Главная страница

Власть и церковь. Церковный раскол


Скачать 32.39 Kb.
Название Власть и церковь. Церковный раскол
Дата 06.03.2016
Размер 32.39 Kb.
Тип Урок

Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

( открытый урок на РМО, 17.02.2015 г. )
Цель: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.

Задачи: - осветить проблемы между государством и церковью;

- выяснить причины и последствия церковного раскола;

- развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения;

- прививать уважение к истокам русской православной веры.

Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, карточки для работы с документами.

Словарь урока: патриарх, протопоп, старообрядчество, раскол.

ХОД УРОКА:

На доске записана проблема урока:

- Кому нужна была реформа Никона стране или отдельным личностям?

- Почему патриарх Никон не смог добиться выполнения своих требований по отношению к власти?

1-й слайд. Учитель объявляет тему урока.

2-ой слайд. Учитель объявляет задачи урока.

Вопросы:

- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжелым)

- А как вели себя поляки в годы Смуты? Как поступали они с православными храмами и священниками?

Учитель:

- Смута стала суровым испытанием для церкви. Поляки уничтожили 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви. Попал в плен и Филарет.

Вопрос: А кто он такой?

Слайд 3. Учитель говорит о тех искажениях, которые попали в церковные книги и о сомнениях в проведении церковных обрядов.

Слайд 4. - Главное, ребята, это то, что не все одинаково понимали эти искажения: одни считали, что нужно вернуться к древнерусским обрядам, другие – что нужно обратиться к греческим источникам с которых и писались русские книги.

Слайд 5. Учитель:

- давайте познакомимся с биографией Никона.

( чтение учебника вслух с. 57-58 и запись в тетрадях даты проведения реформы 1653-1655 гг.)
Учитель дополняет сообщение о биографии Никона. Говорит, что ему очень много доставалось от злой мачехи, которая неоднократно пыталась избавиться от неугодного пасынка. Когда он жаловался отцу, то отец бил мачеху, а потом мачеха зло срывала на ребенке. Поэтому он и ушел из дома.

Вопрос:

- Ребята, а кто был царем в те годы, о которых мы с вами говорим?

Учитель:

- Важно то, что Алексей Михайлович поддерживал Никона в проведении этой реформы.

- Так что же включала в себя эта реформа?

Слайд 6. Ребята записывают элементы реформы в тетрадь.

Учитель:

- Ребята, вспомните, какое влияние оказывал Филарет на царскую власть. Кто он был Михаилу Романову?

- Так вот и Никон хотел иметь тоже такую же власть.

Слайд 7.

- А как вы думаете, как к этому отнесся Алексей Михайлович?
(Учитель предлагает учащимся разделиться на 2 группы по 5 человек.)

Слайд 8.

- Ребята сейчас мы будем работать с документом. Читайте его очень внимательно. Он написан не совсем обычным для вас языком.

( ответы на вопросы документа)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель объясняет, что Алексей Михайлович решил Никона наказать. Перестал ходить на патриаршие богослужения, а Никона перестал приглашать на государственные приемы. Это больно задело самолюбие Никона.

Посмотрим маленький видеосюжет и все поймем.

Просмотр видео.

Далее учитель говорит о Церковном Соборе 1666-1667гг., который осудил Никона, лишив его патриаршества и сослав в монастырь.

- Ребята ведь многие не признали реформу Никона и остались верны тем искажениям, о которых говорилось в начале урока. Эти люди называли себя старообрядцы.(Запись в тетрадь нового термина.)

Учитель:- начинается церковный раскол. - религиозно-общественное движение, при котором часть верующих не признала реформ Никона и от -делилась от Православной церкви.

- Активным старообрядцем был Аввакум.

Слайд 9, 10 ( запись в тетрадь термина)

Учитель:

Слайд 11. - а теперь поработаем еще с одним документом..

Ребята работают с документом и отвечают на вопросы.

Слайд 12.

Учитель:

- Давайте, подведем итог нашему уроку.

Ребята отвечают на проблемное задание, записанное на доске.
Домашнее задание : Слайд 13.