|
«Что видит осенний ветер, пролетая над землей?»
План-конспект интегрированного урока развития речи
и изобразительного искусства в 1 –м классе
Тема: «Что видит осенний ветер, пролетая над землей?»
Автор: Чернышова Наталья Валериевна
Место работы: МБУ лицей № 67, г.о.Тольятти, Самарской обл.
Образовательные задачи:
воспитательная — воспитание любви к родной природе, чувства сострадания, сопереживания ко всему живому: животным, растениям, людям;
-
развивающая — развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова;
-
дидактические — закрепление знаний о технике передачи пространства в пейзаже, приемов работы акварелью (по мокрому листу) и гуашью (линией и мазком); обучение выразительному, эмоциональному чтению, а также чтению «между строк».
Дидактические материалы: текст рассказа М. Пришвина «Березкам зябко», кисти трех размеров, гуашь, акварель, бумага, палитры.
Зрительный ряд: репродукции работ художника И. И. Левитана, изображающие осеннюю природу.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский, «Времена года» («Осень») — кассета с записью шума ветра.
План урока:
Вступительная беседа.
Чтение учителем рассказа и первичное восприятие его детьми.
Чтение рассказа учащимися, беседа после вторичного восприятия текста.
Беседа об осенней природе.
Игра.
Рисование под музыку.
Просмотр работ. Обсуждение.
Домашнее задание.
Ход урока
Учитель:
Дети, какое сейчас время года?
Какие приметы осени вы знаете?
А что особенно отличает раннюю осень от поздней? (Деревья были покрыты..., а теперь стоят голые. Ветер сильнее стал дуть, холоднее...)
Как дует ветер? Можете изобразить? (Дети подражают ветру.)
А вы знаете, какие музыкальные инструменты могут нам помочь воспроизвести звучание осеннего ветра?
(Свистульки, дудочки; духовые: флейта, гобой.)
— Верно, ребята, вы подметили, что холоднее и сильнее дует ветер. Давайте охарактеризуем его. Какой он?
(Холодный, сильный, северный, резкий, порывистый и т.д.)
А кого можно встретить на улице в такую погоду?
(Бродит одинокая бездомная собака, кошка...)
Как вы думаете, им хорошо? (Холодно, голодно.)
— Вот в один из таких дней поздней осени шел Михаил Пришвин по лесу. Дул холодный, порывистый ветер. Человек съежился в пальто. И вдруг он обратил внимание на деревья. Они были без одежд. Ему особенно стало жал
ко березок, хрупких, тонких, дрожащих от холода... Увиденное он описал в рассказе, который назвал «Березкам зябко».
(Учитель читает рассказ М. Пришвина, делает паузу
и после нее перечитывает еще раз отдельные места
в тексте. Ждет, когда дети сами заговорят.)
Учитель: Хорошо, что вы, ребята, думаете, хорошо, что не торопитесь необдуманно что-то сказать. А теперь прочитайте рассказ сами и поделитесь, о чем вы подумали, прочитав и услышав его. (Дети вдумываются в текст, перечитывая отдельные его части.)
Учитель: Хорошо, что вы так ярко представляете себе, как березкам холодно, зябко, как они качаются от ветра.
Я рада, что вы поняли это. Но что еще можно понять из этих четырех строчек? Какой момент в природе уловил и запечатлел М. Пришвин?
Ради чего он написал этот рассказ — только ли ради того, чтобы сказать, что березкам холодно?
Подумайте, ради чего писатель взялся за перо?
(Дети высказывают свое мнение.)
— Пришвин уловил такой момент, когда осень уже кончилась, а зима еще не наступила. Он хотел описать, как холодно березкам, когда нет снега.
-
Он подметил, что березки ждут зиму. А она еще не наступила. Не только березки ждут зиму, а вся природа ее ждет.
Природа не просто ждет, а волнуется перед приходом зимы.
Учитель: Давайте выявим, где, в каких словах заметно это волнение?
Всю ночь бушевал ветер.
Не просто шумел, а бушевал.
Вода капала.
Словно природа плакала.
То солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка.
Быстро мчатся облака.
Не идут, не плывут, а мчатся.
И так зябко березкам, и так они качаются.
Обратите внимание на название рассказа. И в начале, в самом названии, и в конце автор подчеркивает, что березкам зябко.
-
Какими другими словами-синонимами, близкими по значению, можно заменить слово «зябко»? Холодно березкам, замерзают, дрожат.
Вдумайтесь в эти слова, сформулируйте другие названия к этому рассказу.
Какое название наиболее точно подходит?
Да, какая емкость художественного слова у Пришвина! Одно слово «зябко» передает состояние как природы, так и человека.
(После чтения рассказа М. Пришвина и его обсуждения под шум ветра продолжается беседа об осенней природе)
Учитель: Помните ли вы, дети, сказку о ветре, как он летал по разным странам?
(Дети обмениваются мнениями.)
А однажды ветер пролетал мимо березовой рощи. Подул он на березки и запел такую песню:
Ветер я колючий,
Я гоняю тучи,
Я умею быть прекрасным
Летом, осенью, весной!
Но осенью я желто-красный,
И бледно-голубой зимой!
Осенний ветер дул на березки и менял свой плащ, который был еще желто-красного цвета, но в нем уже появлялись бледно-голубые тона. Почему? (Потому что приближалась зима).
А вы знаете, ребята, что березки были очень разные: грустные и веселые. Когда на них дул ветер, одни веселились, раскачивая веточками в такт песне, а другие грустно наклонялись к земле.
А теперь давайте поиграем. Сейчас я скажу волшебные слова, вы превратитесь в березки и начнете раскачиваться на ветру. А когда я скажу: «Раз, два, три, замри!», вы замрете. Ну, начали...
Я повею и подую...
Вас в березки превращу я...
Раз, два, три ... замри!
(Дети раскачиваются как березы на ветру.)
А теперь, дети, давайте нарисуем наши березки. С чего Мы начнем? Конечно же, с фона. Нарисуем акварелью на Мокром месте осеннее небо. А какое небо поздней осенью, Когда уже чувствуется дыхание зимы?
(Дети отвечают: «Серое, серо-голубое, розовое...» и рисуют осеннее небо под образную музыку. Затем мелодия меняется, вновь шумит ветер, и дети начинают рисовать землю и березки. В процессе рисования нужно напомнить детям приемы работы линией, мазком (гуашью на подготовленном Фоне). Звучит образная музыка «Шум ветра».)
В заключение занятия устраивается просмотр и обсуждение работ. Детям задаются вопросы: «Какая картина больше понравилась и почему? Глядя на картину, вы видите замерзающие на ветру березки. Какая из картин вам больше напоминает рассказ М. Пришвина?»
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение про осень.
|
|
|