Главная страница

И. В. Силаевой Научный редактор А. Б. Орлов Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер с нем. М.: Академический Проект, 2001. 144 с. (Тех­нологии: традиции и инновации) isbn 5-8291-0057-6 Книга


Скачать 1.28 Mb.
Название И. В. Силаевой Научный редактор А. Б. Орлов Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер с нем. М.: Академический Проект, 2001. 144 с. (Тех­нологии: традиции и инновации) isbn 5-8291-0057-6 Книга
страница 1/13
И.В. Силаевой<><><>Научный редактор <>А.Б. Орлов Миллер А. Драм
Дата 09.02.2016
Размер 1.28 Mb.
Тип Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13








Перевод с немецкого И.В. Розанова, И.В. Силаевой

Научный редактор А.Б. Орлов
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер. с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Тех­нологии: традиции и инновации) ISBN 5-8291-0057-6

Книга швейцарского психотерапевта Алис Миллер «Драма ода­ренного ребенка» — мировой бестселлер. Она посвящена иссле­дованию природы детских психических травм, полученных в ходе воспитания. В своей книге автор поднимает важнейшую пробле­му: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают пси­хические заболевания. Показаны калечащие воздействия воспи­тывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детст­ве психических травм. Яркая работа Алис Миллер произвела шоки­рующее действие на Западе и заставила многих по-новому взгля­нуть на свое детство и на взаимоотношения с собственными детьми.

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также всех, кто интересуется проблемами детства.

УДК 159.9 ББК 88



ОБРАЩЕНИЕ РЕДАКТОРА К ЧИТАТЕЛЯМ 3

ПИСЬМО АВТОРА К ЧИТАТЕЛЯМ РУССКОГО ИЗДАНИЯ 5

I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами 6

Все, что угодно, кроме правды 6

Бедный одаренный ребенок 7

Потерянный мир чувств 8

В поисках своего подлинного Я 10

Психотерапевт и проблема манипулирования 12

Золотой мозг 14

II. Депрессия и стремление к величию - две формы самоотрицания 15

Что представляют из себя потребности ребенка? 15

Здоровое развитие 15

Аномалия: удовлетворение потребностей за счет ребенка 16

Иллюзия любви 17

Величие как самообман 17

Депрессия как оборотная сторона стремления к величию 18

Депрессия как результат отрицания своего Я 19

О чем говорит депрессивное состояние? 22

Сигнальная функция депрессии 23

Насилие над собой 23

Сокрытые в душе сильные эмоции 23

Конфликт с родителями 23

Внутренняя тюрьма 24

Социальный аспект депрессии 25

Миф о Нарциссе 27

III. Презрение как заколдованный круг 28

К чему приводит унижение ребенка и презрительное отношение к его слабостям (примеры из повседневной жизни) 28

Презрение в зеркале психотерапии 31

Проблемы с самовыражением и синдром, навязчивого повторения 32

Выражение презрения через сексуальные извращения и невроз навязчивого состояния 33

«Пагубные пристрастия» в мире детства Германа Гессе как пример «зла» 36

Последствия насилия над ребенком для общества 38

Одиночество презирающего 39

Избавление от презрения 41

Послесловие 43

ОБРАЩЕНИЕ РЕДАКТОРА К ЧИТАТЕЛЯМ


Книга, которую Вы держите сейчас в руках, увиде­ла свет два десятка лет тому назад. За эти годы она не­сколько раз переиздавалась и была переведена на мно­гие языки. Теперь, наконец-то, пришло время издания ее русского перевода. Потенциально огромная ауди­тория российских читателей может встретиться с но­вым интересным автором.

«Ну вот,— возможно скажете Вы,— еще одна пе­реводная книга по психологии. Их так много сейчас, что буквально рябит в глазах от такого многообразия и обилия. Стоит ли тратить сначала деньги, а затем вре­мя, чтобы познакомиться с еще одной психологичес­кой интерпретацией детства и детских проблем? ».

Должен сказать сразу: книга Алис Миллер — это книга из ряда вон. Ее особость заключается прежде всего в том, что автор стремится (и небезуспешно!), поставить с головы на ноги сразу два мира — мир детско-родительских отношений и мир психоанализа. Ав­торская задача максимум — показать, что, во-первых, сложившаяся система традиционных и типичных пред­ставлений о детско-родительских проблемах — это не просто система ошибочных представлений, но система весьма опасных иллюзий, следование которым заво­дит процессы личностного развития людей (и взрос­лых, и детей) в болезненные тупики, и, во-вторых, тра­диционные психоаналитические представления о детско-родительских проблемах и средствах их разреше­ния также иллюзорны и ошибочны и не могут служить основой для эффективной психотерапии.

