|
Государственная символика России
Шатурский муниципальный район
МБОУ СОШ №1
Исследовательская работа
Тема:Государственная символика России
Автор: Киселева Александра 10класс
Руководитель:Буланов Константин Владимирович
учитель истории и обществознания
г.Шатура-2014г.
Введение
История любого общества немыслима без наличия непременных атрибутов, символизирующих систему его социальных ценностей, отражающих особенности духовной сферы жизни данного социума, его обычаи и традиции, которые сформировались в ходе исторического процесса в результате воздействия различного рода экономических, социально-политических и духовных факторов. В 2012 году исполнилось 200 лет военно-историческому патриотическому событию – Отечественной войне 1812 года, которое имеет большое значение для политического, общественного, культурного и военного развития Российского государства.
Воинская символика неразрывно связана с историей создания и развитием Вооруженных Сил России. В Российской армии ей всегда уделялось самое пристальное внимание. Все атрибуты военного быта русского солдата и офицера, начиная с формы одежды и заканчивая наградами, символизировали ценности «христолюбивого православного воинства», подчеркивали самобытность национального характера, особенности исторических условий и самое главное – способствовали росту патриотического сознания, укреплению морального и боевого духа военнослужащих.
Как полагают исследователи, наиболее ранние из сохранившихся межевых знаков относятся к периоду существования Волжской Болгарии, т.е. к IX-XIV вв. Имеются и более поздние знаки - периода существования Золотой Орды, Казанского ханства, активного освоения края Русским государством.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является анализ деятельности органов государственного и военного управления по созданию и развитию военной символики.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить принципы создания военной символики и особенности ее функционирования;
2) определить основные периоды развития системы знаков различия;
3) на основе анализа документов государственных и военных органов определить факторы, определяющие основные, наиболее общие тенденции развития военной символики Российского государства;
Объектом исследования является символика государства.
Предметом исследования является деятельность органов государственного управления по созданию и развитию символики государства исследуемого периода.
Актуальность исследования истории становления и развития военной символики в современных условиях объясняется:
-повышения морального духа и боевой готовности войск, формирования у них высоких боевых и нравственных качеств, возрождения славных боевых традиций Российской армий;
-2-
2 Государственный герб
В декабре 2000 года Государственная Дума приняла законы о государственной символике – гербе, флаге и гимне, которые в настоящее время являются официальными атрибутами России.
Государственный герб – официальный государственный символ России и ее официальная эмблема. В России первые дворянские гербы появились в конце XVI – начале XVII веков. С конца XVII века составлением «Общего гербовика» началась официальная кодификация родовых гербов. В дореволюционной России гербы были у всех губерний, областей, городов, посадов и крепостей.
Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней ервленой надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.
Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных принадлежащими им коронами; гербы царств: I. Казанского. II. Астраханского. III. Польского. IV. Сибирского. V. Херсониса Таврического. VI. Грузинского. VII. Соединенные гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского. VIII. Герб великого княжества Финляндского. IX. Родовой Его Императорского Величества герб.
Над сенью главного щита шесть щитов:
X. Щит соединенных гербов княжеств и областей великороссийских: В 1-ой части – герб Псковский. Во 2-ой – герб Смоленский. В 3-й части – герб Тверской. В 4-й части герб Югорский. В 5-й части – герб Нижегородский. В 6-й – герб Рязанский. В 7-й части – герб Ростовский. В 8-й – герб Ярославский. В 9-й части – герб Белозерский. В оконечности – герб Удорский.
XI. Щит соединенных гербов, княжеств и областей юго-западных: В 1-й части – герб Волынский. Во 2-й части – герб Подольский. В 3-й части – герб Черниговский.
XII. Щит соединенных гербов княжеств и областей белорусских и литовских: в малом щите герб великого княжества Литовского. В 1-й части щита герб Белостокский. В 2-й части – герб Самогитский. В 3-й части – герб Полоцкий. В 4-й ервленой – герб Витебский. В оконечности – герб Мстиславский.
XIII. Щит соединенных гербов областей прибалтийских: четверочастный. В 1-й части – герб Эстляндский. Во 2-й части герб Лифляндский. В 3-й гербы – Курляндский и Семигальский. В 4-й части – герб Корельский.
