Главная страница

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах


Скачать 175.18 Kb.
Название Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах
Дата 10.02.2016
Размер 175.18 Kb.
Тип Документы

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Интенсивность жизни человека в современном обществе находится на таком уровне, что образовательные системы вынуждены искать пути, обеспечивающие его потребности. Очевидно, что общество создает систему обра­зования, адекватную своей сущности и социальному развитию. Перестроеч­ные процессы в жизни общества порождают нестабильность образования, проекты реформирования имеют слабо прогнозируемые результаты. Вместе с тем имеет место внутренняя динамика саморазвития образователь­ной системы, отвечающая потребностям общества и существенным образом влияющая на его поступательное движение. Возникновение новых типов школ, создание авторских программ, усиление личностной ориентации на ученика привело к тому, что образование преобразует и направляет ход жиз­ни общества, сохраняя достижения в развитии педагогической науки, направленные на развитие человека, его потенциал, жизненные силы, опреде­ляет индивидуальную жизненную стратегию.

Одновременно с этим нельзя не отметить, что у школьников снижается желание учиться, наблюдается отрицательное отношение к учению. Объяс­нить это какими-то особенностями школьников нельзя, поскольку дети по природе своей активны, инициативны, сообразительны, неистощимо изобре­тательны и любознательны. Возникает потребность в проведении исследова­ния, ставящего целью конструирование процесса обучения, ориентированно­го на развитие творчества и самостоятельности ученика, активизируя его внутренние потенциальные силы.

Спектр исследований проблемы развития личности ученика в обучении очень широк. Ее анализ осуществлялся на уровне проблемного обучения (Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Сухобская Г.С., и др.); на уровне систем­но-структурного исследования процесса обучения и взаимосвязи его компо­нентов (Лернер И.Я., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н., и др.); на уровне процесса учения как одного из видов познавательной деятельности (Давыдов В.В., Замков Л.В., и др.). Изучались вопросы мотивации процесса обучения (Давыдов В.В., Замков Л.В., Леонтьев А.Н., и др.); взаимосвязи управления и самоуправления познавательной деятельностью (Беспалько В.П., Жарова Л.В., Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. и др.); анализировались различные аспекты самостоятельной деятельности и самостоятельной работы учащихся (Галковская И.В., Кириллова Г.Д., Пидкасистый П.И. и др.); системного ана­лиза процесса обучения и урока (Кириллова Г.Д., Конаржевский Ю.А., Махмутов М.И. и др.).

Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной деятельности учащихся дает система развивающего обучения. В процессе обучения развивается не некий «средний» ученик, а конкретная личность со всеми присущими ей особенностями. Воз­никает насущная потребность индивидуализировать процесс обучения, сори­ентировать его на личностные потребности, интересы школьника и на созда­ние ситуации успеха в обучении. Проблемам развивающего обучения по­священы научные труды, их стремятся решать с помощью различных учеб­ников и методических пособий. Министерство образования РФ готовит и издает специальные программы. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся все актуальнее. Более того, одним из принципов реформы современного школьного образования являет­ся принцип его строительства в качестве подлинно развивающего образова­ния.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, сти­мулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных лично­сти. Ребенок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития - это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать само­стоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутрен­ние процессы психических новообразований. Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной (что ребенок может делать самостоятельно) зоны - задача, которая решается пока только на ин­туитивном уровне, зависящем от опыта, мастерства учителя.

Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержа­ния, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, обеспечение добрых, доверительных отношений между учите­лем и учащимися. Основной мотивацией учебной деятельности является по­знавательный интерес. В методике сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. В ходе учебного про­цесса учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности. В преподава­нии используются дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

В преподавании истории технология развивающего обучения находится состоянии поиска и разработки. Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут варьиро­ваться.

