|
История одного шедевра колизей (Амфитеатр Флавиев) Краткие сведения о произведении
КОЛИЗЕЙ
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА
Колизей
(Амфитеатр Флавиев)
Краткие сведения о произведении
Название Колизей (Амфитеатр Флавиев).
Авторы не известны
Дата создания 75 – 80 гг. н.э.
Место постройки Италия, Рим
Вид искусства архитектура
Архитектурный стиль античная архитектура
Назначение в амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения
людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов.
Архитектурный облик Римский Колизей представлял собой огромную чашу со
ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной
стеной.
Конструктивное решение в плане Колизей – эллипс. Арена отделена высокой
стеной от мест зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, находились
места для зрителей, разделенные широкими проходами. Внутри шли четыре
яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая
ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами.
Материалы Колизей построен из туфа, наружные стены из более твердого
травентина, для сводов и стен использовались кирпич и бетон.
Габариты длина – 188 м., высота – 48,5 м., длина по окружности – 520 м.
История создания произведения
Замысел произведения в Колизее устраивали популярные в Риме зрелища — гладиаторские бои, бои с животными и даже морские сражения — навмахии (тогда арену заполняли водой). Кроме того, там проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. Организация подобных зрелищ являлась одной из негласных обязанностей правящего класса и была верным способом завоевать любовь народа. Как дело государственной важности, связанное к тому же с большими расходами, проведение игр регулировало множество законов.
Продолжительность и этапы строительства Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 217 году верхние ярусы сгорели в результате пожара, вызванного ударом молнии, но их восстановили. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима. Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году, а в 405 подобные зрелища запретили как противоречащие духу христианства, которое к тому времени стало господствующей религией. По ряду свидетельств, в середине V века Колизей еще сохранял первоначальный вид, но уже спустя 50 лет был сильно разрушен, возможно, в результате землетрясения. Звериные травли устраивали в Колизее еще больше века — последнюю провели в 523 году, уже после падения Римского государства. Еще некоторое время Амфитеатр изредка использовали как арену, но к VIII–IX веку его полностью забросили.
Судьба произведения
Разрушение Постепенно Амфитеатр таял — его камни разбирали, нижний ярус арок постепенно уходил под землю, на развалинах росли деревья и даже жили дикие звери. Как памятник истории и архитектуры Арену начали воспринимать только в XVIII веке. Первым папой, которого тронула судьба Колизея, стал Бенедикт XVI. Он почитал его как место, где встретили смерть многие христианские мученики (хотя не все современные ученые с этим согласны), и в память об их страданиях установил в середине арены огромный крест, а рядом — несколько алтарей. Данные символы просуществовали до 1874 года.
Реконструкция И с того времени Колизей постоянно реставрировали: в разные периоды укрепили сохранившиеся стены, которые грозили обрушиться, отремонтировали внутренние лестницы, достроили некоторые утраченные части, провели раскопки и обнаружили подземные помещения. В 1997 году осуществили грандиозное обследование Колизея с помощью современной лазерной и инфракрасной аппаратуры. Эти работы позволили создать точную карту Амфитеатра и выявить места наибольшей деформации конструкции.
Сегодняшний облик Колизей и поныне так внушителен и неповторимо своеобразен, что всякий, входя туда, может, если захочет, увидеть на мгновение это исполинское здание таким, каким оно было, когда тысячи разгоряченных лиц были обращены к арене, а там среди вихрей пыли лилась потоками кровь и шла такая яростная борьба, описать которую бессилен язык человеческий. Но уже в следующий миг пустынность и мрачное величие этих развалин рождают в посетителе тихую грусть; и, быть может, никогда больше не будет он так взволнован и потрясен никаким другим зрелищем, не связанным непосредственно с его личными чувствами и переживаниями… Это самое внушительное, самое торжественное, величественное и мрачное зрелище, какое можно себе представить.
Интересные факты для возведения Колизея потребовалось осушить озеро. Он был
рассчитан на 50 000 зрителей. На арену можно было одновременно выпустить
3 000 гладиаторов. Размещение людей осуществлялось по социальному признаку:
места нижнего яруса для императора, его окружения, сенаторов; второго, третьего –
для всадников и римских граждан; четвертого – для вольноотпущенников. Система
галерей и множество входов помогали быстрому заполнению и освобождению здания.
Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах,
Укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент ( веларий ) . В глубоких
подвалах Колизея были помещения для гладиаторов, клетки для зверей. |
|
|