XIV. Щит соединенных гербов северо-восточных областей: в малом щите герб Пермский. В 1-й части щита герб Вятский. Во 2-й части – герб Болгарский. В 3-й – герб Обдорский. В 4-й части – герб Кондийский.
XV. Герб Туркестанский.
В таком виде государственный герб изображается на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при Императорском дворе собраний, но не иначе как по особым, через министра Императорского Двора объявляемых, Высочайших повелениям, государственный герб в таком виде называется большим или полным государственным гербом.
Средний государственный герб – тот же, что и большой, но без государственной
-3-
хоругви и шести над сенью гербов. Он изображается на средней государственной печати, а также по особым указам Его Императорского Величества.
Малый государственный герб сходен со средним, но не имеет сени, изображения святых и девяти гербов, окружающих щит снизу. По особым Высочайшим повелениям малый герб может изображаться с сенью и щитодержателями. Иногда малым гербом или просто государственным гербом называют государственного орла, имеющего на крыльях гербы Царств и Великого Княжества Финляндского.
Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II. В Большом гербе империи закреплена традиция, ведущая начало от государственной печати Иоанна IV Васильевича, на которой вокруг двуглавого орла располагались гербы территорий, входящих в состав русского государства.
В центре Большого государственного герба 1857 года помещен главный щит с черным двуглавым орлом в золотом поле. Щит увенчан шлемом св. великого князя Александра Невского. На груди орла покоится щит с московским гербом – св. Георгий, побивающий змея. Вокруг главного щита - цепь ордена св. Апостола Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели. С правой стороны (левой от зрителя) - св. Архистратиг Михаил, с левой - св. Архангел Гавриил. Центральная часть герба объединяется сенью с Большой императорской короной и государственной хоругвью над ней. В верхней части герба помещены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и областей, по три щита с правой и левой сторон от государственной хоругви. Эти щиты расположены на одной горизонтальной линии с государственной хоругвью. Девять щитов, увенчанных коронами, с гербами Великих княжеств и Царств и гербом Его Императорского Величества, расположены по окружности.
Одновременно были введены Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой основу Большого герба империи, но без шести верхних щитов и без государственной хоругви. Малый государственный герб был представлен в двух вариантах. Первый - собственно двуглавый орел с гербами на крыльях, второй - тот же двуглавый орел, но в щите и с присоединением императорской сени.
Проект Большого герба 1857 года был принят в России неоднозначно и стал предметом серьезных споров. Духовенство обратило внимание на изображение в качестве щитодержателей святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Московский митрополит Филарет заявил, что эти святые изображаются на иконах в иконостасе по сторонам Господа Вседержителя, и их изображение в гербе оскорбляет чувства православных. Кроме того, использование их в качестве щитодержателей умаляет их религиозный статус, так как власть небесная выше власти земной. Митрополит написал в связи с этим протест графу В. Адлербергу, министру двора. Тот доложил царю. Царь повелел устранить щитодержателей. В окончательном проекте святые архангелы все же остались, но были изображены в гербе не по русскому иконописному образцу, а в виде древних воинов.
Другим вопросом, вызвавшим недоумение, было явное предпочтение в новом гербе присоединенных территорий и умаление гербов русских княжеств. Действительно, гербы исконно русских княжеств и других территорий даны явно ущербно, что не соответствует их действительному месту и роли в процессе становления Российской империи. И, наконец, барон Кене исказил цвета московского герба. Если раньше змей был черный и символизировал зло, то теперь золотой с зелеными крыльями змей стал, по толкованию цветов, - символом великого богатства и надежды. Получился некий геральдический парадокс: св. Георгий убивает великую надежду России.
В окончательном виде Большой государственный герб сложился в 1882 году. Дополненный и уточненный Большой герб империи был утвержден императором Александром III 3 ноября 1882 года. Герб сохранил старую композицию, но с некоторыми отличиями. Так, крылья св. архангелов прежде были подняты вверх, а теперь опущены.
