинкс (Египет)
О.Роден «Граждане Кале»
Ф.Малявин «Вихрь»
Д.Веласкес «Менины»
П.Пикассо «Менины»
Фономуз8кл-Раздел 1- 03-И.-С.Бах «Патрита
№2 для фортепиано»
04-И.-С.Бах «Патрита
№2 для фортепиано»
05-А.Шнитке «Соната
для виолончели и
фортепиано»
08-Х.Фернандес «Диаз Гвантанамера»
|
фронтальный
Тест «Виды искусства»
Стр.11-13
Сделать заметки в тетради.
|
3
|
3
(3)
|
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.(1ч)
Урок -исследование.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в форми-ровании художественного и научного мыш-ления.
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художест-венной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художест-венной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.
|
Разбираться в соотношении научного и худо-жественного творчества. Устанавливать ассо-циативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различ-ные черт, выразительные средства, воплоща-ющие отношение творца к миру, другим людям, к себе. Работать со справочниками, словарями.
Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, архитектор, писатель, ученый, инженер, изобретатель, анатомом.
|
м/медия,
М.Вооз«Аполлон и музы»
О.Роден «Поэт и муза»
Ж.Шарден «Натюр-морт с атрибутами науки»
Д. Фетти «Архимед»
Фономуз8кл-Раздел 1-
11 - Чичерин Г.В. Моцарт (фрагменты из книги)
12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40
04 - И.-С. Бах Патрита №2 для фортепиано
|
тематический
устный
Стр.14-19
Определить соответствие видов искусства образам древнегреческих муз.
|
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (6 часов)
|
4
|
4
4
|
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.(1ч)
Урок-беседа.
Искусство как образная модель окружаю-щего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт по-колений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и себя. Открытие предметов и явлений окружа-ющей жизни с помощью искусства.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведени-ях различные явления природы, волновав-шие их. Через чувства и переживания, ко-торые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.
Образы природы (А. Вивальди, К.Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
|
Наблюдать жизненные явления. Сопостав-лять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живо-писи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зри-тельными образами-представлениями. Подби-рать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрыва-ющие эмоциональное богатство мира. Осущест-влять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов графики и т.д. Обогащать опыт адекватного восприятия речи, ее интонационно-образной выразительности.
Пейзаж — жанр, посвященный изображению природы.
|
м/медия,
Презентация
И. Шишкин «На севере диком»,
Н. Рыленков «Все в тающей дымке»
М. Пришвин «Неведомому другу»
Фономуз8кл-Раздел 1-
02 - Т. Нарита Восход солнца
30 - Ф. Тютчев Осенний вечер.
А. Вивальди, К.Дебюсси,
П. Чайковский,
Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов
|
входной устный
Стр.20-23
т.з. 2 стр23
Подобрать знако-мые музыкальные сочинения, которы-ми можно озвучить представленные в учебнике литера-турные произведе-ния. Прочитайте их под эту музыку.
|
5
|
5
(5)
|
Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.(1ч)
Комбинированный урок
Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Незатейливая красота среднерусской поло-сы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные ра-внинные пейзажи, серое небо, весенняя рас-путица или пожухлая от жары летняя тра-ва… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
Образы природы (А. Саврасов,
И. Левитан, К. Моне и др.)
|
Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живопис-ных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отноше-ние творца к природе. Знакомиться с современ-ными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений. Оценивать их художественную значимость. Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»
Алексей Кондратьевич Саврасов - русский ху-
дожник XIX в. «Грачи прилетели»
Клод Моне - французский художник-импрессио-
нист XX в. «Здание Парламента в Лондоне»
импрессионизм (от франц. impression — впе-
чатление).
Антонио Вивальди-итальянский композитор
XVIIIв. «Времена года» — цикл концертов
Петр Ильич Чайковский - русский композитор
XIX в. «Времена года» —цикл фортепианных пьес
|
м/медия,
А.Саврасов «Грачи прилетели»
К.Моне«Здание Парламента в Лондоне»
Фономуз8кл-Раздел 1-
18 - А.Вивальди Времена года , весна 1-я часть
34 - П.Чайковский Песня жаворонка. Март.
21 - А.Вивальди Времена года , лето 1-я часть
37 - П.Чайковский Баркарола. Июнь.
24 - А.Вивальди Времена года , осень 1-я часть
41 - П.Чайковский Осенняя песнь. Октябрь
27 - А.Вивальди Времена года ,зима 1-я часть
43 - П.Чайковский Святки. Декабрь
|
текущий
групповой
Стр.24-27
т.з. стр 25
Написать этюды (литературные или живописные), изображая природу в разных эмоцио-нальных состояниях (в разное время суток или в разное время года).
Выполнить компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».
|
6
|
6
(6)
|
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.(1ч)
Урок - собеседование
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.Изо-бражение человека в скульптуре, живо-писи, графике. Автопортрет. Изображе-ния детей в русском искусстве.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.
|
Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Определять выразитель-ность линий, цвета, ритма, композиции. Пони-мать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живопис-ным портретом, литературным текстом, музы-кальным произведением). Рассматривать особен-ности воплощения образа портрета средствами изобразительного искусства в историческо-куль-турной ретроспективе. Собирать художествен-ную информацию для создания своей творческой работы.Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы.
