|
«Как звук [р] нам в садик попал?»
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках
на тему «Как звук [р] нам в садик попал?»
ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии
подготовительная группа
Цель:
- закрепление знаний об характеристики звука.
- развитие фонематического слуха и фонематического слуха..
Задачи:
закреплять произношение звука изолированного звука [р], работа над голосом;
закреплять произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах;
развитие навыков языкового анализа и синтеза;
развития умения подбирать антонимы;
-
формировать умение согласовать существительное в творительный падеж;
формировать умение согласовывать существительное и прилагательное в роде;
формирование буквенного анализа и синтеза;
знакомство с буквой Р.
развитие мелкой моторики и психологической базы речи.
Оборудование: картинки с изображением зверей и птиц: (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, сорока, ворона, страус, воробей, дятел); фруктовые деревья (грушевое, персиковое, гранатовое), виноградная лоза; цветы (раза, ромашка, астра); картинки с изображением Буратино, Крокодил Гена, Дракон, символ звука [р]; картинки с изображением (радуги, гор, замка).
Лексический материал:
Имена существительные: крокодил, зебра, кенгуру, ворона, воробей, сорока, экскаватор, экскурсия, гора, роза, астра, грант, персик, виноград, лоза, дерево, Буратино, Крокодил Гена, дракон, страус, радуга, тигр, носорог, охрана, ворота, качество.
Имена прилагательные: добрый, храбрый, трудолюбивый, хороший, дружелюбный, фруктовый, гранатовый, виноградный, грустный, радостный.
Глаголы: собрать, расти, хлопнуть, расступилась, упал, дружить, радоваться.
І. Организационный момент
Приветствие.
Логопед: Сегодня мы с вами на занятие превратимся в животных, для этого нужно сказать волшебные слова - раз, два, повернись и в животных превратись.
Логопед: Послушайте меня внимательно, изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит; изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.): изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.); изобразите ворону, кричащую из гнезда. (Кар-р-р, кар-р-р.)
ІІ. Сообщение темы занятия
Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?
Дети Звук [р].
Логопед: сегодня мы с вами будем путешествовать со звуком [р] и познакомимся с буквой Р.
Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [р]. Произнесите этот звук. Что вы могли сказать об этом звуке, глядя на эту таблицу?
Характеристика звука.
ІV. Ход занятия
1. Произношение изолированного звука. Работа над голосом
Логопед: Одиноко ему стало и загрустил звук [р].
Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад, там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук [р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем помогать звуку [р].
2. Игра «Узнай звук»
Логопед: Приготовите ладони, я буду поизносить слова, когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз . (раз, дом, стол, дерево, роза, тигр, сутки, зима, рыба,…)
3.Произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах
Выставляется картинка с изображением гор.
Логопед: Шел, шел звук[р] и пришел к чему?
Дети: К горе.
Логопед: Звуку [р] надо пройти эту гору.
А, как вы могли помочь пройти такое препятствие?
Дети:…
Логопед: Чтобы ему помочь нужно поймать звуки. Я буду бросать звуки ,вы их будите ловить и соединять в слоги. Приготовит руки.
р-а-р-у-р-ы-р-о; р-о-р-ы-р-у-р-а
Логопед: Получилось волшебное заклинание:
ра-ру-ры-ро; ро-ры-ру-ра. Повторите его.
Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные ворота, а у ворот стоит охрана.
4.Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Логопед: Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота нужно выполнить задание. Я буду называть слова, а вы будете произносить противоположные им по смыслу.
Логопед: Зло.
Дети: добро
Логопед: лень.
Дети: труд
Логопед: трусость.
Дети: храбрость
Логопед: грусть.
Дети: радость
Логопед: Ура! Ворота открылись! За воротами — звери и птицы Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.
Логопед: Отгадайте животного в названии, которого первый звук [т'], последний — [р]. Кто это?
Дети: Тигр
Выставляется картинка тигра.
Логопед: Какое животное носит детеныша в кармане?
Дети: Кенгуру
Логопед: Отгадайте птицу в названии, которой первый слог − со-последний — ка. Кто это?
Дети: Сорока
Логопед раздает детям картинки с изображением букв.
Логопед: Соберите из букв название животного.
Какое слово у вас получилось?
Логопед: Какой слог в этом слове первый?
Дети: В этом слове первый слог – жи-
Логопед: Какой слог в этом слове второй?
Дети: В этом слове второй слог –раф-
Логопед: А сколько всего слогов в этом слове?
Логопед: Давайте, посчитаем, сколько слогов в этом слове, приготовили ладони жи-раф.
Дети: В этом слове два звука.
Логопед раздает карточки с надписью животных каждому ребенку свое слово, « разбитое» на слоги (Крокодил, кенгуру, зебра, носорог, ворона, сорока)
Логопед: С кем подружился звук [р] за воротами?
Дети: Звук [р] подружился с крокодилом, зеброй, носорогом, кенгуру, вороной, сорокой.
Логопед: Животные подсказали дорогу звуку [р], и он пошел дальше. Но дорога была очень длинная, и решил звук [р] отдохнуть. И мы с вами сейчас отдохнем. Встали.
5.Динамическая пауза
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
6.Падежное управление
Логопед: Идет звук [р], и вдруг перед ним сад . Как называется сад, где растут фрукты.
Дети: Сад, в котором растут фрукты, называется фруктовым садом.
Логопед: Как называется дерево, на котором растут (груши, персики, гранаты)
Дети: Дерево, на котором растет груша, называется грушевое (персиковое, гранатовое)
Логопед: В этом саду было много цветов. Назовите цветы, в название которых есть звук [р]?
Дети:
Логопед: Звук [р] любовался в саду какими цветами?
Дети: Звук [р] любовался ромашками, розами, георгинами.
7.Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование
Логопед: Какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами.
Дети: Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево — персиками, виноградная лоза — виноградом.
Логопед: Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья и пошел дальше.
9.Произношение звука [р] в словах и подбор определений
Логопед: Слышит звук [р] чьи-то рыдания.
Логопед прикрепляет на доску картинки с изображением сказочных героев, под каждой картинкой ее название с пропущенным звуком. Ребенок должен узнать какой звук отсутствует.
Логопед: Назовите этих сказочных героев?
Дети: Буратино, Красная шапочка, Крокодил Гена
Логопед: А как вы думаете, что случилось с нашими героями?
Дети:…
Логопед: Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу...атино, , К...асная шапочка , К...окодил Гена, Какой звук забрал у них Дракон?
Дети: звук [р]
Логопед: А, как вы думаете, для чего понадобилось звук [р] дракону?
Дети: …
Логопед: Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. Я буду называть слова, а вы будете называть их ласково?
У дракона не гора, а …
Дети: горка
Логопед: У дракона не рот, а
Дети: ротик
Логопед: Дракон не друг, а …
Дети: дружек
Логопед: Дракон живет не в гору, а …
Дети: в горке.
Логопед: Каким стал Дракон?
Дети: Хорошим, добрым.
Логопед: Дракон вернул нашим героям звук [р].
Логопед: С кем он подружился?
Дети: Буратино, Крокодил Гена
Логопед: Он стал их ...?
Дети: другом.
Логопед: Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети:…
Логопед: Эта пословица говорит о том, что никакое богатство не заменит настоящей человеческой дружбы.
Дети несколько раз повторяют пословицу.
11. Буквенный анализ и синтез слова «радуга»
Выставляется слово «радуга», без буквы р.
Логопед: «Куда же мне идти дальше?» — спросил звук [р] у Дракона. «Я покажу тебе волшебную дорогу, — сказал Дракон, — если отгадаешь мою загадку: "Разноцветное коромысло над рекой повисло"».
Дети: Радуга.
Логопед: В слове радуга звук пропала буква р. У нашего звука [р] есть своя буква , большая и маленькая. А на, что похожа буква р?
— Звук [р], посмотри — вот это твоя буква.
Букву р писать несложно.
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок —
И получится флажок.
Возьмите крупу и напишите букву р, сначала указательным пальцем, а потом мизинцем.
Логопед: По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук [р] — в садик.
Предлагается детям изобразить букву р с помощью пальчиков и соответствующих поз. Затем подставляется недостающая буква в слове радуга
VІ. Итог занятия
Логопед: Вот и пришел звук [р] в детский сад. Понравилось вам путешествие звука [р]? Чем понравилось путешествие звука [р]? Какие трудности возникали перед звуком [р]? С какими друзьями подружился звук [р]?
|
|
|