Главная страница

Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Искусство»


Скачать 462.21 Kb.
Название Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Искусство»
страница 1/3
Дата 05.04.2016
Размер 462.21 Kb.
Тип Календарно-тематическое планирование
  1   2   3

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по предмету «Искусство»

в 8 «А», 8 «Б» классах

на 2013-2014 учебный год
Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый

Реквизиты программы:

Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.

Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю

Предусмотрено проведение: практических работ - 22; контрольных уроков - 6.

УМК ученика:

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012

УМК учителя:

Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012


РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8класс. Искусство (34часа)

8кл. 1 чет. Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)

Дата



п/п



ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся

Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

1

(1)

Искусство вокруг нас.(1ч)

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни сов-ременного человека..Искусство как храни-тель культуры, духовного опыта человече-ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все време-на. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художествен-ного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

  • Виды искусства.




Характеризовать многообразие форм художест-венного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Воспринимать художествен-ные произведения разных видов искус­ства. Вы-ражать свое отношение к ним. Представлять место и роль музы­кального искусства в жизни человека и общества. Соотносить характер зву-чащей му­зыки с образным строем архитектур­ных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и на­родов. Различать виды, стили и жанры искусства, основные жанры народной и профессиональной музыки Знать/понимать смысл употребля­емых терминов.

ИСКУССТВО — часть духовной культуры человечества, способ познания мира.

ВИДЫ ИСКУССТВА:

Пластические(пространственные):

Изобразительные:

живопись, графика, скульптура

Конструктивные:

архитектура, дизайн

Декоративно-прикладные

Временные:

Музыка:

вокальная, инструментальная

Литература:

фольклор, проза, поэзия

Пространственно-временные:

театр

кино

танец

м/медия,

Модуль

«Синтез искусств»

«Музыка как вид искусства»

Никольская церковь

В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных»

М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. (Санкт-Петербург)

А. Гауди Саграда Фамилия (храм Святого Семейства)

Фономуз8кл-Раздел 1-

01- П.Чайковский. «Концерт для фортепиано ...»

02-Т.Нарита «Восход солнца»


Входной

устный опрос

Учебник Стр.6-10

в тетради

Записать свои впечатления от посещения театра, му­зея, выставки, концерта, просмотра телевизионной передачи и кинофиль­ма, любимых литературных произведений.


2

2

(2)

Художественный образ – стиль – язык.(1ч)

Комбинированный

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)


Наблюдать (воспринимать) про­изведение ис-кусства, смысл художест­венного образа. Участ-вовать в обсуждении содер­жания и выразитель-ных средств худо­жественного произведения. Знать/понимать специфику художест­венного образа в разных видах искусства, особенности языка, художествен­ных средств выразительности изобра­зительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Художественный образ обобщенное представление о действительности, выра-женное языком искусства

Стильсовокупность характерных черт, особенность творчества.

исторический, национальный,

индивидуальный

Язык — средство выразительности, помога-ет понять художника.

композиция, форма, фактура, ритм,

тон, интенсивность.


м/медия,

«Портрет юноши в золотом венке из Фаюма» (Египет)

Большой Сфинкс (Египет)

О.Роден «Граждане Кале»

Ф.Малявин «Вихрь»

Д.Веласкес «Менины»

П.Пикассо «Менины»
Фономуз8кл-Раздел 1- 03-И.-С.Бах «Патрита

№2 для фортепиано»

04-И.-С.Бах «Патрита

№2 для фортепиано»

05-А.Шнитке «Соната

для виолончели и

фортепиано»

08-Х.Фернандес «Диаз Гвантанамера»

фронтальный

Тест «Виды искусства»

Стр.11-13

Сделать заметки в тетради.


3

3

(3)

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.(1ч)

Урок -исследование.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в форми-ровании художественного и научного мыш-ления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художест-венной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художест-венной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.

Разбираться в соотношении научно­го и худо-жественного творчества. Устанавливать ассо-циативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различ-ные черт, выразительные средства, воплоща-ющие отношение творца к миру, другим людям, к себе. Работать со справочниками, словарями.
Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, архитектор, писатель, ученый, инженер, изобретатель, анатомом.


м/медия,

М.Вооз«Аполлон и музы»

О.Роден «Поэт и муза»

Ж.Шарден «Натюр-морт с атрибутами науки»

Д. Фетти «Архимед»
Фономуз8кл-Раздел 1-

11 - Чичерин Г.В. Моцарт (фрагменты из книги)

12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40

04 - И.-С. Бах Патрита №2 для фортепиано

тематический

устный

Стр.14-19

Определить соответствие видов искусства образам древнегреческих муз.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (6 часов)

4

4

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.(1ч)

Урок-беседа.

