|
Б б к 74,56 с 60 ф 76 Солдатов В. Ф., Фоменко И. А
УДК 377.12 Б Б К 74,56 С 60 Ф 76
Солдатов В.Ф., Фоменко И.А.
Методические рекомендации по составлению программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций. - М.: I I ПО «У Никитских ворот», 2014, - 40 с.
Целью разработки представленных методических рекомендаций является оказание помощи педагогическим и руководящим работникам в разработке основной образовательной программы, содержательной ее части для организации образовательного процесса в школе в условиях введения и реализации ФГОС. Методические рекомендации направлены также на оказание помощи учителю в разработке рабочей пропэаммы по учебному предмету.
Представленные рекомендации предназначаются для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов методических служб, а также специалистов, осуществляющих контроль качества образования и процедуры государственной аккредитации ОУ.
Подписано в печать 31.01.2014 Формат 84x108/32 Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,25.
Тираж 1500 экз.
9185973667878
9 ......
ISBN 978-5-91366-787-8 © Солдатов В.Ф., 2014
© Фоменко И.А., 2014 © Оформление ИПО «У Никитских ворот», 2014
заказ № 358.
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовая база разработки и реализации основных образовательных программ в общем образовании
Программы отдельных учебных предметов в составе образовательной программы школы
Рабочие программы учителя по учебным предметам ……………………………………..
В последнее десятилетие практика проведения экспертиз получила широкое распространение в сфере образования. Экспертизе подвергаются образовательные проекты и опытно-экспериментальная работа, программы развития образования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей в ходе аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. Активно вводятся в обиход новые понятия: психолого-педа- гогическая экспертиза, педагогический аудит, гуманитарная экспертиза. В связи с этим экспертиза наряду с другими процедурами оценки качества образования становится полноправным инструментом в рамках независимой оценки качества образования регионального и муниципального уровней, уровня образовательного учреждения.
При определении эффективности деятельности образовательной организации, установлении степени соответствия достигнутых результатов планируемым, анализе содержания и качества подготовки выпускников на предмет соответствия образовательным стандартам при государственной аккредитации и государственном контроле качества образования главным объектом экспертизы является основная образовательная программа школы, поскольку именно она в соответствии с ФЭ-273 «Об образовании в РФ» определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Экспертиза и оценка основных образовательных программ общеобразовательных учреждений должна осуществляться на основе установленных новыми ФГОС требований к структуре образовательной программы и с учетом разработанных примерных основных образовательных программ.
Впервые понятие «образовательная программа» было введено Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (во избежание путаницы в дальнейшем будем называть его «старый закон об образовании»). Старый закон об образовании устанавливал статус образовательной программы как документа, определяющего содержание образования определенного уровня и направленности.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы должен был устанавливаться соответствующим государственным образовательным стандартом.
Понятие государственного образовательного стандарта раскрывалось в статье 7 старого закона об образовании: «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 старого закона об образовании содержание образования в конкретном образовательном учреждении должно было определяться образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. При этом государственные органы управления образованием должны были обеспечить разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ.
В определении содержания образования старый закон об образовании разграничивал компетенцию Российской Федерации - установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; компетенцию субъектов РФ - установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; и компетенцию образовательного учреждения - разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, разработку и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
В переходный период, пока не были разработаны и приняты государственные образовательные стандарты, их роль фактически выполняли базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (БУП-1993), утвержденный приказом Министерства образования РФ от 7 июня 1993 г. № 237, и типовые учебные программы, также утверждаемые Министерством образования РФ. В пояснительной записке БУП-1993 прямо было указано, что «базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является основным государственным нормативным документом, выступающим как элемент государственных образовательных стандартов».
БУП-1993 определял минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливал нагрузку учащихся. На основе БУП-1993 региональными органами управления образованием могли разрабатываться региональные базисные учебные планы, которые имели рекомендательный характер для общеобразовательных учреждений региона, причем в качестве регионального мог использоваться БУП-1993. Учебный план школы составлялся с соблюдением нормативов БУП-1993 и с учетом регионального базисного учебного плана.