-4-
Меч св. Архистратига Михаила был опущен вниз, а теперь поднят вверх. В 1857 году в гербе отсутствовали лавровые и дубовые ветви. Верхние шесть щитов с гербами российских территорий располагались вначале по горизонтальной линии, а теперь по дуге окружности. Иными стали порядок расположения этих щитов и число гербов в них. Были соединены в один щит гербы княжеств и областей Белорусских и Литовских. Добавлен новый щит с гербом Туркестана.
Порядок расположения девяти щитов, увенчанных коронами, остался прежний. В них более четко стали просматриваться реальные прототипы российских корон: Казанская шапка венчает герб Казанского царства; корона «Россия» (корона Анны Иоанновны) венчает герб царства Польского; Шапка Мономаха второго наряда венчает герб Херсониса Таврического; Шапка Мономаха венчает соединенные гербы Великих княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородского); Алмазная шапка Петра Алексеевича венчает герб Сибирского царства; Венец большого наряда Михаила Романова венчает герб Астраханского царства. Совершенне стал рисунок и других корон: королевской, венчающей герб Его Императорского Величества; великокняжеских, венчающих гербы Финляндии и Грузии.
Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви). В состав Большого герба входит герб Его Императорского Величества. Этот герб имеет две части. В правой (левой от зрителя) расположен герб рода Романовых – гриф, в левой части – герб Шлезвиг-Голштейна, принадлежащий российской короне по праву наследования русскими государями. Наследное право на северо-германские земли и Норвегию ведет начало с 1725 года, когда был заключен династический брак Анны Петровны, дочери Петра Великого, с немецким герцогом Карлом Фридрихом. Так образовалась Голштейн-Готторпская династическая линия императорского дома Романовых. Все русские императоры, начиная с Петра III Федоровича, являлись прямыми ее потомками. Герб Шлезвиг-Голштейна соединяет в себе следующие гербы: Норвежский, Шлезвигский, Голштинский, Стормарнский, Дитмарсенский, Ольденбургский, Дельменгорстский. Впервые названия этих земель появились в титуле Петра III Федеровича в 1761 году. Это означало, что все названные земли входят в состав Российской империи.
Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи.
Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он символ исторической преемственности культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, до молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель российских.
Закон «О государственном гербе Российской Федерации» содержит следующее его описание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх ~ распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».
-5-
2.История развития флага
Государственный флаг - один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Он является выразителем функционирования единого государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета. Флагу присуща историческая преемственность, он служит предметом узнаваемости нашего государства.
Первые флаги - стяги, символы княжеской власти - стали появляться в России в IX веке в период образования славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах.
Боевое Знамя является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества.
История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Как знак для сбора и объединения воинов они появились в вооруженных отрядах армий рабовладельческих государств. Эти воинские атрибуты постепенно совершенствовались, их роль и значение
повышались. Знамена являлись в Русской армии не только самым древним атрибутом, но и имели самый устойчивый и неизменный авторитет в войсках. Первоначально роль знамени выполняли фигуры птиц и животных (орел, сова...), помещенные наверху древка, а с IX в. - прикрепленное к древку полотнище. В русскую военную лексику в XI веке уже входили такие понятия боевого знамени, как «стяг», «хоругвь». На протяжении всей отечественной военной истории не было периода, когда знамена потеряли бы значение воинских святынь. Выражение "поставить стяг" означало построение дружины к битве. Стяг "стягивал" витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей. По стягу судили о ходе битвы. Стяг "простирашася яко облацы" - значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги "досекошася до стяга, и стяг подсекоша". Наши летописи чрезвычайно лаконичны и скупы на подробности. Тем не менее в них отмечались даже потеря части стяга и смерть стяговника: "челку стяговую соторгоша", "стяговника нашего потяти".
Примечательно и происхождение слова "знамя". "Знамениями" называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Георгия и другие святые лики, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна".
Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы.
На протяжении многих веков русскую армию осеняли красные знамёна. Ещё в Х веке витязи Святослава Великого бились под красными стягами. В одной из древних рукописей сохранились их изображения. Полотнища стягов были клиновидной формы, а навершия - в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста.
