Главная страница

9 класс пояснительная записка


Скачать 146.03 Kb.
Название 9 класс пояснительная записка
В.В. Пасечника
Дата 04.03.2016
Размер 146.03 Kb.
Тип Пояснительная записка

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В.Латющина, В.М Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности,

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.-304с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

9 класс

68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение (3ч). Биология – наука о жизни. Особенности современной биологии. Биотехнология. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)

Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч). Общая характеристика молекулярного уровня. Биологическая система. Углеводы, их строение и функции. Липиды, их строение и функции. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты, их типы, строение, выполняемые функции. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Ферменты. Коферменты. Вирусы, особенности их строения.

Глава 2. Клеточный уровень (14). Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Основные положения клеточной теории. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Ядро. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Фазы фотосинтеза. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Деление клетки. Митоз.

Практические работы:

1 «Изучение клеток растений и животных»

2 «Изучение клеток прокариот»

Глава 3. Организменный уровень (15 ч). Размножение организмов: бесполое и половое. Сущность мейоза. Гермафродиты. Понятие о конъюгации. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Понятие о генотипе и фенотипе. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости: модификационная, мутационная. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Гибридизация.

Практические работы:

3 «Решение генетических задач»

4 «Выявление изменчивости организмов»

Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч). Критерии вида. Популяции. Понятие о биотическом сообществе. Экология – наука об организации и функционировании надорганизменных систем. Демографические показатели.

Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч). Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.

Практические работы:

5 «Составление схем передачи веществ и энергии»

6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

Глава 6. Биосферный уровень (5 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

Практическая работа:

7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч).

Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.

Практическая работа

8 «Выявление приспособленности к среде обитания»

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

Обобщение (5 ч)

Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости. Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания.

Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 классе





урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Примечание

Введение (3 ч)



Биология – наука о жизни

03-07.09









Методы исследования









Сущность жизни, свойства живого

10 -14.09







Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)

Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч)



Молекулярный уровень

10 - 14.09









Углеводы. Липиды

17-21.09









Состав и строение белков









Функции белков

24-28.09









Нуклеиновые кислоты









АТФ и другие органические вещества

01-05.10









Биологические катализаторы









Вирусы

08 -12.10







Глава 2. Клеточный уровень (14 ч)



Основные положения клеточной теории

08 - 12.10









Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

15-19.10









Органоиды цитоплазмы









Органоиды цитоплазмы

22-26.10









Ядро









Изучение клеток растений и животных. Пр/р №1 «Изучение клеток растений и животных»

29.10 – 02.11









Строение прокариот. Пр/р №2 «Изучение клеток прокариот»









Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

12-16.11









Энергетический обмен









Питание клетки. Хемосинтез

19 - 23.11









Фотосинтез








Биосинтез белков

26 - 30.11









Деление клетки. Митоз









Контроль знаний «Молекулярный уровень. Клеточный уровень»

03-- 07.12








Глава 3. Организменный уровень (15 ч)



Размножение организмов. Бесполое размножение

03 - 07.12









Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

10-14.12









Онтогенез. Эмбриональное развитие









Постэмбриональный период.

17-21.12









Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание









Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

24-28.12









Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков









Сцепленное наследование

14-18.01









Взаимодействие генов









Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр/р №3 «Решение генетических задач»

21-25.01









Модификационная изменчивость









Мутационная изменчивость.

Пр/р №4 «Выявление изменчивости организмов»

28.01-01.02









Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова









Основные методы селекции

04-08.02









Контроль знаний «Организменный уровень»







Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч)




Критерии вида

11-15.02









Популяции







Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч)




Сообщество, экосистема, биогеоценоз

18-22.02









Состав и структура сообщества









Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пр/р №5 «Составление схем передачи веществ и энергии»

25.02-01.03









Продуктивность сообщества









Саморазвитие экосистемы. Пр/р №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

04 - 08.03







Глава 6. Биосферный уровень (5 ч)



Биосфера. Эволюция биосферы

04 - 08.03









Средообразующая деятельность организмов

11-15.03









Круговорот веществ в биосфере









Антропогенное воздействие на биосферу

18-21.03









Экологические проблемы. Пр/р №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»







Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч)

Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч)



Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина

01-05.04









Борьба за существование и естественный отбор









Формы естественного отбора

08-12.04









Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции. Пр/р №8 «Выявление приспособленности к среде обитания»









Видообразование

15-19.04









Направления эволюции. Общие закономерности эволюции







Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)



Гипотезы возникновения жизни

22-26.04









Основные этапы развития жизни









Развитие жизни в протерозое и палеозое

29.04-03.05









Развитие жизни в мезозое и кайнозое









Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

06 -10.05







Обобщение (5 ч)




Клетка – структурная и функциональная единица живого

06 - 10.05







65.

Закономерности наследственности и изменчивости

13-17.05







66.

Становление современной теории эволюции







67.

Взаимодействие организма и среды обитания

20-24.05







68.

Повторение и обобщение знаний








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 9 классе учащиеся должны:

знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; генов и хромосом; популяций; экосистем;

  • Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, основных процессов жизнедеятельности, развития;

уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, родство, общность происхождения и эволюцию органического мира; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности, необходимость защиты окружающей среды;

  • Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • Выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействий разных видов в экосистеме;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Учебник «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. М., Дрофа, 2006

  • Методическое пособие для учителя

  • Рабочая тетрадь на печатной основе

  • Батуев и др. Большой справочник для школьников. М., Дрофа, 2004

  • Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М., 1994

  • Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. М., Прсвещение, 1997

  • Козлова Т.А. Биология в таблицах 6-11 классы. М., Дрофа, 2002

  • Е.А. Якушкина и др. «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся». Волгоград. Учитель. 2009

ОБОРУДОВАНИЕ


  • Комплект учебных таблиц

  • Муляжи

  • Микроскопы

  • Микропрепараты



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей биологии

«_____» ______________2012 г. №____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________ М. А. Замолодчикова

«_____»__________________ 2012 г.