Положения старого закона об образовании и БУП- 1993 нашли свое отражение в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008.
Пункт 35 Типового положения закреплял три компонента в содержании образовательной программы: «Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов:
а) базового федерального;
б) национально-регионального;
в) самостоятельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)».
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на закрепленную законодательно норму о самостоятельности образовательного учреждения в части разработки образовательной программы, определяющей содержание образования в конкретной школе, львиная доля содержания образования определялась как обязательная на федеральном и региональном уровнях.
Следующим этапом в развитии нормативной базы, лежащей в основе разработки образовательных программ общеобразовательных учреждений, стали разработка и утверждение «Обязательного минимума содержания начального общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1235), «Временных требований к обязательному минимуму основного общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236), «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56). На основе обязательного минимума содержания Министерству образования РФ поручалась разработка примерных образовательных программ.
Практически одновременно с разработкой и утверждением обязательного минимума содержания образования приказом Минобразования от 9 февраля 1998 г. № 322 был утвержден новый базисный ученый план (БУП-1998), который уже с 1 сентября 1998 г. должен был использоваться как основа при разработке пример- ных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Новая версия базисного учебного плана унаследовала все основные структурные принципы БУП-93, хотя и содержала некоторые особенности внутреннего строения. Инвариантная часть БУП-98 расписана не только па уровне образовательных областей, но и на уровне учебных предметов. Федеральный компонент полностью ре- ализовывался в инвариантной части БУП-98, вариативная часть БУП-98 должна была обеспечить реализацию регионального и школьного компонентов. В отличие от БУП-93 часы разделов «Обязательные занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и групповые занятия», составляющие вариативную часть БУП, были даны единой строкой.
Значительные изменения в нормативной базе, определяющей содержание образования, произошли с введением в действие в 2004 г. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее ГОС-2004, приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
В этом документе государственный стандарт общего образования определялся как совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
ГОС-2004 должен был стать основой разработки федерального базисного учебного плана, образователъных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам.
Как и было определено старым законом об образовании, ГОС-2004 включал три компонента:
федеральный компонент - устанавливался Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливался субъектом Российской Федерации;
компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливался образовательным учреждением.
Федеральный компонент - основная часть ГОС- 2004, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливал:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
требования к уровню подготовки выпускников;
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент был структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней - по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включали:
цели изучения учебного предмета;
обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования был представлен на базовом и профильном уровнях.
Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном, порядке должно было включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования объявлялся обязательным и должен был осуществляться в форме:
государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Авторы ГОС-2004 ясно осознавали переходный характер этого документа. В пояснительной записке прямо указано: «Настоящий стандарт - стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») - возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-мето- дических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра».
На основе федерального компонента государственного стандарта общего образования были разработаны и утверждены федеральный базисный учебный план (БУП-2004) и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312).
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации поручалось разработать и утвердить на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреждении субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
БУГ1-2004 в пояснительной записке позиционировался как нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
В отличие от БУП-1998, в БУП-2004 дано годовое распределение часов, что давало возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. (Стоит заметить, что на практике эти возможности реалнзовывались далеко не полностью.)
В БУП-2004 устанавливалось соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения.
В федеральном компоненте БУП-2004 определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливалось субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводилось не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могли использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
Особенностью БУП-2004 стало увеличение в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года количества учебных часов на освоение предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики и введение профильного обучения в старшей школе. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса должны были более полно учитываться интересы, склонности и способности обучающихся, создаваться условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом предполагалось существенное расширение возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.
Принципы построения БУП-2004 для X XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могли быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе был формировать собственный учебный план.