Три века спустя армия Дмитрия Донского вышла против полчищ Мамая. На Куликовом поле над русской армией реяло огромное красное знамя с изображением образа Нерукотворного Спаса.
По сути, такого же цвета и с таким же образом было полковое Большое знамя Ивана Грозного. В 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: "и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону".
Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами.
В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе – раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.
Хорошо известен так называемый "Великий стяг" Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе "сахарного" цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму "брусничного цвета", у откоса дополнительно кайма "макового" цвета.
В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой - архангела Михаила. Народное
ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте, освобождению от польско-литовского ига и освободило Москву от захватчиков. Враги и предатели России были изгнаны, а русская государственность восстановлена. Знамя князя Пожарского по наступлении мирного времени было помещено
в церкви и почиталось наравне с иконами. В грозный год наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижнегородскому ополчению.
Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича. например, изображался лик Спасителя.
В конце XV века в России вошло в употребление слово «знамя» взамен слова «стяг». В XVI веке на русских знаменах вышивали лики Иисуса Христа и Богородицы, а также святого Георгия Победоносца.
Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, которое заметно усилилось во времена царствования Алексея Михайловича. Следующим шагом на этом пути стало появление в 1668 году «Гербовного знамени» - огромного белого стяга с алой каймой и двуглавым орлом по центру. Вокруг орла - московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский и сибирский гербы. По кайме были вышиты гербы - псковский, смоленский, тверской, болгарский, нижегородский, рязанский, ростовский и другие, а также полный титул царя. Знамя это использовалось в представительских целях во время придворных и церковных торжеств.
Со времён царя Алексея Михайловича начали изготавливать "гербовые знамёна", первое такое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда (автор герба Станислав Лопуцкий). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: "В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него "царь на коне колет копием змия".
Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Русские люди в разных обстоятельствах использовали разные символы, чтобы выразить
свою народную, русскую сущность - хоругви, иконы, казачьи бунчуки, знамена стрелецких полков и т.д. По всей видимости, не было насущной потребности в подобном символе; его функции выполнял герб государства Российского - двуглавый орел. Из подобных символов вырос и русский государственный флаг, а оформился он при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого).
В ответ на предложение персидского шаха вывозить шелк в Европу водным путем через Россию царь указал "… для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море сделать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать... боярину А. Л. Ордину-Нащокину". Менее чем через год, 19 мая 1668 года, дединовские мастера Яков Полуэктов и Степан Петров вместе со своими плотниками и кузнецами спустили на воду первый русский военный корабль "Орел". По царскому указу кораблю надлежало иметь государственный флаг. Царь Алексей Михайлович определил внешний7
вид флага не по подобию флагов других европейских морских держав, как это утверждается некоторыми историками, а по подобию стрелецких знамен, которых в то время в России было великое множество.
Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры – православия. Он рождался постепенно, выходя из монашеских келий, оформляясь первоначально в идее Третьего Рима, а затем воплощаясь в конкретные, зримые символы.Этот флаг представлял Россию значительный период исторического времени, и не только на торговых кораблях, но и на дипломатических представительствах, в армии, а позже и на аэропланах Первой Мировой войны.
Гербовое знамя Петра I (1696) было красным с белой каймой, в центре изображался золотой орёл, парящий над морем, на груди орла в круге Спаситель, рядом Святые Пётр и Павел, Святой Дух. Но этому знамени не суждено было просуществовать долго, Петром I были созданы новые знамёна и флаги с новой символикой.
Флагом торгового флота 1693-1700 года считается белый флаг с чёрным двуглавым орлом под тремя коронами, с золотыми скипетром и державой в лапах. Такой флаг
приказывали делать из белой тафты, а орла – из чёрной материи. Это вероятно первый «гражданский» флаг России.
С 1693 года Пётр I уже использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве «флага царя Московского» (в 1700 году при осаде Нарвы шведы захватили похожего рисунка царское знамя). Петр Первый отказываясь от всего русского и насаждая европейское, отказался и от креста на государственном флаге, заменив его тремя параллельными полосами по образцу просвещенной Европы. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальный полос на флаге и Именным Указом №2021 от 20 января 1705 года Пётр I узаконил бело-сине-красный флаг с параллельными линиями – государственным.
