Главная страница

Урока литературы и изо «Пейзаж в поэзии и живописи начала ХХ века»


Скачать 84.07 Kb.
Название Урока литературы и изо «Пейзаж в поэзии и живописи начала ХХ века»
Дата 29.02.2016
Размер 84.07 Kb.
Тип Урок

Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО «Пейзаж в поэзии и живописи начала ХХ века»

для учащихся 6 класса

Выполнили:

Васильева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы;

Кузовкова Елена Всеволодовна, учитель ИЗО и технологии.

Цели урока:

  • Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира

  • Знакомство с жанром лирического пейзажа;

  • Учиться анализировать стихотворения

  • Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.

Задачи урока:

  • Расширить знания о жанре пейзажа.

  • Познакомить обучающихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина и художников родного края;

  • Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;

  • Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК).

Предполагаемые результаты:

  • Подготовка и защита проекта «Иллюстрация к пейзажному стихотворению» по результатам и анализу папки с ответами(кейса).

Ход урока

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся соединить два прекрасных учебных предмета – Изобразительное искусство и русскую литературу. На уроке мы с вами проведем параллели, найдем точки соприкосновения этих учебных предметов.

Учитель ИЗО: Мы постараемся использовать необычный метод анализа работы (сопоставим пейзажные стихотворения и картины русских художников-пейзажистов). Применив «кейсовый метод», каждая группа учащихся набирает количество правильных ответов в свою папку.

Учитель литературы: Наша задача на сегодняшний урок: сопоставить пейзажные стихотворения И.А.Бунина и весенние пейзажи русских художников. Посмотрите в окно, что происходит за окном нашего класса? Какое прекрасное время года наступает? Конечно же, это весна.

Учитель ИЗО: Рассмотрите картины, подобранные к сегодняшнему уроку и сделайте анализ при помощи карточек (1), опросника (2).

Карточка 1: Вычеркните карточки, не относящиеся к пейзажу.


природа

надпись

цветы

человек


Картины к уроку:


4

3

2

1
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/218/69218885_spring.jpgc:\users\ена\desktop\жостовская роспись\слайд227.jpghttp://www.world-art.ru/painting/img/5000/343/1.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/84/359/84359464_0_5ba3d_e2d63682_xl.jpg


8

7

6

5
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/83/462/83462510_vesna.jpghttp://actualidad.rt.com/images/publications/22/15352/6h2qoaxin5.jpghttp://i048.radikal.ru/0903/e7/fc998f81bc4a.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/66/786/66786405_highwatervesna.jpghttp://flowerdigest.ru/wp-content/uploads/2012/01/lunniy_kalendar_fevral_2012.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/977/71977533_rooksbackofsavrasov.jpg


9

10

8

7
- Какие картины называют пейзажем и почему?

Ответы детей.

- Назовите известных вам художников-пейзажистов:

    1. Саврасов 2. Моне 3. Куинджи

4. Жостовская роспись 5. Левитан.

(дети самостоятельно выбирают фамилии художников)

Педагог дает развернутое понятие о жанре пейзажа, делается акцент на работы художников, которые мы рассматриваем.

- Выберите картины (по номерам), которые можно отнести к жанру пейзаж?

-Выберите цвета, которые художники чаще использует в написание весенних пейзажей для передачи весеннего настроения?

1. голубой

2. синий

3. ярко красный

4. черный

5. коричневый

6. темно зеленый

7. свет зеленый

8.белый

Ответы детей.

Учитель литературы: Мы видим великолепные пейзажи художников, но в литературном произведении также используется пейзаж.

  • Вспомните, в каких произведениях литературы мы встречали описание природы?

  • Зачем автор может использовать пейзаж в литературном произведении?

Сейчас вам предстоит провести настоящее исследование. Сегодня вы впервые познакомитесь с русским поэтом, писателем Иваном Александровичем Буниным. Это человек удивительной судьбы, пронесший через всю свою жизнь любовь к России, к русской природе. Итак, начнем. Откройте учебники и прочитайте стихотворение Ивана Александровича Бунина «Бушует полая вода…».

Ученики читают стихотворение:



  1. Бушует полая вода,
    Шумит и глухо, и протяжно.
    Грачей пролетные стада
    Кричат и весело, и важно.

    Дымятся черные бугры,
    И утром в воздухе нагретом
    Густые белые пары
    Напоены теплом и светом.

    А в полдень лужи под окном
    Так разливаются и блещут,
    Что ярким солнечным пятном
    По залу «зайчики» трепещут.

    Меж круглых рыхлых облаков
    Невинно небо голубеет,
    И солнце ласковое греет
    В затишье гумен и дворов.

    Весна, весна! И все ей радо.
    Как в забытьи каком стоишь
    И слышишь свежий запах сада
    И теплый запах талых крыш.