БУП-2004 предполагал функционально полный, но минимальный набор базовых общеобразовательных учебных предметов (федеральный компонент, направленный па завершение общеобразовательной подготовки обучающихся). Обязательными базовыми учебными предметами являлись: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, а также интегрированный учебный предмет обще- ствознание (включая экономику и право) и интегрированный учебный предмет естествознание. Остальные базовые учебные предметы могли изучаться по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяла состав федерального компонента базисного учебного плана.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняли три основных функции:
были «надстройкой» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);
развивали содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяло поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
способствовали удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Анализ изменений нормативной базы, определяющей содержание образования, при сохранении нормы о самостоятельности образовательного учреждения в части разработки образовательной программы, определяющей содержание образования в конкретной школе, заставляет признать, что по-прежнему большая часть содержания образования формируется на федеральном и региональном уровнях, степень свободы школы остается минимальной. В этих условиях составление рабочих программ учителя по предметам федерального компонента в большинстве случаев превращалось в формальное переписывание авторских программ и дополнение их календарно-тематическим планированием.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309- ФЗ в старый закон об образовании были внесены сущностные изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Если до этого все документы, определяющие содержание образования и лежащие в основе образовательной программы, были предметными, то есть определяли минимум содержания предметов федерального компонента, то с 2008 года статья 7 старого закона об образовании устанавливала, что федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Таким образом, произошла замена института государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов: федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения, на единый институт «федеральный государственный образовательный стандарт». Федеральные государственные образовательные стандарты перестали быть предметными, теперь они должны включать в себя требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» также конкретизировались такие понятия, как примерная основная образовательная программа, основная образовательная программа образовательного учреждения и дополнительная образовательная программа образовательного учреждения. При этом сохранялась норма, согласно которой образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы, а также возможность государственных органов влиять на содержание образования - уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. При этом статус примерных образовательных программ по сравнению с минимумом содержания федерального компонента ГОС-2004, обязательным к исполнению всеми общеобразовательными учреждениями, фактически понижался до рекомендательного.
Одновременно из ст. 29 старого закона об образовании исключены пункты о возможности субъекта Федерации самостоятельно устанавливать региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов и разрабатывать базисные учебные планы и примерные программы курсов, дисциплин.
Против исключения регионального компонента из федерального образовательного стандарта школьного обучения выступили руководство и общественные организации национальных республик. Результатом дискуссий стало компромиссное решение, оформленное Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ, который дал право субъектам Российской Федерации на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей). Затем Федеральным законом от 3 июня 2011 г. № 121-ФЗ внесено дополнение в ст. 9 старого закона об образовании, устанавливающее необходимость учета в образовательной программе начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования региональных, национальных и этнокультурных особенностей. Этим же законом в ст. 14 старого закона об образовании дополнительно введен пункт об обязательности учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в примерных основных образовательных программах. Впрочем, механизм реализации этих норм так и не был создан.
Изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта, внесенные в декабре 2007 года в старый закон об образовании хотя и выглядели революционно, но до утверждения новых стандартов и принятия ФЭ-273 «Об образовании в РФ» носили декларативный характер, поскольку в общем образовании повсеместно применялись ГОС-2004, БУП-2004, разработанные на их основе примерные программы по предметам инвариантной части БУП. Следует заметить, что к ГОС-2004 примерных образовательных программ разработано не было, поэтому образовательным учреждениям приходилось разрабатывать свои образовательные программы, руководствуясь только общими определениями старого закона об образовании и здравым смыслом. Тем не менее изменение в понимании сущности образовательного стандарта дало старт процессу разработки федеральных образовательных стандартов общего образования и нового закона «Об образовании в РФ», который завершился их утверждением.
Переход на новые стандарты требует значительного времени (до 2020 г.), в переходный период для подавляющего количества школьников будет действовать ГОС-2004. Несмотря на принципиальную разницу в ГОС-2004 и ФГОС, требования к структуре основных образовательных программ общего образования, содержащиеся в новых стандартах, могут служить ориентиром для разработки образовательных программ образовательных организаци й.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в РФ» (далее - новый закон «Об образовании в РФ») стал базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования всей системы образования.
Новый закон «Об образовании в РФ» внес изменения в терминологию образовательного права, введя определения часто употребляемых терминов и понятий. В частности, во второй статье образовательная программа определена как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В этом определении как необходимый элемент в составе образовательной программы названы рабочие программы учебных предметов курсов, дисциплин (модулей). К сожалению, новый закон «Об образовании в РФ» не поясняет, имеются в виду рабочие программы учителя, разработанные на учебный год для определенного класса, или рабочие программы школы по предмету, рассчитанные на весь период изучения данного предмета. Здравый смысл и анализ требований ФГОС к структуре образовательной программы делают более предпочтительным второе толкование этого термина.
