|
Как научить ребенка быстро читать
Как научить ребенка быстро читать.
О пользе быстрого чтения в век информационного бума говорить не приходится. Навык быстрого чтения – не только радость для родителей, это еще успех и для самого ребенка. В начальных классах хороший навык чтения ставит ребенка в первые ряды по успеваемости и, к тому же, является хорошей базой для дальнейшего обучения, ведь быстрое чтение стимулирует развитие всех общеучебных навыков.
Для хорошей успеваемости ребенку мало просто уметь читать — ему нужно уметь читать в нормальном темпе, так как при низкой скорости чтения ребенок плохо понимает текст. Однако далеко не у всех детей оптимальный темп чтения. Как научить ребенка читать быстро? Для начала стоит уточнить, что «быстро» не значит «как можно быстрее». При слишком высокой скорости чтения (больше 180 слов в минуту) понимание текста ухудшается так же, как и при слишком низкой.
Существует понятие «оптимальное чтение», под которым подразумевается темп чтения, близкий к темпу разговорной речи (120-150 слов в минуту), к этому темпу и нужно стремиться.
Количество слов при чтении вслух должно составлять
на окончание 1 класса – 40 слов в минуту
на окончание 2 класса – 65 слов в минуту
на окончание 3 класса – 85 слов в минуту
на окончание 4 класса – 120 слов в минуту
Почему ребенок читает медленно?
Существует несколько основных причин. Во-первых, для чтения в нормальном темпе у ребенка должны быть хорошо развиты внимание и память, являющиеся своего рода катализаторами процесса чтения. Если с их развитием проблемы, проблемы будут и с чтением.
Есть и другие причины — маленький словарный запас (незнакомые слова в тексте, естественно, тормозят чтение), пониженный объем оперативного поля зрения (когда ребенок неспособен охватить взглядом целое слово), возвратные движения глаз (ребенок неосознанно прочитывает каждое слово дважды), недостаточно развитый артикуляционный аппарат, а также слишком сложные тексты, не соответствующие возрасту.
Итак, как научить ребенка читать быстро, причем не только увеличивая темп чтения, но и улучшая понимание прочитанного текста? Ключевое слово тут — практика, причем ежедневная. Нужно регулярно выполнять с ребенком специальные упражнения. При этом важна не длительность упражнений, а их частота: лучше заниматься с ребенком три раза в день по десять минут, чем «мариновать» его полчаса.
Одно из таких упражнений — параллельное чтение. Нужно приготовить два одинаковых текста. Вы читаете текст вслух, а ребенок читает вслед за вами, водя пальцем по строчкам. Постепенно нужно наращивать темп, обязательно следя за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте попеременно медленно и быстро, а потом поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену темпа.
Если ребенок не верит, что может читать быстрее, попробуйте чтение на время. Для этого выберите несложный текст без незнакомых ребенку слов. Пусть ребенок читает его вслух, а вам нужно засечь время, к примеру, минуту. По истечении этого времени посчитайте количество прочитанных слов. Повторите упражнение — после второго чтения прочитанных слов должно быть больше. Только не повторяйте упражнение больше трех раз подряд: ребенок устанет, и результат может ухудшиться.
Также можно попробовать упражнения на поиск: говорите ребенку любое слово, имеющееся в тексте, а он должен как можно быстрее его найти. Эта игра, во-первых, развивает словесную память, а во-вторых, учит ребенка видеть целостный образ слова. Со временем можно переходить к поиску в тексте ответов на вопросы.
Бывает так, что у ребенка низкий темп чтения, потому что он испытывает трудности с чтением отдельных букв и буквосочетаний. В таком случае нужно делать упражнения на чтение «проблемных слов»: давайте ребенку читать пары слов, отличающиеся одной буквой, слова, в которых есть несколько согласных подряд, и т .п. Можно дать упражнение на чтение согласных: ребенок должен сделать вдох и на выдохе прочесть пятнадцать согласных.