    Кругом вода журчит, сверкает,
    Крик петухов звучит порой,
    А ветер, мягкий и сырой,
    Глаза тихонько закрывает.


1892 год



  • О чем стихотворение?

  • Какие чувства вызвали у вас эти строчки?

  • Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?

  • Что вы представляете, читая стихотворения Бунина?

  • Как в стихотворении отражается стремительность наступления весны, а затем неторопливость пробуждения природы?

  • Как описывается весна от начала стихотворения к концу, от образов “дикой” природы к образам деревенского пейзажа?

  • Какими звуками и запахами наполнен весенний воздух? С помощью каких частей речи автор передаёт эти ощущения?

  • Как поэт выразил прозрачность, наполненность воздуха?



Учитель ИЗО:

- Давайте выберем картину, на которой художник наиболее ярко показал весенний воздух?

- Какая картина лучше показывает настроение первого стихотворения И.Бунина? Объясните, почему вы так считаете.
Учитель литературы: Прочитаем следующее стихотворение Ивана Бунина, подумайте, чем отличаются два стихотворения? (Эмоциональный фон стихотворения, возраст автора, строки длинее, почему?)

Ученики читают стихотворение:

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
      Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...
Все цветет и поет, молодые надежды тая...
О весенние зори и теплые майские росы!
      О далекая юность моя!


1900 год

  • Обратите внимание на то, сколько лет было автору во время написания первого стихотворения, сколько во время написания второго?

  • Как вы думаете, изменилось ли мировосприятие Бунина за время, прошедшее между двумя стихотворениями?

  • Найдите строки, с помощью которых автор передает свою радость в одном и в другом стихотворении.



Учитель ИЗО: Давайте выберем картину, которая может проиллюстрировать второе стихотворение. Объясните свой выбор.

Учитель литературы: Поговорим ещё об одном стихотворении Бунина «Первый соловей». Прочитайте его.

Первый соловей

Тает, сияет луна в облаках,
Яблоня в белых, кудрявых цветах.

Зыбь облаков и мелка, и нежна,
Возле луны голубая она.

В холоде голых, прозрачных аллей,
Пробует цокать, трещит соловей.

В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.

Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.


1916 год



  • Что вы можете сказать об этом стихотворении?

  • Как вы думаете, кто видит весну в этом стихотворении?


Сочетание монохроматических

цветов

цветов

Яркое солнце

Пастельные краски
Учитель ИЗО: Какие приемы использует художник, создавая пейзаж? Карточки.


Эпитет



Олицетворение

Контрастные сочетания



Сравнение

Метафора


Учитель литературы: Теперь разберемся, чем может пользоваться поэт, изображая картины природы в стихотворении.

Карточки. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора; вспомнить, что это?) Найдите в прочитанных стихотворениях художественные средства, использованные автором.

Заполните таблицу.

Выберите из стихотворений примеры сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор.

Сравнение

Эпитет

Олицетворение

Метафора











































































  • Какое из стихотворений вам понравилось больше остальных, почему?

  • Какое из стихотворений вы смогли бы иллюстрировать?



  • В заключение нашего урока ученикам предстоит выполнить последнее задание: написать синквейн о весне.

Синквейны учеников:

«Весна!

Яркая и красочная.

Приходит, цветет, уходит.

Весна, весна, и все ей радо!

Чудесное время года!»

**** ****

«Весна!

Чарующая, яркая.

Тает, шумит, расцветает.

Здорово наблюдать за цветением весны!

Чудесная весна!»

«Весна!

Искрящаяся, радующая!

Волнует, радует, очаровывает.

Все ждут тебя!

Сказка!»

«Весна!

Ранняя, поздняя!

Шумит, разливается, блещет.

Нам очень нравится весна!

Сияние!»

Выводы:

- Чему научились на сегодняшнем уроке?

-Что нового узнали?

Рефлексия: выберите значок, которым вы можете оценить урок и свою работу на уроке (желтое солнышко – отлично, белое солнышко – хорошо, тучка – удовлетворительно).

Домашнее задание: защита проектов «Иллюстрация к пейзажному стихотворению»

  • Ребята, вашим домашним заданием будет проиллюстрировать стихотворение И.А.Бунина. А следующий урок вам будет предоставлен для рассказа о ваших работах.

Учителями предложена последовательность оформления проектов.



Содержание проекта

Источник информации

1.

Тема:




2.

Задачи:




3.

Форма: презентация, доклад, синквейн




4.

Анализ материалов кейсовой папки, собранной на уроке




5.

Представление работы.




Дети представляют работы и читают выбранные стихотворения.

Выполнили:

Васильева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы;

Кузовкова Елена Всеволодовна, учитель ИЗО и технологии.