Там же дано определение примерной образовательной программы: учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Это очень важное определение в плане осуществления свободы образовательных организаций в определении содержания образования, закрепленной в статье 28 ФЗ «Об образовании в РФ». Если БУП-2004 жестко задавал минимум часов на освоение предметов инвариантной части, что являлось предметом согласований учебного плана с органами управления и различного рода проверок в рамках государственной регламентации образования, то в примерной программе приводится примерный учебный план, который служит лишь ориентиром для составления рабочего учебного плана школы как инструмента реализации образовательной программы.
Такое понимание подкреплено статьей 13 нового закона «Об образовании в РФ»: «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Новый закон «Об образовании в РФ» сохранил преемственность со старым законом об образовании в редакции декабря 2007 г. в определении понятия федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ как элементов системы образования.
В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Направленность (профиль) образования трактуется новым законом «Об образовании в РФ» как ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам ; освоения образовательной программы.
Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ и утверждаются школой. При реализации образовательных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания « образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Следует отметить, что в условиях завершения перехода на ФГОС начального общего образования, начала внедрения ФГОС основного общего образования, наличия примерных образовательных программ начального и основного общего образования эти положения нового закона «Об образовании в РФ» перестают быть декларативными. Свобода школы в формировании содержания образования в соответствии со своими миссией, целями, задачами становится фактом современного состояния системы общего образования. Как известно, обратной стороной свободы является ответственность. В данном случае многократно возрастает ответственность школы за достижение (или недостижение) запланированных результатов в соответствии с требованиями ФГОС с I помощью самостоятельно определенного содержания ; образования, зафиксированного в образовательной программе школы. Если раньше львиная доля содержания образования формировалась фактически государством, а степень свободы школы в формировании содержания образования определялась рамками вариативной части учебного плана, то теперь все содержание образования относятся к компетенции, праву, обязанности и ответственности образовательной организации.
Образовательная программа школы становится единственным нормативным документом, определяющим содержание образования в конкретной школе.
Означает ли это самоустранение государства от участия в формировании содержания общего образования? Конечно, нет. Во-первых, государство определяет порядок разработки, проведения экспертизы примерных основных образовательных программ и ведения их реестра. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Редкая школа обладает необходимыми ресурсами для самостоятельной разработки всего содержания общего образования соответствующего уровня или даже значительной трансформации содержания примерной образовательной программы. Это означает, что, большинство школ будут формировать содержание образования с учетом (в большей или меньшей степени) примерной образовательной программы.
В этих условиях задачей творческих коллективов является разработка в соответствии с порядком, утвержденным государством, нескольких примерных образовательных программ каждого уровня общего образования, которые после соответствующей экспертизы будут включены в реестр примерных программ. У конкретной школы появится возможность выбора той или иной примерной программы, с учетом которой она будет формировать свое содержание образования.
Во-вторых, содержание образования по предметам, как правило, содержится в учебниках. В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» школы
При реализации образовательных программ выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Порядок формирования федерального перечня учебников, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются Министерством образования и науки РФ. Понятно, что при разработке образовательной программы школы должны будут ориентироваться на перечень рекомендованных учебников, содержание которых в свою очередь должно удовлетворять требованиям ФГОС и примерных программ.
Таким образом, по крайней мере в переходный период, свобода школы в определении содержания образования (статья 28, п. 2. нового закона «Об образовании в РФ») будет выражаться в свободе выбора примерной программы из реестра (пока этого нет) и в свободе выбора учебников из рекомендованного государством перечня.
