|
«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
Цель: определить воспитательную функцию школы согласно новым образовательным стандартам, сформировать у родителей понимание важности и значимости организации интересного и содержательного досуга ребенка как одного из средств профилактики асоциального поведения детей и их успешной социализации.
План проведения:
1. Виды и направления внеурочной деятельности. Досугово-развлекательная деятельность. Социальное творчество.
2. Характеристика детских и юношеских общественных организаций
Методические материалы:
1. Внеурочная деятельность школьников
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально-преобразующая добровольная деятельность);
трудовая (производительная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствия результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т.е. развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе и сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.
Но может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогическим образом страхуются от профессиональных неудач.
Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.
Классификация результатов внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особе значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т.п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
2. Характеристика детских и юношеских общественных организаций
Детское общественное объединение – одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.
Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных ДиЮОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.
Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.
Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:
организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);
масштабов и уровней;
целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);
организационных структур, их внешнего оформления (звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина и т.д.);
периодической печати детских и молодежных движении (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.);
баз формирования детских объединений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома, интернаты, по месту жительства и т.д.);
в названии организатора деятельности детского объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер, социальный педагог, организатор детского движения).
Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:
создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;
создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;
привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;
-
создавать органы детского самоуправления;
организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;
развивать правовую культуру личности;
осуществлять профилактику асоциального поведения.
Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования – основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности.
Как реальность воспитательного пространства, подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственными законами.
Детские организации имеют большие воспитательные возможности:
во-первых, это эффективная форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации – важнейшее условие целостного развития личности;
-
во-вторых, разумно организованный досуг детей. Детское объединение – это социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
в-третьих, ДОО – эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
в-четвертых, в детской организации царит мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства» – самого ценного в жизни растущего человека.
Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.
Современное детское движение, не являясь, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве.
Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является «собственная проблема детства» – положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства.
Положительной тенденцией в развитии детского движения стало создание детских объединений не по указанию «сверху», а «снизу» — добровольно, демократично, на основе инициатив и с учетом интересов детей и взрослых. Отсюда многообразие форм детских объединений, их «принадлежность» к ребенку, среде его жизнедеятельности, а значит, и возрастание их роли в воспитании, развитии личности конкретного ребенка.
Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т.д. Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчетный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.
Детское объединение может быть общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т.д. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное время организуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.
Пространство деятельности детских общественных объединений – места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения) и окружающая социокультурная среда, что создаёт необходимые условия для гражданской социализации детей, их успешной самореализации в различных видах общественно полезной деятельности.
Инфраструктура внешкольной среды – предприятия, учреждения и организации, поддерживающие жизнедеятельность детских общественных объединений, их взаимодействие и развитие:
служба информационно-методического обеспечения;
сеть центров, помогающих общению детских общественных объединений, в том числе разных регионов (гостиницы, кемпинги, лагеря и т.д.);
социальные институты, помогающие детским общественным объединениям в обмене опытом, в подготовке и повышении квалификации кадров;
производство символики, атрибутов, форменной одежды и ее элементов, инвентаря, туристского снаряжения и так далее.
Литература и Интернет-ресурсы:
1. Аксельрод В.И. Зачем нужна детская организация?//Образование в современной школе.- 2002, №10.
2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума.// Педагогика.-2000.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! – М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000.
7. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях // Народное образование.-2000, №4-5.
8. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2003.
9. Проект «СоцОбраз» - http://wiki.openclass.ru
10. Федеральный Государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
11. Федеральный портал дополнительного образования детей www.vidod.edu.ru
|
|
|