|
Викторина по теме «Права детей» Практическое занятие c презентацией» «Игры правовой направленности. Практические занятия»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11
городского округа г. Нефтекамск
Республики Башкортостан
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ»
Подготовила и провела:
социальный педагог МДОБУ д/с № 11
Файзуллина С.В.
Повестка:
«Актуальность семинара. Работа ДОУ по формированию правового сознания дошкольников».
«Моя педагогическая инициатива. Права ребенка»
«Обобщающее занятие – викторина по теме «Права детей» Практическое занятие c презентацией»
«Игры правовой направленности. Практические занятия».
«Работа с родителями. Презентация методической выставки».
«Выводы семинара».
Используемое оборудование:
ИТС: проектор, компьютер, магнитофон.
Наглядность: презентация, выставка методической литературы и творческих работ.
Раздаточный материал: буклеты, памятки, бланки по оформлению накопительных объективных данных.
Выводы:
Работа по защите прав детей в ДОУ ведется с целью формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Для этого необходимо:
Вести работу по формированию правового сознания дошкольников на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно.
Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с родителями воспитанников, вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.
Знакомить детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными документами, определяющими права детей, используя разнообразные методы и формы работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ СЕМИНАРА.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки, на адаптацию микросоциума к потребностям ребёнка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Ведущая педагогическая идея сегодняшнего семинара– способствовать повышению компетенции социальных педагогов в вопросах правового воспитания дошкольников и просвещения родителей.
Актуальность.
ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов. Одним из направлений, реально повышающих компетентность педагогов, является семинар-практикум.
Новизна состоит в разработке практических занятий семинара-практикума на основе интерактивных методов работы, таких как: презентация, практические игры-занятия, выставка методических и практических методик по работе в этом направлении.
Технологичность.
Методы, используемые в работе с педагогами могут быть применимы к сотрудничеству с родителями.
РАБОТА МДОБУ д/с № 11 «Русалочка»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Наш ДОУ работает по программе «Детский сад 2100», которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию нами учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывается то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Какие задачи стоят перед нами?
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
-
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
С детьми:
создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
развитие коммуникативной компетентности ребенка;
развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
С взрослыми:
формирование гуманного отношения к ребенку;
формирование правовой культуры;
обеспечение защиты прав.
Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:
- с педагогами (знакомство с нормативными и правовыми документами);
- с родителями (конкурсы семейного творчества, выставки, консультации, традиционные и нетрадиционные родительские собрания по теме);
- с детьми (занятия, беседы, игры, развлечения и т.д.).
Ежегодно работа начинается с диагностической и просветительской деятельности с детьми и родителями воспитанников ДОУ, так как формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с родителями, с семьей невозможно.
Анкетирование родителей показывает, что многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании и обучении их детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывает отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают как вести себя в трудных ситуациях. Выяснилось, что, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными, что о некоторых правах ребенка многие родители никогда и не задумывались и иногда нарушали их. Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Опрос родителей проводится в начале и в конце учебного года и показал, например, по результатам прошлогоднего анкетирования следующее:
№ п /п
|
Вопросы анкеты
|
Начало года
|
Конец года
|
|
Знакомы ли Вы с документами о правах ребенка
|
31%
|
80%
|
|
Знаете ли Вы, в чем проявляются нарушения прав ребенка
|
16%
|
87%
|
|
Допускаете ли шлепок
|
74%
|
48%
|
|
Используете ремень как вид наказания
|
31%
|
12%
|
|
Лишаете свободы движения
|
92%
|
57%
|
|
Оставляете ребенка одного дома на несколько часов
|
46%
|
39%
|
С целью повышения правовой культуры родителей разработаны формы и виды работы с родителями, определены направления повышения правовой культуры родителей воспитанников ДОУ:
№ п/п
|
Формы
|
Виды
|
1
|
Интерактивная
|
- анкетирование;
- диагностика;
- дискуссия;
- «круглые столы»;
- родительские собрания;
- конференции;
- вечера вопросов и ответов;
- тренинги;
- консультации специалистов
|
2
|
Традиционная
|
- тематические часы;
- родительские собрания;
- вечера отдыха;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- творческие конкурсы
|
3.
|
Просветительская
|
- использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей;
- стенды и уголки для родителей
|
На Общем родительском собрании родители воспитанников знакомятся с международными, российскими и региональными документами о правах человека, на собраниях родителям предлагаются памятки, выставки правовой и методической литературы. Все Общие родительские собрания проходят в интерактивном режиме, здесь родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждаемых вопросов. Например, в этом году на общем родительском собрании по теме: «Законодательная база, регламентирующая деятельность образовательных учреждений» родители познакомились с Федеральными государственными требованиями, проектом закона об образовании и новым Типовым положением о ДОУ.
