|
Житенева Ольга Александровна, учитель истории и обществознания гбоу сош №12 г о. Сызрань Самарской обл г. Сызрань, 2012 пояснительная записка
Программа элективного курса
по предпрофильной подготовке
«Юридическая профессия в современном мире»
Разработчик программы:
Житенева Ольга Александровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №12 г.о.
Сызрань Самарской обл.
г. Сызрань,
2012
1. Пояснительная записка.
Много лет назад люди поняли, что счастливым может быть лишь человек, который с радостью идёт на работу и с таким же чувством возвращается домой. Каждый из нас стремится достичь определённого успеха в жизни, доказать самому себе и окружающим своё «я», стать полезным обществу.
Профессия юриста всегда имела особую социальную значимость, так как помогала гражданам осознать свои права и уметь отстаивать их. В современном мире юриспруденция проникла в личную и профессиональную жизнь каждого из нас, поэтому правовые знания необходимы. Именно они помогут человеку сделать успешную карьеру и благополучно вести свои дела.
Курс «Юридическая профессия в современном мире» адресован тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего образовательного пути и задумывается над будущей профессией.
Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Расчитан на 17 часов, что позволяет учащимся параллельно посещать ещё какие-то курсы, или выбрать другой курс по прохождении данного.
Курс носит надпредметный (ориентационный) характер. Расширяет представление учащихся о мире юридических профессий, конкретизируя каждую из них.
Целью предпрофильного курса «Юридическая профессия в современном мире» является:
знакомство учащихся 9-х классов на практике с основными способами деятельности юристов, набором социально - профессиональных ролей юридических специальностей,
показать роль закона в регулировании правоохранительной деятельности,
получение учащимися опыта применения юридических знаний в конкретных ситуациях из ролевых позиций.
Для освоения социально-профессиональной роли учащиеся в ходе изучения курса выбирают одну из юридических профессий и с помощью консультаций учителя, работников правоохранительных органов, готовятся к выступлению семинаре «Защита юридической профессии»
Для реализации данной цели необходимо создать условия для формирования и развития у обучающихся
интереса к изучению правоведческих дисциплин;
умений самостоятельно приобретать правовые знания и применять их;
практических умений в области права: самостоятельно исследовать проблему, проектировать ситуацию, находить пути разрешения проблемы;
умения вести дискуссии, грамотно отстаивать свою точку зрения.
Прогнозируемые результаты.
В процессе обучения школьники приобретут знания
-
о юридических профессиях и особенностях их деятельности;
умения
-
отбирать и анализировать необходимый материал;
работать с правоведческой литературой;
делать выводы на основе нормативно – правовых актов;
участвовать в дискуссиях;
правильно применять полученные юридические знания в конкретных ситуациях.
Формы организационной работы учащихся:
лекция (учащиеся получают теоретические знания, расширяют кругозор о юридических профессиях и их особенностях);
лабораторная работа (предполагает самостоятельное получение знаний о деятельности юриста на основе изучения нормативно-правовых актов);
практикум (способствует приобретению практических навыков, возможности самостоятельно увидеть проблему и самостоятельно принять правильное решение в конкретной ситуации);
ролевая игра (позволяет получить практический опыт и познакомиться с профессиональной деятельностью юристов, освоить социально-профессиональную роль юриста);
экскурсия (позволяет на практике увидеть работу людей юридических специальностей, получить ответы на возникшие вопросы от специалистов)
-
семинар (позволяет увидеть степень усвоения полученного материала, умение отстаивать собственную точку зрения, подкрепляя её знаниями законов).
Форма контроля и оценка результатов уровня освоения курса будет осуществляться в ходе самостоятельной деятельности учащихся на лабораторных и практических занятиях, а так же в ходе публичных выступлений учащихся во время участия в ролевых играх, семинарских занятия
2. Содержание программы.
Знакомство с профессией (вводное занятие).- 1 час
Что значит быть юристом. Особенности деятельности юристов древности. Юридические школы: нормативистская, социологическая, психологическая.
