Главная страница

Б б к 74,56 с 60 ф 76 Солдатов В. Ф., Фоменко И. А


Скачать 424.67 Kb.
Название Б б к 74,56 с 60 ф 76 Солдатов В. Ф., Фоменко И. А
страница 1/2
Дата 16.02.2016
Размер 424.67 Kb.
Тип Методические рекомендации
  1   2

УДК 377.12 Б Б К 74,56 С 60 Ф 76

Солдатов В.Ф., Фоменко И.А.

Методические рекомендации по составлению программ по пред­мету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций. - М.: I I ПО «У Никитских ворот», 2014, - 40 с.

Целью разработки представленных методических рекоменда­ций является оказание помощи педагогическим и руководящим работникам в разработке основной образовательной программы, содержательной ее части для организации образовательного про­цесса в школе в условиях введения и реализации ФГОС. Методи­ческие рекомендации направлены также на оказание помощи учи­телю в разработке рабочей пропэаммы по учебному предмету.

Представленные рекомендации предназначаются для руково­дителей, заместителей руководителей общеобразовательных уч­реждений, учителей, специалистов методических служб, а также специалистов, осуществляющих контроль качества образования и процедуры государственной аккредитации ОУ.

Подписано в печать 31.01.2014 Формат 84x108/32 Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,25.

Тираж 1500 экз.


9185973667878


9 ......


ISBN 978-5-91366-787-8 © Солдатов В.Ф., 2014

© Фоменко И.А., 2014 © Оформление ИПО «У Никитских ворот», 2014

заказ № 358.
СОДЕРЖАНИЕ

Нормативно-правовая база разработки и реализации основных образовательных программ в общем образовании

Программы отдельных учебных предметов в составе образовательной программы школы

Рабочие программы учителя по учебным предметам ……………………………………..
В последнее десятилетие практика проведения экс­пертиз получила широкое распространение в сфере об­разования. Экспертизе подвергаются образовательные проекты и опытно-экспериментальная работа, програм­мы развития образования и нормативно-правовые до­кументы, педагогическая деятельность учителей в ходе аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. Актив­но вводятся в обиход новые понятия: психолого-педа- гогическая экспертиза, педагогический аудит, гумани­тарная экспертиза. В связи с этим экспертиза наряду с другими процедурами оценки качества образования становится полноправным инструментом в рамках не­зависимой оценки качества образования регионального и муниципального уровней, уровня образовательного учреждения.

При определении эффективности деятельности об­разовательной организации, установлении степени со­ответствия достигнутых результатов планируемым, ана­лизе содержания и качества подготовки выпускников на предмет соответствия образовательным стандартам при государственной аккредитации и государственном контроле качества образования главным объектом экс­пертизы является основная образовательная программа школы, поскольку именно она в соответствии с ФЭ-273 «Об образовании в РФ» определяет содержание образо­вания определенных уровня и направленности.

Экспертиза и оценка основных образовательных программ общеобразовательных учреждений долж­на осуществляться на основе установленных новыми ФГОС требований к структуре образовательной про­граммы и с учетом разработанных примерных основных образовательных программ.

Впервые понятие «образовательная программа» было введено Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (во избе­жание путаницы в дальнейшем будем называть его «ста­рый закон об образовании»). Старый закон об образо­вании устанавливал статус образовательной программы как документа, определяющего содержание образова­ния определенного уровня и направленности.

Обязательный минимум содержания каждой основ­ной общеобразовательной программы должен был уста­навливаться соответствующим государственным обра­зовательным стандартом.

Понятие государственного образовательного стан­дарта раскрывалось в статье 7 старого закона об образо­вании: «В Российской Федерации устанавливаются госу­дарственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных (централь­ных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные ком­поненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных про­грамм, максимальный объем учебной нагрузки обучаю­щихся, требования к уровню подготовки выпускников».

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 старого закона об образовании содержание образования в конкретном образовательном учреждении должно было определять­ся образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реа­лизуемой этим образовательным учреждением самосто­ятельно. При этом государственные органы управления образованием должны были обеспечить разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ.

