Главная страница

Эссе «Мой путь в профессию…» «Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!»


Скачать 70.16 Kb.
Название Эссе «Мой путь в профессию…» «Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!»
Дата 02.03.2016
Размер 70.16 Kb.
Тип Документы

Эссе «Мой путь в профессию…»

«Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!»

Конфуций


Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым молодым человеком. Мне тоже пришлось на него ответить. Вспоминая далекое прошлое, я пытаюсь проанализировать, что направило меня на эту дорогу, полную трудностей - дорогу Учителя, которая длится уже почти 40 лет. Когда было принято такое решение - стать учителем? Возможно, когда в детстве играли в школу - мне нравилось быть всегда учителем и выставлять оценки на снегу, или в школьные годы, особенно в начальной школе, писать на доске и бегать по утрам встречать учительницу, а в старших классах, сколько себя помню, всегда всем все объясняла, учила тому, что знала сама и получала от этого несказанную радость. Одноклассники ласково называли меня «учительница наша», по имени отчеству и мне это очень нравилось.

В школьные годы на классных собраниях, а затем и в институте меня постоянно избирали старостой, комсоргом класса, группы. У меня не было больших творческих способностей, я не пела и не танцевала, но я всегда умела организовать одноклассников, сокурсников на добрые дела: принять участие в субботниках, мероприятиях, конкурсах, выпустить стенгазету и многое другое. К моему мнению почему-то прислушивались, уважали его. Спустя годы, я теперь понимаю, что авторитет нельзя выпросить, вымолить, его нужно заработать, заслужить своими делами, поступками, примером и справедливым решением, как среди взрослых, так и среди детей. Мне всегда было легко учиться, общаться и просто жить вместе в любом коллективе.

Что еще могло повлиять на мое решение – не знаю. Я воспитывалась в обычной многодетной семье, где никогда не было учителей, родители были обыкновенные рабочие люди. Но с детства меня всегда завораживало слово «Учитель», оно казалось мне каким-то необычным, ярким и светлым. Мне тогда казалось, что учителя — это особенные люди, которые имеют право на гордое звание «Учитель». «Во все времена, даже на заре цивилизации, человечество стремилось к познанию окружающего мира. Получив какие-то элементарные знания, люди передавали их своим потомкам. Движение шло по нарастающей, знаний становилось все больше, необходимость их передачи становилась все более актуальной. Так на заре человечества возникла школа, возникла и одна из древнейших профессий — учитель» - писал Адольф Дистервег.

Первым, самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика, главным наглядным пособием в воспитании являются отец, мать и, конечно, Педагог. Очень большую роль в моем выборе профессии сыграли учителя: Аргунова Мария Михайловна — учитель русского языка, Гусева Мария Федоровна — учитель математики, Нехорошев Иван Игнатьевич — учитель физики. Каждое слово, каждый жест, каждый поступок - всё для меня было примером. Не зря в народе говорят: «Плохой учитель обучает, хороший учит, настоящий вдохновляет». «Если учитель соединяет в себе любовь к предмету и ученику – он совершенный учитель.» писал Лев Николаевич Толстой. Про таких говорят — учителя от бога! Они были настоящие учителя, мастера своего дела. Вот в те далекие 70-е меня учили настоящие учителя, и я для себя решила, если буду работать учителем, то буду настоящим учителем.

В школе, а затем в институте вводили меня в мир знаний строгие, ласковые, чуткие учителя и преподаватели. Мне довелось учиться у великих педагогов-новаторов К.А.Москаленко и С.А.Шмакова. В эти незабываемые годы были они для меня мудрыми людьми, дающими не только знания, но и помогающие найти своё предназначение, свой жизненный путь. Москаленко заставил принять простые истины: ребенка необходимо защищать всегда и везде; ребенку необходимо помогать; его следует воодушевлять и побуждать, на каждом уроке вести к успеху и росту. У Москаленко была цель – сделать обучение не только интересным и плодотворным, но и гуманным. И потому он осторожно выбирал свои дидактические средства, боясь травмировать ребенка. Его педагогические придумки, большие и малые, защищали ребенка. Войти в положение любого и каждого ребенка – вот наша педагогическая сверхзадача, - считал Москаленко.