Основные его инвариантные качества: цели подчиняются не только со­общению и проверке знаний, умений и навыков, но и другим группам свойств личности; полилог в классе, основанный на самостоятельной мысли­тельной деятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Развивающее обучение способствует совершенствованию познаватель­ных способностей личности. Основой для развития учащихся является со­держание исторического образования, его качество. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональ­ном изложении дает для развития прекрасную основу. При изучении одного и того же материала достигаются различные уровни развития - школьная жизнь дает массу подобных примеров. Один и тот же урок может иметь раз­личные результаты, что доказывает необходимость активизации познава­тельной деятельности учащихся. От этого зависит, насколько будут исполь­зованы развивающие возможности содержания.

Обучение оптимально развивает мышление при условии, если ученик не только приобретает исторические знания, но и усваивает способы приобре­тения этих знаний. Если учитель сообщает ученикам готовый вывод, оценку, - это продукт чужой мыслительной деятельности, механизм которой неиз­вестен. Необходимо научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты, явления.

Умение учиться формирует организация познавательного процесса, стиль работы учителя. Изложение учителя должно демонстрировать эталон мышления, рассуждения (анализа, сравнения). Умение всегда формируется на конкретном историческом материале. Сложность мыслительной работы зависит в первую очередь от сложности содержания изучаемого историче­ского материала и задания. Без учета этих сложностей работа по развитию мышления не может быть достаточно эффективной.

Чем лучше усвоен способ учения, способ деятельности, чем целенаправ­леннее он применяется, тем полноценнее (при прочих равных условиях) ус­воение образов, понятии и воспитательный результат обучения. Мыслитель­ная деятельность учащихся должна быть достаточно трудной, но доступной. Доказано, что без достаточного уровня сложности мышление не получает важных условий для достижения более высоких ступеней самостоятельности. Оптимальная трудность деятельности учащихся может конкретно опреде­ляться лишь учителем с учетом педагогических условий в каждом классе.

Таким образом, формулируется методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель дос­тигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, колли­зии; использует разнообразные формы и методы организации учебной дея­тельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без бо­язни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс дея­тельности ученика.

Переход учащихся из начальной в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развивающегося обучения. К концу начальной школы они отличаются от детей обычных классов по показателям общего развития и усвоения знаний. Возникает во­прос о сохранении особенностей этих школьников при осуществлении пре­емственности в работе с ними в основном звене школы. В процессе гуманизации обучения очень важно поддерживать достижения личностного харак­тера. В основу моей работы положены принципы аксиологического подхода и положения, которые широко используются в системе развивающего обуче­ния: каждый ученик индивидуален, каждый способен выполнять все задания с различной степенью участия. Смысл аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов: равноправие взглядов в рам­ках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообра­зия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, взаимообогащение диалога между традиционалистами и новато­рами; диалог и подвижничество. Согласно этой методологии, одна из перво­степенных задач - выявление гуманистической сущности истории, ее отно­шение к человеку как субъекту исторического процесса. Подросток не может принять авторитарного метода обучения, отстаивая, как личность, свою точ­ку зрения и на методы изложения нового материала, и на приемы формирования навыков. Условия представления новых знаний в учебном процессе должны быть не только понятны учащихся, но и приняты ими. Обучение становится ценностно-ориентированным и личностно-ориентированным.

Использование учителем аксиологического подхода, наличие системы развивающего обучения позволяет прочно усваивать материалы различных курсов истории. Постепенно формируется ресурсная база. Этому способствует наличие кабинетной системы, где учителями-предметниками накапливает­ся информационный потенциал, который может развивать и поддерживать интерес учащихся предмету.

Аксиологический подход к обучению, не только истории, способствует решению задач обновления структуры и содержания образования. Он спосо­бен стать одной из ведущих инновационных идей современной педагогики.

Работу в 5-б классах по технологии развивающего обучения строю на основе дидактических материалов А.Т. Степанищева, игр и занимательных заданий по истории М.А. Субботиной, рабочей тетради по истории древнего мира под редакцией Г.И. Годера, материалов и познавательных заданий по отечественной истории под редакцией Г.М. Плоткина, дидактического материала по истории средних веков под редакцией Е.Д. Смирнова, задачника по истории России под редакцией С.Г. Смирнова.

Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются специальные тренинги. Например, игра «Исторический портрет». В ней принимают участие 2 команды. Первая - составляет портрет исторического лица, используя известные фак­ты, но в то же время стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо.

Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках использую соответствующие игровые тренинги. Например, игра «Города». Ведущий называет город. Ученики должны вспомнить гео­графическое положение, достопримечательности, факты истории. Следую­щая игра - «Запомни текст». Прослушав исторический текст, ученики долж­ны как можно больше информации зафиксировать в тетради. На уроках часто используются познавательные упражнения, побуждающие ребенка фантази­ровать. Например, изучая тему «Развитие образования в Древней Греции», ребята узнали, что греческие школьники при письме пользовались специаль­ным приспособлением - «стилем». Учащимся предложено составить рассказ «Из жизни «стиля», как будто этот предмет является одушевленным.

В процессе обучения происходит стимуляция творческого мышления. На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоя­тельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические до­кументы. Например, в теме «Первые законы на Руси» ребятам было предло­жено проанализировать «Русскую правду» и сделать вывод - значении этого документа. В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста: самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний.

Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получим название «Проект». Именно при развивающем обучении можно эффективно исполь­зовать метод проектов. Использую проектную деятельность на уроках ис­тории и обществознания уже начиная с 5 класса. Обучающиеся выполняют проекты по культуре древних государств, религии древних греков и римлян. В 6 классе работа продолжается, но круг вопросов для работы над проектами расширяется. Обучающиеся могут составлять проекты по проблемам организации крестьянских восстаний, войн между государствами, проведения ре­форм.

Работа по подготовке проекта разбивается на этапы:

1. Сбор материала (используются документальные исторические источники, публицистика, материалы прессы, телевидения, видео, аудио, Интернет);

2. Систематизация и распределение материала;

3. Обработка материала (возможно с применением компьютера).

4. Презентация проекта.

Новые информационные технологии оказывают глубокое влияние на процесс обучения детей, ведь современного ребенка окружает океан быстро меняющейся информации. Дома или на уроке он постоянно сталкивается с этим огромным потоком. Возникает проблема: как обучить ребенка, как под­готовить его к современным условиям жизни?

Компьютер, а точнее презентации урока, смогут решить проблему. С помощью компьютера можно на уроке (не применяя особых материальных за­трат, а самое главное - экономя время урока) решить исторические задачи более разнообразными способами.

Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории.

  • Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.

  • Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной ра­боты учащихся по истории вне школьных занятий.

  • И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Использование одного из направлений даст гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории не только об­легчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Для успешного достижения цели необходимо создать гибкую систему, в которой применение компьютерных технологий было бы целесообразно. По­этому при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результа­ты обучения; структуру познавательного пространства; местоположение учащихся; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала. Благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что спо­собствует мотивации учебной деятельности школьников.

Построение компьютерной презентации урока истории на основе психо­логических исследований обучающихся позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету (в этих классах интерес к истории занимает лидирующее положение), а самое важное, форми­рует у детей ценностное отношение к истории. Как показали результаты пси­хологических исследований, проведенные в классах, где используется данная технология - история как необходимый предмет занимает 3 место после русского языка и математики.

Какова перспектива использования ПК на уроках истории? Планирую дальнейшее использование компьютерных технологий на уроках истории в 7-11 классах. Выстраивается следующая схема применения ПК:

5-7 классы

1. Применение компьютера как ТСО.

2. Частичное использование для контроля знаний.

8-9 классы

1. Применение компьютера как ТСО.

2. Использование для контроля и самоконтроля усвоения знаний.

3. Частичное выполнение элементов проектной работы.

10-11 классы

1. Применение компьютера как ТСО.

2. Использование для контроля и самоконтроля усвоения знаний.

3. Создание проектной работы (итоговая творческая работа: реше­ние исторической проблемы с применением компьютерных технологий).