Программы отдельных учебных предметов в составе образовательной программы школы
Нормативными документами для разработки программ учебных предметов являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от б октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является установление требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования (начального, основного, среднего); к структуре основной образовательной программы, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
В отличие от предыдущих документов, направленных на стандартизацию содержания образования, таких как минимальные требования к уровню подготовки обучающихся (1998 г.), и разработанных на их основе государственных программ по учебным предметам, государственного образовательного стандарта (2004 г.) и разработанных на его основе примерных программ по учебным предметам, ФГОС не определяет содержание образования, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях. Единственным нормативным документом, определяющим в том числе содержание образования, становится образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая общеобразовательной организацией самостоятельно.
В новом законе «Об образовании в РФ» дано определение: «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Анализ этого определения, а также требований ФГОС к структуре образовательной программы и здравый смысл приводят к выводу о том, что в конкретной школе следует различать два вида программ по предметам: 1) программы отдельных учебных предметов, курсов в составе образовательной программы, рассчитанные на весь период изучения данного предмета определенного уровня; 2) разрабатываемые на их основе рабочие программы учителя для конкретного класса на учебный год.
Таким образом, содержание образования, реализуемое в школе, представлено в программах по учебным предметам, курсам, в том числе интегрированным. ФГОС определяет структуру программ по учебным предметам и дает представление о том, какое содержание образования должно быть реализовано в ОУ: «Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы» (п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования).
Программы отдельных учебных предметов являются, во-первых, структурным элементом содержательного раздела основной образовательной программы начального общего или основного общего образования, во-вторых, средством фиксации содержания образования по учебным предметам обязательной части учебного плана школы, а также содержания элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа по учебному предмету в составе образовательной программы является для школы документом, который детально раскрывает обязательные для данной школы компоненты содержания обучения и параметры достижения планируемых результатов по конкретному предмету учебного плана. Программы по учебным предметам, включенные в содержательный раздел основной образовательной программы, выполняют три основные функции.
Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить
представление о содержании, планируемых результатах, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики, миссии и особенностей ОУ, логики учебного процесса, Реализация организационно-планирующей функции] предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик] содержания обучения на каждом этапе.
Как отмечалось выше, программы отдельных учебных предметов, курсов, являясь структурным элементом основной образовательной программы школы, разрабатываются на весь период изучения данного предмета определенного уровня (например, программа по истории, 5-9 классы).
В соответствии с ФГОС структура программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, включает в себя следующие разделы:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В пояснительной записке программы по учебному предмету указываются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершенной линии учебников предполагается реализация данной программы. Поскольку большинство школ, как правило, используют авторские программы по предметам, то материалом для этой части может служить текст используемой в школе авторской программы (возможно, без изменений).
Далее в пояснительной записке указывается авторская программа с выходными данными, на основе которой разработана программа школы. Также в пояснительной записке могут быть обозначены особенности школы, которые обусловили выбор именно этой авторской программы и соответственно линии учебников, изменений и дополнений авторской программы, внесенных школой.
В общей характеристике учебного предмета, курса должны быть описаны цели и задачи, структура курса и особенности построения его содержания, устанавливаются межпредметные связи, указывается, для каких предметов данный предмет является базой. В этой части могут быть описаны также особенности организации учебного процесса по предмету, особенности оценивания планируемых результатов, связь с внеурочной деятельностью. Материалом для этой части также может служить текст используемой авторской программы.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной и (или) формируемой участниками образовательного процесса) относится учебный предмет, как он должен быть реализован по количеству часов в неделю по классам, годам обучения и общему количеству часов, определяется резерв учебного времени. Если введен дополнительный предмет, которого нет в обязательной части учебного плана; или на предмет, входящий в обязательную часть учебного плана, выделены дополнительные часы, следует дать краткое обоснование, почему сделано так, а не иначе. Описание места учебного предмета в программе должно соответствовать учебному плану конкретной школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса могут быть взяты из авторской программы (если, она разработана в полном соответствии с ФГОС) и могут быть представлены по годам обучения. При этом должна учитываться программа формирования УУД. конкретной школы, соотнесенная с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание учебного предмета является основной частью программы и включает в себя перечень изучаемого материала - разделы программы и их содержание. В этой части целесообразно указать темы практических: и лабораторных работ внутри каждого раздела, а также возможные направления проектной деятельности в целом по программе.
|
|
|