С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка проводятся консультации, круглые столы, тренинги и деловые игры с родителями, совместные праздники, такие как «Мама, папа, я – очень дружная семья». В каждой возрастной группе оформляются методические папки для воспитателя, где собирается практический материал для занятий с детьми и родителями, а так же методические папки для родителей, в которых помещена информация о международных и российских документах о правах человека с рекомендациями и памятками родителям по соблюдению прав ребенка.
Создана картотека дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в условиях детского сада и семьи в целях формирования основ правового сознания.
В начале учебного года утверждается План мероприятий по защите прав детей в условиях ДОУ и семьи.
В газете для детей, родителей и педагогов «Русалочка» ведутся рубрики «Читайте вместе с детьми» и «Это надо знать», в которых даются советы родителям о том, как воспитывать в детях чувство собственного достоинства, ответственности за начатое дело, данное слово, формировать общественные нормы и правила поведения.
Подводя итоги нашей работы по формированию основ правового сознания дошкольников, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Многим родителям стало легче управлять своим поведением и поведением ребенка, когда ребенок капризничает, упрямится и не желает выполнять просьбы родителей; они стали чаще бывать вместе с детьми – ходить в походы, заниматься оздоровлением всей семьей, вместе трудиться.
Используемая литература:
1. Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. Практическое пособие для работников ОУ – Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.
2.С.А.Соловей, Т.Н.Львова, Г.И.Дубко. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ.
3. Конвенция о правах ребенка
4. Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ.
Огромная ответственность и обязанность в данном направлении возлагается, как ни странно, не на социального педагога, а на воспитателя. Ведь формирование навыков и умений не может быть ситуативным, оно должно быть систематическим. И только воспитатель может и должен постоянно обращать внимание на формирование правового сознания своих подопечных.
Сегодня я хочу познакомить вас с молодым воспитателем Миндибаевой Гузалией Захидовной, которая, несмотря на небольшой стаж работы, собрала и применила большой материал по правовому воспитанию дошкольников своей группы.
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ПРАВА ДЕТЕЙ»
В прошлом году я защитила дипломную работу по теме «Правовое воспитание дошкольников», при подготовке которой я собрала большой практический материал по формированию правового сознания дошкольников.
И, поэтому, когда в прошлом году я стала воспитателем 2-й младшей группы (а это мой первый самостоятельный набор детей), мне захотелось применить этот материал на практике.
На первом этапе я, знакомилась с методической литературой по теме, изучила проблемы в правовом воспитании детей, определила цели и задачи работы. Мною были выбраны методы и приемы работы, формы и типы непосредственной образовательной деятельности, методы диагностики и методы анализа результатов деятельности.
На втором этапе я организовывала встречи с родителями детей, собеседование, анкетирование родителей и детей на которых выяснилось, что родители испытывают трудности в воспитании детей, т.к. не знают правовые документы, регламентирующие права детей или не умеют применять их в практике. Я обратилась за консультацией к социальному педагогу по планированию работы, мы распределили направления деятельности и изучаемых вопросов, исходя из специфики программы ДОУ и результатов анализа и диагностики.
На следующем этапе был составлен перспективный план, разработано содержание работы, а так же разработка конспектов бесед с детьми, консультаций и сценариев мероприятий с родителями.
Сейчас я провожу работу с детьми и родителями, промежуточное обследование, промежуточное подведение итогов, результаты которых убеждают меня в правильности и необходимости продолжать работу в этом направлении.
Я стараюсь применять в своей деятельности различные формы работы. Разрешите представить вашему вниманию викторину.
Обобщающее мероприятие - викторина для старших дошкольников и родителей
по теме «Права детей».
Вид – Обобщающее мероприятие – викторина по теме «Права детей»
Тип– нетрадиционное
Цель: Содействие развитию основ правового сознания у детей
Задачи: 1. Обобщить знания детей о правах ребенка
2. Развивать умение делать выводы, рассуждать, сопоставлять.
3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Материал: Фишки, шапочки магистров, свитки, взрослый, играющий роль Человека Рассеяного, звезды разного цвета, ватман в форме неба, презентация к занятию.
Содержание: (Дети с родителями разделены на команды)
(На экране появляется слайд с изображением книги)
-Здравствуйте, ребята и взрослые!
Сегодня к нам в гости прилетела магистр мудрая сова и принесла с собой книгу. Это книга не простая, она называется - «Конвенция о правах детей»
Как вы думаете, что это за книга, о чём она? (Это книга о правах детей)
А наши гости знают, о чём эта книга? (Знали, но забыли)
Предлагаю вам, ребята, напомнить родителям о ваших правах! Для этого мы посетим «Школу прав детей», которой управляет магистр мудрая сова!