Но что делать, если ребенок не любит читать? Можете попробовать так называемый режим щадящего чтения: прочли одну-две строчки — отдохнули. Конечно, читать книги в таком режиме не слишком удобно, поэтому лучше смотреть с ребенком диафильмы: прочитал подпись под кадром, посмотрел картинку, можно переходить к следующему кадру.
Не стоит ограничивать чтение ребенка только упражнениями — пусть он как можно чаще сталкивается с чтением в быту. Пишите ему записки, составляйте списки дел и покупок: пусть практикуется читать. Также не помешает делать с ребенком упражнения на развитие памяти, внимания, фонематического слуха. Еще будет полезной артикуляционная гимнастика (чтение пословиц и поговорок, разучивание скороговорок) и словесные игры.
Обязательные условия улучшения техники чтения — это систематичность и позитивный настрой. Непременно хвалите ваше чадо за успехи, и у вас получится научить ребенка читать быстро, правильно и выразительно.
Рекомендуемые упражнения для быстрого чтения.
1.Подготовка дыхания и артикуляции. Занимайтесь с ребенком гимнастикой, специально разработанной для лучшего формирования навыков чтения. Для начала сделайте дыхательную разминку – вдох носом - выдох через рот, далее добавьте небольшую паузу между вдохом и выдохом, и в третьем заходе делайте выдох частями. Для облегчения понимания упражнения ребенком, вызовите у него представление, что он задувает сначала одну большую свечу, потом три средних свечи, и, наконец, именинный пирог с множеством маленьких свечек, которые нужно задуть как можно больше за один выдох. Учите ребенка выдыхать со счетом, как можно дольше.
2. Проговаривайте с ребенком чистоговорки сначала медленно, потом быстрее. Например, «ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару». Далее переходите к скороговоркам. Не перегружая ребенка, проговаривайте 3-4 скороговорки в день, и каждое новое занятие начинайте с проговаривания известных и получающихся скороговорок.
3. Напишите ребенку от 4 до 15 согласных в строку и потренируйтесь почитать их, поначалу это будет сложно. Предложите ребенку почитать эти же согласные, но добавив к ним один гласный звук сзади (это будет слог – слияния, читаем нараспев: НА - наааа), или спереди (гласный звук поется, согласный звук читается кратко: АН - аааан ).
Для малышей подойдут составленные таким образом слоговые таблицы.
МА МЫ МЕ МО МУ
ТА ТЫ ТЕ ТО ТУ и т.д.
Тренироваться в чтении можно по строчкам, по столбикам, выборочно, снизу вверх, в прямом и обратном порядке.
Напоминаю, что при изучении новой согласной буквы мы проговариваем только звук, а не название буквы!!! (Н – н, а не эн).
Все гласные - поем (А – ааа)
Это еще одна артикуляционная разминка.
4. Расширяйте поле зрения ребенка. Приготовьте для него таблицы Шульте с распложенными вразброс цифрами. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, для скорочтения. (Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25.)
На первом этапе используйте маленький формат, с 9 цифрами и размером 9х9 см, потом переходите к 16 цифрам (размер 12х12) и к 25 (размер 18х18 см). Сначала скорость считывания цифр будет низкой, но с каждой тренировкой будет возрастать. Не торопите ребенка, а учите его смотреть в центр таблицы и видеть цифры, расположенные рядом, двигать глазами не хаотично, а, например, по кругу вправо.
5. Читайте вместе с ребенком вслух, в два голоса, в течение 5 минут каждый день. Вы должны немного подстроиться под ребенка и обязательно дать ему возможность чуть подстроиться под вас. Более усложненный вариант, после минутного чтения вслух вместе, каждый читает про себя, а взрослый следит пальцем по строке, ребенок же должен поспевать за чтением родителя.
Не будьте излишне требовательны и больше поощряйте и вдохновляйте ребенка, и у него все получится!
|
|
|