|
Июнь
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Л.С.Выготский
Театр в детском саду в представлении многих родителей ограничивается представлениями, которые показывают детям профессиональные актеры. Однако театр в детском саду – понятие более обширное и подразумевает также непосредственное участие детей в качестве актеров, сценаристов, режиссеров.
Театр в детском саду пользуется у дошкольников большой любовью. Дети всегда с радостью включаются в игру: активно участвуют в спектакле, отвечают на вопросы кукольных персонажей, сопереживают им, подсказывают. Театр в детском саду – сильное педагогическое средство, которое помогает привить ребенку вкус к прекрасному с детства, познакомить с образами и чувствами персонажей, раскрыться. Благодаря всему этому театр в детском саду рекомендован логопедами и психологами и активно включается в занятия в детском саду.
Согласно программе Росинка, театр в детском саду можно разделить на:
настольный кукольный театр (магнитный театр, театральные игрушки и т.д.),
-стендовый театр (теневой театр, стенд-книжка)
-театр на руке (пальчиковый театр, варежковый и перчаточный театр, теневой)
-верховые куклы (тростевые куклы, на ложках),
-напольные куклы (марионетки),
-театр живой куклы (ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, театр с «живой рукой») .
Театр в детском саду «растет» вместе с детьми. Знакомство с миром прекрасного начинается с первой младшей группы. Дети выступают в качестве зрителей, которым, впрочем, в конце представления разрешают познакомиться с персонажами, поиграть с ними, сложить их в коробку.
Во второй младшей группе дети становятся активными участниками сюжетов. Пальчиковый театр или кукольный театр – то, что будет понятно дошкольникам в этом возрасте. Сценарии, как правило, заимствуются из русских народных сказок, а дети-актеры учатся имитировать характерные движения сказочных лис, зайчиков, волков.
В средней группе театр в детском саду выходит на новый уровень. Детям предлагается повторить мимику и интонацию героев. Дети задействованы в качестве актеров и организуются представления для родителей. Надо сказать, что для неуверенных в себе детей театр в детском саду очень полезен. Они получают возможность выразить себе, раскрыться, но при этом как бы «оставаясь в тени», за ширмой.
В старшей группе дети учатся играть с помощью более сложных кукол: марионеток, напольных, настольных, при этом их исполнительские умения совершенствуются.
Актерская школа подходит к завершению в подготовительной группе, когда детям предлагаются сложные по своему сюжету мизансцены, герои с «проблематичными» характерами и сложные в управлении куклы, как тростевые или мягкие игрушки.
На всем отрезке дошкольного пути важно не оставить ни одного ребенка не замеченным. Каждый должен иметь небольшую, но роль. Как правило, детям-молчунам предлагают бессловесные роли, а активным детям, которые хорошо говорят, дают выучить большие куски текста.
Июль
Развитие речи младших школьников средствами пальчиковых игр и упражнений
Речь является важнейшим средством человеческого общения. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой нарушения звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Основная цель: развитие и коррекция речи младших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью, определились следующие задачи: развивать пальчиковую моторику рук; совершенствовать речь и умение согласовывать речь с движением; развивать коммуникативные навыки в условиях партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок»; развивать творческие способности в театрально-игровой деятельности; воспитывать интерес к пальчиковым театрализованным играм.
Для успешной реализации задач в данном направлении разработала определённую систему по использованию пальчиковых тренингов в воспитательно-образовательном процессе, в которой выделены четыре блока: 1. Предметно-развивающая среда. 2. Методическое сопровождение (разработка перспективного плана и конспектов игровых занятий). 3. Работа с детьми. 4. Взаимодействие с родителями.
Работая по методической теме, использую такие формы работы с детьми: пальчиковые игры, игры с движениями в режиме дня; занятия по развитию речи; включение пальчиковых поз в сюжетные физ. занятия и гимнастику; дидактические игры на развитие мелкой моторики; индивидуальная работа; театрализованные игры с пальчиковыми куклами; музыкально - ритмическая деятельность.
При проведении пальчиковых игр заметила определенные проблемы: у некоторых детей недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук; наблюдается неустойчивый интерес к пальчиковым играм; с трудом даётся согласование речи с движениями. Чтобы преодолеть выше указанные проблемы, использовала ряд методов и приёмов: наглядность, стимулирующие приемы, нетрадиционные виды массажа, кинезиологические упражнения, творческо - игровые ситуации, игры с движениями. Любые упражнения эффективны только при условии многократных, регулярных повторений. Поэтому пальчиковые игры, элементы логоритмики и театральной педагогики стали своеобразнымитрадициями в режиме дня.
