|
Готовимся к экзамену по русскому языку Консультация для родителей учащихся 10 класса
Ваганова Г.Н., учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Готовимся к экзамену по русскому языку
Консультация для родителей учащихся 10 класса
Как вы можете помочь своим детям научиться правильно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и что нужно сделать для того, чтобы двоеточие и точка с запятой нашли «своё место под солнцем» в тетрадях ваших детей?
Сначала остановимся на некоторых организационных моментах.
Было бы хорошо, если бы ваш ребёнок завёл для предстоящих занятий две тетради: в одной он будет выполнять тренировочные и контрольные работы, которые вы будете ему давать, а во вторую будет записывать теоретические сведения. В этой тетради ребёнок легко должен находить нужные ему сведения, поэтому в ней не должно быть ничего лишнего и каждую тему лучше писать на новой странице.
Чтобы ваш ребёнок научился правильно ставить знаки в бессоюзном сложном предложении, у него должен быть сформирован ход рассуждений, направленный на решение именно этой пунктуационной задачи.
Прежде всего нужно определить , простое это предложение или сложное, то есть сколько в нём частей. Вы можете сказать:» Разбор каждого предложения ты начинаешь с того, что определяешь, простое это предложение или сложное. А как ты это делаешь?» Ученик ответит, что определяет количество основ. Вы скажете: «Правильно! Запишем в тетрадь для правил эту операцию.»
Вот как это будет выглядеть:
1. Определяем, сколько основ в предложении
одна две и более
Если вы убедились, что школьник умеет отличать простое предложение от сложного, можно переходить ко второму шагу. Вы спрашиваете: «От чего зависит выбор знаков препинания в предложении?» Ученик может не ответить. Вы объясните, что знаки препинания зависят от того, чем соединены части сложного предложения. Они могут быть соединены только интонацией, «опасными» союзами И, ИЛИ, ДА(=И), а также другими союзами («безопасными») и союзными словами.
Вторую операцию запишем так:
2. Если основ 2 и более, определим, чем соединены части предложения
I II
союзными словами интонацией «опасными» союзами
и «безопасными» союзами
Теперь ребёнок должен освоить эту операцию. Можно использовать следующие задания:
1) Надо определить на слух, сколько основ в предложении и чем соединены части сложного предложения. Вы читаете предложение, ребёнок его не записывает, слушает и устно выполняет задания.
2) Пусть ребёнок начертит три колонки. Первую озаглавит «Части предложения, соединённые «безопасными» союзами и союзными словами, вторую «опасными» союзами, третью интонацией. Вы читаете предложения, называя порядковый номер, а ребёнок заносит номер предложения в таблицу.
3) Попросите ребёнка, чтобы он сам придумал предложения, части которых соединены по-разному.
Дальнейшая работа пойдёт с предложениями, части которых соединены интонацией. Начать лучше со случаев постановки двоеточия.
Диктуется предложение (можно использовать учебник). Просите ребёнка задавать от одной части к другой вопрос. После этого вы вместе выявляете те случаи, когда в бессоюзном предложении ставится двоеточие. Теперь попросите повторить, в каких случаях ставится двоеточие, пусть он снова перечислит вопросы, которые он задавал от одного предложения к другому.
Он таким образом должен запомнить: двоеточие ставится тогда, когда следующее предложение раскрывает содержание предыдущего, дополняя, определяя, указывая, как именно и почему происходит действие в первом предложении.
Особо остановитесь на случаях, когда в первом предложении пропущены слова УВИДЕЛ и ПОЧУВСТВОВАЛ, к которым по смыслу должно бы относиться следующее предложение.
Теперь, когда перечислены все случаи постановки двоеточия, обратите внимание на то, что во всех предложениях с двоеточием, кроме обстоятельства причины, можно поставить слова А ИМЕННО или ПОТОМУ ЧТО. Запись в тетради дополняется следующим положением:
3. Если части предложения соединены интонацией, определим, каковы смысловые отношения между частями предложения.
Если это отношения дополнения, определения, обстоятельства причины, образа действия – ставь двоеточие.
Переходим к тренировке. Следите за последовательностью выполнения операций.
Задание 1. Устно определи, сколько частей в предложении, чем они соединены и каковы смысловые отношения между ними. Скажите, какие знаки препинания нужно поставить в этих предложениях.
Задание 2. Из заданных предложений выпишите только те, в которых нужно поставить двоеточие.
Задание 3. Переписывая текст, подчёркивайте основу и расставляйте знаки.
Задание 4. Замените предложения, где есть союзы или союзные слова, на бессоюзные. И наоборот.
Задание 5. Придумайте сами восемь предложений с двоеточием в бессоюзном сложном предложении (по два на каждый случай).
После того как усвоен ход рассуждения, нужно перейти на работу по ориентирующим знакам. Таким знаком является интонация. Вы должны сказать, что в предложении с двоеточием первая часть всегда произносится с некоторым понижением голоса и паузой на конце, выражающей предупреждение о том, что дальше будет разъяснение. Следующая часть произносится с отчётливым понижением тона.
Работая над интонацией, можно предложить ребёнку прочитать одну часть, вторую читаете вы, затем меняетесь. Вторую часть ребёнок может придумать сам.
Хочется предупредить, что работа потребует от вас и от ребёнка большого напряжения.
Но результат обязательно будет положительным.
|
|
|