|
9 класс пояснительная записка
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В.Латющина, В.М Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности,
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы».
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.-304с.;
а также методического пособия для учителя:
В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
9 класс
68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение (3ч). Биология – наука о жизни. Особенности современной биологии. Биотехнология. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)
Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч). Общая характеристика молекулярного уровня. Биологическая система. Углеводы, их строение и функции. Липиды, их строение и функции. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты, их типы, строение, выполняемые функции. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Ферменты. Коферменты. Вирусы, особенности их строения.
Глава 2. Клеточный уровень (14). Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Основные положения клеточной теории. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Ядро. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Фазы фотосинтеза. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Деление клетки. Митоз.
Практические работы:
№1 «Изучение клеток растений и животных»
№2 «Изучение клеток прокариот»
Глава 3. Организменный уровень (15 ч). Размножение организмов: бесполое и половое. Сущность мейоза. Гермафродиты. Понятие о конъюгации. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Понятие о генотипе и фенотипе. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости: модификационная, мутационная. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Гибридизация.
Практические работы:
№3 «Решение генетических задач»
№4 «Выявление изменчивости организмов»
Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч). Критерии вида. Популяции. Понятие о биотическом сообществе. Экология – наука об организации и функционировании надорганизменных систем. Демографические показатели.
Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч). Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.
Практические работы:
№5 «Составление схем передачи веществ и энергии»
№6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
Глава 6. Биосферный уровень (5 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Практическая работа:
№7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч).
Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.
Практическая работа
№8 «Выявление приспособленности к среде обитания»
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.
Обобщение (5 ч)
Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости. Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания.
Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 классе
№
урока
|
Наименование разделов и тем
|
Плановые сроки
прохождения
|
Скорректированные сроки
прохождения
|
Примечание
|
Введение (3 ч)
|
|
Биология – наука о жизни
|
03-07.09
|
|
|
|
Методы исследования
|
|
|
|
Сущность жизни, свойства живого
|
10 -14.09
|
|
|
Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)
|
Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч)
|
|
Молекулярный уровень
|
10 - 14.09
|
|
|
|
Углеводы. Липиды
|
17-21.09
|
|
|
|
Состав и строение белков
|
|
|
|
Функции белков
|
24-28.09
|
|
|
|
Нуклеиновые кислоты
|
|
|
|
АТФ и другие органические вещества
|
01-05.10
|
|
|
|
Биологические катализаторы
|
|
|
|
Вирусы
|
08 -12.10
|
|
|
Глава 2. Клеточный уровень (14 ч)
|
|
Основные положения клеточной теории
|
08 - 12.10
|
|
|
|
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана
|
15-19.10
|
|
|
|
Органоиды цитоплазмы
|
|
|
|
Органоиды цитоплазмы
|
22-26.10
|
|
|
|
Ядро
|
|
|
|
Изучение клеток растений и животных. Пр/р №1 «Изучение клеток растений и животных»
|
29.10 – 02.11
|
|
|
|
Строение прокариот. Пр/р №2 «Изучение клеток прокариот»
|
|
|
|
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм
|
12-16.11
|
|
|
|
Энергетический обмен
|
|
|
|
Питание клетки. Хемосинтез
|
19 - 23.11
|
|
|
|
Фотосинтез
|
|
|
|
Биосинтез белков
|
26 - 30.11
|
|
|
|
Деление клетки. Митоз
|
|
|
|
Контроль знаний «Молекулярный уровень. Клеточный уровень»
|
03-- 07.12
|
|
|
Глава 3. Организменный уровень (15 ч)
|
|
Размножение организмов. Бесполое размножение
|
03 - 07.12
|
|
|
|
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.
|
10-14.12
|
|
|
|
Онтогенез. Эмбриональное развитие
|
|
|
|
Постэмбриональный период.
|
17-21.12
|
|
|
|
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание
|
|
|
|
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
|
24-28.12
|
|
|
|
Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков
|
|
|
|
Сцепленное наследование
|
14-18.01
|
|
|
|
Взаимодействие генов
|
|
|
|
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр/р №3 «Решение генетических задач»
|
21-25.01
|
|
|
|
Модификационная изменчивость
|
|
|
|
Мутационная изменчивость.
Пр/р №4 «Выявление изменчивости организмов»
|
28.01-01.02
|
|
|
|
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова
|
|
|
|
Основные методы селекции
|
04-08.02
|
|
|
|
Контроль знаний «Организменный уровень»
|
|
|
Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч)
|
|
Критерии вида
|
11-15.02
|
|
|
|
Популяции
|
|
|
Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч)
|
|
Сообщество, экосистема, биогеоценоз
|
18-22.02
|
|
|
|
Состав и структура сообщества
|
|
|
|
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пр/р №5 «Составление схем передачи веществ и энергии»
|
25.02-01.03
|
|
|
|
Продуктивность сообщества
|
|
|
|
Саморазвитие экосистемы. Пр/р №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
|
04 - 08.03
|
|
|
Глава 6. Биосферный уровень (5 ч)
|
|
Биосфера. Эволюция биосферы
|
04 - 08.03
|
|
|
|
Средообразующая деятельность организмов
|
11-15.03
|
|
|
|
Круговорот веществ в биосфере
|
|
|
|
Антропогенное воздействие на биосферу
|
18-21.03
|
|
|
|
Экологические проблемы. Пр/р №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
|
|
|
Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч)
|
Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч)
|
|
Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина
|
01-05.04
|
|
|
|
Борьба за существование и естественный отбор
|
|
|
|
Формы естественного отбора
|
08-12.04
|
|
|
|
Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции. Пр/р №8 «Выявление приспособленности к среде обитания»
|
|
|
|
Видообразование
|
15-19.04
|
|
|
|
Направления эволюции. Общие закономерности эволюции
|
|
|
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)
|
|
Гипотезы возникновения жизни
|
22-26.04
|
|
|
|
Основные этапы развития жизни
|
|
|
|
Развитие жизни в протерозое и палеозое
|
29.04-03.05
|
|
|
|
Развитие жизни в мезозое и кайнозое
|
|
|
|
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека
|
06 -10.05
|
|
|
Обобщение (5 ч)
|
|
Клетка – структурная и функциональная единица живого
|
06 - 10.05
|
|
|
65.
|
Закономерности наследственности и изменчивости
|
13-17.05
|
|
|
66.
|
Становление современной теории эволюции
|
|
|
67.
|
Взаимодействие организма и среды обитания
|
20-24.05
|
|
|
68.
|
Повторение и обобщение знаний
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 9 классе учащиеся должны:
знать/понимать:
Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; генов и хромосом; популяций; экосистем;
Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, основных процессов жизнедеятельности, развития;
уметь:
-
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, родство, общность происхождения и эволюцию органического мира; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности, необходимость защиты окружающей среды;
-
Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
Выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействий разных видов в экосистеме;
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных;
Проводить самостоятельный поиск биологической информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. М., Дрофа, 2006
Методическое пособие для учителя
Рабочая тетрадь на печатной основе
Батуев и др. Большой справочник для школьников. М., Дрофа, 2004
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М., 1994
Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. М., Прсвещение, 1997
Козлова Т.А. Биология в таблицах 6-11 классы. М., Дрофа, 2002
Е.А. Якушкина и др. «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся». Волгоград. Учитель. 2009
ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект учебных таблиц
Муляжи
Микроскопы
Микропрепараты
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей биологии
«_____» ______________2012 г. №____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ М. А. Замолодчикова
«_____»__________________ 2012 г.
|
|
|