Главная страница

Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости


Скачать 39.69 Kb.
Название Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости
Дата 09.03.2016
Размер 39.69 Kb.
Тип Документы

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ ЦПМСС

Выборгского района СПб

__________Кургинова А.Н.

«___» _мая __ 2013 года

Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости.

ДОУ №127 Выборгского района г. Санкт- Петербурга.

Педагог- психолог Побединская Ирина Викторовна.

В период с февраля 2013 по май 2013 года мною проводилась работа по определению психологической готовности детей к началу школьного обучению.

Контингент: 52 человека, воспитанники 8,5, 11, и логопедических групп , возраст от 6 до 7 лет.

Целью диагностики являлось :

  1. определение уровня актуального психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

  2. разработка рекомендаций по коррекции и развитию уязвимых качеств для педагогов и родителей,

  3. определение целесообразности начала школьного обучения у детей 6 лет.

  4. выявление детей с уязвимым невротическим статусом с целью оказания им психологической помощи.

Задачи психодиагностики:

  1. Определение физиологической зрелости ребёнка.

  2. Определение уровня развития мыслительных процессов : анализа- синтеза, обобщения, классификации, сравнения, в том числе с предъявлением стимульного материала исключительно словесного характера (без картинок).

  3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка об явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.

  4. Определение устойчивости внимания, в том числе- слухового.

  5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.

  6. Определение объёма зрительной памяти.

  7. Определение уровня развития речевых характеристик, в том числе, словарного запаса, грамматического строя речи.

  8. Изучение преобладающей мотивации (учебная или игровая), наличия установок на школьное обучение.

Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей, психомоторные тесты, , тест школьной зрелости Кёрна- Йерасека, методики «Шифровка», «Графический диктант», «Домик», «Установление последовательности картинок», «Классификация» и другие.

Объекты исследования:

  • Школьная мотивация.

  • Мышление- исключение лишнего, классификация, нахождение закономерностей, установление причинно- следственных связей, восстановление последовательности событий.

  • Общая осведомлённость.

  • Фонематический слух.

  • Механическая память ( рисуночный стимульный материал).

  • Коммуникативные умения.

  • Понимание прочитанного ( пересказ текста)

  • Уровень развития элементарных математических представлений- ориентация на листе бумаги, решение задач, числовые ряды, счёт в пределах 10, знание геом.фигур.

  • Уровень развития речи ( словарный запас, умение составить рассказ).

  • Восприятие, зрительная дифференцировка, работа по образцу - корректурная проба.

  • Умение читать, знание букв.

  • Развитие мелкой моторики ( штриховка, рисунок по образцу)

Всего исследовалось 11 параметров. По всем тестовым заданиям дети показали высокие и средние результаты.

Только один ребёнок- Лев А., ребёнок из семьи иммигрантов из Пакистана показал низкие результаты школьной зрелости ( вследствие невладения русским языком), что говорит в целом о хорошо поставленной педагогами и администрацией ДОУ работе по подготовке детей в школе. .

Рекомендации педагогам и администрации:

  1. При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению недостаточно работы уделяется развитию воображения, в частности, речевого творчества . Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Составление рассказа по серии картинок». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретирую содержание и последовательность событий, однако, их рассказы как правило малоэмоциональны , бедны по составу ( прилагательные и глаголы однообразны- «Они пошли к с жирафу, потом пошли к клетке со львом»,,,) Дети не стремятся описывать содержание деятельности персонажей, описывать чувства и мысли , не наделяют персонажей какими- либо качествами, их рассказы слушать скучно. Особо надо отметить, что при инструктировании детей перед данной методикой мною была дана установка на то, что рассказ «Должен быть интересным» , дети стимулировались мною к фантазированию.

  2. Также необходимо работать над формированием позитивной школьной мотивации. Дети в подавляющем большинстве говорят о том, что хотят хорошо учиться, но вот ЗАЧЕМ им самим это нужно - не очень понимают. Вопрос формирования детальных представлений о школьном обучении очень важен, так как наличие положительной мотивации даёт ребёнку дополнительный резерв при начале обучения, повышает его стрессоустойчивость, снижает тревогу. Такую задачу могут решать сюжетно- ролевые игры, возможно их проведение с привлечением старших братьев и сестёр, обучающихся в школе. Также формированию активной позиции школьника способствуют различного рода ролевые игры на школьную тематику.

Педагог- психолог __________________________________Побединская И.В.

Приложение 1. Диаграмма « Распределение детей ДОУ №127 ( 6-7 лет) по уровню готовности к школьному обучению».

Май 2013 года.

Приложение 2. Показатели готовности детей к школьному обучению ( по отдельным тестовым методикам). Средний балл по методикам.

(Оценивание по шкале от 0 до 2 балов)