В определении содержания образования старый за­кон об образовании разграничивал компетенцию Российской Федерации - установление федеральных ком­понентов государственных образовательных стандартов; компетенцию субъектов РФ - установление националь­но-региональных компонентов государственных образо­вательных стандартов; и компетенцию образовательного учреждения - разработку и утверждение образователь­ных программ и учебных планов, разработку и утверж­дение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

В переходный период, пока не были разработаны и приняты государственные образовательные стандар­ты, их роль фактически выполняли базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (БУП-1993), утвержденный приказом Ми­нистерства образования РФ от 7 июня 1993 г. № 237, и типовые учебные программы, также утверждаемые Ми­нистерством образования РФ. В пояснительной записке БУП-1993 прямо было указано, что «базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является основным государственным нор­мативным документом, выступающим как элемент го­сударственных образовательных стандартов».

БУП-1993 определял минимальное количество ча­сов на изучение образовательных областей, устанав­ливал нагрузку учащихся. На основе БУП-1993 реги­ональными органами управления образованием могли разрабатываться региональные базисные учебные пла­ны, которые имели рекомендательный характер для общеобразовательных учреждений региона, причем в качестве регионального мог использоваться БУП-1993. Учебный план школы составлялся с соблюдением нор­мативов БУП-1993 и с учетом регионального базисного учебного плана.

Положения старого закона об образовании и БУП- 1993 нашли свое отражение в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, утвержденном по­становлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008.

Пункт 35 Типового положения закреплял три ком­понента в содержании образовательной программы: «Вариативность программ общего образования обеспе­чивается наличием и соотношением в структуре их со­держания следующих компонентов:

а) базового федерального;

б) национально-регионального;

в) самостоятельно определяемого общеобразова­тельным учреждением исходя из запросов обучающих­ся и их родителей (законных представителей)».

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмо­тря на закрепленную законодательно норму о самосто­ятельности образовательного учреждения в части раз­работки образовательной программы, определяющей содержание образования в конкретной школе, львиная доля содержания образования определялась как обязательная на федеральном и региональном уровнях.

Следующим этапом в развитии нормативной базы, лежащей в основе разработки образовательных про­грамм общеобразовательных учреждений, стали раз­работка и утверждение «Обязательного минимума со­держания начального общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1235), «Времен­ных требований к обязательному минимуму основного общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236), «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» (Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56). На основе обязательного минимума содержания Мини­стерству образования РФ поручалась разработка при­мерных образовательных программ.

Практически одновременно с разработкой и утверж­дением обязательного минимума содержания образо­вания приказом Минобразования от 9 февраля 1998 г. № 322 был утвержден новый базисный ученый план (БУП-1998), который уже с 1 сентября 1998 г. должен был использоваться как основа при разработке пример- ных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Но­вая версия базисного учебного плана унаследовала все основные структурные принципы БУП-93, хотя и со­держала некоторые особенности внутреннего строения. Инвариантная часть БУП-98 расписана не только па уровне образовательных областей, но и на уровне учеб­ных предметов. Федеральный компонент полностью ре- ализовывался в инвариантной части БУП-98, вариатив­ная часть БУП-98 должна была обеспечить реализацию регионального и школьного компонентов. В отличие от БУП-93 часы разделов «Обязательные занятия по вы­бору» и «Факультативные, индивидуальные и группо­вые занятия», составляющие вариативную часть БУП, были даны единой строкой.

Значительные изменения в нормативной базе, определяющей содержание образования, произошли с введением в действие в 2004 г. Федерального компо­нента государственного стандарта общего образования (далее ГОС-2004, приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государствен­ных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

В этом документе государственный стандарт обще­го образования определялся как совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум со­держания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки об­учающихся, уровень подготовки выпускников образова­тельных учреждений, а также основные требования к обе­спечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, ин­формационно-методическому, кадровому обеспечению).

ГОС-2004 должен был стать основой разработки федерального базисного учебного плана, образователъных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учеб­ных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных про­грамм по учебным предметам.

Как и было определено старым законом об образо­вании, ГОС-2004 включал три компонента:

  • федеральный компонент - устанавливался Рос­сийской Федерацией;

  • региональный (национально-региональный) ком­понент - устанавливался субъектом Российской Феде­рации;

  • компонент образовательного учреждения - само­стоятельно устанавливался образовательным учрежде­нием.