Юридические науки: «Теория государства и права», «История государства и права», «Гражданское право», «Уголовное право», «Административное право», «Семейное право», «Криминалистика», «Судебная медицина».
Понятие «право».
Адвокат и прокурор на страже закона. – 3часа.
Профессия – адвокат. Критерии профессиональной деятельности. Из истории адвокатуры. Особенности профессиональной деятельности современного адвоката. Виды правовой помощи. «Положение об адвокатуре».
Органы прокуратуры. Из истории прокуратуры. Профессия прокурора в современной России. Закон РФ «О прокуратуре».
Практическая деятельность учащихся.
Лабораторная работа. «Права и обязанности адвоката и прокурора»
Цель – анализируя Положение об адвокатуре, Закон РФ «О прокуратуре» пояснить права и обязанности защитника и прокурора.
При выполнении задания используйте необходимые статьи Закона РФ «О прокуратуре» и Положение об адвокатуре, Закон Рф «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Закон РФ «О прокуратуре» ст. 1, ст.4, ст.6, ст. 10, ст.27. Положение об адвокатуре ст. 15, ст.16.
Самостоятельная работа. «Функции прокурора»
Цель - на конкретных ситуациях рассмотреть и проанализировать функции прокурора.
Возможно проведение экскурсии в адвокатскую контору. Через «живую» беседу и зрительное восприятие учащиеся знакомятся с адвокатской деятельностью.
Профессия судьи как она есть. – 3 часа.
Из истории судопроизводства. Прецендентное право. Особенности профессиональной деятельности судей. Статус судьи. Аппарат суда. Мировой судья; судебные приставы; присяжные заседатели.
Практическая деятельность учащихся.
Самостоятельная работа. « Сущность судебной системы в России».
Цель - научить выявлять главное в нормативном документе.
Задание. С помощью норм, заключенных в Федеральном законе «О судебной системе РФ» разъясните сущность судебной системы в России.
Для выполнения задания необходимо воспользоваться нормами, заключенными в Федеральном законе «О судебной системе РФ» ст.1, ст. 3, ст. 4, ст. 5.
Возможно присутствие учащихся на заседании суда по решению гражданского дела. В ходе наблюдения за судебным процессом учащиеся самостоятельно выявляют стадии судебного разбирательства, фиксируют их, оценивают роль каждого участника судебного процесса.
Лабораторная работа. «Приговор суда»
Цель – узнать стадии правоприменительного процесса.
Задание. Познакомившись с приговором суда, поясните какие действия осуществлял судья в процессе разрешения дела. Почему подобный документ, составленный судьёй, выносится от имени государства? Назовите участников судебного процесса. (см. приложение)
Ролевая игра. «Судебное разбирательство».
Цель – проигрывая и разбирая конкретную ситуацию выполнить роль адвоката и прокурора; рассмотреть основные этапы судебного заседания; принять решение по делу.
Деятельность нотариуса в мире права. – 1 час.
Профессия – нотариус. Особенности профессиональной деятельности. Принципы деятельности. Требования к лицам, желающим стать нотариусом. Профессиональная тайна нотариуса. Особенности правового положения частнопрактикующего нотариуса.
Практическая деятельность учащихся.
Самостоятельная работа.
Пользуясь нижеприведенной схемой, в которой показаны некоторые функции нотариуса, придумайте конкретные случаи, когда можно обратиться к нему:
Удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии
Удостоверение сделок с недвижимостью
Удостоверение завещаний
Принятие документов на хранение
Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
нотариус
Обеспечение доказательств
Извещение об открывшемся наследстве наследников и выдача по истечении 6 мес. По письменному заявлению наследников свидетельства о праве на наследование
Полиция. – 4 часа.
Система органов внутренних дел. Основные службы, их функции и характеристики.
Из истории создания полиции края. Арест. Задержание и обыск. Применение специальных средств и огнестрельного оружия. Закон РФ «О полиции».
