|
«День знаний. Скоро в школу мы пойдём»
Развернутый план-конспект НОД «Художественное творчество»
Тема: «День знаний. Скоро в школу мы пойдём»
Тип: Интегрированный
Для детей старшего дошкольного возраста
Цели:
формирование изобразительных навыков в смешанной технике (рисование, аппликация)
выполнить коллективную работу по теме «Мой портфель» в смешанной технике
Задачи:
Обучающие:
расширение знаний о празднике « День знаний»;
расширение представлений о школьных принадлежностях, умение рассказать, для чего нужен каждый предмет, и как им пользоваться;
обучение изобразительным навыкам: совершенствование умений создавать предметные изображения с натуры и по представлению, совершенствование умений видеть и передавать в рисунке особенности формы предмета, совершенствование навыков вырезания круга из квадрата, совершенствование навыков применения разных приёмов вырезания, наклеивания изображений.
Развивающие:
развитие продуктивной деятельности;
развитие творческого мышления, воображения;
развитие мелкой моторики рук;
закрепление умения детей аккуратно использовать художественные материалы при работе;
развитие умения использовать в работе разный художественный материал.
Воспитательные:
воспитание аккуратности;
-
вызвать у детей интерес к школе, воспитание желания принять; позицию школьника – ученика, создание положительных установок на школу;
воспитание самостоятельности;
воспитание стремления действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Техника: смешанная
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка».
Оборудование:
мультимедийная установка, компьютер для сопровождающей презентации
полиэтилен на столы
Для педагога: мольберт, доска, сделанная работа (образцы), вырезанная прямоугольная полоска из цветной бумаги для показа закладки, ножницы.
Инструменты и материалы: альбомные листы формата А4, квадраты из цветной бумаги, цветная бумага, цветной картон, декоративный материал, салфетки, акварель, баночки для воды, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши.
Зрительный ряд:
иллюстрации: дети идут в школу
школьные принадлежности: тетрадь, краски, букварь, ручка, пенал, цветные карандаши, альбом, линейка, портфель
живой герой (младший воспитатель) - Незнайка
Музыкальный ряд:
Александр Ермолов «Теперь мы первоклашки!»
В. Шаинский «Учат в школе»
Литературный ряд:
Стихи:
Организация пространства:
Организационный этап – игровая зона, где находится мольберт/интеракт. доска/проектор (для презентации), дети стоят вокруг воспитателя.
Вводный этап – игровая зона, дети садятся на стулья.
Творческая работа – учебная зона, где стоят столы с приготовленными необходимыми материалами, дети берут свои стулья и садятся за столы.
Рефлексия – игровая зона, дети встают со своими работами и рассказывают о ней
Итоговый этап – игровая зона
Предварительная работа:
Беседа с детьми на тему «чем школа отличается от детского сада». Беседа с детьми на тему «для чего нужно учиться в школе». Дидактическая игра «Подбери предмет для школы». Сюжетно-ролевая игра «Школа». Экскурсия в школу. Встреча с учениками – выпускниками детского сада, рассказ учеников о школе. Рассматривание портфеля, школьных принадлежностей. Чтение художественной литературы А. Барто «В школу», «Первый урок», В.Кодрян «31 августа», Воронкова «Подружки идут в школу», З.Александрова «В школу», С.Маршак «Первый день календаря», Л. Н. Толстой «Филипок». Заучивание стихов о школе.
Планируемые результаты
Интегративное качество
|
Характеристика
|
Любознательный, активный
|
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Любит экспериментировать.
|
Эмоционально-отзывчивый
|
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
|
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
|
Ребенок имеет представление: о составе семьи, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях, о мире, многообразии стран и государств
|
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
|
Может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
|
Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками
|
У ребенка сформированы изобразительные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов продуктивной детской деятельности
|
Карта занятия
Этапы занятия,
время
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Методическое обоснование:
Методы, приемы, средства, подходы, технологии
|
1.Организационный этап
3 мин.
|
- Старательные девочки здесь? Умные мальчики здесь?
- Замечательно, значит можно начинать!
- Послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, какой сегодня праздник отмечает вся страна?