«С добрым утром». Для создания положительного микроклимата в группе во время минуток «вхождения в день» использовала такие упражнения: «Ручки мои здравствуйте», «Пальчики здороваются» и т.д.
«Утренняя разминка». Во время утренней гимнастики, перед комплексом физических упражнений, использую разминку для пальчиков «Замок», во время сюжетной гимнастики закрепляем с детьми пальчиковые позы.
«Играя, развиваемся». В ход занятия включаю художественное слово, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры в качестве речетренинга, чистоговорки, динамические паузы.
«Раз, два, отдохни». На физкультминутках использую элементы логоритмики – игры с движениями в сопровождении художественного текста.
«Пляшут ручки у ребят». Большой популярностью у наших детей пользуются музыкальные игры с клоуном Плюхом (игры с аудиосопровождением), которые проводятся на музыкальных занятиях и повторяются в группе воспитателями. Эти игры создают хороший положительный настрой.
«Театр в руке» Неизменной любовью у детей пользуются театрализованные представления, действие которых обыгрывается с помощью средств театральной педагогики. В течение года мы с детьми разыгрывали потешки, мини-сценки, знакомые сказки, превращая их в своеобразные маленькие спектакли используя такие виды театра, как: «пальчиковый театр», «театр перчатки», «варежковый театр».
«Театр пальчиков и язычка». Во II половине года начала использовать сопряжённую гимнастику или, иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В этой гимнастике предлагаю детям не сложные варианты упражнений для одновременной работы пальцев и языка.
Безусловно, эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми во многом зависит от взаимодействия с семьёй. Поэтому в своей работе использую разные формы психолого-педагогического просвещения родителей:
-индивидуальные беседы; советы; встречи в гостиной «Взрослые Почемучки» (консультативные, практические, встречи - тренинги, занятия с участием детей); анкетирование, памятки; театрализованные представления «Родители для детей»; оформление мини-библиотечки «Пальчиковые игры»; оформление консультаций, рекомендаций по организации и проведению пальчиковых игр в домашних условиях.
Август
Пальчиковый театр.
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
стимулирует развитие мелкой моторики;
знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
развивает воображение, память, мышление и внимание;
-
помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
формирует творческие способности и артистические умения;
знакомит с элементарными математическими понятиями;
Что такое пальчиковый кукольный театр?
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине но лучше сделать самому.
Пальчиковый театр – занятие и интересное, и полезное, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Для специалистов развитие мелкой моторики, и в частности пальчиковый театр помогает решить ряд очень важных задач:
• Развивает точность и выразительность, координацию движений,
• Стимулирует развитие внимания и памяти,
• Повышает усидчивость и концентрацию внимания.
Пальчиковый театр – настоящая палочка-выручалочка, он рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. Кроме этого, проигрывание сценок с помощью пальчиков подойдут и детям, испытывающим трудности при прочтении текста или его написании. При этом, занятия можно проводить где угодно. Для упражнений вам понадобятся: 5-10 свободных минут, свободная фантазия и готовность малыша участвовать в разыгрывании сценки.
Для чего нужен пальчиковый кукольный театр?
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Как сделать пальчиковый кукольный театр?
Пальчиковый кукольный театр можно сшить из плотной ткани, сделать из картона, баночек или стаканчиков от йогурта, а также из простой или цветной бумаги, но самый приятный и долговечный связанный на спицах или крючком.
Для детей в возрасте 2-5 лет (на примере сказки «колобок»)
Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
Затем попросите ребенка выставить персонажей на столе по ходу их появления в сказке. При этом попросите ребенка дать характеристику каждому персонажу по принципу: «бабка - старая, добрая заботливая; колобок - круглый румяный, озорной» и т.д.
Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка; Почему он ушел от бабки и от деда; Кто встретился ему на пути»
Затем разыграйте перед ребенком сказку с помощью пальчикового театра.
Затем попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.
Пальчиковый театр - это прекрасная возможность для Вашего ребенка сыграть сказку на своей ладошке. Он может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. А если малыш еще совсем маленький, за него это сделает мама, и на маминой ладошке оживут герои любимой сказки. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный "тренажер". Фигруки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить домашние мини–представления. Игру можно использовать для изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления с понятиями «справа-слева», «рядом» и т.д., для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки. А еще маленькие фигурки пальчикового театра составят вам компанию во время прогулки или похода в поликлинику, в дороге. Они не займут много места в маминой сумке и помогут развлечь малыша.
Литература
1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.
5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.
7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
1. Князьков А.А. Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука, 1998.
2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688с.
3. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).
|
|
|