Искусство как образная модель окружаю-щего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт по-колений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и себя. Открытие предметов и явлений окружа-ющей жизни с помощью искусства.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведени-ях различные явления природы, волновав-шие их. Через чувства и переживания, ко-торые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

  • Образы природы (А. Вивальди, К.Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Наблюдать жизненные явления. Сопостав-лять их с особенностями художественного воплощения в про­изведениях искусства. Соотносить особенности компози­ции (формы) в воплощении художест­венных образов живо-писи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зри-тельными образами-представлениями. Подби-рать музыкальные произве­дения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрыва-ющие эмоциональное богат­ство мира. Осущест-влять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов графики и т.д. Обогащать опыт адекватного восприятия речи, ее интонационно-образной выразительности.
Пейзаж жанр, посвященный изображению природы.



м/медия,

Презентация

И. Шишкин «На севере диком»,

Н. Рыленков «Все в тающей дымке»

М. Пришвин «Неведомому другу»
Фономуз8кл-Раздел 1-

02 - Т. Нарита Восход солнца

30 - Ф. Тютчев Осенний вечер.
А. Вивальди, К.Дебюсси,

П. Чайковский,

Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов

входной устный

Стр.20-23

т.з. 2 стр23

Подобрать знако-мые музыкальные сочинения, которы-ми можно озвучить представленные в учебнике литера-турные произведе-ния. Прочитайте их под эту музыку.



5

5

(5)

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.(1ч)

Комбинированный урок

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Незатейливая красота среднерусской поло-сы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные ра-внинные пейзажи, серое небо, весенняя рас-путица или пожухлая от жары летняя тра-ва… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

  • Образы природы (А. Саврасов,

И. Левитан, К. Моне и др.)


Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (ли­тературных, живопис-ных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, вопло­щающие отноше-ние творца к природе. Знакомиться с современ-ными об­работками, аранжировками класси­ческих музыкальных произведений. Оценивать их художественную зна­чимость. Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»
Алексей Кондратьевич Саврасов - русский ху-

дожник XIX в. «Грачи прилетели»

Клод Моне - французский художник-импрессио-

нист XX в. «Здание Парламента в Лондоне»

импрессионизм (от франц. impression — впе-

чатление).

Антонио Вивальди-итальянский композитор

XVIIIв. «Времена года» — цикл концертов

Петр Ильич Чайковский - русский композитор

XIX в. «Времена года» —цикл фортепианных пьес

м/медия,

А.Саврасов «Грачи прилетели»

К.Моне«Здание Парламента в Лондоне»

Фономуз8кл-Раздел 1-

18 - А.Вивальди Времена года , весна 1-я часть

34 - П.Чайковский Песня жаворонка. Март.

21 - А.Вивальди Времена года , лето 1-я часть

37 - П.Чайковский Баркарола. Июнь.

24 - А.Вивальди Времена года , осень 1-я часть

41 - П.Чайковский Осенняя песнь. Октябрь

27 - А.Вивальди Времена года ,зима 1-я часть

43 - П.Чайковский Святки. Декабрь

текущий

групповой

Стр.24-27

т.з. стр 25

Написать этюды (литературные или живописные), изображая природу в разных эмоцио-нальных состояниях (в разное время суток или в разное время года).
Выполнить компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в лите­ратуре, музыке, живописи».

6

6

(6)

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.(1ч)

Урок - собеседование

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.Изо-бражение человека в скульптуре, живо-писи, графике. Автопортрет. Изображе-ния детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.


Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Определять выразитель-ность линий, цвета, ритма, композиции. Пони-мать, какими знаниями обо­гащает знакомство с различными про­изведениями искусства (живопис-ным портретом, литературным текстом, музы-кальным произведением). Рассматривать особен-ности воплощения образа портрета средствами изобразительного искусства в историческо-куль-турной ретроспективе. Собирать художествен-ную инфор­мацию для создания своей творческой работы.Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллективной творчес­кой работы.

Портрет — изображение определенного человека или группы людей.

парадный и камерный, парный, групповой, автопортрет

XVIв.- Альбрехт Дюрер, Микеланджело да

Караваджо, Эль Греко

XVIIв. - Рембрандт

XVIIIв. - Антуан Ватто, Франсуа Буше

Этьенн Морис Фальконе,

XIXв. - Эжен Делакруа

м/медия,

Модуль

«Жанр портрета»

Фономуз8кл-Раздел 1-

09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала

текущий

групповой (6 чел.)