Читаю Стихотворение С.Т.Погорелова Круглый год «Сентябрь»
Да, ребята, вы правильно догадались, сегодня 1 сентября – праздник «День знаний», начало учебного года. В этот день в школах проходят праздничные линейки, посвящённые началу учебного года. С особой торжественностью встречают в школах первоклассников. Вся страна в это день отмечает праздник – День знаний.
|
Отвечают девочки
Отвечают мальчики
Дети сосредотачивают внимание на педагоге
Дети слушают, думают и вступают в диалог
|
Дидактическая задача: организовать детей, привлечь внимание, вызвать интерес детей к занятию.
Словесный метод, использование художественного слова
|
2. Вводный этап
10 мин.
|
Выставляется слайд «Дети идут в школу » (из книги С.Т.Погорелова) (звучит музыка А. Ермолов «Теперь мы первоклашки!»)
Задаю вопросы по картине, опираясь на содержание стихотворения:
-Куда идут дети?
-В какое время года дети начинают учиться?
-Какой день изобразил художник на картине?
- Как одеты дети?
- Что в руках у детей?
- Какое настроение у детей?
- Кто встречает детей в школе?
- Чему учат в школе?
- Как вы думаете кто такой творец?
Творец – Бог, Господь, Создатель. В христианстве Бог – Творец «всех видимых и невидимых». Бог творит весь мир из ничего. Самое совершенное творение Бога – Человек. Высший дар Бога Человеку – жизнь. Дарами Человеку являются – дар слова, дар познания, способность созидать, способность общаться с Богом. Человек учится, чтобы использовать эти дары во славу Творца, на утешение родителям, Церкви и Отечеству на пользу.
Стук в дверь (входит Незнайка)
- Ой, кто это к нам пришел? Какой красивый, нарядный.
Куда это ты собрался, Незнайка?
- Сегодня 1 сентября и я иду учиться в школу.
Незнайка загадывает детям загадку:
Новый дом несу в руке, двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель)
-Что же у тебя лежит в портфеле?
Незнайка: - А теперь давайте сыграем в игру. Я буду рассказывать, как я собирался в школу и что брал с собой. Если я взял ненужные вещи, хлопайте в ладоши.
Сегодня я собрался в класс.
Взял я меда про запас,
Взял учебники, тетрадки,
Две большие шоколадки,
Положил в портфель пенал,
Ручки, краски, книжку взял.
Положил карандаши
И точилку тоже,
Взял я куклу и волчок сунул осторожно.
Положил в портфель альбом, кисточку.
Машинки и блестящий кузовок, полненький малинки.
И, довольный очень я
Щелкнул весело замком
И березовым леском
В школу побежал вприпрыжку.
Как вы думаете, умеет ли Незнайка собираться в школу?
- Давайте ему подскажем, что нужно было положить в портфель.
Загадки о школьных принадлежностях (сопровождаются слайдами - показ отгадки)
|
Рассматривание иллюстрации, слушание музыкального произведения.
Дети отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт, вступают в диалог с воспитателем
Дети думают, рассуждают,
отвечают
Дети слушают
Дети отгадывают загадки
Дети слушают внимательно и хлопают в ладоши, если Незнайка назвал предмет, который в школе не понадобится.
Слушают
Дети делают умозаключения, высказывают свои мысли
Дети загадывают загадки Незнайке
|
Наглядный метод, рассматривание иллюстрации.
Словесный метод, использование художественного слова.
Словесный метод, вопросно-ответный
Объяснительно-иллюстративный метод
Задаются актуализирующие знания детей вопросы
Активизирую познавательную деятельность детей
Рассказ воспитателя
Открытие нового знания
Для эмоционального настроя используется сказочный персонаж
Использование художественного слова
Дидактическая игра
Наглядный, словесный метод,
использование мультимедийной презентации
|
3.Физ. минутка
|
См. приложение
|
Выполняют действия
|
Практический, игровой
|
4.Творческая деятельность
20 мин.
Пальчиковая гимнастика
|
А сейчас мы с ребятами соберём тебе портфель. Мы изготовим предметы, которые должны лежать в портфеле.
Рассматриваем с детьми школьные принадлежности (показ слайдов), беседуем о том, из каких материалов можно сделать тот или иной предмет.
Показ изготовления закладки.
Напоминаю о безопасности работы с кистью, красками, ножницами, клеем.
См. приложение
Самостоятельная деятельность детей
Предлагаю детям приклеить готовые школьные принадлежности в общий портфель.
По окончании работы желательно убрать за собой мусор.
