Главная страница

Виды инструктажей на уроке трудового обучения


Скачать 27.45 Kb.
Название Виды инструктажей на уроке трудового обучения
Дата 16.02.2016
Размер 27.45 Kb.
Тип Документы

Виды инструктажей на уроке трудового обучения.

Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Задачи, стоящие перед учителем при изучении материала.

  1. Научить учащихся обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями и подготавливать их к работе.

  2. Научить учащихся правильно и рационально выполнять трудовые приемы.

  3. Научить учащихся правильно выполнять трудовые операции.

Вводный инструктаж по всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы изучения темы, а также настроить учащихся на выполнение данных учебных заданий. На такой вводный инструктаж затрачивается от 7-10 мин. Он может быть:

  • по простой комплексной работе сообщается наименование темы и количество часов на изучение;

  • по сложной комплексной работе кратко ознакомить учащихся с содержанием темы: сообщить какие работы будут выполняться учащимися по всей теме, показать эти работы и дать краткую их характеристику; указать какой материал из пройденного следует повторить учащимся для лучшего усвоения темы.

Вводный инструктаж по материалам урока по операционной теме.

Примерная схема.

  1. Проверить теоретическую подготовку учащихся к уроку (задаются вопросы) Учитель задает вопросы краткие и опрашивает как можно больше учащихся. Вопросы задаются не сложные, учитывая способности учащихся.

  2. Объяснить организацию рабочих мест и порядок выполнения операции. Материал излагать учитывая подготовку учащихся методом рассказа-объяснения, используя при этом чертежи, инструкционные карты, образцы.

  3. Показать изучаемые трудовые приемы и операции. Демонстрация трудовых приемов и операций показывается подробно, каждый элемент и всю операцию в рабочем , замедленном и снова в рабочем темпе.

  4. Предупредить о типичных ошибках и способов контроля.

  5. Сообщить технику безопасности.

  6. Проверить, как учащиеся усвоили материал. Задавать самые сложные теоретические вопросы обязательно спросить технику безопасности, повторить приемы и операции учащихся, которые демонстрировал учитель. Желательно наиболее сложные вопросы повторить два раза для слабых учащихся.

  7. Желательно повторить показ трудовых приемов.

  8. Учащиеся приступают к выполнению заданий.

Текущий инструктаж по операционной теме.

При обходе рабочих мест учитель подходит к каждому учащемуся, учитывая индивидуальные способности, наблюдает за работой. Если учащиеся допускают ошибки, останавливают работу, и при помощи наводящих вопросов добиваются, чтобы сам учащийся нашел ошибку и исправил ее, если учащийся не может найти ошибку или исправить, учитель практически показывает трудовой прием и операции. Если учащийся справляется с заданием, необходимо похвалить и инструктировать следующих учащихся.

Заключительный инструктаж по операционной теме.

  1. Подвести итоги за урок. Обычно проводится методом беседы. При разборе работ можно вызвать наиболее подготовленного учащегося, чтобы он дал характеристику данному изделию. Указал ошибки и как их исправить, указал причины, которые повлияли на ошибки.

  2. Разобрать работы учащихся (2 – 3 изделия), в которых допущены более часто повторяющиеся ошибки, и 1 – 2 отличные работы. Учащемуся, отлично выполнившему работу, предлагается объяснить, как он выполнял предложенное задание или наоборот вызвать худшего учащегося, чтобы он разобрал лучшую работу.

  3. Сообщить оценки за данный урок.

  4. Сообщается тема следующего урока.

  5. Домашнее задание. Повторить теоретический материал, который нужен к следующему уроку.