Портрет — изображение определенного человека или группы людей.
парадный и камерный, парный, групповой, автопортрет
XVIв.- Альбрехт Дюрер, Микеланджело да
Караваджо, Эль Греко
XVIIв. - Рембрандт
XVIIIв. - Антуан Ватто, Франсуа Буше
Этьенн Морис Фальконе,
XIXв. - Эжен Делакруа
|
м/медия,
Модуль
«Жанр портрета»
Фономуз8кл-Раздел 1-
09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала
|
текущий
групповой (6 чел.)
Стр.28-33
т.з. стр 33 Подготовить альманах или компьютерную презентацию
на тему «Жанр портрета в культу-ре разных времен». Включить в неё информацию о художниках,скульп-торах, графиках, стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произ-
ведений, созвучные образам портрет-ной галереи.
|
7
|
7
(7)
|
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.(1ч)
Урок -вернисаж
Портреты наших великих соотечествен-ников.
Считается, что портрет — самое бесспор-ное достижение нашей национальной шко-лы, именно благодаря ему русская живо-пись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жан-ре портрета писали лучшие русские худож-ники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренс-кий, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника
Ильи Ефимовича Репина.
|
Рассматривать особенности воплощения об-раза средствами разных видов и жанров искус-ства в историко-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
Федор Степанович Рокотов- русский художник
ХVIII в. «Портрет А. Струйской»
Владимир Лукич Боровиковский - русский ху-
дожник ХVIII в. «Портрет Марии Лопухиной»
Яков Петрович Полонский - русский поэт XIX в.
Илья Ефимович Репин — русский художник
XXв. «Портрет П. М. Третьякова»
|
м/медия,
Презентация
Фономуз8кл-Раздел 1
09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала.(Боровиковский )
10 - Романс неизвестного автора
Фономуз8кл-Раздел 2-
03 - А. Рубинштейн 04 - Л. Толстой. Война и мир. Сцена Сони и Наташи.
06 - С. Прокофьев Вальс из 2-й картины 07 - С.Прокофьев Война и мир
Эпилог Мелодия
А. Бородин «Ноктюрн» из Струнного квар-
тета № 2,
А. Бородин экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»).
|
текущий
групповой
Стр.34-39
т.з. стр 37
Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подо-
берать музыкаль-ный фон для сцены из романа Л.Толстого
«Война и мир» (сцена Сони и Наташи).
|
8
|
8
(8)
|
Музыкальный портрет. Александр Невский.(1ч)
Комбинированный
Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, были-ны. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценичес-ким действием и внемузыкальными ассоци-ациями расширяют ее возможности. Выра-жая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зритель-ные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
|
Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Осуществлять перевод художественных впе-чатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, изобразительный и др. Установить ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представле-ниями живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.
|
м/медия,
Фономуз8кл-Раздел 2-
10 - В.-А. Моцарт Ария Фигаро
М.Нестеров «Князь Александр Невский»
Икона «Св.преподоб-ный Александр Невский»
Фрагменты фильма «Александр Невский»
С.Прокофьев «Александр Невский»
(фрагменты кантаты)
|
текущий устный
Стр.40-43
т.з. стр 41
Сделать эскизные зарисовки портре-тов персонажей полюбившихся му-зыкальных сочине-ний, дать им словесную характе-ристику.
|
|
9
(9)
|
Портрет композитора в литературе и кино.(1ч)
Проблемный урок.
Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художествен-ных направлений (натюрморты и жанро-вые картины). Создание средствами ис-кусства модели построения мира, сущест-вовавшей в какую-либо эпоху
Портрет любого деятеля культуры и искус-ства создают прежде всего его произведе-ния: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания совре-менников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
Фрагменты произведений В.Моцарта:
Симфония № 40
«Маленькая ночная серенада»
«Рондо в турецком стиле»
«Реквием»(Dies irae (День гнева), Lacrimosa (Слезный день этот) )
|
Ориентироваться в системе ценностей, пред-ставленных в произведениях литературного, музыкального и изобразительного искусства и кино. Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.
Вольфганг Амадей Моцарт -австрийскийкомпо-
зитор XVIIIв.- «Симфония № 40»,
«Реквием»
|
м/медия,
Модуль Моцарт
Фономуз8кл-Раздел 2- 18 - Д.Вэйс Возвышенное и земное
08 - В.-А. Моцарт Увертюра
15 - В.-А.Моцарт Маленькая ночная серенада
16 - В.-А. Моцарт Фантазия ре минор
11 - А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери
12 - В.-А.Моцарт
Dies irae
13 - В.-А.Моцарт Lacrimosa
19 - Ю. Воронов Моцарт
14 - Л. Болеславский Реквием (фрагмент).
Фономуз8кл-Раздел 1-
12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40
|
тематический
устный
Стр.44-45
т.з. стр 44
Представить себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, написать короткие комментарии к сочинениям Моцарта, подбрать зрительный и литературный материал.
|
|
|
|