Также русский трёхцветный флаг стал основой для национальных флагов других славянских народов, которые видели и видят в России свою единственную защитницу. Начиная с Бухарестского мира 1812 года, когда Турция признала автономию Сербии и ситуация требовала срочно поднять сербский государственный флаг (у сербов, как и у русских, долгое время не было единообразного знамени), сербские представители вышли из положения следующим образом – они перевернули русский трехцветный флаг, который передали им русские представители, и поставили рядом с российским и турецким национальными знаменами. До сегодняшнего дня национальный, церковный флаг Сербии имеет вид перевернутого русского флага.
«Весна народов» 1848 года всколыхнула славянские народы Европы и привела к возникновению ряда новых славянских символов. Так родились флаги словенцев, словаков, хорватов, и все они либо полностью повторяли русский флаг, либо имели его в своей основе. Объяснялось это тем, что создатели этих символов были движимы идеей
грядущего объединения всех славянских народов в единую славянскую державу с единым (русским) флагом. Тогда же родились общеславянские флаг и гимн «Гей, славяне», полностью совпадающие с нынешними флагом и гимном Югославии. И в основе всего этого движения лежало то самое крестообразное русское знамя, принятое в 1668 году царем Алексеем Михайловичем.
В 1712 году над военно-морскими кораблями взвился новый, «Андреевский», флаг – белый с лазоревым крестом, в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. На косом кресте распяли апостола Андрея Первозванного. По этой причине у христиан косой крест связывается с именем этого апостола. Андрей Первозванный в своих странствиях достиг берегов Чёрного моря и крестил древних уссов. На Руси гордились тем, что начало русского христианства связано с деяниями самого первого из учеников Христа.
В одном из своих писем Пётр I радостно восклицает: «…слава, слава, слава Богу, за исправление нашего штандарта во образ святого Андрея». После этой перемены русский 8
флот начал одерживать решительные победы в морских сражениях.Снятый с боевых кораблей штандарт был передан торговому флоту и получил название коммерческого. И в этом была своя логика. Бело-сине-красное сочетание во всём мире воспринималась прежде всего как символы масонства, буржуазности и торговли.
Собственно национального флага в России до середины XIX века не было. В большинстве европейских стран наоборот национальные цвета были определены. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией. В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок).
Бело-сине-красный флаг постепенно стал превращаться в историческую реликвию, связываемую часто с именем Петра I.
Указом Александра II от 11 июня 1858 года первый официально утвержденный государственный флаг России был введён чёрно-жёлто-белый "гербовый" флаг. Указ
утверждён Сенатом года по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился вероятно Б.Кене. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа (Полное собрание законов Российской Империи, т.XXXIII, №33289):
"Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в жёлтом или золотом поле и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I , между тем как знамёна и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время Императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр II, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе".
Чёрно-жёлто-белое знамя основано на русской геральдической традиции. Его чёрный цвет - от двуглавого орла, жёлтый - от золотого поля герба, а белый - цвет св. Георгия. Также его цвета символизировали землю-золото-серебро.
До XVIII века в Русской армии не было единого положения о знамени. Впервые его ввел Петр I в Воинском уставе 1716 г. Каждой части и кораблю полагалось иметь знамя и под ним принимать военную присягу. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим преступлением и позором. В начале XIX в. устанавливается новый рисунок военных знамен, состоящий из креста,
углов с вензелями императора и круга, окаймленного лавровыми ветвями. Внутри круга (у всех знамен он был оранжевого цвета) - черный двуглавый орел, а над ним надписи, с одной стороны знамени: "С нами Бог", а с другой - "Благодать". Цвета углов и крестов составляли шесть комбинаций (одна для гвардии и пять для групп инспекций). Знамена нового образца были пожалованы только трем гвардейским полкам и некоторым армейским. Вместе с тем впервые появились надписи на знаменах за боевые отличия (надписи золотые на голубой ленте под орлом).