Федеральный компонент - основная часть ГОС- 2004, обязательная для всех государственных, муници­пальных и негосударственных образовательных учреж­дений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливал:

  • обязательный минимум содержания основных об­разовательных программ общего образования;

  • требования к уровню подготовки выпускников;

  • максимальный объем учебной нагрузки обучаю­щихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент был структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основ­ное общее, среднее (полное) общее образование); вну­три ступеней - по учебным предметам.

Образовательные стандарты по учебному предмету включали:

  • цели изучения учебного предмета;

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному пред­мету;

  • требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государственного стан­дарта среднего (полного) общего образования был пред­ставлен на базовом и профильном уровнях.

Содержание образовательной программы образова­тельного учреждения, имеющего государственную ак­кредитацию, в обязательном, порядке должно было вклю­чать федеральный компонент государственного стан­дарта общего образования.

Государственный контроль за исполнением феде­рального компонента государственного стандарта обще­го образования объявлялся обязательным и должен был осуществляться в форме:

  • государственной (итоговой) аттестации выпуск­ников образовательных учреждений, реализующих про­граммы основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • аккредитации образовательных учреждений, ре­ализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Авторы ГОС-2004 ясно осознавали переходный ха­рактер этого документа. В пояснительной записке пря­мо указано: «Настоящий стандарт - стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») - возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-мето- дических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашне­го дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра».

На основе федерального компонента государствен­ного стандарта общего образования были разработаны и утверждены федеральный базисный учебный план (БУП-2004) и примерные учебные планы для образова­тельных учреждений Российской Федерации, реализу­ющих программы общего образования (Приказ Мини­стерства образования Российской Федерации от 9 мар­та 2004 г. № 1312).

Органам управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации поручалось разработать и утвер­дить на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреж­дении субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

БУГ1-2004 в пояснительной записке позициониро­вался как нормативный правовой акт, устанавливаю­щий перечень учебных предметов и объем учебного вре­мени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

В отличие от БУП-1998, в БУП-2004 дано годовое распределение часов, что давало возможность образова­тельным учреждениям перераспределять нагрузку в те­чение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. (Стоит заметить, что на практике эти возможности реалнзовывались далеко не полностью.)

В БУП-2004 устанавливалось соотношение между федеральным компонентом, региональным (националь­но-региональным) компонентом и компонентом обра­зовательного учреждения.

В федеральном компоненте БУП-2004 определено количество учебных часов на изучение учебных предме­тов федерального компонента государственного стан­дарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (на­ционально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего об­разования и учебным годам устанавливалось субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводилось не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могли использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонен­та, для введения новых учебных предметов, факуль­тативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуаль­ных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

Особенностью БУП-2004 стало увеличение в со­ответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года количества учеб­ных часов на освоение предметов социально-экономи­ческого цикла, иностранных языков и информатики и введение профильного обучения в старшей школе. Про­фильное обучение - средство дифференциации и ин­дивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образователь­ного процесса должны были более полно учитываться интересы, склонности и способности обучающихся, соз­даваться условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом предполагалось существенное расширение возможности выстраивания обучающимися индивиду­альной образовательной траектории.

Принципы построения БУП-2004 для X XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профиль­ного) федерального компонента государственного стан­дарта. Исходя из этого, учебные предметы могли быть представлены в учебном плане образовательного уч­реждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся впра­ве был формировать собственный учебный план.

БУП-2004 предполагал функционально полный, но минимальный набор базовых общеобразовательных учебных предметов (федеральный компонент, направ­ленный па завершение общеобразовательной подготов­ки обучающихся). Обязательными базовыми учебными предметами являлись: русский язык, литература, ино­странный язык, математика, история, физическая куль­тура, а также интегрированный учебный предмет обще- ствознание (включая экономику и право) и интегриро­ванный учебный предмет естествознание. Остальные базовые учебные предметы могли изучаться по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные пред­меты - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.

