|
Элективный курс по русскому языку 8 класс Учитель: Поталай Валентина Александровна Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку
8 класс
Учитель: Поталай Валентина Александровна
Пояснительная записка
Под культурой общения понимается «владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, … обеспечивающих необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации». (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997)
-
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Содержание программы элективного курса способствует:
воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
обогащению нравственного опыта и расширению эстетического кругозора;
развитию образного и аналитического мышления, устной и письменной речи учащихся; высокой культуры поведения и речевого общения;
освоению текстов различных жанров в единстве формы и содержания;
созданию общего представления о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствованию аналитических умений сравнительно-сопоставительного анализа и различного вида рефлексии; использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
активизации речевой деятельности учащихся; восполнению пробела в школьном и семейном воспитании, который проявляется в низкой речевой культуре, и помогает молодому человеку в дальнейшей самореализации за порогом школы.
ЦЕЛЬ КУРСА:
создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции через овладение речевым этикетом, для формирования культуры речевого общения.
Задачи курса:
развивать умение слушать, понимать и анализировать чужую речь;
формировать навыки успешного, эффективного речевого общения с учётом речевых ситуаций;
-
учить осознанному владению литературными нормами устной речи;
знакомить с приёмами эмоционального воздействия на слушателя.
Планируемые результаты курса
Учащиеся, успешно окончившие курс, будут
свободно вступать в речевой контакт в различных сферах общения, преодолевая внутренние психологические барьеры;
-
ориентироваться в речевой ситуации, определять тактику речевого общения;
стремиться к приобретению навыков культурного общения, умелого владения не только речью, но и мимикой, жестами.
Критерием успешности планируемого курса послужит интерес учащихся к наблюдению и постоянному анализу окружающего речевого пространства, саморефлексия и повышенная ответственность за свою речь.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
№ урока
|
Наименование темы
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Использование ТСО
|
1-2
|
Речевой этикет. Назначение речевого этикета
|
2
|
|
|
3
|
Специфика русского речевого этикета
|
1
|
|
|
4
|
Обращения в русском речевом этикете
|
1
|
|
|
5
|
Речевой этикет и вежливость
|
1
|
|
|
6-7
|
Формулы речевого этикета
|
2
|
|
|
8
|
Техника реализации этикетных формул
|
1
|
|
|
9
|
Что мы делаем, когда говорим: Благодарю вас?
|
1
|
|
|
10
|
Речевое поведение
|
1
|
|
|
11
|
Социальные роли говорящих
|
1
|
|
|
12
|
Взаимодействие речевого и поведенческого этикета
|
1
|
|
|
13
|
Речевые дистанции и табу
|
1
|
|
|
14
|
Комплименты. Культура критики в речевом общении
|
1
|
|
|
15
|
Давайте говорить друг другу комплименты
|
1
|
|
|
16
|
Невербальные средства общения
|
1
|
|
|
17
|
Игра по речевому этикету
|
1
|
|
|
18
|
Заключительный урок
|
1
|
|
|
|
|
|