Окончив ЛГПИ в 1977 году, начала свою педагогическую деятельность в сельской школе. Как учитель вела уроки физики в 7-11 классе. Мне предложили взять классное руководство в выпускном классе, где обучались 20 мальчиков и 8 девочек. Я быстро поняла, что мало иметь багаж знаний и разбираться в методике. Учитель должен быть психологом, воспитателем, мамой для каждого из учеников. Быть педагогом по диплому и учителем по сути – это путь, длиною в несколько лет. Известны слова К.Д. Ушинского: «Воспитание требует терпения». Не знала я тогда, что быть учителем – это большая внутренняя работа, что это постоянное самовоспитание и самосовершенствование, умение быть интересной своим ученикам. Можно быть начитанным, умным и гордым собой, но это всё не будет иметь успеха у твоих воспитанников и не возбудит интереса и уважения к тебе как к учителю. Не знала я тогда, что весь этот успех – это результат каждодневного труда: эмоционального, душевного; это несколько часов, проведённых перед учениками глаза в глаза, это боль от того, что не учат, не хотят учиться, и постоянный поиск новых форм и приёмов.

Учитель, который даёт не только определённые знания по предмету, но и учит также объективному и доброму восприятию мира, учит общаться и делиться знаниями, учит учиться и прививает любовь к своему предмету. И для меня как для учителя физики это один из главных принципов в работе. Если после моих уроков у учащихся появится интерес к знаниям, к учёбе, если они начнут мыслить и проявлять волю для достижения цели, будут чувствовать прекрасное, стремиться к самосовершенствованию и у них появится желание сделать мир лучше и чище, значит, мой труд принесёт достойные плоды. На мой взгляд, чтобы разумно воспитывать детей, надо стараться их понимать, уважать и любить.

Мне кажется, что учитель – самая творческая профессия на земле, позволяющая реализовать себя и желание быть педагогом, психологом, режиссёром, актёром, сценаристом, Бог весть кем ещё, а, следовательно, самая яркая, нужная, востребованная и значимая профессия. А престиж её делаем мы сами, добиваясь интереса к предмету, понимания его, уважения к себе как к личности. А. С. Макаренко «Умение воспитывать – это всё – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Мне хотелось всегда в совершенстве овладеть этим искусством. Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда. Труд учителя неоценим в том плане, что ты в одном лице должен быть для детей другом, мамой, помощником, ориентиром по жизненному пути и примером во всем. Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе. Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

Развитие у учащихся интереса к физике, развитие творческих способностей каждого ученика ставлю целью своей работы. Интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Для осуществления поставленных целей применяю занимательное изложение учебного материала, использую фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомлю детей с достижениями современной науки и техники. Проведение новых форм уроков (уроков-путешествий, исследований, диспутов, игр и др.), использование нетрадиционной системы оценки знаний учащихся, проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, таких, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и т. д. позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес. Без интереса к предмету методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата: «Все наши замыслы, все поиски  и построения превращаются  в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал выдающийся педагог 20 века В. А. Сухомлинский.

Новое время диктует новые условия: учитель должен быть всесторонне развитой, образованной личностью, главное – не отставать от времени, так как от этого зависит моя успешность и учительский авторитет. В нашу жизнь всё активнее входят информационные технологии, но они не заменят живое общение, не смогут выразить своё отношение к изученному материалу, к личности. Только учитель способен уважать ученика, видеть в нём личность, способную к преображению мира.

Современной школе нужен современный учитель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит мне, как учителю.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Эти слова я считаю своим девизом. Если научить ребенка мыслить самостоятельно, тогда человек не перестанет учиться всю жизнь. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

В современных условиях  на смену традиционной системе преподавания пришли новые формы обучения, направленные на развитие творческих способностей ученика, умению «добывать» знания самостоятельно, применять их на практике. Поэтому всё актуальней в современном образовательном процессе является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Почему я стала учителем? Задавая не раз себе этот вопрос, я каждый раз убеждаюсь, что сделала правильный выбор. Вот уже без малого сорок лет я вхожу в школьный кабинет, смотрю на лица своих учеников и понимаю: «Это то, без чего невозможно прожить». Мне вспоминается совет одного мудрого человека: «Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Еще В.О Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете". На другой работе я себя не вижу. Нельзя достичь успеха раз и навсегда, успех достигается ежедневно!