В 1800-1825 гг. в русской армии параллельно существовали павловские и александровские знамена, причем александровские вручались либо новым полкам, либо старым за отличие и по другим уважительным причинам. Знамена 1803 года отличались от павловских наличием вензелей Александра I. При этом, знамена гарнизонных частей - имели углы без вензелей. В копье навершия был восстановлен орел, замененный при Павле I на его вензелях. В 1806 г. были пожалованы первые Георгиевские знамена -8-
Киевскому гренадерскому полку за бой при Шенграбене. От остальных знамен они отличались Георгиевским крестом в копье навершия, георгиевскими лентами с кистями,
надписью об отличии вдоль края полотнища и медальоном с изображением св. Георгия на груди орла. В конце 1813 года появился новый рисунок гвардейских знамен: орел с полуопущенными крыльями и щитом с Московским гербом на груди, крест для гвардии устанавливался желтого цвета, а у углов верхние половины - по цвету полка, нижние - по цвету дивизии. Изменились и знамена кавалеристов. Так, на штандартах кирасирских полков изображался парящий двуглавый орел и крест с сиянием. Кроме того, у кирасирских полков были разные цвета углов и полей, а у драгунских - разные цвета крестов. Кавалергардскому корпусу, сформированному в 1799 году, был дан штандарт малинового штофа с белым крестом, крепившийся к древку на горизонтальной планке. Древко венчал шар с мальтийским крестом. На других штандартах Корпуса изображался мальтийский крест, либо крест малинового цвета. В 1800 г. (когда Корпус был переименован в полк) кавалергардам было пожаловано три новых штандарта: древко увенчано шаром с двуглавым орлом, к этому навершию на цепочках подвешено мали-новое полотнище с белым крестом. Наличие орла на навершии и способ крепления полотнища напоминают одновременно и вексиллумы древнеримских легионов, и древнерусские хоругви. Лейб-гвардии Казачье-му полку в 1799 году даны два знамени образца старинных прапоров с двумя косицами. Знамена других казачьих подразделений (т.н. "бунчуки") также имели форму старинных прапоров
У большинства знамен до 1808 года углы были белые, а крест - по цвету инспекции (до 1807 г.) или дивизии. С 1807 по 1813 год старым полкам, получавшим новые знамена, последние давались такой же расцветки, как прежние, а новым полкам - разной расцветки (в 1812 году углы красные, а кресты - по цвету погон). Знамена 1803 года отличались от павловских наличием вензелей Александра I. При этом, знамена гарнизонных частей - имели углы без вензелей. В копье навершия был восстановлен орел, замененный при Павле I на его вензелях. В 1806 г. были пожалованы первые Георгиевские знамена Киевскому гренадерскому полку за бой при Шенграбене. От остальных знамен они отличались Георгиевским крестом в копье навершия, георгиевскими лентами с кистями, надписью об отличии вдоль края полотнища и медальоном с изображением св. Георгия на груди орла. В конце 1813 года появился новый рисунок гвардейских знамен: орел с полуопущенными крыльями и щитом с Московским гербом на груди, крест для гвардии устанавливался желтого цвета, а у углов верхние половины - по цвету полка, нижние - по цвету дивизии. Изменились и знамена кавалеристов. Так, на штандартах кирасирских полков изображался парящий двуглавый орел и крест с сиянием. Кроме того, у кирасирских полков были разные цвета углов и полей, а у драгунских - разные цвета крестов. Кавалергардскому корпусу, сформированному в 1799 году, был дан штандарт малинового штофа с белым крестом,
крепившийся к древку на горизонтальной планке. Древко венчал шар с мальтийским крестом. На других штандартах Корпуса изображался мальтийский крест, либо крест малинового цвета. В 1800 г. (когда Корпус был переименован в полк) кавалергардам было пожаловано три новых штандарта: древко увенчано шаром с двуглавым орлом, к этому навершию на цепочках подвешено мали-новое полотнище с белым крестом. Наличие орла на навершии и способ крепления полотнища напоминают одновременно и вексиллумы древнеримских легионов, и древнерусские хоругви. Лейб-гвардии Казачье-му полку в 1799 году даны два знамени образца старинных прапоров с двумя косицами. Знамена других казачьих подразделений (т.н. "бунчуки") также имели форму старинных прапоров.
