Главная страница

«Что видит осенний ветер, пролетая над землей?»


Скачать 49.61 Kb.
Название «Что видит осенний ветер, пролетая над землей?»
г.о.Тольятти
Дата 09.02.2016
Размер 49.61 Kb.
Тип План-конспект

План-конспект интегрированного урока развития речи

и изобразительного искусства в 1 –м классе

Тема: «Что видит осенний ветер, пролетая над землей?»

Автор: Чернышова Наталья Валериевна

Место работы: МБУ лицей № 67, г.о.Тольятти, Самарской обл.
Образовательные задачи:

  • воспитательная — воспитание любви к родной при­роде, чувства сострадания, сопереживания ко всему живому: животным, растениям, людям;

  • развивающая развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова;

  • дидактические — закрепление знаний о технике пе­редачи пространства в пейзаже, приемов работы ак­варелью (по мокрому листу) и гуашью (линией и мазком); обучение выразительному, эмоционально­му чтению, а также чтению «между строк».

Дидактические материалы: текст рассказа М. Пришви­на «Березкам зябко», кисти трех размеров, гуашь, аква­рель, бумага, палитры.

Зрительный ряд: репродукции работ художника И. И. Ле­витана, изображающие осеннюю природу.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский, «Времена года» («Осень») — кассета с записью шума ветра.

План урока:

  1. Вступительная беседа.

  2. Чтение учителем рассказа и первичное восприятие его детьми.

  3. Чтение рассказа учащимися, беседа после вторично­го восприятия текста.

  4. Беседа об осенней природе.

  5. Игра.

  6. Рисование под музыку.

  7. Просмотр работ. Обсуждение.

  8. Домашнее задание.



Ход урока

Учитель:

  • Дети, какое сейчас время года?

  • Какие приметы осени вы знаете?

А что особенно отличает раннюю осень от поздней? (Деревья были покрыты..., а теперь стоят голые. Ветер сильнее стал дуть, холоднее...)

  • Как дует ветер? Можете изобразить? (Дети подража­ют ветру.)

  • А вы знаете, какие музыкальные инструменты могут нам помочь воспроизвести звучание осеннего ветра?

(Свистульки, дудочки; духовые: флейта, гобой.)

— Верно, ребята, вы подметили, что холоднее и сильнее дует ветер. Давайте охарактеризуем его. Какой он?

(Холодный, сильный, северный, резкий, порывистый и т.д.)

  • А кого можно встретить на улице в такую погоду?
    (Бродит одинокая бездомная собака, кошка...)

  • Как вы думаете, им хорошо? (Холодно, голодно.)

Вот в один из таких дней поздней осени шел Михаил Пришвин по лесу. Дул холодный, порывистый ветер. Человек съежился в пальто. И вдруг он обратил внимание на деревья. Они были без одежд. Ему особенно стало жал­
ко березок, хрупких, тонких, дрожащих от холода... Уви­денное он описал в рассказе, который назвал «Березкам зябко».

(Учитель читает рассказ М. Пришвина, делает паузу

и после нее перечитывает еще раз отдельные места

в тексте. Ждет, когда дети сами заговорят.)

Учитель: Хорошо, что вы, ребята, думаете, хорошо, что не торопитесь необдуманно что-то сказать. А теперь про­читайте рассказ сами и поделитесь, о чем вы подумали, прочитав и услышав его. (Дети вдумываются в текст, пе­речитывая отдельные его части.)

Учитель: Хорошо, что вы так ярко представляете себе, как березкам холодно, зябко, как они качаются от ветра.

  • Я рада, что вы поняли это. Но что еще можно по­нять из этих четырех строчек? Какой момент в природе уловил и запечатлел М. Пришвин?

  • Ради чего он написал этот рассказ — только ли ради того, чтобы сказать, что березкам холодно?

  • Подумайте, ради чего писатель взялся за перо?

(Дети высказывают свое мнение.)

— Пришвин уловил такой момент, когда осень уже кон­чилась, а зима еще не наступила. Он хотел описать, как холодно березкам, когда нет снега.

  • Он подметил, что березки ждут зиму. А она еще не наступила. Не только березки ждут зиму, а вся природа ее ждет.

  • Природа не просто ждет, а волнуется перед приходом зимы.

Учитель: Давайте выявим, где, в каких словах заметно это волнение?

  • Всю ночь бушевал ветер.

  • Не просто шумел, а бушевал.

  • Вода капала.

  • Словно природа плакала.

  • То солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка.

  • Быстро мчатся облака.

  • Не идут, не плывут, а мчатся.

  • И так зябко березкам, и так они качаются.

  • Обратите внимание на название рассказа. И в начале, в самом названии, и в конце автор подчеркивает, что березкам зябко.

  • Какими другими словами-синонимами, близкими по значению, можно заменить слово «зябко»? Холодно березкам, замерзают, дрожат.

  • Вдумайтесь в эти слова, сформулируйте другие на­звания к этому рассказу.

  • Какое название наиболее точно подходит?

  • Да, какая емкость художественного слова у Пришви­на! Одно слово «зябко» передает состояние как природы, так и человека.

(После чтения рассказа М. Пришвина и его обсуждения под шум ветра продолжается беседа об осенней природе)

Учитель: Помните ли вы, дети, сказку о ветре, как он летал по разным странам?

(Дети обмениваются мнениями.)

А однажды ветер пролетал мимо березовой рощи. По­дул он на березки и запел такую песню:

Ветер я колючий,

Я гоняю тучи,

Я умею быть прекрасным

Летом, осенью, весной!

Но осенью я желто-красный,

И бледно-голубой зимой!

Осенний ветер дул на березки и менял свой плащ, ко­торый был еще желто-красного цвета, но в нем уже появ­лялись бледно-голубые тона. Почему? (Потому что при­ближалась зима).

А вы знаете, ребята, что березки были очень разные: грустные и веселые. Когда на них дул ветер, одни весели­лись, раскачивая веточками в такт песне, а другие груст­но наклонялись к земле.

А теперь давайте поиграем. Сейчас я скажу волшебные слова, вы превратитесь в березки и начнете раскачивать­ся на ветру. А когда я скажу: «Раз, два, три, замри!», вы замрете. Ну, начали...

Я повею и подую...

Вас в березки превращу я...

Раз, два, три ... замри!

(Дети раскачиваются как березы на ветру.)

А теперь, дети, давайте нарисуем наши березки. С чего Мы начнем? Конечно же, с фона. Нарисуем акварелью на Мокром месте осеннее небо. А какое небо поздней осенью, Когда уже чувствуется дыхание зимы?

(Дети отвечают: «Серое, серо-голубое, розовое...» и рисуют осеннее небо под образную музыку. Затем мелодия ме­няется, вновь шумит ветер, и дети начинают рисовать зем­лю и березки. В процессе рисования нужно напомнить детям приемы работы линией, мазком (гуашью на подготовленном Фоне). Звучит образная музыка «Шум ветра».)

В заключение занятия устраивается просмотр и обсуж­дение работ. Детям задаются вопросы: «Какая картина больше понравилась и почему? Глядя на картину, вы ви­дите замерзающие на ветру березки. Какая из картин вам больше напоминает рассказ М. Пришвина?»

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение про осень.