|
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в сельской школе
Большакова Надежда Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ села Новотроицка
Читинского района
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в сельской школе.
В новом образовательном стандарте по литературе на воспитание духовно-развитой личности сделан особый акцент. Если возвращение к вековым ценностям, к национальным традициям становится насущной потребностью времени, если эта потребность является уже одним из главнейших направлений в реформировании образования, то этот факт свидетельствует о глубочайшем духовном кризисе в обществе. А если говорить о селе, то масштаб его следует увеличить вдвое.
Что такое сегодня школа на селе? Это маленький и, к сожалению, всё стремительно уменьшающийся оазис, где ещё держится экологически чистое духовное пространство. Сколько бы ни старались власти облегчить жизнь сельчанина, он всегда отстаёт от стремительного бега времени. Безработица на селе по-прежнему очень высокая. Материальная нестабильность большинства семей усугубляет и без того трудное положение подростка, поставленного – нет, ещё не перед будущим – перед настоящим. С его огромным потоком информации, с пропагандой насилия и жестокости, проповедью лёгкой жизни за легкие деньги. Это видим и мы, взрослые, но мы-то можем отсеять вредоносную информацию, а подросток, как губка, впитывает всё. Ведь дети восприимчивы к яркому, впечатлительны и открыты всему новому. А сельские подростки – тем более, потому что многие живут и взрослеют в однообразии деревенского быта. Удалённость сёл от социокультурных учреждений, низкий уровень культурно-досуговой работы, закрытость и обособленность только осложняют положение.
Помогать подростку осваивать ценности мира взрослых, правильно вводить его в этот мир должны прежде всего его непосредственные воспитатели: родители и учителя. Иначе подросток проникнет в этот мир без их помощи, а это чревато многими трудностями.[3] Немецкий психолог К. Левин считал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка в том, что он находится между этими двумя группами… В этом положении неприкаянности источник многих специфических особенностей подростка.[3] И чем больше разрыв между этими группами, тем с большими трудностями он сталкивается.
Сельскому учителю часто бывает очень трудно привести ребёнка к открытию литературы. Большинство не подготовлены семьёй к общению с книгой, многие и детский сад не посещали. В иных домах книга не в чести - там другие приоритеты… Так называемые неблагополучные семьи на селе – типичное явление. В таких семьях разрыв между взрослыми и детьми огромный, ребёнок испытывает страшный дефицит общения. Возложив всю ответственность за воспитание на школу, родители устраняются от решения проблем, возникающих у подростка.
Учитель же никогда не отвернётся от ребёнка. Смысл всей учительской жизни – ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы. А учитель литературы – это проводник в мир прошлого, будущего, особенно – в мир фантазии. «У литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром», - писал В. Распутин.
«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно», - писал Л. Н. Толстой. Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает чувства. Но я уверена, что всё приложится к человеку, если он образован душевно, эмоционально.
Ученик, даже самый заурядный, посредственный, открывается, если учитель – не над ним, а рядом с ним. Когда мы – сотрудники, сооткрыватели, сотворцы. Главное – помнить, что каждый – личность, кто-то – явная, а кто-то – ещё не познанная, затаённая. Взаимодоверие начинается тогда, когда учитель умеет уважать чужое мнение, как бы наивно, неправильно, абсурдно, наконец (с его точки зрения), оно не было. Кроме того, это взаимодоверие нельзя построить, если не понимать, что наше мироощущение не может (да и не должно) совпадать с детским. То, что для нас бесспорно, для ребёнка часто не так. Надо любить, уважать детские выдумки. За каждой – огромная работа души, переживания, сомнения. А для некоторых этот их фантазийный мир – способ уйти от серой неприютности, которая окружает его дома. В таком случае всегда стараюсь говорить с ребёнком, и не только на уроке. Ведь так «важно вовремя успеть//Сказать кому-то слово доброе,//Чтоб от волненья сердце дрогнуло…//Всего-то надо – научиться слушать// Того, чья жизнь обнажена» (А. Дементьев)
Вот некоторые «тропинки» (так я называю разные способы, приёмы, методы работы на уроке), по которым я двигаюсь к детям и они приходят к открытию литературы:
Чтобы привлечь к чтению текста, иногда я сама зачитываю особо яркий эпизод или такой фрагмент, который оставляет вопросы: «А что будет дальше?» или «Почему он так поступил?»