Совокупность базовых и профильных общеобразо­вательных учебных предметов определяла состав феде­рального компонента базисного учебного плана.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонен­та образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняли три основных функции:

  • были «надстройкой» профильного учебного предме­та, когда такой дополненный профильный учебный пред­мет становится в полной мере углубленным (а образова­тельное учреждение (класс), в котором он изучается, пре­вращается в традиционное общеобразовательное учрежде­ние с углубленным изучением отдельных предметов);

  • развивали содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяло поддерживать изучение смеж­ных учебных предметов на профильном уровне или по­лучить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

  • способствовали удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.


Анализ изменений нормативной базы, определяю­щей содержание образования, при сохранении нормы о самостоятельности образовательного учреждения в части разработки образовательной программы, опреде­ляющей содержание образования в конкретной школе, заставляет признать, что по-прежнему большая часть содержания образования формируется на федеральном и региональном уровнях, степень свободы школы остает­ся минимальной. В этих условиях составление рабочих программ учителя по предметам федерального компо­нента в большинстве случаев превращалось в формаль­ное переписывание авторских программ и дополнение их календарно-тематическим планированием.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309- ФЗ в старый закон об образовании были внесены сущ­ностные изменения понятия и структуры государственно­го образовательного стандарта. Если до этого все докумен­ты, определяющие содержание образования и лежащие в основе образовательной программы, были предметными, то есть определяли минимум содержания предметов фе­дерального компонента, то с 2008 года статья 7 старого закона об образовании устанавливала, что федеральные государственные образовательные стандарты представ­ляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образо­вательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образова­тельные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению частей основной образова­тельной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной про­граммы и части, формируемой участниками образова­тельного процесса;

  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, матери­ально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения основных образователь­ных программ.
Таким образом, произошла замена института госу­дарственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов: федерального, регионального (на­ционально-регионального) и компонента образователь­ного учреждения, на единый институт «федеральный государственный образовательный стандарт». Феде­ральные государственные образовательные стандар­ты перестали быть предметными, теперь они должны включать в себя требования к структуре, условиям ре­ализации и результатам освоения основных образова­тельных программ.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в части изменения по­нятия и структуры государственного образовательного стандарта» также конкретизировались такие понятия, как примерная основная образовательная программа, основная образовательная программа образователь­ного учреждения и дополнительная образовательная программа образовательного учреждения. При этом сохранялась норма, согласно которой образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы, а также воз­можность государственных органов влиять на содер­жание образования - уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требова­ний примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. При этом статус примерных образовательных программ по сравнению с минимумом содержания федерального компонента ГОС-2004, обязательным к исполнению всеми общеоб­разовательными учреждениями, фактически понижал­ся до рекомендательного.

Одновременно из ст. 29 старого закона об образо­вании исключены пункты о возможности субъекта Фе­дерации самостоятельно устанавливать региональный (национально-региональный) компонент государствен­ных образовательных стандартов и разрабатывать ба­зисные учебные планы и примерные программы курсов, дисциплин.

Против исключения регионального компонента из федерального образовательного стандарта школьного обучения выступили руководство и общественные ор­ганизации национальных республик. Результатом дис­куссий стало компромиссное решение, оформленное Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ, который дал право субъектам Российской Федерации на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных об­разовательных программ с учетом их уровня и направ­ленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей). Затем Федеральным за­коном от 3 июня 2011 г. № 121-ФЗ внесено дополнение в ст. 9 старого закона об образовании, устанавливающее необходимость учета в образовательной программе на­чального общего, основного общего и среднего (полно­го) общего образования региональных, национальных и этнокультурных особенностей. Этим же законом в ст. 14 старого закона об образовании дополнительно введен пункт об обязательности учета региональных, нацио­нальных и этнокультурных особенностей в примерных основных образовательных программах. Впрочем, меха­низм реализации этих норм так и не был создан.

Изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта, внесенные в декабре 2007 года в старый закон об образовании хотя и выглядели революционно, но до утверждения новых стандартов и принятия ФЭ-273 «Об образовании в РФ» носили де­кларативный характер, поскольку в общем образова­нии повсеместно применялись ГОС-2004, БУП-2004, разработанные на их основе примерные программы по предметам инвариантной части БУП. Следует заме­тить, что к ГОС-2004 примерных образовательных про­грамм разработано не было, поэтому образовательным учреждениям приходилось разрабатывать свои образо­вательные программы, руководствуясь только общими определениями старого закона об образовании и здравым смыслом. Тем не менее изменение в понимании сущно­сти образовательного стандарта дало старт процессу разработки федеральных образовательных стандартов общего образования и нового закона «Об образовании в РФ», который завершился их утверждением.

Переход на новые стандарты требует значительно­го времени (до 2020 г.), в переходный период для пода­вляющего количества школьников будет действовать ГОС-2004. Несмотря на принципиальную разницу в ГОС-2004 и ФГОС, требования к структуре основных образовательных программ общего образования, содер­жащиеся в новых стандартах, могут служить ориенти­ром для разработки образовательных программ образо­вательных организаци й.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в РФ» (далее - новый закон «Об образова­нии в РФ») стал базовым нормативным актом, устанав­ливающим правовые основы функционирования всей системы образования.

Новый закон «Об образовании в РФ» внес измене­ния в терминологию образовательного права, введя опре­деления часто употребляемых терминов и понятий. В частности, во второй статье образовательная программа определена как комплекс основных характеристик обра­зования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттеста­ции, который представлен в виде учебного плана, кален­дарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компо­нентов, а также оценочных и методических материалов.

В этом определении как необходимый элемент в составе образовательной программы названы рабочие программы учебных предметов курсов, дисциплин (мо­дулей). К сожалению, новый закон «Об образовании в РФ» не поясняет, имеются в виду рабочие программы учителя, разработанные на учебный год для определен­ного класса, или рабочие программы школы по пред­мету, рассчитанные на весь период изучения данного предмета. Здравый смысл и анализ требований ФГОС к структуре образовательной программы делают более предпочтительным второе толкование этого термина.

Там же дано определение примерной образователь­ной программы: учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учеб­ных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные усло­вия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государствен­ных услуг по реализации образовательной программы. Это очень важное определение в плане осуществления свободы образовательных организаций в определении содержания образования, закрепленной в статье 28 ФЗ «Об образовании в РФ». Если БУП-2004 жестко задавал минимум часов на освоение предметов инвариантной ча­сти, что являлось предметом согласований учебного пла­на с органами управления и различного рода проверок в рамках государственной регламентации образования, то в примерной программе приводится примерный учебный план, который служит лишь ориентиром для составле­ния рабочего учебного плана школы как инструмента реализации образовательной программы.

Такое понимание подкреплено статьей 13 нового закона «Об образовании в РФ»: «Федеральные госу­дарственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, орга­ны местного самоуправления, осуществляющие управ­ление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осу­ществляющих образовательную деятельность».

Новый закон «Об образовании в РФ» сохранил преемственность со старым законом об образовании в редакции декабря 2007 г. в определении понятия феде­ральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ как элементов системы образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основ­ной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, матери­ально-техническим и иным условиям;

  • результатам освоения основных образователь­ных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить вариативность содер­жания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования об­разовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потреб­ностей и способностей обучающихся. Направленность (профиль) образования трактуется новым законом «Об образовании в РФ» как ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематиче­ское содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам ; освоения образовательной программы.

Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствую­щих примерных основных образовательных программ и утверждаются школой. При реализации образовательных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания « образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Следует отметить, что в условиях завершения перехода на ФГОС начального общего образования, начала внедрения ФГОС основного общего образования, наличия примерных образовательных программ начального и основного общего образования эти положения нового закона «Об образовании в РФ» перестают быть декларативными. Свобода школы в формировании содержания образования в соответствии со своими миссией, целями, задачами становится фактом современного состояния системы общего образования. Как известно, обратной стороной свободы является ответственность. В данном случае многократно возрастает ответственность школы за достижение (или недостижение) запланированных результатов в соответствии с требованиями ФГОС с I помощью самостоятельно определенного содержания ; образования, зафиксированного в образовательной программе школы. Если раньше львиная доля содержания образования формировалась фактически государством, а степень свободы школы в формировании содержания образования определялась рамками вариативной части учебного плана, то теперь все содержание образования относятся к компетенции, праву, обязанности и ответственности образовательной организации.

