Главная страница

Урока музыки во втором классе по программе Г. С ригина Тема урока: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными» Планируемые результаты


Скачать 100.65 Kb.
Название Урока музыки во втором классе по программе Г. С ригина Тема урока: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными» Планируемые результаты
Дата 24.02.2016
Размер 100.65 Kb.
Тип Урок





Конспект

урока музыки во втором классе

по программе Г.С Ригина

Тема урока:

«Сказка про то, как умные и полезные вещи

стали музыкальными »

Планируемые результаты:
Предметные: знакомство детей с народными музыкальными инструментами, их самобытностью и ролью в жизни русского человека; знакомство с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Метапредметные:
Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, интерес к музыкальным традициям и истории своей страны.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Познавательные УУД: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству, как способу познания мира; освоение знаково – символических действий ( игра по ритмической партитуре).
Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: урок-сказка.
Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказка-терапия).
Педагогическая технология: ИКТ.
Примечание: урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате Power Point.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок), музыкальное лото-загадка(4 комплекта).
Новые понятия: оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура, вариация.


ХОД УРОКА
1. Организационный момент.

Вход детей в класс под песню «Сказка» муз. А.Короткова

сл. С. Ламзина
2. Актуализация знаний.
Учитель:

Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда она нас с вами приглашает?

Ответы детей:…………………………………………………………………..
Учитель: У нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие не просто в сказку, а в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.
Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен!
С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.
Ответы детей (дети называют названия народных сказок)…………………………………………………………………….
Учитель: А вот сказку которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

3.Объяснение нового материала.


Слайд №1

Примечание: учитель, рассказывает, ученикам сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.
Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.



Слайд №2

Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещоткаохраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами)


Слайд № 3
Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.


Слайд № 4
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.п. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».
Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Примечание: краткий рассказ учителя об этих народных инструментах.


Слайд № 5
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Учитель: Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Примечание: в этом слайде должно звучать музыкальное сопровождение – тембр балалайки.




Слайд № 6
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

Примечание: в этом слайде тоже желательно использовать тембр гуслей.


Слайд №7
Учитель: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.



Слайд № 8
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.



Слайд № 9
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

Ответы детей……………………………………………………………………….




Слайд №10

Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц» в исполнении народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.
Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.



Слайд №11

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Для этого, мне нужно несколько «музыкантов».

Примечание: учитель вызывает трех учеников и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.
Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)
4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.
Учитель: Ребята, кому в нашем «классном оркестре» не хватило музыкальных инструментов, поддержите, пожалуйста, мелодию песни хлопками в ладоши. Мне кажется, что это, украсит нашу партитуру и сделает повторное исполнение музыки, т.е. нашу вариацию, ещё интересней. А ещё, такое исполнение придаст мелодии песни дополнительное развитие.
5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка.



Слайд № 12-15
На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке. А потом, мы все вместе проверим, что у вас получилось.

Примечание: идёт работа в мини- группах по 5 человек. После того как дети выполнят задание, учитель озвучивает загадки о музыкальных инструментах. Дети устно дают ответы, а потом проверяют правильность расположения карточек на своём игровом поле. Сравнивая его с изображением на слайд №16.




6. Заключительный этап.
Учитель: Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок – карточек в нашем музыкальном лото. Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, с помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня о сказке в вашем исполнении?
Исполняется песня «Сказка» на слова С. Ламзина и музыку А.Короткова.
Работа над песней:

1.повторение текста припева;

2.интонирование мелодии припева со словами и исполнение песни в ансамбле с учителем.
Запев исполняет учитель, а припев – ученики.
Учитель: Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой.


МКОУ СОШ №9 Воронкова Ю.В.

с.Воздвиженское «Учитель года 2014»