Главная страница

Как смотреть мультики


Скачать 56.84 Kb.
Название Как смотреть мультики
Дата 13.03.2016
Размер 56.84 Kb.
Тип Документы

КАК СМОТРЕТЬ МУЛЬТИКИ.

«Мультики, мультики!»— эти слова дей­ствуют на детей магически, загоняют самых расшалившихся из них с улицы домой, и усаживают перед экраном телевизора. Да и взрослые не прочь посмотреть эти веселые, умные, красивые передачи, чтобы на нес­колько минут вернуться в прекрасный мир детства. Но каким парадоксальным это ни покажется, мультипликационные фильмы нужно уметь смотреть и этому мы, взрослые, должны учить наших детей. А как часто родители не видят в телевидении нашего союзника в воспитании детей! Нередко дети смотрят мультфильмы как зрелище: не понимают содержания, не могут восстановить сюжет.

По телевизору как то из воскресений шел многосерийный мульт­фильм производства «Три сурка». Когда в понедельник зашел разговор с до­школьниками об этом фильме, оказалось, что все они смотрели его, а вот на вопрос, о чем там рассказывалось, что делали сурки, большинство детей ответить не смогли, они просто следили за происходящим, не задумываясь, не вникая в смысл деятельности и поведения животных на экране. Одна из де­вочек авторитетно заявила: «Да они не­множко хулиганили!» Только один мальчик смог более-менее рассказать о том, что де­лали и почему именно так поступали зве­рюшки. Оказалось, что фильм мальчик смот­рел вместе с отцом, который подробно разъяснял, обсуждал с ребенком его содер­жание.

Психологи утверждают, что попытки ос­мысленного восприятия информации от средств массовой коммуникации начинают­ся у детей с двух лет, но это не значит, что эта информация сразу же способна обучать и воспитывать наших детей. Средства мас­совой коммуникации воздействуют не прямо, а через многоступенчатую систему воздейст­вия, опосредованно, путем обсуждения со­держания, оценки предметов и явлений, по­ступков героев мультфильмов. Конечно, эти средства не могут повлиять сразу и только положительно на поведение ребенка. Сте­реотип поведения складывается при много­кратных повторениях, оценках своего отно­шения к тому или иному явлению. В этом плане мультфильм — прекрасная возмож­ность для целенаправленного, плодотворно­го и приятного общения людей разных по­колений. При этом мало с ребенком смотреть фильм, нужно еще и активно с ним общать­ся.

Для неопытного зрителя увидеть смысл происходящего бывает очень нелегко, поэто­му нужен развернутый комментарий взрос­лого. Любая телепередача должна не толь­ко привлекать внимание, развлекать, зани­мать от пустой беготни, но и тормозить, побуждать к формированию собственной позиции, отношения к происходящему. Уже в ходе восприятия мультфильма нуж­но, чтобы ребенок слышал вопросы: «Кто это?», «Что он делает?», «Почему он так пос­тупает?», «Хороший или плохой этот пос­тупок?», «А что тебе нравится (не нравит­ся) в этом герое?» При подходящем слу­чае обратить внимание малыша: «Посмотри, какие красивые волосы у девочки!», «Какой прекрасный уголок леса!» или сделать вы­вод: «Вот это правильно, нечего реветь, вредничать, капризничать и т. д.». Только при активном восприятии и общении со взрослым у ребенка сооружается мостик от увиденного на экране к жизни. При этом за­мечено, что наилучшей формой воздействия будет разговор «на ушко», который быстро и навсегда входит в сознание ребенка, на­крепко запоминается.

После просмотра фильма желательно поговорить о его содержании. Побудить к краткому пересказу можно с помощью ма­ленькой хитрости: «Ты смотрел весь фильм, а мне пришлось ходить на кухню, готовить ужин. Что же случилось с героем?»

Развитие речи и мышления — очень слож­ный процесс, который тяжело дается детям. Слова они запоминают без особого труда, но не всегда правильно их применяют. Порой дети не могут рассказать о погоде, об увиденном: какое небо, какие деревья. При пересказе они непроизвольно опускают важные детали, быстро отвлекаются, ждут подсказки, не могут сразу начать пересказ, иногда затягивают с ответом на простой воп­рос. Родителям в таких ситуациях следует вооружиться терпением. Они должны хоро­шо усвоить, что при высокой требователь­ности улучшаются рассказы детей, ребята меньше отвлекаются, лучше слушают зада­ние, что положительно сказывается на их развитии. И наоборот, чем чаще ребенок «не слышит» вопроса, затягивает с ответом, тем прочнее у него закрепляются отрица­тельные привычки в общении. У таких детей появляется шанс при переходе в школу стать отстающими в учебе, трудновоспи­туемыми школьниками. Поэтому необходи­мо настойчиво вырабатывать у дошкольни­ков привычку слушать и выполнять требо­вания старших с первого раза. Одновремен­но у них формируется потребность к обсуж­дению, возникают вопросы к родителям.

Всем известна любознательность детей. По своему опыту знаю, какое счастье отве­чать на самые разнообразные вопросы ма­лышей. Родительское терпение всегда воз­награждается. Наши «эрудиты» знают уже о многом, задают, например, такие вопросы: «Чем отличается пароход от теплохода, теплоход от корабля?»

Активное общение взрослого с ребенком в ходе просмотра мультфильма и после него не только развивает речь и мышление, но и тренирует чувства, так как личные оценки, отношения при этом ярко проявляются и закрепляются. Однако следует учесть, что гораздо легче передать знания молодому по­колению, чем сформировать чувства нравст­венные, познавательные, эстетические и т. д.

Отсюда понятно, что и в простых по содер­жанию мультиках ребенок должен искать смысл, упражнять свою нравственную па­мять, развивать интеллект, идти к твор­честву.

Улыбка радости, выражение страха, гне­ва, счастливый смех — вот некоторые из эмоций, влияющих на формирование отно­шений к другим людям и к самому себе. Равнодушие же сокращает возможность развивать положительные умения жить с людьми и для людей. Опыт жизни показыва­ет, что равнодушие, неуживчивость, злость и другие отрицательные эмоции — следствие эмоционального голода на доброту, отзыв­чивость, взаимопонимание с самыми близки­ми ребенку людьми.

Мультик — «мир человеческих прикосно­вений». Через прикосновение к прекрасному можно научить видеть красоту природы, человеческих переживаний и отношений даже там, где это все увидеть не так просто. Этот жанр искусства позволяет восприни­мать мир увлеченно, эмоционально. Эмоции и чувства разнообразят нашу жизнь. Пере­живаемые чувства делают восприятие со­держания мультика более ярким, а, следо­вательно, способствуют лучшему запоми­нанию; знания входят в нравственные пра­вила поведения ребенка, отражаются в его деятельности.

Все чаще приходится наблюдать, что пе­редачи по телевидению, радио смотрятся вполглаза, слушаются вполуха. Нет ничего хуже подобного подхода. Ведь ребенок, при­выкший к такому отношению, будет и в школе пропускать полезную информацию, а потом на работе допускать безответст­венные промахи и ошибки. А истоки этих бед закладываются в детстве.

Почему дети иногда ведут себя шумно, развязно? Ответ может быть таким: у них не сформированы внутренние тормоза. Спокой­ное поведение, сосредоточенное внимание около телевизора — один из путей приобре­тения подобных тормозов.

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование движений маленького человека, точности и координации руки и глаза. Средств этого формирования в до­машних условиях масса: помочь маме уб­рать комнату, приготовить пирог, помыть по­суду, накрыть стол; в различных играх, имеющих бытовую направленность. Обра­щает на себя внимание последнее: часто мы замечаем, что дети не умеют играть. А это неумение — большая беда дошколят, оно гораздо хуже, чем незнание некоторых букв и отсутствие навыков первоначального чте­ния.

Представляется, что этой беды можно от­части избежать с помощью показа мульт­фильмов. Пока телевидение слабо использует свои возможности в яркой подаче информации для детей.

В настоящее время тысячи людей зани­маются гимнастикой, аэробикой с помощью телевизора, но ведь по такому же принципу можно организовать обучение танцам, кол­лективным играм детей.

Дорогие родители, постоянно используйте просмотр мультипликационных фильмов для задушевной беседы со своими малышами. Узы дружбы, заложенные в детстве, на­всегда останутся в памяти, породят добрые взаимоотношения на всю жизнь.

И, конечно не давайте смотреть детям все подряд современные мультфильмы, многие из них, к сожалению, могут породить зло, агрессию, негатив. Может быть, стоит обратить внимание на мультфильмы нашего детства – где добро всегда побеждает зло.