Образовательная программа школы становится единственным нормативным документом, определяю­щим содержание образования в конкретной школе.

Означает ли это самоустранение государства от уча­стия в формировании содержания общего образования? Конечно, нет. Во-первых, государство определяет по­рядок разработки, проведения экспертизы примерных основных образовательных программ и ведения их ре­естра. Примерные основные образовательные програм­мы разрабатываются с учетом их уровня и направленно­сти на основе федеральных государственных образова­тельных стандартов. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, нацио­нальных и этнокультурных особенностей) привлека­ются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

Редкая школа обладает необходимыми ресурсами для самостоятельной разработки всего содержания об­щего образования соответствующего уровня или даже значительной трансформации содержания примерной образовательной программы. Это означает, что, боль­шинство школ будут формировать содержание образо­вания с учетом (в большей или меньшей степени) при­мерной образовательной программы.

В этих условиях задачей творческих коллекти­вов является разработка в соответствии с порядком, утвержденным государством, нескольких примерных образовательных программ каждого уровня общего об­разования, которые после соответствующей экспертизы будут включены в реестр примерных программ. У кон­кретной школы появится возможность выбора той или иной примерной программы, с учетом которой она бу­дет формировать свое содержание образования.

Во-вторых, содержание образования по предметам, как правило, содержится в учебниках. В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» школы



При реализации образовательных программ выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имею­щих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Порядок формирования федерального перечня учебников, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также ос­нования и порядок исключения учебников из указанно­го федерального перечня утверждаются Министерством образования и науки РФ. Понятно, что при разработке образовательной программы школы должны будут ори­ентироваться на перечень рекомендованных учебников, содержание которых в свою очередь должно удовлетво­рять требованиям ФГОС и примерных программ.

Таким образом, по крайней мере в переходный пе­риод, свобода школы в определении содержания обра­зования (статья 28, п. 2. нового закона «Об образовании в РФ») будет выражаться в свободе выбора примерной программы из реестра (пока этого нет) и в свободе вы­бора учебников из рекомендованного государством пе­речня.

Программы отдельных учебных предметов в составе образовательной программы школы

Нормативными документами для разработки про­грамм учебных предметов являются:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден­ный приказом Министерства образования и науки Рос­сийской Федерации от б октября 2009 г. № 373 (в редак­ции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

Особенностью федеральных государственных об­разовательных стандартов общего образования явля­ется установление требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образо­вания (начального, основного, среднего); к структуре основной образовательной программы, в том числе к со­отношению частей основной образовательной програм­мы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной про­граммы, в том числе к кадровым, финансовым, матери­ально-техническим и иным условиям.

В отличие от предыдущих документов, направлен­ных на стандартизацию содержания образования, та­ких как минимальные требования к уровню подготовки обучающихся (1998 г.), и разработанных на их основе государственных программ по учебным предметам, го­сударственного образовательного стандарта (2004 г.) и разработанных на его основе примерных программ по учебным предметам, ФГОС не определяет содержа­ние образования, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях. Единственным нормативным документом, определяющим в том числе содержание образования, становится образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая общеобразовательной организацией самостоятельно.

В новом законе «Об образовании в РФ» дано опре­деление: «Образовательная программа - комплекс ос­новных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогиче­ских условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который пред­ставлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оце­ночных и методических материалов».

Анализ этого определения, а также требований ФГОС к структуре образовательной программы и здра­вый смысл приводят к выводу о том, что в конкретной школе следует различать два вида программ по пред­метам: 1) программы отдельных учебных предметов, курсов в составе образовательной программы, рассчи­танные на весь период изучения данного предмета опре­деленного уровня; 2) разрабатываемые на их основе рабочие программы учителя для конкретного класса на учебный год.

