Главная страница

Гбоу «Адыгейская республиканская гимназия» Разработку подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цели


Скачать 46.62 Kb.
Название Гбоу «Адыгейская республиканская гимназия» Разработку подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цели
Дата 06.03.2016
Размер 46.62 Kb.
Тип Документы

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

Разработку подготовила

учитель русского языка и литературы

Куадже Ася Шумафовна

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Цели: 1) познакомить учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень»; 2) активизировать лексику по картине И.И.Левитана «Осень»; 3) ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, мазки, живопись, живописец, колорит.

Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»; презентация; искусствоведческий текст из книги В.Б.Розенвассера «Беседы по искусству».

Ход урока.

Слово о художнике Левитане и его картине. Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца 19 века. (Слайд 2)

Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной европейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, В.Д. Поленова. У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы. В.Д.Поленов оказал большое воздействие на И.И.Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом непосредственном ощущении природы в таких картинах И.И.Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща». (Слайды 4 – 15)

Картина И.И. Левитана «Золотая осень»(1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах. (По Розенвассеру). (Слайд 3)

Беседа по картине. 1) Что изображено на картине? 2) Какие чувства хотел выразить художник? 3) Почему картина называется «Золотая осень»? 3) Какие краски (тона) выбрал И.И. Левитан, чтобы показать «золото осени»? 4) О чем вы хотели бы написать в сочинении по этой картине? 5) Что вы будете описывать?

Опорные слова: небо, река, поле, береза, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава. Все эти слова – опорные, это объекты для понятия, то, уже нам дано самой картиной. А что нового мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

На доске делается запись:

«Данное» «Новое»

Небо - голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.

Река - неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.

Деревья - желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.

Трава - сухая, желтая, как ковер, бурая.

Поле - зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик.

Деревушка - маленькая, дальняя.

С чего бы вы начали сочинение по картине? ( «С того, что И.И. Левитан изобразил красивую пору – осень»). Что бы вы написали после вступления? ( «Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо»). Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении? ( « Я обязательно написала бы о том, какая осень красивая пора года, как И.И. Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась»).

А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б. Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только отдельные листы с отпечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый, какой последний.

Давайте попробуем вместе разобраться в этом. Прочитайте отрывки.

1) « Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов».

2) « Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно – зеленой полосой озими – деревья. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно – золотые березы слева и красно – бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем густыми и более легкими становятся мазки».

3) « Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи» (205 слов).

Вопросы. 1) Соответствует ли содержание текста картине? 2) Являются ли отрывки одним текстом? ( Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И. Левитана « Золотая осень»). Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? ( « Основная мысль о красоте русской осенней природы»).

Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. Вопросы. 1) А как бы вы расположили эти отрывки? 2) Какой из них будет первым, вторым, третьим.

Первый – « Простым и привычным кажется…»Второй – « Подробное описание пейзажа…»Третий – « Всматриваясь в картину…»

Итак, мы восстановили с вами полностью текст. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете? ( «Каждый отрывок по – разному описывает картину. В каждом из них как будто есть своя мысль»). Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как? («Однокоренными словами»). Понравился ли вам этот текст? Что нового о картине И. Левитана вы узнали из текста? Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.

Словарно – стилистическая работа. Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов: живопись (вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок); пейзаж (картина, изображающая природу); мазки красок – мазок (прием написания картины масляными красками. Мазок накладывается в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки); колорит (соотношение красок в картине по тону). Найдите в тексте предложение со словом мазки. Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец). Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины (изумрудно – зеленая полоса озими, густо – синяя вода, багряно – золотые березы, красно – бронзовые дубы).

Задание на дом: напишите сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.