Еще одним методом развивающего обучения является метод проблемного обучения. Система проблемного группового (развивающего) обучения истории в большей мере ориентирована на развитие творческих способно­стей, умений и навыков обрабатывать различную информацию, способности сделать правильный выбор. При этом система учитывает психофизиологические особенности учащихся данного возраста. На занятиях школьники срав­нивают мысли и дела предков со своими представлениями о происходившем, сами строят догадки и проверяют их, постепенно переходя от простого соби­рания фактов к их сопоставлению, осмыслению и, в конечном счете, к созна­тельному научному моделированию бесконечного исторического процесса.

Проблемный метод позволяет максимально концентрировать внимание школьников на проблемном задании в процессе самых разнообразных форм работы на уроке, приводит в систему мыслительную деятельность. Использо­вание проблемного метода изучения истории можно показать на примере урока «Владимир Мономах - великий князь».

Задача урока: раскрыть переход Киевской Руси от раннефеодального государства к феодальной раздробленности.

В начале урока ставлю учебную проблему: почему Владимир Моно­мах смог разгромить половцев и избавил Русь от половецкой угрозы, но так и не смог объединить ее в прочное единое государство?

  1. Внешнеполитические успехи Киевской. Руси в начале XII века?

Данный пункт урока рассматривается через проблемные вопросы.

а) когда и откуда на Руси появились половцы?

б) были ли половцы в родстве с печенегами или хазарами?

в) как называли Владимира. Мономаха его современники?

г) известно, что в XIV веке московские князья владели «шапкой Мономаха». Как могла она достаться им в наследство? Для чего моск­вичам нужна была эта шапка?

д) можно ли было в XII веке наладить мирное сосуществование русских и половцев? Что пытался сделать для этого Владимир Моно­мах?

е) когда Русь воевала с половцами чаще - в 20-х или 70-х годах XII века? Почему?

В итоге, ученики делают вывод по теме: Владимир Мономах не смог объединить земли в прочное государства, так как не имел социальной опоры, а князья и бояре стремились к самостоятельному управлению в своих землях.

Еще один пример использования проблемного обучения из истории Средних веков «Крестовые походы» (урок - путешествие).

Задачи урока: Раскрыть цели и сущность Крестовых походов. Научить учеников сравнивать, делать анализ исторических фактов, обобщать исторический материал.

В начале урока ставится проблема; "Можно ли Крестовые походы назвать великим переселением народов? Как, по вашему мнению, Крестовые походы были захватническими или нет? Почему?». В ходе изучения темы эта проблема обучающимися решается.

Как известно, система развивающего обучения призвана обеспечить раз­витие учащихся как субъектов учебной деятельности. Понятна, что именно учебная деятельность и ее субъект оказались в центре внимания разработчи­ков системы развивающего обучения. Это, однако, не означает, что в ней иг­норируется или недооценивается роль учителя. Напротив, именно в этой системе учитель впервые оказывается полноценным субъектом педагогической деятельности, которая является таким же неотъемлемым компонентом развивающего обучения, как и учебная деятельность ученика.

Содержание педагогической деятельности в системе развивающего обу­чения предъявляет особые требования к уровню подготовленности учителя. В новых социально-педагогических условиях требуется педагог­-профессионал, ориентирующийся на развитие способностей, умеющий стро­ить развивающие образовательные ситуации. Работа по системе развивающе­го обучения в рамках аксиологического подхода довольно быстро приносит свои плоды. Обучающиеся комфортно чувствуют себя в школе. Процесс позна­ния становится увлекательным, растет качество знаний, а общая успевае­мость стабильна - 100 %.