Однако в связи с коронацией Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 года полотнища уже бело-сине-красных цветов были объявлены российскими национальными цветами. В 1896 году полосами на государственном знамени занималась9
специальная комиссия, которая пришла к выводу, что бело-сине-красный флаг называется национальным по праву, а бело-желто-черные цвета следует считать монархическими. .
Штандарт этих цветов получил имя "романовского династического".
В 1914 году «для употребления в частном быту» учредили флаг, который должен был стать символом единения царя с народом. Он представлял собой бело-сине-красное полотнище, на котором в верхнем углу у древка был помешен желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Этот флаг просуществовал до 1917 года.
Октябрьская революция проходила под красным флагом. Согласно Конституции РСФСР, принятой 11 мая 1925 года, флаг состоял из красного (алого) полотнища, в левом углу которого у древка помещались золотые буквы "РСФСР". 21 января 1937 года в новой Конституции РСФСР описание флага сохранилось, но на практике несколько изменился шрифт букв. На первом съезде народных депутатов СССР весной 1989 года избран первый президент СССР Михаил Горбачев. Особых флагов для президента не предусматривалось. При посещении военных кораблей высшими должностными государства на этих судах поднимался стеньговый государственный флаг СССР.
Советская эпоха была ознаменована красными флагами. Предыстория появления современного Государственного флага России такова. В ноябре 1990 года комиссия, которой было поручено разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг - бело-сине-красный. 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», в котором отмечалось, что «до установления специальным законом государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос -официальным Национальным флагом Российской Федерации». В ноябре того же года Съезд народных депутатов принял поправку к Конституции с описанием нового флага. В память о восстановлении Государственного флага было решено считать 22 августа Днем Государственного флага Российской Федерации. До 25 декабря 1991 года страна называлась РСФСР, и сохранялся флаг 1954 года.
Закон о внесении в Конституцию изменений относительно государственного флага был принят на 6-м Съезде народных депутатов РФ 21 апреля 1992 года.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, определила, что описание и порядок официального использования Государственного флага устанавливаются Федеральным конституционным законом. В нем указывается: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3».
Вскоре российский триколор приобрел новое, но, скорее, неофициальное объяснение символики цветов:белый - мир, чистота , непорочность, совершенство; синий - вера и верность, постоянство; красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
3.Государственный гимн
Государственный гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание.
В России до XVII века торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями. Позже появились «виватные канты», которые имели характер «временных» гимнов, сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы). Особое место, начиная с петровских времен, занимали военные марши, особенно «Преображенский», ставший по сути главным маршем России. В эпоху Петра I получают распространение новые гимническое формы, светские "виватные канты", прославляющие царя и "молодую Россию": "Виват, Россия, именем преславна", "Возвеселисе, Россия, правоверная страна", "Радуйся, российский Орле двоеглавый" - эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими деяниями царя: созданием военных знамен нового образца, массовым
награждением памятными медалями солдат и офицеров, патриотическими фейерверками. В течение всего ХVIII века гимнические функции выполнял средневековый общеевропейский гимн "Тебя, Бога, хвалим", который исполнялся под гром пушек во время Северной войны и во время триумфов. На коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора, его пел Петр I после заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721г. Тот же псалмовый гимн пели в конце торжественных молебствий и в именинные "царские" дни императорской семьи, а также после застольных здравиц.
С указом от 11 ноября 1721 года, согласно которому Петр I принял на себя титул "Императора и Самодержца Всероссийского", а Россия стала Империей, возникают предпосылки для создания особого, российского Государственного Гимна. Уже в это
время как своеобразный музыкальный символ могущества России стал восприниматься знаменитый "Марш Преображенского полка". В его напеве любопытным образом соединены интонации прусского марша и петровских кантов. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах.
Фактически первым русским национальным гимном стал «Коль славен» Д. Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века. Эта духовная песнь ежедневно исполнялась на молитве в войсках, ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний.
