|
«Богач за неделю грязные деньги» по программе
Открытое внеклассное мероприятие на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе
Тема: «Богач за неделю - грязные деньги»
по программе
гражданско-нравственного воспитания
для детей, подростков и молодежи
Продолжительность: 45 минут.
Контингент участников: старшеклассники (9- 11 классы).
Гости семинара: родители, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, администрация и педагогический коллектив школы.
Эксперты: юристы, психологи, специалисты по работе с подростками, представители родительского комитета.
Цели- развитие и укрепление нравственных принципов у детей, подростков и молодежи, содействие профилактике правонарушений, повышение социальной зрелости подростков и молодежи, развитие навыков миротворчества и разрешения конфликтов позитивным путем, содействие развитию атмосферы межэтнического и межрелигиозного мира и взаимопонимания в обществе, содействие развитию культуры и языка, утверждение здорового образа жизни, содействие укреплению единства в семьях.
Задачи:
Формирование гражданской, общественной и нравственной позиции участников;
-
Воспитание толерантного, открытого восприятия мира, умения конструктивного разрешения конфликтов; повышение общей культуры поведения;
Развитие коммуникабельности и коммуникативной компетентности участников программы. Формирование демократического стиля общения;
Освоение модели успешного и здорового образа жизни;
-
Утверждение благоприятного инновационного климата, усиление гуманности и открытости, утверждение ценностей позитивного общения и поведения, открытие новых подходов к воспитательному процессу.
Средствами для этого являются:
- гуманистическая позиция ведущих;
- микродрама, задающая проблематику;
- диалог как ключевой способ коммуникации.
Условиями достижения цели являются:
- установка на практическое и позитивное решение проблемы;
- эмоциональная и интеллектуальная поддержка нравственного выбора.
Поощрение:
Интерактивное занятие использует три вида поощрения: комплименты, аплодисменты и призы (апельсины).
Психолого-педагогический эффект:
- обогащение опытом других людей. Обогащение совокупным знанием человечества;
- опыт диалога и партнерского взаимодействия; иного стиля общения;
- установление и закрепление новой для подростка социальной роли или статуса в группе.
Результаты занятия отражаются и проявляются на двух уровнях организации личности подростка:
- на внутреннем плане (ценности, нормы, изменение самооценки и самоотношения);
- на внешнем деятельностном уровне, т.е. в навыках (конструктивного общения, позитивного действия, оценки и решения моральных ситуаций).
Ход занятия-
Шаг 1. Эмоциональный настрой (создание среды)
В аудитории перед началом занятия включается инструментальная музыка (нейтральная по характеру) для снятия эмоционального напряжения, сбора и настроения аудитории.
Шаг 2. Приветствие ведущих
Приветствие- это изначальный эмоциональный настрой на взаимодействие.
Шаг 3. Представление участников
Ведущие представляются сами, затем гостей, экспертов, далее всех, кого пригласили в качестве почетных гостей.
Шаг 4. Объявление темы, в том числе художественными способами
Объявляется тема, зачитываются цитаты.
Шаг 5. Переход к сюжету
Сюжет
Действующие лица: Зульфия, Азат, Фарид.
Место действия: кафе.
За столиком сидят Зульфия и Азат. К ним подходит Фарид.
ФАРИД: - Привет, ребята!
АЗАТ: - Привет, Фарид! Чего пригорюнился?
ФАРИД: - Да так, проблемы есть.
ЗУЛЬФИЯ: - Любовь? Разбитое сердце... Или «Отцы и дети»? Трагическое непонимание старшего поколения…
АЗАТ: - А может, побили тебя?
ФАРИД: - Нет. Все гораздо проще. Денег нет.
АЗАТ: - ХА! У всех нет! (Выворачивает карман) Это разве проблема? Это задача!
ФАРИД: - У меня не просто нет. У меня трагически нет.
ЗУЛЬФИЯ: - Его надо выслушать серьезно. Давай, Фарид, рассказывай.
ФАРИД: - В общем, так. Поехал я вчера кататься на своем старом мопеде, еду, смотрю по сторонам, а впереди мерс, последняя модель. Красивый! Еду и любуюсь, а он как тормознет, я ему в багажник и въехал!
ЗУЛЬФИЯ: - Ты разбил Мерседес?
ФАРИД: - Ну да, разобьешь его! Он как танк! Но фонарь задний я ему расколотил.
АЗАТ: - Ну ты попал!
ФАРИД: - Вот именно! Из мерса мужик вышел и давай на меня орать.
ЗУЛЬФИЯ: - Он тебя избил?
ФАРИД: - Да нет, он, в общем-то, ничего мужик оказался. Сказал, что если завтра ему триста баксов не принесу, он к моим родителям придет и жилы из них вытянет.
ЗУЛЬФИЯ: - Триста долларов! Ой-ой-ой!
АЗАТ: - Да, парень, это большие деньги. А как он тебя найдет-то?