Любой процесс обучения, представляющий собой передачу историче­ского опыта индивиду, предполагает взаимодействие обучающего (учителя) и обучаемого (ученика). Понятно, что роль каждого из участников этого процесса различна. Если реализация конечных целей обучения обеспечивается за счет активности ученика, то функция учителя заключается в том, чтобы надлежащим образом организовать и поддерживать эту активность. Понятно также, что достижение разных целей обучения требует различной учебной активности, а значит и действия учителя по ее организации тоже должны быть различными.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить развертывание активности этого типа. Для этого ему необходимо предъявить обучающемуся учебную информацию, подлежащую усвоению (то есть воспроизведению) в доступной форме, организовать анализ, необходимый для ее полноценного восприятия, и проконтролировать правильность запечатления и воспроизве­дения заданного образца. Организовать учебную деятельность обучающихся (по крайней мере, на начальных этапах ее становления) учитель может лишь осуществляя исследование вместе с ними. Таким образом, процесс обучения впервые приобретает характер совместной деятельности обучающего и обучающегося, то есть их реального сотрудничества. Поскольку ученик участвует в этой деятельности в качестве одного из ее равноправных субъектов, его действия не могут быть внешне регламентированы (например, заданным образцом, правилом и т.п.). Соответственно, не поддаются регламентации и действия учителя, который призван корректировать действия обучающегося в зависи­мости от того, как они фактически развертываются. Тем самым деятельность учителя приобретает творческий характер, который не поддается формализации, а сам учитель оказывается таким же субъектом обучения, как и ученик.

Поскольку в настоящее время речь идет о том, что развивающее обуче­ние становится нормой массовой общеобразовательной школы, соответст­вующий тип педагогической деятельности должен стать достоянием не еди­ничных талантливых педагогов, а каждого рядового учителя. Но для этого необходимо теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель соответствующего типа педагогической деятельности. К сожалению, такая модель в современной теории развивающего обучения пока отсутствует. Можно с достаточной уверенностью говорить о том, что в тех случаях, когда система развивающего обучения оказывается недостаточно эффектив­ной, основная причина заключается не в особенностях ее содержания, ее не­доступности для учащихся, а в том, что учитель оказывается вынужденным решать возникающие перед ним принципиально новые педагогические и ме­тодические проблемы самостоятельно, на свой страх и риск, не имея достаточно надежной теории.

Сегодня приходится констатировать, что проблемой педагогической деятельности учителя развивающего обучения фактически не занимается ни один из соответствующих научно-исследовательских центров в России. В последние годы значительно ослабили свое внимание к этой проблеме и научно-методические центры развивающего обучения, работа которых все в большей степени сводится к ознакомлению учителей с особенностями пред­метного содержания развивающего обучения и к более или менее детальным методическим комментариям к нему. При всей важности и полезности этой работы она не может обеспечить решения всех тех проблем, возникающих в процессе реализации этой принципиально новой системы школьного обучения, которая имеет видимые преимущества:

1. Обучение на высоком уровне трудности.

2. Ведущая роль теоретических знаний.

3. Изучение материала быстрым темпом.

4. Осознание школьниками самого процесса учения.

5. Систематическая работа над развитием всех участников учебного про­цесса.

Учение превращается для детей в увлечённость самим содержанием обучения, а работа по приобретению знаний - в игру их собственных интеллектуальных сил. Совершая открытие на каждом уроке, дети приучаются к тому, что думать интересно!
Литература

1. Запорожец, Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе пре­подавания истории (5-8 класс) [Текст]/ Н. Запорожец.- М.: Просвещение, 1992.- С.102-137.

2. Коротаева, Е.В., Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] /Е.B. Коротаева. - М.: Учебная литература, 2003. -176с.

3. Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории [Текст] /М.В. Короткова. - М.: Владос - Пресс, 2003.-256с.

4. Курова, Н.Н., Лебедев, Н.И., Соловов, А.В., Информационные технологии в личностно-ориентированном развитии школьников [Текст] /Материалы VII-й Международной конференции-выставки «Информатизация непрерывного образования». - М.: 1987.-С.153-156.

5. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения ис­тории [Текст] /И.Я. Лернер.- М.: Просвещение, 1982. -С.15-45.

6. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] /М.И. Махмутов.- М.: Просвещение, 1977. -С.-14-80.

7. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие [Текст] / Н.Ю. Никулина. - Калининград: 2000. -95 с.

  1. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии [Текст] /П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров.- М.: 1996.- С.115- ­230.