Следует также подчеркнуть, что книга А. Миллер посвящена отнюдь не одаренным детям и их родите­лям в традиционном понимании слова «одаренный», она адресована всем детям и всем родителям. Все дети без исключения одарены от рождения множеством та­лантов и способностей, и пожалуй главными из них являются способности жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни. Драма одарен­ного этими талантами ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться (и, как правило, реально оказываются) все­го лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности его родителей. Собственная жизнь ре­бенка как таковая становится при этом исключитель­но «жизнью для...». Так он, становясь все более бла­говоспитанным, постепенно лишается своей одарен­ности, обменивая ее на «любовь», «признание», «по­хвалу», «заботу», «внимание» и т.п. родителей. Вме­сте с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия,— утрачивает самого себя. Вот то «психологическое узилище», в которое оказываются ввергнутыми подавляющее большин­ство детей. И неудивительно, что в итоге наш так на­зываемый «мир взрослых» оказывается своего рода сообществом заключенных, отсидевших свой срок и выпущенных на свободу. И тут уж каждый из нас на свой лад стремится изжить, компенсировать, воспол­нить свои, в действительности почти непоправимые потери.

Согласитесь, получается довольно неприглядная, мрачная и неутешительная картина того мира людей и их взаимоотношений, который мы привыкли видеть совершенно иначе. Настолько иначе, что хочется спо­рить, возражать: «Детство — самая радостная и свет­лая пора в жизни; да, там не все было гладко, но нельзя же до такой степени сгущать краски; и папа, и мама были замечательные люди, и они (пусть по своему, каж­дый на свой лад) любили меня».

Однако, мы должны понимать, что картина ти­пичного детства, нарисованная автором,— не плод доктринерства или досужих размышлений, она, по­добно проявляемому фотоснимку, постепенно про­ступает перед умственным взором читателя из мате­риала многочисленных и вполне конкретных клини­ческих случаев из двадцатилетней психотерапевти­ческой практики А. Миллер. И эта практика свиде­тельствует также, что логика самих наших возраже­ний — это типичная логика людей, уже вовлеченных в процесс межпоколенной трансляции психологи­ческого насилия. В той степени, в которой я под вли­янием «родительской фигуры» не принимаю себя, я принимаю в себя эту фигуру и становлюсь ею. Здесь действует та же логика идентификации, что и при трансляции тоталитарных идеологий: адепт любой такой идеологии, оказавшись под «психологическим микроскопом», непременно обнаружит в себе всю «свою историю»: своего маленького лидера (отца), свою малую родину (мать), свою крошечную армию, гражданские и отечественные войны, миниатюрный репрессивный аппарат, тюрьмы и концентрационные лагеря, а также некоторое число репрессированных внешних и внутренних «врагов». «Есть многое на свете, друг Горацио...».

Чтобы перевернуть мир, достаточно перевернуть представления людей об этом мире. А. Миллер проделывает эту работу более чем профессионально. Лишая нас всевозможных иллюзий о детстве и предоставляя нам возможность взглянуть в лицо реальности нашей собственной жизни, она ставит своего читателя перед буквально гамлетовским экзистенциальным выбором: быть или не быть — зажить своей жизнью или продол­жать отчужденное существование, «жизнь для... ». Вы­бор подлинной, аутентичной жизни, выбор самореали­зации невозможен без особого возвращения человека в собственное детство в сопровождении психотерапев­та. Главная цель такого возвращения — переживание и осознание тех чувств, которым в свое время было от­казано в праве на жизнь.

