|
Ходурока I. Словарная работа
Ход у р о к а
-
I.Словарная работа.
-
На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс.
-
1.Распределите слова на две группы: 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.
-
2.Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»?
II. Чтение стихотворения
-
Не бродить, не мять в кустах багряных
-
Лебеды и не искать следа.
-
Со снопом волос твоих овсяных
-
Отоснилась мне ты навсегда.
-
С алым соком ягоды на коже,
-
Нежная, красивая была.
-
На закат ты розовый похожа
-
И, как снег, лучиста и светла.
-
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
-
Имя тонкое растаяло, как звук.
-
Но осталось в складках смятой шали
-
Запах мёда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
-
В тихий час, когда заря на крыше,
-
Как котёнок, моет лапкой рот,
-
Говор кроткий о тебе я слышу
-
Водяных поющих с ветром сот.
-
-
Что была ты песня и мечта,
-
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
-
К светлой тайне приложил уста.
-
Не бродить, не мять в кустах багряных
-
Лебеды и не искать следа.
-
Со снопом волос твоих овсяных
-
Отоснилась ты мне навсегда.
III. Беседа по вопросам:
-
1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему?
-
(Поэт поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.)
-
2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
-
(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».)
-
3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».)
-
4. О чём это произведение?
-
(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов...»)
-
5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
-
(Изобилие изобразительно-выразительных средств.)
-
6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?
-
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)
-
Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.
-
(Первое и последнее четверостишия.)
-
Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.
7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.)
-
7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.)
-
- Как меняются оттенки?
-
(Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала- багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:
-
На закат ты розовый похожа...
-
А потом, когда «она» уже «отосниласъ», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час», А в «тихий час» заря - розовая.)
8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней».
-
8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней».
-
(Нежная, лучистая, светлая; её имя - тонкое, волосы - овсяные, руки - невинные.)
-
На всём, что связано с ней - нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души.
-
Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
-
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли...
-
Цвет волос ее - «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока)
Вывод по восьмому вопросу.
-
Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.
-
9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.
[с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных).
-
[с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных).
-
Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный - это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своём лиризме женского образа.
-
[с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:
Имя тонкое растаяло, как звук.
-
Имя тонкое растаяло, как звук.
-
- Как же упомянутый звук начинает«действовать»? Слышу, говор, поющих.
-
То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».
-
Ввод по девятому вопросу. Так совершилось звуковое воплощение образа произведения – образа юной красавицы.
10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?
-
10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?
-
(Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)
-
11. В каких строках выражается лирический мотив прощания?
-
Заканчивается ли стихотворение прощанием?
-
(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
-
Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)
-
-
IV. Подведение итогов.
-
Это стихотворение - яркий пример того, как в лирике С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.
V. Домашнее задание
-
Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных...». (Можно проанализировать другое стихотворение - по выбору учащегося.)
Литература
-
Есенин С. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т. 2, 6. М.: Наука- Голос, 1999.
|
|
|