Изучение любого произведения всегда проходит как минимум три ступени: что? как? зачем?
Использую эпиграфы, чтобы создать особый душевный настрой или на основе высказывания построить разговор.
-
Часто урок строится на одном вопросе. Но вопрос выполняет не только функцию вызова, отклика – он должен вести за собой цепь других вопросов. Привожу некоторые из них:
- Могла бы также закончиться жизнь Бориса и Глеба, если бы они жили сегодня?
- Легко ли быть женой Обломова? А женой Штольца?
- Счастливый ли человек Кирибеевич?
- О ком хочется говорить больше: о Гринёве или о Швабрине?
- О чём мог думать барин-охотник, пока мальчики рассказывали истории у костра? (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»).
Сразу после первого знакомства, пока ещё свежо впечатление, прошу детей написать отзыв о прочитанном произведении. Никогда не требую – прошу. Если не написал, значит, ещё нет отклика. Или работа души ещё идёт, нужно время. Потом он обязательно напишет. Отзывы часто бывают в стихах. Вот последнее (по поэме М.Лермонтова «Мцыри»):
«Герой наш вечно одинок в своей уединённой келье,
Но на свободу вырваться он смог в тоске по родине своей.
И вот один, бродя по кругу, он хочет родину найти и хочет навсегда уйти
Из этой чуждой стороны.
Но всё, что сделал он - напрасно! Ему не суждено
Увидеть то, что он хотел – ту жизнь, что прожита давно.
Ему не хочется назад! Он хочет одного: вернуть три дня,
Которые за жизнь его бороться научили , и научили страх и боль преодолеть.
Но нет, не суждено ему…Придётся умирать
В чужом, далёком, одиноком, постылом для него краю…»
Предлагаю детям иногда «войти в роль» - от имени персонажа домыслить то, чего в произведении нет. Но очень хочется, чтоб было! Так рождаются попытки стилизации. Вот фрагмент письма, написанного в стиле сентиментализма:
«…Я был бы счастлив, милая Лиза, зная, что ты есть на этом свете, что ты встречаешь наши рассветы, приходишь к нашему пруду. Я не могу видеть мир без тебя: солнце тусклое, а ночами луна больно ранит сердце, извергая потоки ненависти к себе…»
Обязательно нахожу минуты для чтения учащимися понравившихся им страниц, строчек, сцен. Прошу объяснить, что в них привлекло.
-
Очень часто практикую урок-диалог, где осуществляется обмен мнениями, опытом. Да, опытом, потому что у детей тоже есть свой жизненный опыт. Но главное – они хотят быть услышанными. А высказываясь, тренируют и культуру общения, и проявляют свою эмоциональную отзывчивость на слово собеседника, хотя в первую очередь, конечно, - на слово писателя или поэта.
«Творческая мастерская» - это уроки внедрения в текст. Мастерскую я часто переношу домой – пусть попытаются «разгадать» автора, чтобы «извлечь тайное, оставшееся за строками, за пределами слов», как писала М. Цветаева.
-
Очень важен эмоциональный фон урока. Поэтому практикую не только личное выразительное чтение, но и музыку – чаще классическую, и репродукции с картин известных художников.
Обязательное внеклассное общение – на литературном кружке.
В старших классах считаю допустимым вводить учеников в курс своей программы, обсудить темы будущих семинаров, уроков-проектов. Учащиеся, осознавая себя полноценными соавторами плана работы, более ответственны и отзывчивы в ходе его реализации на уроках.
Убеждена: знания должны принять личностно-значимый характер. Только тогда они ценны. И.Кант писал: «Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!» Педагогика всегда отвечала требованиям времени. Сегодня его можно сформулировать словами Д. С. Лихачёва: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»
Литература
1.Бершадская Н.Р. Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе.- М., «Просвещение»,1986
2. Драгунова Т.В. Подросток. – М, «Знание», 1988
3. Ильин Е.И. Искусство общения. – М., «Педагогика», 1982
4.Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб., Изд-во Русско- Балтийский информ,1999
5. Макаренко А.С. / О воспитании. – М., Изд-во полит. литер, 1988
|
|
|