Практическая деятельность учащихся.
Экскурсия в УВД города. Учащиеся знакомятся с деятельностью разных служб: экспертов, криминалистов, оперативных работников, службы дознания, дежурной службы, охранно –конвойной, службы участковых уполномоченных, патрульно- поставой службой, ПДН. В ходе встречи с профессионалами фиксируют особенности и назначение каждой службы.
Лабораторная работа. «Найди ошибку в тексте» (проводить после экскурсии в УВД и знакомства с деятельностью разных служб).
Цель – показать сложность и многообразие форм деятельности органов милиции; развить представление об обязанностях правоохранительных органов соблюдать закон. (см. приложение)
Практикум. «Что делать в первые минуты задержания.»
Цель – познакомить с некоторыми противоправными методами действий органов дознания, оперативников и следователей по отношению к несовершеннолетним и подозреваемым; правилами поведения в первые минуты задержания. Итог работы - составление Памятки.
Тайны следственной профессии. – 3 часа.
Профессия – следователь. Из истории следствия. Подследственность. Принятие дела к производству. Предварительное расследование. Оперативно-следственная группа. Основные этапы следственных мероприятий. Обвинительный акт и его составные части. Кто может стать частным детективом?
Практическая деятельность учащихся.
Ролевая игра. «Расследование преступления». (см. приложение)
Цель – познакомить с основными этапами оперативно-следственных мероприятий.
Возможна встреча со следователем. В ходе встречи учащиеся получают представления об основных этапах оперативно – следственной работы.
Особенности профессиональной деятельности юристов.
(итоговое занятие). – 2 часа.
Учащиеся должны обозначить основные особенности деятельности юристов.
Где можно получить юридическое образование?
Форма занятия: защита юридической профессии.
Цель – Учащиеся представляют одну из юридических профессий, поясняя особенности её деятельности, опираясь на примеры из юридической практики.
2.3. Учебно-тематическое планирование курса
«Юридические профессии в современном мире».
Тема
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
всего
|
В том числе на практическую деятельность учащихся
|
Знакомство с профессией
|
1
|
-
|
-
|
Адвокат и прокурор на страже закона
|
3
|
2
|
Лабораторная работа.
Самостоятельная работа.
Экскурсия.
|
Профессия судьи как она есть
|
3
|
2
|
Лабораторная работа .
Ролевая игра.
Практикум.
Экскурсия.
|
Деятельность нотариуса в мире права.
|
1
|
1
|
Самостоятельная работа, работа над предложенными ситуациями.
|
Полиция.
|
4
|
2
|
Лабораторная работа. Практикум.
Экскурсия.
|
Тайны следственной профессии.
|
3
|
2
|
Ролевая игра.
Встреча со следователем.
|
Итоговое занятие «Особенности профессиональной деятельности юристов»
|
2
|
-
|
Семинар
«Защита юридической профессии»
|
Всего:
|
17
|
9
|
|
Литература:
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р)
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (от 4 марта 2010 г. № 03-413)
-
Голуб Г.Б, Великанова А.В. предпрофильная подготовка учащихся; Рекомендации по организации и проведению / под ред. проф. Е.Я. Когана – самара, «Учебная литература», Изд.дом «Федоров», 2006
Предпрофильная подготовка учащихся: Разработка и экспертиза курсов по выбору. Структура и содержание портфолио (методические рекомендации). – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.
Конституция РФ.- М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 32 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992
Уголовный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации.- СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
Никитин А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Певцова Е.А. Мир права вокруг нас: Материалы для занятий в рамках модуля «Основы правоведения». – М.: изд. «ЦГО», 1999. – 191 с.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся старших классов. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
В борьбе с преступностью – по долгу и службе. – Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 2002. – 160 с.
Наша служба – уголовный розыск. – М.: Центр творческих, социальных и издательских программ «Олимп», 1998. – 320 с.
|
|
|