Главная страница

Формирование и развитие ууд обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми. «Развивающемуся обществу, подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования»


Скачать 73.95 Kb.
Название Формирование и развитие ууд обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми. «Развивающемуся обществу, подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования»
Дата 08.03.2016
Размер 73.95 Kb.
Тип Документы

Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми.

«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание».

Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их занимать своё достойное место в жизни.

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы и формы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий.

Организация работы с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Такая деятельность:

  1. повышает познавательный интерес школьников к предмету;

  2. развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

  3. учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

  4. развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Главная цель занятий – развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к олимпиадам различного уровня, конкурсам, а также к поступлению в вузы и обучению в них.

В МБОУ СОШ ст. Советской создаются условия для самореализации и саморазвития учащихся, создана система поддержки талантливых школьников.

К дополнительному образованию привлекаются не только одарённые учащиеся, но и все желающие, которые проявляют интерес к русскому языку и литературе.

Формы работы с талантливыми учащимися разнообразны:

  1. Индивидуальные занятия с учащимися 6 Б», 8 «Б», 9 «Б», 11 «А» класса при подготовке к олимпиадам, конкурсам, по мере личной необходимости школьников.

  2. Групповые занятия проводятся с учащимися 6 Б», 8 «Б», 9 «Б», 11 «А» классов.

  3. Элективный курс в 9 «Б», 11 «А» классах.

  4. Кружок «Искусство слова».


Как организовать работу с одарёнными детьми?

  1. Проведение психологического тестирования с целью выявления уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности.

  2. Проведение мониторинга общеучебных умений учащихся 5.

  3. Проведение мониторинга уровня развития интеллектуальных способностей учащихся 5-6 классов на основе авторских тестов (навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации).

  4. Выявление одарённых детей по результатам мониторинга.

  5. Использование заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий, коллективно-творческих дел.

  6. Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, Интернет- ресурсами.

  7. Подготовка детей к школьному, муниципальному, региональному этапам Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

  8. Организация участия детей в конкурсах по русскому языку и литературе.

  9. Организация научно- исследовательской работы учащихся.

  10. Подготовка учащихся к работе школьных и районных научно- исследовательских конференций.

  11. Создание условий для реализации творческих способностей одарённых детей:

- проведение конкурсов сочинений, юных поэтов;

- проведение презентации;

- выпуск газет;

- проведение выставок иллюстраций произведений;

- организация поэтических вечеров;

- участие во Всероссийском молодёжном чемпионате;

- проведение Месячника русского языка и литературы;

- проведение «Дня Поэзии».

12. Формирование высокой мотивации изучения русского языка и литературы.

13. Подготовка их к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе с учетом их интеллектуальных способностей.
Методы формирования УУД.

Одним из эффективных методов формирования УУД является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Для практических занятий необходимо подбирать материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Целесообразно использование заданий поисково–исследовательского характера, требующих работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.

Одной из эффективных форм коллективно-творческой внеурочной работы является выпуск школьной газеты по предмету.

Проект «Школьная газета» ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся, овладение навыками публицистического стиля, освоения информационно-коммуникационных технологий.

В процессе выполнения проекта происходит формирование следующих УУД: развитие творческих и коммуникативных способностей, совершенствование навыков сотрудничества, социализация обучающихся, утверждение активной жизненной позиции, профориентационный выбор.

Традиционно выпуск коллективных и индивидуальных работ учащихся, проектов, посвящённых русскому языку и литературе, проходит во время месячника русского языка и литературы. Так в 2012-2013 учебном году педагоги нашей школы совместно с учениками подготовили и выпустили газеты:

«А вы об этом знали?», 5б;

«Занимательно о русском языке», 6а;

«Могучий русский язык», Саратов Дмитрий, Топилина Юлия 6б;

«Ода русскому языку», 7а;

«Говори правильно!», 7б;

«Заимствованные слова», 9а

«С Днём родного языка!», 10а

Кроме того еженедельно проходило коллективное оформление стенда «Его величество язык».

В 2013-2014 учебном году проходили выставки коллективных и индивидуальных работ учащихся, посвящённых творчеству А.С. Пушкина: публицистический коллаж «Лицейские друзья Пушкина», 7 а класс, учитель Скорикова Н.И.; «Солнце русской поэзии», Коваленко В., Лозовая А., 8б, учитель Лозовая М.В. Также оформление литературного стенда «Наш Пушкин» учащимися 9-11 классов.

В результате работы ученики познакомились с аспектами культуры письменной речи, совершенствовали навыки создания статей на школьную тематику, обучались брать интервью и оформлять его, осуществляли орфографическую, пунктуационную и стилистическую правку текста, проводили социологические исследования, проявили творческие способности, расширили свой кругозор, приобщились к миру профессий: редактора, журналиста, фотокорреспондента, дизайнера, корректора, наборщика.

У каждого педагога есть свои «особенные» приёмы работы. Меня привлекают те, что позволяют в полной мере раскрыться каждому ученику. Поэтому в 5-6 классе на первоначальном этапе выявления одарённых детей привлекаю к работе всех ребят. Для этого проводятся творческие мастерские. Об этом сообщаю заранее, чтобы ребята могли подготовиться. Объявляю тему мастерской, учащимся необходимо определиться, какой будет их работа, собрать необходимый материал. А если кто-то что-то забудет – не беда: одноклассники поделятся, на помощь придёт и учитель.

Особенность творческих мастерских в следующем: согласно теме каждый выполняет коллаж, или рисунок, или аппликацию, тщательно подбирая цвет, материал. Затем создаёт творческую миниатюру, которая подводит итог работы. В этом году мои шестиклассники выбрали приём синквейн (технология РКМЧП). Роль учителя – настроить на работу, направлять творческую познавательную деятельность, вырабатывая умения и навыки самостоятельной работы. В результате – море позитива, возможность проявить себя, высокая оценка деятельности каждого (плохих работ нет), выявление творчески одарённых детей, формирование УУД, интерес к русскому языку.

В начале занятий предлагаю видеоролик или презентацию по теме, которые обязательно сопровождаются чтением стихов, музыкой. Затем формулируется совместно задача. Начинается работа.

Несомненно, современного школьника трудно чем-то удивить. Но каждому ребёнку всегда интересно то, что связано с его жизнью. Поэтому своим ученикам предлагаю темы исследований, которые близки им.

Что заинтересовало моих учеников?

Творческие работы: «Радуга», «Новый год», «Запрещающий знак», «В гостях у Весны». Исследовательские проекты: «Слова-сорняки», «Переменка», «Школьные фразеологизмы», «Душа слова».

Ребятам для повышения самооценки необходимо осознание важности их деятельности. Поэтому все работы ребят выставляются на стенде «Полёт фантазии» в кабинете русского языка и литературы.

Для учащихся 8 класса использую приём «Театральная миниатюра». Это возможность победить определённые комплексы, раскрывая в полной мере творческие способности. Помогает грим, другой образ. Учащиеся перестают стесняться, раскрепощаются, особенно если цель их работы значимая. Так на празднике в 1 классе «Прощание с азбукой» особую атмосферу, полную чудес, создали сказочные герои: Буратино, Мальвина, Азбука, Незнайка. Роли этих персонажей сыграли учащиеся 7, 8 классов Лозовая А., Коваленко В, Селивёрстова Э., Перевоплощение ребят было настолько ярким, запоминающимся, что потом каждый первоклассник хотел с ними сфотографироваться.

Главная цель учителей русского языка и литературы в работе с одарёнными учащимися заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, в овладении культурой речевого общения.

Вдохновения вам, уважаемые коллеги, полёта фантазии и творческих успехов.