|
Использование технологии развития критического мышления для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка в начальной школе
Использование технологии развития критического мышления
для формирования коммуникативной компетенции учащихся
на уроке английского языка в начальной школе.
Приоритетной целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе всегда являлось формирование коммуникативной компетенции учащихся. В процессе коммуникации ребенок усваивает и перерабатывает информацию. Успешность коммуникации зависит от того, насколько ребенок может организовать свое речевое поведение в зависимости от задач общения. В связи с этим многие психологи и педагоги утверждают, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если ребенок обладает критическим мышлением.
Что такое критическое мышление? Критическое мышление не означает негативность суждений или критику, а предполагает рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить основные суждения и решения, и, невзирая на авторитеты, умение выработать свое мнение в контексте учебной программы. И развивать эти умения надо с самой начальной ступени обучения иностранному языку, приучая учащихся мыслить логично, формировать свою точку зрения и отстаивать её уже на уроках в начальной школе.
Основными этапами урока с использованием данной методики являются вызов, осмысление и рефлексия.
1. Стадия вызова.
Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями. Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.
2.Стадия осмысления.
Даёт возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.
Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, учащиеся одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).
3. Стадия рефлексия.
Позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами
Приемы данной технологии особенно эффективны в работе с текстом, когда учащимся необходимо активизировать в речи ту или иную информацию каких-либо событиях, фактах и реалиях.
Рассмотрим, как данная технология может быть применена на уроках в начальной школе.
Нужно сразу отметить, что построить весь урок, с использованием данной технологии в начальной школе достаточно трудно, так как у детей еще недостаточен лексический запас и тексты учебника просты. Использование технологии критического мышления затрудняет и то, что она предполагает серьезную, Самостоятельную и креативную работу с материалом, что представляет определенные трудности для учащихся данного возраста. Поэтому учителю необходимо адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся начальной школы и при необходимости придать им игровой характер.
Приняв во внимание возрастные особенности учащихся начальной школы на стадии вызова можно использовать такой прием как «кластер». Это прием организации индивидуальной, парной или групповой работы учащихся, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Кластер позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитывая то, что в начальной школе надо отдавать предпочтение игровым методам обучения, то кластер можно представить в виде ромашки, солнышка, дерева, домика, паровоза и т.п.
Пример кластера в виде солнышка, предложенного учащимся 4 класса при изучении темы «Дружба»:
W
friend
hat comes to your mind when you hear the word “Friend”?
good
school Kate
friend
like
После заполнения кластера каждый ребенок его проговаривает. Не надо ожидать, что дети заполнят весь кластер. Но несколько слов – ассоциаций они обязательно напишут.
Целесообразно вернуться к этому же кластеру в конце урока или изучаемой темы и предложить детям дополнить его. Слов-ассоциаций будет значительно больше. Ребенок увидит результат своей работы и сможет, используя кластер, самостоятельно составить связный рассказ и высказать свою точку зрения по изучаемой теме:
good
school Kate
friend
like together
help play in the yard
do many things kind and clever
Пример рассказа, составленного на основе составленного кластера:
I’ve got a friend. Her name is Kate. Kate is good, kind and clever. We go to school. Kate always helps me. We do many things together. We like to play in the yard. I like my friend very much.
На этапе осмысления можно использовать прием «инсерт» (чтение текста с пометками), но в упрощенном виде. Читая текст, учащиеся делают пометки карандашом. Если им нравится мысль, заключенная в предложении, то они ставят знак « +», если нет, то «-», а если им что-то не совсем понятно, то «?». Данный прием учит детей анализировать содержание и соотносить его со своей точкой зрения.
Интересен для этого этапа урока и прием «рафт» (роль, аудитория, форма, тема). Данный прием позволяет составить письменный текст или устное высказывание от имени другого лица. Так, например, после прочтения текста «The Green Garden» ( учебник «Enjoy English-4»,стр.42) учащимся было предложено составить высказывания от имени персонажей текста: мисс Четтер, детей города и взрослых. В своих выступлениях учащиеся должны использовать не только те фразы, которые говорят персонажи рассказа, но и дополнить свой рассказ исходя из содержания текста.
Для развития коммуникативных навыков можно использовать прием «тонкие и толстые вопросы». «Тонкие вопросы» предполагают однозначный и фактический ответ.
Например: Where does he live?
What does he like? и т.п.
«Толстые вопросы» предполагают развернутый и аргументированный ответ:
Does he like sport? Why?
Would you like to live in the country? Why?
Эффективен для развития коммуникативной компетенции и прием «Таблица вопросов и ответов». Одна из двух колонок заполняется учителем, а другую учащиеся должны заполнить после чтения текста. Пример таблицы, составленной к тексту “The country mouse” (учебник «Enjoy English-3»,стр.61)
Where?
What?
When?
Who?
|
The Town Mouse lives in the house.
She likes to play computer games.
In the morning she listens to music.
The Country Mouse comes to visit her.
|
После заполнения таблицы, учащиеся составляют диалог, используя таблицу, как схему.
Таким образом, рассмотрев приемы технологии критического мышления, которые можно использовать на уроках в начальной школе, можно сделать выводы, что данная технология обучает учащихся:
мыслить логично;
выражать свои мысли логично и связно;
оценивать и запоминать факты;
формировать свою точку зрения;
отстаивать свою точку зрения;
уважительно относится к мнению других.
Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся.
|
|
|