|
«Вечная память павшим героям»
Проект «Вахта памяти»
«Никто не забыт, ничто не забыто»
70-летию Великой Победы посвящается…
Номинация работы:
Памятник советскому солдату
Исследовательская работа
«Вечная память павшим героям»
Автор:
Хусяинова Ильнара, обучающаяся 3 класса
МБОУ Татаромаклаковской СОШ Спасского района Нижегородской области
Руководитель:
Измайлова Равиля Фатеховна, учитель начальных классов
2015г
Содержание
1.Введение. стр. 3
2.Основная часть .стр.3-4
2.1.Теоретическая часть .стр.4
2.2.Исследовательская часть .стр.4-9
2.3.Выводы исследования стр.10
3. Заключение .стр.11
4.Использованные источники и литература. стр.12
Введение.
Уже 70-й раз пришла на нашу землю весна после войны. Войны, которая навсегда стала для нас примером величия подвига и страданий, мерилом цены жизни. Сколько горя и бед принесла эта война всем советским людям, в том числе моим землякам, а также многим моим односельчанам- жителям села Татарское Маклаково Спасского района.
Более 900 наших земляков ушли на фронт, чтобы сражаться с ненавистным врагом и из них вернулись лишь только 433.Погибли и пропали безвести 467 татмаклаковцев. Уже родились и даже пошли в школу дети, чьи деды не знали войны. Наследники тех, кто вернулся, и тех, кто густо полил своей кровью все окрестные поля. Воинам – землякам, навсегда оставшимся на полях сражений, благодарные потомки поставили памятники в селах.
Сначала я думала, что памятников погибшим в годы Великой Отечественной войны на территории нашего района немного. Чтобы выяснить это, поговорила со своими родителями,классным руководителем Оказалось, что почти в каждом селе есть памятник погибшим односельчанам, а в некоторых – не один. Наше село Татарское Маклаково– не исключение. В центре нашего села, стоит памятник погибшим односельчанам. Я каждый день прохожу мимо него. Интересно, а когда он установлен? Этот вопрос навел меня на мысль: провести исследовательскую работу «Памятник погибшим односельчанам с.Татарское Маклаково».
Почему мной выбрана данная тема?
- Во- первых, мне хочется узнать когда вообще появилась традиция ставить памятники.
- Во-вторых, мне интересна история создания памятника в селе Татарское Маклаково.
- В-третьих, я хочу понять , какое значение имеет этот памятник в жизни моих земляков.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний момент очень мало осталось в живых ветеранов – участников Великой Отечественной войны, которые могут рассказать нам об исторических событиях 1941-1945 годов. А памятники и мемориальные комплексы увековечили события военных лет и подвиги героев Великой Отечественной войны.
Цель работы: с помощью исследования узнать историю создания памятника погибшим воинам. Познакомиться со списком погибших односельчан, опросить их родственников, как можно больше узнать о моем прадеде.
Задачи исследования:
Познакомиться с возникновением традиции установления памятников.
Опросить очевидцев события - открытия памятника воинам -односельчанам на территории села.
Объект исследования: памятник воинам – односельчанам на территории села Татарское Маклаково.
Метод исследования: опрос жителей села.
2.Основная часть.
2.1. Теоретическая часть.
В Большой Советской энциклопедии так говорится о толковании слова памятник:
1)В широком смысле – объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа.
2)В узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечивания памяти о людях и событиях.
Проблема сохранения культурного наследия возникла не сегодня, а очень давно . Еще в эпоху родового строя и средневековья существовали обычаи почитания мест захоронения умерших предков, их вещей; места боев с иноземными захватчиками объявлялись священными, на них возводились храмы.
В середине XVII века был создан специальный приказ с целью сбора материалов и написания истории России. Но это было лишь попыткой зафиксировать памятники прошлого без осознанного научного отношения к ним.
В нашей стране с первых лет советской власти сооружение памятников, которые раскрывали историю развития революционных идей, считалось одной из важнейших задач искусства. Ранние советские памятники были небольших размеров, но в 30-х годах это были уже большие монументы, которые включались в городские ансамбли. Особенно широка Программа сооружения памятников, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуто много памятников, включающих реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолеты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда.
2.2.Исследовательская часть.
Итак, изучение ресурсов Internet дало мне возможность понять, что сооружение памятника погибшим воинам- односельчанам осуществлялось в рамках « Программы сооружения памятников, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ».
Цель моего исследования :с помощью исследования узнать историю создания памятника погибшим воинам, познакомиться со списком погибших односельчан в селе Татарское Маклаково.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Познакомиться с возникновением традиции установления памятников.
Опросить очевидцев события - открытия памятника воинам – односельчанам на территории села.
По словам очевидцев мемориал погибшим воинам был установлен в центре села Татарское Маклаково в 1980 году. Мемориальную доску и стеллу сконструировал колхоз им. «Чапаева» при помощи завода « Фрунзе» Нижнего Новгорода. К этому мемориалу солдата установил скульптор житель Краснооктябрьского района из с. Пошатово Ниязбаев Рафик Абдуллович с 1951года рождения.
При финансовой поддержке внука ветерана Великой Отечественной войны
Закерова Хасяна , ныне проживающий в г. Москве , Хажаева Ильдара в 2013 году провели реконструкцию мемориала.
. На стеле закрепили металлическую плиту. Наверху художник сделал надпись: «Вечная память павшим героям». А на большой плите написаны фамилии всех односельчан, погибших в Великой Отечественной войне. Всего фамилий было 430. Слева и справа от памятника были разбиты клумбы, а между ними забетонирована дорожка к памятнику.