А я, с вашего разрешения, буду её помощницей.
(Появляется слайд «Школа прав детей», затем следующий слайд со списком заданий от совы)
Магистр приготовила вам задания и вопросы, на которые вы будете отвечать по очереди. За правильный ответ получаете фишку. Победителем будет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов!
И так – начинаем!
1-й вопрос: (Слайд с изображением свидетельства о рождении)
(всем) Что изображено на экране? (Свидетельство о рождении)
О каком праве говорит этот документ? (О Праве на имя)
(Появляется надпись с правильным ответом)
Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
- Уважаемые гости, вы знали о существовании права на имя?
(Знали и сейчас снова вспомнили)
- Да, действительно, существует право на имя, которое подтверждает документ – свидетельство о рождении, где указано имя каждого человека.
2-й вопрос: (Слайд с изображением семьи)
О каком праве детей говорит следующее изображение?
(Право на семью)
(Появляется надпись с правильным ответом)
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
(гостям) Как должны относиться члены семьи друг к другу?
(Уважать друг друга, любить)
(гостям) Какое право нам это подтверждает?
(Право на любовь и заботу в семье)
(Появляется слайд с изображением этого права)
(всем) Какие обязанности есть у вас в вашей семье?
(Приготовление пищи, наведение порядка, поход в магазин, помощь взрослым)
Я люблю свою семью;
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю…
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
3-й вопрос: (Появляется слайд с изображением права на отдых)
О каком праве нам могут сказать следующие иллюстрации?
(Право на отдых)
(Появляется надпись с правильным ответом)
Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, cмотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
- Да, в «Конвенции о правах детей» отражено право каждого ребенка на отдых.
Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Человек Рассеянный)
Дети - Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!
Ч.Р.- А что вы умеете делать?
Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Ч.Р.- Вижу, вы хорошо помогаете родителям дома и знаете свои обязанности.
- Да, ребенок имеет не только права, но и обязанности!!!
4-й вопрос: (Появляется слайд с изображением права на образование)
Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
В каком праве говорится об этом в «Конвенции о правах детей»?
(Право на образование)
(Появляется надпись с правильным ответом)
Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
(всем + гости) Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком
5-е задание: (На экране появляется следующий слайд)
Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках, пословицах и поговорках? (Конечно можно)
Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)
Золушка (Право на отдых)
Буратино (Право на безопасные условия жизни)
Колобок (Право на жизнь)
Айболит (Право на медицинское обслуживание)
Магистр мудрая сова желает, чтоб вы на каждое ею выбранное право вспомнили пословицы, а взрослые активно помогают ребятам!!!
(Друг за другом появляются названия прав)
Право на семью (Если семья вместе, то и душа на месте)
Право на образование (Ученье – свет, а не ученье - тьма)
Право на отдых (Делу – время, потехе - час)
Подошла к концу наша викторина, все задания Магистра мы выполнили! Какая книга помогла нам узнать о правах и обязанностях детей?
(Конвенция о правах ребенка)
(Появляется слайд с изображением книги)
Какие права вы запомнили?
(Право на имя, право на семью, право на любовь и заботу, право на отдых, право на образование, ………..)
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек
Так же на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ешё право быть счастливым
В этом самом лучшем мире!
Прошу сосчитать жетоны
Выиграла команда за ….. столом! Поаплодируем победителям!!!
(Появляется слайд с изображением совы)
Магистр мудрая сова и я посвящаем вас в «Юные магистры школы прав детей» (Вручение шапочек юных магистров)
Проигравшая команда, не расстраивайтесь, мы вас тоже посвящаем в «Юные магистры» и вручаем грамоты в форме свитков, но вам нужно еще раз с родителями прочитать «Конвенцию о правах детей»
Рефлексия:
Как всем известно, сова – ночная птица! Предлагаю вам обратный путь нашей гостьи осветить звездами! Каждый возьмите понравившуюся звезду и положите её на наше ночное небо!
(Появляется слайд со звездным небом)
На этом школа прав детей закрывается, мы с совой благодарим вас и наших гостей за работу!
ИГРЫ ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Представление картотеки игр.
Я предлагаю присутствующим поиграть.
Игра с мячом «Кому, какой дом».
Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Человеку – дом
И т. д.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ РАБОТ
ВЫВОДЫ СЕМИНАРА
При регулярной и разноплановой работе с детьми, родителями и педагогами по правовому воспитанию в рамках детского сада можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация целей и задач позволяет: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.
Позвольте зачитать решение нашего семинара:
Работа по защите прав детей в ДОУ ведется с целью формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Для этого необходимо:
Вести работу по формированию правового сознания дошкольников на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно.
Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с родителями воспитанников, вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.
Знакомить детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными документами, определяющими права детей, используя разнообразные методы и формы работы.
|
|
|