Стр.28-33

т.з. стр 33 Подготовить альманах или компьютерную презентацию

на тему «Жанр портрета в культу-ре разных времен». Включить в неё информацию о художниках,скульп-торах, графиках, стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произ-

ведений, созвучные образам портрет-ной галереи.

7

7

(7)

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.(1ч)

Урок -вернисаж

Портреты наших великих соотечествен-ников.

Считается, что портрет — самое бесспор-ное достижение нашей национальной шко-лы, именно благодаря ему русская живо-пись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жан-ре портрета писали лучшие русские худож-ники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренс-кий, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина.

Рассматривать особенности во­площения об-раза средствами разных видов и жанров искус-ства в истори­ко-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художе­ственных произведений.
Федор Степанович Рокотов- русский художник

ХVIII в. «Портрет А. Струйской»
Владимир Лукич Боровиковский - русский ху-

дожник ХVIII в. «Портрет Марии Лопухиной»
Яков Петрович Полонский - русский поэт XIX в.
Илья Ефимович Репин русский художник

XXв. «Портрет П. М. Третьякова»


м/медия,

Презентация

Фономуз8кл-Раздел 1

09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала.(Боровиковский )

10 - Романс неизвестного автора
Фономуз8кл-Раздел 2-

03 - А. Рубинштейн 04 - Л. Толстой. Война и мир. Сцена Сони и Наташи.

06 - С. Прокофьев Вальс из 2-й картины 07 - С.Прокофьев Война и мир

Эпилог Мелодия
А. Бородин «Ноктюрн» из Струнного квар-

тета № 2,

А. Бородин экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»).


текущий

групповой
Стр.34-39

т.з. стр 37

Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подо-

берать музыкаль-ный фон для сцены из романа Л.Толстого

«Война и мир» (сцена Сони и Наташи).

8

8

(8)

Музыкальный портрет. Александр Невский.(1ч)

Комбинированный

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, были-ны. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценичес-ким действием и внемузыкальными ассоци-ациями расширяют ее возможности. Выра-жая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зритель-ные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.


Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Осуществлять перевод художест­венных впе-чатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, изобразительный и др. Установить ассоциативные свя­зи между слуховыми и зрительными образами-представле-ниями живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением Анализи­ровать средства музыкальной вырази­тельности, воплощающие характеры героев и персонажей. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.


м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 2-

10 - В.-А. Моцарт Ария Фигаро

М.Нестеров «Князь Александр Невский»

Икона «Св.преподоб-ный Александр Невский»

Фрагменты фильма «Александр Невский»

С.Прокофьев «Александр Невский»

(фрагменты кантаты)


текущий устный

Стр.40-43

т.з. стр 41

Сделать эскизные зарисовки портре-тов персонажей полюбившихся му-зыкальных сочине-ний, дать им словесную характе-ристику.




9

(9)

Портрет композитора в литературе и кино.(1ч)

Проблемный урок.

Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художествен-ных направлений (натюрморты и жанро-вые картины). Создание средствами ис-кусства модели построения мира, сущест-вовавшей в какую-либо эпоху

Портрет любого деятеля культуры и искус-ства создают прежде всего его произведе-ния: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания совре-менников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

Фрагменты произведений В.Моцарта:

  • Симфония № 40

  • «Маленькая ночная серенада»

  • «Рондо в турецком стиле»

  • «Реквием»(Dies irae (День гнева), Lacrimosa (Слезный день этот) )




Ориентироваться в системе цен­ностей, пред-ставленных в произведе­ниях литературного, музыкального и изобразительно­го искусства и кино. Анализировать синтетический ха­рактер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.
Вольфганг Амадей Моцарт -австрийскийкомпо-

зитор XVIIIв.- «Симфония № 40»,

«Реквием»



м/медия,

Модуль Моцарт

Фономуз8кл-Раздел 2- 18 - Д.Вэйс Возвышенное и земное

08 - В.-А. Моцарт Увертюра

15 - В.-А.Моцарт Маленькая ночная серенада

16 - В.-А. Моцарт Фантазия ре минор

11 - А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

12 - В.-А.Моцарт

Dies irae

13 - В.-А.Моцарт Lacrimosa

19 - Ю. Воронов Моцарт

14 - Л. Болеславский Реквием (фрагмент).
Фономуз8кл-Раздел 1-

12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40


тематический

устный
Стр.44-45

т.з. стр 44

Представить себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, написать короткие комментарии к сочинениям Моцарта, подбрать зрительный и литературный материал.
  1   2   3