|
Буквы Ф, ф
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: Буквы Ф, ф.
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: индивидуальные зеркала, кассы букв, большие буквы, Звуковички, фонарики, массажные мячики, мяч, альбом, фиалка, волшебный мешочек с сюрпризом для детей.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Доброе утро. Сегодня у нас будет необычная встреча. К нам пришли Звуковички из страны Знаний Том и Тим и хотят с нами поиграть.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком.
Логопед. 1. Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперед-назад.
2. Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто откручиваете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками (на высоту 20-30 см) и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Артикуляционные упражнения.
- «Покусать нижнюю губу»,
- «Заборчик на нижней губе»,
- «Гребешок».
Речевая зарядка. Упражнение в произношении звуков [ф], [ф’].
Звуковички предлагают нам поиграть в игру «Повтори не ошибись» (с мячом).
Фа-фу-фи-фе, фа-фо-фу-фы, фа-фо-фу-фы-фе, иф-лиф-лифт, пфа-пфо-пфу-пфы, сфа-сфо-сфу-сфы, аф-уф-иф-еф, аф-оф-уф-ыф.
Логопед. Какие звуки в слоговых дорожках вы произносили и слышали чаще других?
Дети. [Ф], [ф’].
Логопед. Расскажите о звуке [ф].
Дети. Твердый, глухой согласный, обозначаем в схеме синим цветом.
Логопед. Расскажите о звуке [ф’].
Дети. Мягкий, глухой согласный, обозначаем в схеме зеленым цветом.
Игра «Сигнальщики» (у каждого ребенка сигнальные фонарики синего и зеленого цвета).
Логопед. Фокус, фильм, фыркает, телефон, финик, буфет, фруктовый, шкаф, фиолетовый, фантазировать.
Знакомство с буквой.
Логопед. Посмотрите на букву Ф, ф (демонстрация плаката).
Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ф. Какие это элементы? Прочитайте буквы. Посмотрите, как построена буква Ф с помощью рук. Постройте ее так же. Найдите букву Ф в нарисованных предметах. В каком домике живет буква Ф. Почему? (ответы детей)
Игра «Составь слово».
Логопед. У Звуковичков есть хорошие друзья, а кто попробуйте догадаться. Составьте слово. Возьмите последнюю букву из слова ШАРФ. Возьмите первую букву из слова ЕЛЬ. Возьмите ударную гласную букву из слова МАЯК. Прочитайте составленное слово.
Дети. Фея.
Логопед. Кто такая Фея?
Дети. Фея – это добрая волшебница.
Логопед. Помогает Фее делать людям добрые дела Мудрый филин. Составьте слово филин. В саду у Феи разгуливали птицы с яркими опереньями – фазаны. Составьте слово ФАЗАНЫ. Фея очень любит цветы – фиалки. Составьте слово ФИАЛКИ. Что росло у Феи в саду узнаете, собрав слово из «рассыпанных» букв: Т, Ы, Ф, К, У, Р? Составьте слово фрукты. Молодцы.
Физкультминутка.
Игра «В саду у Феи».
Логопед. В саду у Феи были деревья высокие (дети поднимаются на носочки, руки вверх, потягиваются).
Аллеи широкие (руки в стороны).
Крутящиеся карусели, (руки на пояс, кружатся)
Вверх и вниз летящие качели (приседают – встают).
Чтение слогов.
Логопед. Зажег Звуковичок Том синий фонарик – появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами.
Зажег Звуковичок Тим зеленый фонарик - появились слоги со звуком [ф’]. прочитайте их. Какой звук [ф’] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами (ответы детей).
Чтение слов.
Логопед. Звуковички со своими друзьями приготовили для вас задание: прочитайте слова и скажите, чем похожи слова каждого столбика. (Дети читают слова. Объясняют, чем похожи: 1-й столбик – двухсложные слова с ударением на первом слоге, начинаются с буквы Ф и т. д.)
Итог занятия.
Игра «Аукцион».
Логопед. А сейчас аукцион,
Подведет итоги он,
Кто слов со звуками [ф], [ф’]
Всех больше называет,
Тот награду получает.
(Победителю вручается «фиалка» от Звуковичков и их друзей).
С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает? Молодцы. До свидания.
Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 395» город Пермь
|
|
|