|
Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ЦПМСС
Выборгского района СПб
__________Кургинова А.Н.
«___» _мая __ 2013 года
Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости.
ДОУ №127 Выборгского района г. Санкт- Петербурга.
Педагог- психолог Побединская Ирина Викторовна.
В период с февраля 2013 по май 2013 года мною проводилась работа по определению психологической готовности детей к началу школьного обучению.
Контингент: 52 человека, воспитанники 8,5, 11, и логопедических групп , возраст от 6 до 7 лет.
Целью диагностики являлось :
определение уровня актуального психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
разработка рекомендаций по коррекции и развитию уязвимых качеств для педагогов и родителей,
определение целесообразности начала школьного обучения у детей 6 лет.
выявление детей с уязвимым невротическим статусом с целью оказания им психологической помощи.
Задачи психодиагностики:
Определение физиологической зрелости ребёнка.
Определение уровня развития мыслительных процессов : анализа- синтеза, обобщения, классификации, сравнения, в том числе с предъявлением стимульного материала исключительно словесного характера (без картинок).
Определение уровня общей осведомлённости ребёнка об явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.
Определение устойчивости внимания, в том числе- слухового.
Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.
Определение объёма зрительной памяти.
-
Определение уровня развития речевых характеристик, в том числе, словарного запаса, грамматического строя речи.
Изучение преобладающей мотивации (учебная или игровая), наличия установок на школьное обучение.
Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей, психомоторные тесты, , тест школьной зрелости Кёрна- Йерасека, методики «Шифровка», «Графический диктант», «Домик», «Установление последовательности картинок», «Классификация» и другие.
Объекты исследования:
Школьная мотивация.
-
Мышление- исключение лишнего, классификация, нахождение закономерностей, установление причинно- следственных связей, восстановление последовательности событий.
Общая осведомлённость.
Фонематический слух.
Механическая память ( рисуночный стимульный материал).
Коммуникативные умения.
Понимание прочитанного ( пересказ текста)
Уровень развития элементарных математических представлений- ориентация на листе бумаги, решение задач, числовые ряды, счёт в пределах 10, знание геом.фигур.
Уровень развития речи ( словарный запас, умение составить рассказ).
Восприятие, зрительная дифференцировка, работа по образцу - корректурная проба.
Умение читать, знание букв.
Развитие мелкой моторики ( штриховка, рисунок по образцу)
Всего исследовалось 11 параметров. По всем тестовым заданиям дети показали высокие и средние результаты.
Только один ребёнок- Лев А., ребёнок из семьи иммигрантов из Пакистана показал низкие результаты школьной зрелости ( вследствие невладения русским языком), что говорит в целом о хорошо поставленной педагогами и администрацией ДОУ работе по подготовке детей в школе. .
Рекомендации педагогам и администрации:
-
При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению недостаточно работы уделяется развитию воображения, в частности, речевого творчества . Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Составление рассказа по серии картинок». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретирую содержание и последовательность событий, однако, их рассказы как правило малоэмоциональны , бедны по составу ( прилагательные и глаголы однообразны- «Они пошли к с жирафу, потом пошли к клетке со львом»,,,) Дети не стремятся описывать содержание деятельности персонажей, описывать чувства и мысли , не наделяют персонажей какими- либо качествами, их рассказы слушать скучно. Особо надо отметить, что при инструктировании детей перед данной методикой мною была дана установка на то, что рассказ «Должен быть интересным» , дети стимулировались мною к фантазированию.
-
Также необходимо работать над формированием позитивной школьной мотивации. Дети в подавляющем большинстве говорят о том, что хотят хорошо учиться, но вот ЗАЧЕМ им самим это нужно - не очень понимают. Вопрос формирования детальных представлений о школьном обучении очень важен, так как наличие положительной мотивации даёт ребёнку дополнительный резерв при начале обучения, повышает его стрессоустойчивость, снижает тревогу. Такую задачу могут решать сюжетно- ролевые игры, возможно их проведение с привлечением старших братьев и сестёр, обучающихся в школе. Также формированию активной позиции школьника способствуют различного рода ролевые игры на школьную тематику.
Педагог- психолог __________________________________Побединская И.В.
Приложение 1. Диаграмма « Распределение детей ДОУ №127 ( 6-7 лет) по уровню готовности к школьному обучению».
Май 2013 года.
Приложение 2. Показатели готовности детей к школьному обучению ( по отдельным тестовым методикам). Средний балл по методикам.
(Оценивание по шкале от 0 до 2 балов)
|
|
|