Читая списки погибших, я вновь и вновь нахожу глазами фамилию моего прадеда , без вести пропавшего Хусяинова Синятуллу 1918 г.р
Хочу немножко рассказать о нем. ( со слов прабабушки)
Шел 1939год….) Восемнадцатилетний Синятулла Хусяинов и Муршидя полюбили друг друга и сыграли свадьбу.
А через полгода молодого мужа призвали на действительную службу .Муршидя продолжала жить у свекрови, в которой насчитывалось тринадцать человек. Она с нетерпением ждала мужа, верила, что, отслужив положенный срок, он вернется и они счастливо заживут вместе. В то время под сердцем она носила ребенка. В 1940 году родился сын, которого отцу так и не суждено было увидеть.
Когда началась Великая Отечественная война, Синятулла Хусяинов служил в Прибалтике.
Прервалась мирная жизнь, горе и страдания обрушились на людей. Вскоре солдатские жены стали получать извещения о гибели мужей.
Муршидя получила извещение о том, что Синятулла пропал без вести. Оно принесло ей неистерпимую боль. Но надо было жить. Немало страданий выпало на ее долю. Надеялась на возвращение мужа. Но этой мечте не суждено было сбыться…
Я нашла сведения о моем прадеде на сайте Министерства обороны «Мемориал»
ОБД Мемориал
Информация из документов, уточняющих потери
|
|
|
|
Фамилия
|
Хусяинов
|
|
Имя
|
Синятулла
|
|
Отчество
|
|
|
|
|
|
Дата рождения/Возраст
|
__.__.1918
|
|
Дата и место призыва
|
__.__.1938 Спасский РВК, Горьковская обл., Спасский р-н
|
|
Воинское звание
|
красноармеец
|
|
Причина выбытия
|
пропал без вести
|
|
Дата выбытия
|
__.09.1941
|
|
Название источника информации
|
ЦАМО
|
|
Номер фонда источника информации
|
58
|
|
Номер описи источника информации
|
18004
|
|
Номер дела источника информации
|
305
|
|
Я часто достаю фотоальбом и рассматриваю фотографии прадеда, не вернувшегося с фронта.
1941 г
Мы все должны гордиться нашими предками, которые спасли мир от фашистского ига, отстояли независимость нашей Родины. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить их память.
На этот момент в селе проживают лишь три ветерана войны: Хасян Закеров, Салахетдин Жамалетдинов, Мухтяр Абдуллин.
Каждую весну мы, школьники, убираем территорию вокруг памятника: соскребаем сухие листья, вскапываем клумбы. Художник обновляет фамилии погибших односельчан. 9-го мая сюда придут оставшиеся еще в живых ветераны со своими детьми и внуками, поэтому все должно быть красиво.
Уже давно стало традицией: 9-го мая проводится праздничное мероприятие, возлагаются венки и цветы к подножию памятника, ветераны и очевидцы военных событий вспоминают годы тяжелых испытаний, читают фамилии погибших односельчан и вспоминают их. И так будет всегда, пока будет стоять этот памятник в нашем селе. Этот памятник имеет большое значение в жизни нашего села..
2.3.Выводы исследования.
Сколько раз я видела 9-го мая здесь представительных людей, приехавших из Москвы, Казани, Санкт- Петербурга и других больших городов. Сначала я думала: зачем они здесь? Там, где они живут наверняка, сегодня будет красивый праздничный салют, большой концерт артистов на центральной площади. А они почему- то здесь, в деревне. Но когда увидела, как они со слезами на глазах вчитывались в фамилии на металлической плите, все поняла. Здесь написаны фамилии их близких родственников. И для многих из них эта фамилия – единственное, что известно о погибшем или пропавшем без вести родном человеке .В День Победы они едут сюда, как будто на его могилу, чтобы поклониться его праху.
Когда в нашей школе проходит Праздник Последнего звонка и Выпускной вечер, то обязательно выпускники фотографируются около памятника. Тем самым они показывают глубокое уважение односельчанам, совершившим подвиг и отдавшим свои жизни за то, чтобы мы жили под мирным небом. Никогда не померкнет народная память о них.
Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям, внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Заключение.
Изучая историю памятника, я для себя открыла много интересного, познакомилась с толкованием слова «памятник», узнала, когда появилась традиция ставить памятники. Искала материал в интернете, нашла сведения о своем прадеде на сайте Министерства обороны «Мемориал» беседовала с жителями села и, конечно, изучала книгу «Татарское Маклаково».
Я буду рада, если моя работа будет полезна и кто- то будет пользоваться моими исследованиями. Я поместила фотографии моего прадедушки , отправленные моей прабабушке и ныне реконструированного мемориала памятника расположенного в центре нашего села... Там хорошо видна надпись: «Вечная память павшим героям» . Может быть они постоянно с небес молча смотрят на нас. Пусть земля им будет пухом. А мы всегда будем помнить о них. И наша память будет лучшим памятником.
Используемые источники и литература
Ресурсы интернета:http://slovari.yandex.ru; ttp://100stones.ru/articles/ritualtraditions/ ; ОБД «Мемориал» www.obd-memorial.ru. e-mail : [email protected]
И.Каюмов, Х.А.Каюмова, С.С. Щеголев. «Татарское Маклаково» 2011.
Использованы материалы личного архива Хусяиновой Муршиди.; ВоспоминанияХусяиновой М. .
|
|
|