Подобная тактика психотерапевтической работы казалось бы полностью соответствует канонам пси­хоаналитической практики. Надо сказать, что сама А. Миллер получила профессиональную психоанали­тическую подготовку. После защиты диссертации она прошла полный курс обучения психоанализу в Цюри­хе и работала психоаналитиком на протяжении 20 лет, долгое время была членом Швейцарской и Междуна­родной психоаналитических ассоциаций. Однако в ходе практической работы постепенно начал перево­рачиваться собственный психоаналитический мир А. Миллер, фундамент которого составляли канони­ческие положения З. Фрейда и, в частности, идеи о том, что: а) прямой доступ человека в собственный опыт раннего детства невозможен; б) все соображения па­циентов о своем раннем детстве имеют характер фан­тазий; и в) психотерапевтическая ценность ранних пе­реживаний сомнительна, поскольку их основу состав­ляют неудовлетворенные влечения сексуальной при­роды. Раз за разом отрицая на практике эти элементы символа психоаналитической веры, А. Миллер прихо­дит к полному и окончательному разрыву с психоана­лизом. В 1988 году она официально оформляет этот разрыв и прекращает свое членство в психоаналити­ческих ассоциациях, обретая тем самым свободу в ка­честве независимого исследователя и автора. После­дние годы А.Миллер решила отказаться от психоте­рапевтической практики и педагогической деятельно­сти и целиком посвятить себя литературному творче­ству. С тех пор она опубликовала семь книг, в кото­рых представила на суд общественности результаты своих исследований.

Свобода — ключевой мотив всего творчества А. Миллер. Ее тонко чувствующая, восприимчивая душа в равной степени не приемлет и неосознаваемые маленьким ребенком унижения со стороны родите­лей, и «рациональный» геноцид, осуществляемый ма­шиной тоталитарного государства. Ей в равной степе­ни ненавистны и педагогика, и политика, до самых сво­их оснований пропитанные насилием и неприятием свободы и достоинства человека. Очевидный гумани­стический пафос творчества А. Миллер — лауреата международной премии им. Я. Корчака — делают ее систему представлений и практик своеобразным син­тезом психоанализа и гуманистической психологии. В этой связи не могу не отметить один весьма приме­чательный факт: впервые об А. Миллер и ее книгах советские психологи узнали от... Карла Роджерса — основоположника и лидера гуманистической психо­логии. К. Роджерс, отвечая на вопросы аудитории пос­ле своей заключительной публичной лекции в МГУ в 1986 году, сослался на книгу А. Миллер «Вначале было воспитание » (на английском языке эта книга была из­дана под названием «For your own good» — «Для ва­шего собственного блага »). В одной из глав этой заме­чательной книги (которая скоро также выйдет в свет в русском переводе благодаря усилиям издательства «Академический Проект») А. Миллер детально ана­лизирует психологические условия становления личности Адольфа Гитлера - человека, полностью ли­шенного раннего детского опыта принятия со сторо­ны значимых близких людей и в первую очередь — отца и матери.

«Что же мне делать со всеми этими идеями и пред­ставлениями автора о детстве? » — возможно спросите меня Вы, уважаемый читатель. Я, конечно, понимаю, что в России пока лишь очень немногие люди могут по­зволить себе курс квалифицированного психоанализа или другой профессиональной психотерапевтической или хотя бы психологической помощи. Однако, наря­ду с психотерапией, существует психологическая куль­тура. Поэтому ответить на наш гипотетический вопрос можно очень коротко: знать, чтобы быть более куль­турным в психологическом отношении. Знать - это уже очень много. Если я знаю о действии паров ртути, мне и в голову не придет дать ребенку поиграть с таким «жи­вым», интересным, подвижным и блестящим шариком. Если я знаю о существовании болезнетворных микро­организмов, я позабочусь о чистоте рук своего ребен­ка. Если я знаю о Бухенвальде и ГУЛАГе, я сделаю все, чтобы об этом со временем узнал и мой ребенок. И если теперь я узнаю о драме детства, я постараюсь отка­заться от того, чтобы играть в ней главную роль, поста­раюсь освободиться от этой роли, чтобы дать свободу своим детям (и, в частности,— дать им свободу любить или ненавидеть меня, а не всего лишь карму «моего» продолжения в них). Действительное/знание — реаль­ная сила.

И последнее обстоятельство, которое мне хотелось бы отметить, прежде чем Вы обратитесь к чтению кни­ги А. Миллер. Перевод любого текста — задача твор­ческая, поскольку совершенно безнадежная: пожалуй лишь сам автор, став переводчиком, может создать дей­ствительно аутентичный текст. В этой связи мне лишь остается выразить надежду, что переводчиком удалось быть предельно близким к немецкому оригиналу. Со своей стороны, при редактировании русского перево­да я стремился к тому, чтобы сделать его предельно интеллигибельным и адекватным основному кругу идей и установок автора.

Уверен, что книга А.Миллер внесет свой весомый вклад в становление психологической культуры моих соотечественников.

Доктор психологических наук

А.Б. Орлов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13