В конце XVIII - начале ХГХ веков в большинстве европейских государств монархов
встречали под звуки английского «God save the King» («Боже, храни короля»), а в России эта мелодия стала утверждаться после войны 1812 года как символ антинаполеоновской коалиции. К тому же Александр I был большим англофилом. В 1815 году В. Жуковский опубликовал слова для этой музыки под названием «Молитва русских». В конце 1816 года Александр I издал указ всегда исполнять эту мелодию при встречах императора и утвердил текст Жуковского. Так появился первый официальный государственный гимн России, просуществовавший семнадцать лет.
В 1833 году Николай I поручил всемирно известному музыканту А. Львову написать новый гимн. В марте 1833 года директор придворной капеллы Алексей Федорович Львов написал музыку для "Отче наш".
Так 12 мая 1834 года Указом Николая I был утвержден новый Государственный гимн Российской империи - «Боже, Царя храни!». Музыка чрезвычайно понравилась царю и стала быстро распространяться по всей России, ведь простая, яркая и запоминающаяся
мелодия (и очень короткая - 16 тактов) была прекрасной находкой для гимна и стала признанной классикой этого жанра.
После Октябрьской революции 1917 года гимном был «Интернационал» - Государственный гимн РСФСР в 1918 - 1943 годах, а после образования Советского Союза в 1922 году он же стал гимном СССР.
В ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн СССР («Сталинский») на музыку А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Государственный гимн Советского Союза в 1955 - 1977 годы исполнялся без слов, потому что в прежнем тексте упоминалось имя Сталина. -11-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года был утвержден новый Государственный гимн Советского Союза на музыку А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, который просуществовал до распада Советского Союза.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР принимает постановление о создании гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки, утвержденную постановлением Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990. Слова гимна так и не были официально утверждены, хотя в 1990 году на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.
Текст нового гимна России был утвержден Государственной Думой и Указом Президента России в декабре 2000 года. Музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит А. Александрову. -11-
7 марта 2001 года Государственной Думой в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С. Михалкова.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При
этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие слушают его стоя, мужчины - без головных уборов. В случае если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Приложение
Полковой штандарт образца 1800 г. Хоругвь Московского ополчения
Сотенное знамя бугских казаков
Белое знамя образца 1803 г. Цветное знамя Симбирского пехотного -12-
полка образца 1803 г.
Цветное знамя Московского Полковой штандарт образца 1800 г.
гренадерского полка образца 1800 г.
Белое знамя Лейб-гвардии Цветное знамя Сибирского гренадерского
полка образца 1797
Литовского полка 1803 г.
-13-
Хоругвь Калужского ополчения Хоругвь Московского ополчения
Белое полотнище, вензели Александра I Знамя III полка Рязанского ополчения
Калмыцкое знамя Знамя Ивана Грозного
-14-
Знамя 9-го Башкирского кантона
Эскадронный штандарт образца 1803 г.
Знамя Нижегородского ополчения
Фотография флага царя Московского, Флаг царя Московского, современная
старейшего из сохранившихся прорисовка
российских флагов.
Государственное знамя Российской Государственный флаг РСФСР (21 января
империи (1896). 1937-9 января 1954).
-15-
Флаг СССР (18 апреля 1924-25 Государственный флаг Российской Федерации (с 1993). декабря 1991).
Заключение
Над этой темой я работала весь прошлый учебный год.Собирала материал из всех доступных для меня источников,включая электронные ресурсы.Я постаралась подробно изучить историю появления Государственной символики и ее изменения в течении времени.Эта исследование меня увлекло.Я не жалею потраченного на эту работу времени.
Список используемой литературы
1.Андрейченко М.А. Военная символика России М.,Русское слово,2008г.
2.Бриль С.С. Государственная символика России М.,Наука,
2003г.
3.Интернет ресурсы
-16-
Содержание
Введение-----------------------------------------------------------------------------с2
Глава 1 Государственный герб-----------------------------------------------------с3
Глава 2 История развития флага---------------------------------------------------с6
Глава 3 Государственный гимн--------------------------------------------------с10
Приложение-----------------------------------------------------------------------------с12
Заключение------------------------------------------------------------------------------с16
Список литературы------------------------------------------------------------------------с16
|
|
|