Главная страница

Использование наглядности при коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня ензак. А. А, 4 курс кызылский педагогический институт


Скачать 46.08 Kb.
Название Использование наглядности при коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня ензак. А. А, 4 курс кызылский педагогический институт
Дата 13.03.2016
Размер 46.08 Kb.
Тип Документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

ЕНЗАК. А. А, 4 КУРС КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Научный руководитель – Томилова. Т. П., к.ф.н., доцент
За последние годы резко возросла речевая патология дошкольников. У 70% детей, посещающих детский сад, имеются признаки задержки речевого развития разной степени выраженности: осложнённые формы ОНР. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, а некоторые раздражительными. Необходимо, чтобы дети как можно раньше говорили правильно и красиво.

Учителю - логопеду образовательного учреждения приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств являются наглядными модели. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Мы изучили использование наглядности при коррекции речи с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).

Изучая особенности использования наглядности в коррекции речи с ОНР III уровня, мы использовали сюжетные картинки при составлении рассказов. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа [1, с. 285].

На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет.

К сюжетной картинке подбираются предметно-графические схемы, либо одна из предметных картинок к каждому их предложений. Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его.

На этом же этапе работы можно использовать такой игровой прием, как «Оживи картинку».

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Рассказ – описание пейзажной картины.

Рассказы-описания по пейзажной картине являются особенно сложными для детей. При пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, а на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку [2, с. 181].

В качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы, которые, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

- выделение значимых объектов картины;

- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

- объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно рекомендовать работу с пособием «Оживи картину». Эта работа является переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Яркие картинки легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания. Дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части. Затем закрывается картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте. Дальше фрагменты складываются в единый сюжет.

Формируя умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из нее предмет и действие, дети широко используют демонстрацию действий. Сначала действия повторяются вслед за логопедом, а затем они называются самостоятельно. На конкретных примерах с использованием различных средств наглядности дети практически усваивают способы изменения слов в предложении, вслушиваясь в изменения падежных окончаний одного итого же слова. Подведение детей к сравнению и сопоставлению начальной формы слова с косвенной подготавливает правильное употребление этих форм в устной речи.

Тем самым закрепляется правильное употребление в речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного падежей. Развитие у детей с общим недоразвитием речи, способности вслушиваться в речь, различать, выделять, сравнивать, правильно называть грамматические формы способствует коррекции речи. Таким образом, работа с использованием наглядности создаёт основу для коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи.
Список использованной литературы

  1. Логопедия: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение , 2009. – 528 с.: ил.

  2. Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 2012. – 232 с.