|
«Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)
Урок литературы для 11 класса учителя Фроловой Т.В.
Урок № 1.
Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)
Цель:
формировать знания у учащихся о своеобразии языка и стиля И. А. Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки»;
формировать умения и навыки исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование: портрет И. А. Бунина, текст рассказа «Антоновские яблоки»
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Чтение учащимися наизусть стихотворений И. А. Бунина
Слово учителя: разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое?
Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей родословной, таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян. И на все это в начале нового века уже лег отблеск последней зари. В «Жизни Арсеньева» Бунин вспоминает, с каким благоговением, точно из недельной дали, он созерцал заброшенное имение, с каким грустным умилением описывает он его: «Конюшни, людские избы, амбары и прочие службы, раскинутые вокруг пустынного двора, - все было огромно, серо, все разрушалось и дичало… Деревянный дом, обшитый серым тесом, конечно, гнил, ветшая, с каждым годом делаясь все пленительнее… А сад за домом был… наполовину вырублен, хотя все еще красовалось в нем многовековых лип, кленов, итальянских серебристых тополей, берез и дубов, одиноко и безмолвно доживающих в этом забытом саду свои долгие годы…»
Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить мгновение. Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. «Ты ведь знаешь, - писал он Варваре Пащенко, - как я люблю осень! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, дедовской усадьбе… Право, я желал бы пожить прежним помещиком». Очарованный сенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе. Наша задача ответить на вопрос: «Почему рассказ «Антоновские яблоки» И. А. Бунин начинает с очарования, а заканчивает разочарованием?»
Анализ рассказа «Антоновские яблоки»
Групповая работа
I группа. (Задания по тексту оформляются на карточках)
Какие картины при чтении «Антоновских яблок» встают в вашем воображении особенно ярко и живо?
Вызывают ли они литературные, художественные ассоциации?
Какие стихотворения И. А. Бунина перекликаются с рассказом и почему?
-
Попытайтесь сформулировать суть рассказа. Используйте для ответа лексические модели: тургеневские (чеховские) мотивы; ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа.
Каков сюжет рассказа? Как организовано повествование в рассказе?
Почему рассказ начинается от 1 лица? Как вы объясните использование глаголов в настоящем времени? Почему иногда используются глаголы 2 лица?
Что является предметом воспоминаний?
II группа.
Как строится рассказ? В чем особенности его композиции?
Для чего автор использует главы в рассказе? Составьте план рассказа.
Можно ли говорить о движении лирического сюжета?
Каким вы представляете себе лирического героя? Свои представления подтвердите строками из рассказа.
Чем лирический герой близок автору?
Как и почему меняется изображение природы на протяжении рассказа?
Сделайте вывод о чем же повествует И. А. Бунин на протяжении рассказа?
III группа
Докажите, что И. А. Бунин – мастер словесной чеканки.
Как автор описывает сад?
Какие личные и литературные ассоциации вызывает у вас это слово?
Какие символические оттенки содержит?
Можно ли сказать, что сад в рассказе «Антоновские яблоки» предстает живым существом со своим настроением и характером? Докажите.
Какие автор использует эпитеты для описания сада и почему?
IV группа
Прав ли А. Т. Твардовский, назвав рассказ «Антоновские яблоки» душистым?
Какие запахи описывает И. А. Бунин? С чем это связано?
Выделите причины описания запахов.
Как меняется описание запахов и почему?
Почему запах антоновских яблок является ключевым?
-
Какие автор использует сравнения, метафоры, олицетворения?
Как достигается эффект присутствия читателя в описываемых картинах?
V группа
Каков смысл произведения?
Какую «вечную проблему» поднимает писатель, размышляя о судьбе поместного дворянства?
Чем отличается финал рассказа от начала?
Какие картины мы видим в конце?
Что является предметом воспоминаний?
Отличается ли конец рассказа по своим художественным приемам и средствам? Каким мы видим сад?
Для чего автор использует образ метели?
Проблемный вопрос: Почему автор начинает рассказ с очарования, а заканчивает разочарованием?
Докажите правомерность высказывания И. А. Бунина о рассказе, ставшего эпиграфом урока.
Обобщение:
О чем рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки»?
Каков его сюжет?
Какие традиции русской литературы развивает И. А. Бунин в этом рассказе?
Как организовано повествование в рассказе?
Что является предметом воспоминаний?
Какова интонация рассказа? Как она меняется на протяжении рассказа?
Какие художественные приемы и средства использует автор?
Домашнее задание:
Подготовьте сообщения на темы: «Сад в поэзии поэтов 19 века», «Сад в творчестве Чехова», «Сад в поэзии поэтов начала 20 века», «Сад в прозе И. А. Бунина».
Подготовьте иллюстрации к рассказу.
Напишите сочинения на темы: «Звуки, которые я слышу в рассказе «Антоновские яблоки» И. А. Бунина», «Чудные запахи рассказа «Антоновские яблоки» И. А. Бунина», «Рассказ «Антоновские яблоки» И. А. Бунина исключительно душистый» (А. Т. Твардовский), «Образ сада в рассказе «Антоновские яблоки» И. А. Бунина», «Роль эпитета в рассказе «Антоновские яблоки» И. А. Бунина».
|
|
|