Таким образом, содержание образования, реали­зуемое в школе, представлено в программах по учеб­ным предметам, курсам, в том числе интегрированным. ФГОС определяет структуру программ по учебным предметам и дает представление о том, какое содержа­ние образования должно быть реализовано в ОУ: «Про­граммы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов ос­воения основной образовательной программы основно­го общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требова­ний к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы» (п. 18.2.2 ФГОС основного общего образо­вания).

Программы отдельных учебных предметов являют­ся, во-первых, структурным элементом содержатель­ного раздела основной образовательной программы начального общего или основного общего образования, во-вторых, средством фиксации содержания образова­ния по учебным предметам обязательной части учеб­ного плана школы, а также содержания элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) части учебного плана, формируемой участни­ками образовательного процесса.

Программа по учебному предмету в составе образо­вательной программы является для школы документом, который детально раскрывает обязательные для данной школы компоненты содержания обучения и параметры достижения планируемых результатов по конкретному предмету учебного плана. Программы по учебным пред­метам, включенные в содержательный раздел основной образовательной программы, выполняют три основные функции.

    • Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

    • Информационно-методическая функция позво­ляет участникам образовательного процесса получить

представление о содержании, планируемых результа­тах, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

    • Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики, миссии и особенностей ОУ, логики учебного процесса, Реализация организационно-планирующей функции] предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик] содержания обучения на каждом этапе.

Как отмечалось выше, программы отдельных учебных предметов, курсов, являясь структурным элемен­том основной образовательной программы школы, раз­рабатываются на весь период изучения данного пред­мета определенного уровня (например, программа по истории, 5-9 классы).

В соответствии с ФГОС структура программы от­дельных учебных предметов, курсов, в том числе инте­грированных, включает в себя следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой конкретизи­руются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

  • общую характеристику учебного предмета, курса;

  • описание места учебного предмета, курса в учеб­ном плане;

  • личностные, метапредметные и предметные ре­зультаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  • содержание учебного предмета, курса;

  • тематическое планирование с определением ос­новных видов учебной деятельности;

  • описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса;

  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В пояснительной записке программы по учебному предмету указываются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, указывается, в рамках какой системы учебников или ка­кой завершенной линии учебников предполагается ре­ализация данной программы. Поскольку большинство школ, как правило, используют авторские программы по предметам, то материалом для этой части может служить текст используемой в школе авторской программы (возможно, без изменений).

Далее в пояснительной записке указывается авторская программа с выходными данными, на основе которой разработана программа школы. Также в пояснительной записке могут быть обозначены особенности школы, которые обусловили выбор именно этой автор­ской программы и соответственно линии учебников, из­менений и дополнений авторской программы, внесен­ных школой.

В общей характеристике учебного предмета, кур­са должны быть описаны цели и задачи, структура курса и особенности построения его содержания, устанавли­ваются межпредметные связи, указывается, для каких предметов данный предмет является базой. В этой части могут быть описаны также особенности организации учебного процесса по предмету, особенности оценивания планируемых результатов, связь с внеурочной деятельностью. Материалом для этой части также может служить текст используемой авторской программы.

Описание места учебного предмета в учебном пла­не ОУ должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной и (или) формируемой участниками образовательного процесса) относится учебный предмет, как он должен быть реализован по количеству часов в неделю по классам, годам обучения и общему количеству часов, определяется резерв учеб­ного времени. Если введен дополнительный предмет, которого нет в обязательной части учебного плана; или на предмет, входящий в обязательную часть учебного плана, выделены дополнительные часы, следует дать краткое обоснование, почему сделано так, а не иначе. Описание места учебного предмета в программе должно соответствовать учебному плану конкретной школы.

Личностные, метапредметные и предметные ре­зультаты освоения конкретного учебного предмета, курса могут быть взяты из авторской программы (если, она разработана в полном соответствии с ФГОС) и мо­гут быть представлены по годам обучения. При этом должна учитываться программа формирования УУД. конкретной школы, соотнесенная с содержанием кон­кретного учебного предмета.

Содержание учебного предмета является основной частью программы и включает в себя перечень изучае­мого материала - разделы программы и их содержание. В этой части целесообразно указать темы практических: и лабораторных работ внутри каждого раздела, а также возможные направления проектной деятельности в целом по программе.

  1   2