Назначаю дежурных по уборке материала со столов.
|
Дети рассматривают школьные принадлежности, высказывают свои предположения
Самостоятельные попытки детей решить проблему
Слушают
Дети выполняют игровые действия
Дети выбирают материал, который будут использовать в своей работе
Участие детей в планировании собственной деятельности
Выполняют творческую работу
Дети прибираются на столах
|
Наглядный метод, словесный метод, (использование художественного слова), использование мультимедийной презентации
Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности обеспечивающее соучастие детей в определении содержания и форм индивидуальной деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика)
Практический метод
Техника рисования
Техника выполнения аппликации
Направить детей на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Форма организации: групповая, индивидуальная
|
5.Рефлексия
4 мин.
|
-Вы, как настоящие ученики, теперь можете, рассказать всем, что можно положить в портфель.
Спрашиваю нескольких детей:
- Что ты положил в портфель?
- Как ты сделал этот предмет, какие материалы использовал?
- Для чего нужен твой предмет в школе?
|
Дети участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались.
Дети участвуют в диалоге, описывают деятельность, которой они занимались.
|
Словесный метод, вопросно-ответный
Дидактическая задача: вызвать у детей положительное отношение к результатам совместной деятельности.
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.
Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Словесный метод, наглядный, метод
Использование художественного слова.
Активизировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненной работы.
|
6.Итоговый этап
2 мин.
|
- Дети читают стихи о школе для Незнайки.
-Что больше всего вам сегодня понравилось?
|
Дети читают стихи о школе
Отвечают
Передают свои ощущения от проделанной работы
|
Словесный метод
Использование художественного слова
|
Приложение
С.Т.Погорелова Круглый год «Сентябрь»
В сентябре встречают школы
Шумный, детский хоровод,
Загорелый и весёлый.
Силы есть на целый год!
Буду я прилежным самым,
Чтоб учиться, нужен труд.
Будет радоваться мама,
Папа, брат меня поймут.
И учитель наш стремится –
Чтоб успех пришёл ко всем.
Учит он ребят учиться,
Догадался я зачем:
Знали б грамоту, природу,
Как был пращур крепостным,
Благо принесли народу,
Утешение родным.
Сделали бы жизнь счастливой
От начала до конца,
Нашу Родину красивой,
И прославили Творца!
Загадки
1. Чтобы было, где писать
В школе нам нужна… (тетрадь)
2. Буквы все от А до Я
На страницах… (букваря)
3. Если ты его отточишь
Нарисуешь все, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж
Что же это… (карандаш)
4. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водят по страничке… (кисточка)
5. Должен каждый ученик
В школу брать с собой…. (дневник)
6. Я люблю прямоту, я самая прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю… (линейка)
7. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! ( Цветные карандаши)
Физминутка
Утром в школу мы идем: раз – два, раз - два.
На урок зовет звонок: раз – два, раз - два.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
Только руку подними.
Пальчиковая гимнастика.
«В школу»
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.
|
«Шагают» пальчиками по столу.
Загибают пальчики на обеих руках.
Грозят указательным пальчиком
правой руки
|
Стихи-напутствия для первоклассника
Знай:
Сами вещи не растут,
Сделать вещи - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парту, доску, стол, окно,
Книжку, сумку – береги,
Не ломай, не мни, не рви.
Твой учебник – не альбом,
Рисовать не надо в нем,
Ты читай, решай задачи,
Но учебник не испачкай.
Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтобы чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам.
Каждой книгой дорожи
В чистоте портфель держи!
2. Вот пришел желанный час.
Ты зачислен в первый класс.
А чтобы не было проблем,
Запомнить это нужно всем,
Как учиться, как играть,
У доски как отвечать.
3. Ты, дружок, послушай нас,
Я даю тебе наказ.
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом в парту не клевать!
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно.
4. Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Сначала подумай,
Потом отвечай!
На уроках не хихикай,
Стол туда – сюда не двигай!
Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей!
«31 августа» В.Кодрян
Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно всё готово – и форма, и бант.
И чудо - цветы украшают сервант.
А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья –
Коту, вместо каши, он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь, и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.
На часиков шесть или лучше на пять».
Мне мама сказала: «Наивной не будь –
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз.
Всё завтра меняется в жизни у нас».
Используемая литература:
С.Т.Погорелов Круглый год. – Екатеринбург: Раритет, 2012.-40с.
|
|
|