ФАРИД: - Паспорт у меня был, я его на всякий случай ношу, вдруг пригодится.
АЗАТ: - Вот и пригодился.
ЗУЛЬФИЯ: - Бедный Фарид!
АЗАТ: - Так. Родителям сказал?
ФАРИД: - Ты что? Мне жить не надоело. Да и откуда у них деньги-то?
АЗАТ: - Так-так-так… Ребята, есть вариант! У меня сосед есть, большие дела делает. Денег- во! Он мне как-то намекал: поможешь товар продавать- будешь богач. За неделю можно состояние сделать.
ФАРИД: - А что продавать-то?
Азат:- Ну, в общем, химикат один. Не то порошок, не то кристаллы.
ЗУЛЬФИЯ: - Наркотики, что ли?
АЗАТ: - Да безобидные они. Это он так сказал. В общем, это выход!
ФАРИД: - Нет, я так не могу. Это же нелегально!
АЗАТ: - Да ты что, с ума сошел? Тебе же реальный выход предлагают. Ты пойми, деньги не пахнут! Три дня побегал- и свободен! И еще на мороженое останется. Ну что, я звоню? Зульфия, дай твой сотовый!
ЗУЛЬФИЯ: - Вот! (Дает ему сотовый телефон)
АЗАТ: - Ну, я звоню!
Шаг 6. Стоп
«Стоп»- это искусственное прерывание сюжета в самый напряженный момент конфликта. Ситуация «подвешивается», становится спорной, неоднозначной. На точке напряжения и строится обсуждение.
Шаг 7. Дискуссия
После того, как была прервана драма, начинается дискуссионная часть занятия.
Обсуждение
Обсуждение идет по следующему плану:
Описание учащимися происшедших событий.
Постановка проблемы, установление причин конфликта.
Определение характеров героев сюжета.
Обсуждение возможных вариантов развития сюжета и их последствий.
Определение высших нравственных принципов для решения этой проблемы.
Поиск позитивных вариантов поведения героев. В процессе поиска можно проиграть варианты.
Определение качеств, необходимых для осуществления позитивного мышления.
Примеры позитивного разрешения подобных ситуаций в русской и мировой литературе, истории.
Вопросы
Можно ли заставить совесть замолчать?
Какими могут быть последствия нечестного поступка?
Что такое «грязные» деньги? Как их отличить от «чистых»?
Опасно ли зарабатывать «грязные» деньги и почему?
Почему нельзя основывать свое счастье на несчастье других?
Какие существуют способы честного заработка?
Можно ли стать богатым честным путем?
В деньгах ли счастье? В чем счастье?
Почему некоторые люди пытаются оправдать свой «грязный» бизнес?
Знаете ли вы людей, которые всю жизнь прожили честно? Расскажите о них?
Шаг 8. Переход к финалу драмы.
ФАРИД: - Нет, постой. Я так не смогу. Деньги деньгам рознь. Я уж лучше из города уеду. Не убьет же он моих родителей.
АЗАТ: - Кто его знает?
ЗУЛЬФИЯ: - А знаете, ребята, у меня есть предложение. Давайте мы с Азатом поговорим со своими родителями, возьмем у них в долг по 150 долларов, и ты их этому типу отдай. Потом на работу устроимся, долги возвращать начнем. А ты родителям все-таки расскажи. Впрочем, давайте вместе пойдем к ним, все объясним. Они Азата уважают.
АЗАТ: - Это верно.
ФАРИД: - Спасибо, ребята. Прямо на душе полегчало.
ЗУЛЬФИЯ: - А все-таки деньги пахнут.
Шаг 9. Продолжение дискуссии
Обговаривается только что увиденное. Необходимо сделать акцент на позитивное решение конфликта.
Шаг 10. Завершение занятия. Нравственный вывод, мораль
Это самый тонкий момент программы. Выводы нужно делать очень осторожно. Рекомендуется не пускаться в директиву, а обобщить все, что было сказано, и подвести небольшой итог.
Шаг 11. Домашнее задание
Обсудите эту тему с вашими друзьями, родителями и другими близкими.
Подумайте, как можно заработать деньги честным путем.
Помогите вашим друзьям или родным, если в этом есть необходимость, найти благородные способы решения их проблем.
Шаг 12. Обратная связь
Участники, гости, эксперты (на добровольной основе) высказываются о ходе занятия, о его важности и необходимости, заслушиваются предложения и пожелания, после чего занятие считается завершенным.
Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно использовать любые средства, что благородство дела оправдывает любые, даже самые низкие способы его осуществления. Это не так. Средства тоже являются частью дела, его неотъемлемой составляющей, и только честный способ годится для того, чтобы совершить что-нибудь хорошее. Время доказывает это. Многие дела превращались в прах, и даже целые империи разваливались, если в их основании было зло, жестокость, обман или кровь. Только то будет прочным, что опирается на истину, добро и справедливость.
|
|
|