Главная страница

Урок в 10 классе Семейные отношения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» (литература и психология)


Скачать 121.87 Kb.
Название Урок в 10 классе Семейные отношения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» (литература и психология)
Дата 29.02.2016
Размер 121.87 Kb.
Тип Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Парабельская гимназия

Интегрированный урок в 10 классе

Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина

«Господа Головлёвы»

(литература и психология)

2 часа


Михайличенко Марина Сергеевна

высшая квалификационная категория

МОУ Парабельская гимназия

с.Парабель, ул. Советская, 80,

тел. (38252)2-35-02,

e-mail: [email protected]


Парабель

2010

Интегрированный урок в 10 классе

Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина

«Господа Головлёвы»

(литература и психология)

2 часа

Цель: рассмотреть семью Головлёвых с точки зрения психологии семейных отношений.

Задачи:

1)образовательные:

  • актуализация знаний по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»;

  • формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;

  • выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала,

  • усвоение, повторение следующих понятий: стили семейного воспитания.

2) развивающие:

  • научить оценивать семейные отношения на примере классических произведений;

  • развитие исследовательских способностей;

  • формирование интеллектуальной культуры обучающихся;

  • стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

  • формирование рефлексивных умений.

3) воспитательные:

  • воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;

  • соотнесение своей позиции с позицией другого;

  • выражение своего отношения к содержанию произведения;

  • на примере поведения героев воспитание ответственных обучающихся, осознанно участвующих в жизни своей семьи и понимающих значение культурных ценностей семь для развития подростка – будущего семьянина;

  • воспитание читательской культуры учащихся.

Методы и приемы: 1) по источнику получения знаний:

    • практические (упражнения);

    • наглядные (текст художественного произведения).

2) по уровню активности познавательной деятельности:

  • развитие умений видеть проблемы;

  • развитие умений классифицировать;

  • развитие умений наблюдать;

  • развитие умений высказывать суждения;

3) способу подачи материала:

  • индуктивно-дедуктивные.

4) по способу организации деятельности:

  • групповая,

  • фронтальная.

Оборудование к урокам:

  • раздаточный материал:

Таблица «Типы семейного воспитания»;
Литература:

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлёвы.

  2. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… Ярославль: Академия развития, 2001.



Ход урока

  1. Стадия вызова.

Учитель рассказывает китайскую притчу

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ьы добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.

Затем перестал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И подумав, добавил: - И мира тоже.
- Как вы думаете, зачем я прочитала эту притчу? (ответы детей)
2. Стадия осмысления

Учитель: Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы её деятельности (быт, взаимоотношения, характер) – одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей. И тип поведения ребёнка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях отличаются.

- Какие у вас есть ценности в семье? Что вы цените? (ответы детей)

- А какие ценности в семье Анны Петровны Головлёвой. Приведите примеры из текста.

Учитель: Психологи выделяют несколько типов семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный (индифферентный - безразличный, безучастный, равнодушный).

Протестируем семью Головлёвых и определим, какой тип воспитания преобладает в этой семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью теста попробуем оценить стратегию семейного воспитания в семье Головлёвых.. Из четырех вариантов ответа выберите самый для этой семьи предпочтительный.




Тест

Комментарий-цитата из текста

1

1. Чем, по мнению госпожи Головлёвой, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.




2

2. Как Головлёва относится к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласна.
В. Готова с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.




3

3. Какое из суждений о воспитании для госпожи Головлёвой наиболее удачное?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).




4

Считает ли Головлёва, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.




5

Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы по мнению Головлёвой?

А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.




6

Как Головлёва поступит, если узнает, что её ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.




7

Как Головлёва отнеслась бы к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.




8

Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустила бы её Головлёва?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.




9

Как отреагировала бы Головлёва, если узнала бы, что ребенок ей солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.




10

Считает ли Головлёва, что подаёт ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.




Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье Головлёвых определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

3. Стадия рефлексии.

- Что привело к печальным «семейным итогам» семью Головлёвых?

- Как бы вы прокомментировали слова Салтыкова-Щедрина: «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение. В качестве тезиса возьмите фразу из романа (глава «Расчёт»): «Головлёво – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву».