|
Урока, давайте проведём несколько экспериментов
Языковой анализ текста
как способ интерпретации авторской позиции
Цель: показать, что языковой анализ текста позволяет правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста, увидеть авторскую позицию, оценить избранный способ воздействия на читателя, понять отношение автора к поставленным проблемам; потренировать в выполнении задания В8 КИМов ЕГЭ.
Слово учителя. Беседа.
– Прежде чем мы начнём говорить непосредственно по теме урока, давайте проведём несколько экспериментов.
Эксперимент 1
– Прочитайте, пожалуйста, небольшой фрагмент из «Сорочинской ярмарки» Н.Гоголя:
...Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною, упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, – она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами...
– Красиво, правда? А что описывает автор? Верно, реку! Попробуем передать содержание этого фрагмента без изобразительных средств. Что у нас получилось?
Река, по берегам которой росли осокори, березы и тополя, почти каждый год меняла свое русло.
– Смотрите, мы с вами сказали то же самое, что и Н.Гоголь, но что исчезло? Совершенно верно, исчезли красота, образность, и вряд ли наше предложение заставит кого-то невольно представить себе эту реку, а уж вообразить ее очарование – тем более. Теперь вам понятно, для чего автор использует эпитеты, метафоры, олицетворения?
– Итак, каков результат нашего эксперимента?
С помощью эпитетов, метафор, олицетворений автор дает художественную характеристику предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет картину, изображенную в тексте.
Эксперимент 2
Вы любите читать Н.Гоголя, например, его «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Тогда вновь обратимся к нему и возьмем вот этот фрагмент из «Страшной мести»;
Как гром, рассыпался дикий смех по горам и зазвучал в сердце колдуна, потрясши все, что было внутри его. Ему чудилось, что будто кто-то сильный влез в него и ходил внутри его и бил молотами по сердцу, по жилам... – так страшно отдался в нем этот смех!
Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи. Но уже был мертвец и глядел как мертвец...
Бледны, страшны, один другого выше, один другого костистей, встали они (мертвецы) вокруг всадника, державшего в руке страшную добычу...
– Вы, конечно, легко увидели сравнения, не так ли? Зачем писатель использует их? Уберем их из текста – и что мы тогда сможем понять? Мы не сможем понять, как именно «рассыпался дикий смех», как именно глядел мертвец, как «страшно отдался» в колдуне смех всадника, какие встали мертвецы.
Сравнение помогает конкретизировать описание предмета, дать его более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет.
Это результат нашего второго эксперимента.
Эксперимент 3
И опять Н.Гоголь!
И какой же русский не любит быстрой езды?
...Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны... Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади...
– Скажите: сколько картин родилось в вашем воображении, когда вы читали этот текст, точнее, второе предложение? Считаем:
– летят версты;
– летят навстречу купцы на облучках своих кибиток;
– летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком;
– летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль.
– Вот сколько вы смогли увидеть в одном предложении! Ну-ка подумайте: а с помощью чего создается впечатление быстрого движения, стремительного полета? Верно, с помощью простых предложений в составе сложного, однородных членов, повтора слова летит; синтаксического параллелизма.
Это результат нашего третьего эксперимента: мы увидели роль синтаксических средств выразительности речи.
Эксперимент 4
Подумайте и ответьте, почему Н.Гоголь после вопросительных знаков начинает следующее предложение со строчной буквы?
Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?
– Чьи мысли отражены в вопросительных предложениях? «Пораженного Божьим чудом» созерцателя, конечно же! Смотрите, как стремительно они сменяют друг друга! Молниеносно! Созерцатель видит нечто мистическое: «молнию», «наводящее ужас движение», «неведомую силу в ... неведомых светом конях»! Что создается этим приемом? Результат очевиден:
Употребление строчных букв после вопросительного или восклицательного знака служит для обозначения эмоциональности речи.
Вы теперь поняли, что в сочинении необходимо не просто указать используемые автором языковые средства, но и объяснить, зачем, с какой целью он это делает.
Наиболее типичные средства изобразительности, используемые в текстах, приведены в следующей таблице, указана также и их роль в тексте:
Средства изобразительности и их роль в тексте
Изобразительные средства
|
Цель
|
Риторические вопросы, восклицания
|
Создают эмоциональный пафос текста, предают взволнованность речи автора, различные его чувства.
|
Синтаксический параллелизм
|
Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чём он пишет.
|
Лексические повторы
|
Акцентирует внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях.
|
Инверсия
|
Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи.
|
Антитеза
|
Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. п.
|
Оксюморон
|
Подчёркивает внутренний конфликт или противоречие.
|
Бессоюзие
|
Придаёт впечатление быстрой смены событий или картин.
|
Многосоюзие
|
Усиливает выразительность речи.
|
Авторская пунктуация (чаще всего тире)
|
Тире особо выделяет вторую после знака часть, которая содержит важную мысль автора. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
|
Олицетворение
|
Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.
|
Обособленные определения
|
Создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому.
|
Оценочная лексика
|
Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому.
|
Неполные предложения (парцелляция)
|
Усиливают смысловые или эмоциональные оттенки чувств, событий.
|
Гипербола
|
Средство авторского видения образа или явления. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.
|
Эпитеты, метафоры, олицетворения
|
С их помощью автор даёт художественную характеристику предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет картину, изображённую в тесте.
|
Эпитет
|
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
|
Метафоры
|
В художественной речи употребляются автором для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
|
Сравнение
|
Помогает конкретизировать описание предмета, дать его более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет.
|
Строчная буква после вопросительного или восклицательного знака
|
Служит для обозначения эмоциональности речи.
|
Антонимы
|
Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи.
|
Индивидуально-авторские неологизмы
|
Благодаря своей новизне позволяют создавать определённые художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы.
|
Перифраз(а)
|
Используется для украшения речи, замены повтора.
|
Пословицы и поговорки
|
Делают речь образной, меткой, выразительной.
|
Фразеологизмы
|
Важное экспрессивное средство языка, используемые писателями как готовые образные определения, сравнения, как змоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.
|
Восклицательные частицы
|
Выражают эмоциональный настрой автора, создают эмоциональный пафос текста.
|
Присоединительные конструкции
|
Средство создания эмоционального пафоса текста.
|
Односоставные, неполные предложения
|
Делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста.
|
Односоставные предложения с обобщённо-личным значением
|
Как бы приобщают читателя к действию, делают его участником повествования.
|
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложнённых разнообразными оборотами предложений
|
Помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
|
Повторяющиеся слова
|
Помогают найти ключевые образы, понять содержание текста, авторский замысел.
|
Деепричастия
|
Придают речи особую живость, наглядность.
|
Глаголы в спрягаемых формах
|
Придают речи больший динамизм.
|
Назывные предложения
|
Не отражают динамику событий, а служат для описания. С помощью них автор рисует картины природы и передаёт состояние внутреннего мира лирического героя.
|
Заглавная буква в отдельных словах (вместо строчной)
|
Заглавная буква в слове … усиливает … мысль.
|
Вопросно-ответная форма
|
Вопросно-ответная форма - способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором.
|
– После проведённых экспериментов, думается, абсолютно логичен переход к теме занятия. Для начала уясним, какова цель языкового анализа текста.
Цель языкового анализа исходного текста:
1. Правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста.
2. Увидеть авторскую позицию.
3. Оценить избранный способ воздействия на читателя.
4. Понять отношение автора к поставленным проблемам.
5. Объяснить причину возникновения такой позиции.
Языковые средства, выбранные автором, также яркая иллюстрация к изображаемому.
Языковые средства выразительности могут
|
отражать
|
• позицию автора;
• авторское отношение к чему-либо;
• авторское чувство(гнев, радость, горечь, восхищение, презрение и т. д.);
• авторскую попытку разобраться в сути происходящего;
• реальную картину происходящего;
|
передавать
|
• эмоциональное состояние автора;
• глубокую заинтересованность автора рассматриваемыми проблемами;
• красоту (безобразие) мира (поступков, суждений, мыслей и т. п.);
• глубину проблем (авторской мысли, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т. п.)
• отношение автора к теме или проблемам текста;
• ощущение радости жизни (тревоги автора, боль автора и т. п.);
|
делать
|
• авторскую мысль более точной (полной, верной, убедительной, наглядной и т. п.);
• авторскую мысль яркой, осязаемой;
• текст динамичным, выразительным;
• убедительными выводы (умозаключения);
• авторскую речь живой, раскованной;
|
подчёркивать
|
• открытость чувств автора;
• контрастность изображаемых явлений, событий, характеров, поведения и т. п.;
• остроту философской (общественно-политической, культурной, нравственной) проблемы;
• открытость авторской позиции;
• мировоззрение автора (героя);
• актуальность рассматриваемых проблем (явлений);
• ту или иную проблему;
• положительное или отрицательное отношение автора к чему-либо;
• парадоксальность происходящего;
• трепетное чувство автора к герою (событию, явлению, Родине);
• принципиальную позицию автора по отношению к … ;
• глубокую заинтересованность (озабоченность) автора данной темой;
• трагизм происходящего;
• типичность подобных явлений;
• особое отношение автора к герою (теме, проблеме и т. п.);
• основную мысль;
|
придавать
тексту
|
• торжественную интонацию;
• яркий (трагический, комический, иронический и т. д.) пафос;
|
давать
|
• меткую характеристику героям (событиям, явлениям);
• точную оценку сообщаемому;
• возможность автору показать читателю своё видение проблемы;
• ключ к пониманию темы (проблемы, характера героя и т. п.);
• возможность эмоционально (ярко, убедительно) рассказать о герое (теме, проблеме, явлении, событии);
|
позволять
читателю
увидеть
|
• гармонию (дисгармонию) мира (человеческих отношений) и т. п.;
• глубину рассматриваемой темы;
• авторское отношение к теме, проблемам, героям и т. д.;
• то, что для автора является несомненной ценностью (образцом для подражания, отрицательным примером и т. п.);
• глубокую заинтересованность автора данной темой;
а также
• лучше понять авторский замысел, идею текста;
|
помочь
автору
|
• полемически заострять тему (проблему);
• эмоционально воздействовать на читателя;
• делать читателя своим союзником;
• образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого);
• точнее характеризовать мысль;
• выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);
• образно представить суть проблемы, которая его волнует;
• усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо;
• предать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т. п.);
• раскрывать сущность поставленных проблем;
• характеризовать сущность раскрываемых проблем;
• точно формулировать (выражать) мысль;
• заставлять читателя задуматься над проблемами (темой, идеей, авторским отношением к чему-либо и т. п.);
• показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы);
|
помочь
читателю
|
• лучше понять авторский замысел, идею текста.
|
В том же тексте М. Веллера, например, одни только эпитеты дали возможность показать читателю своё видение проблемы: «Сенсорный голод… – вещь страшная, разрушительная », «полное отсутствие ощущений извне – то же самое с точки зрения организма, что тяжелейшее заболевание тех самых участков центральной нервной системы, которые отвечают за поступление информации». Той же цели подчинены инверсия, метафоры, ряды однородных членов и т.д.
В последующей работе нам поможет и словарь
изобразительно-выразительные средства языка
ТРОПЫ (троп — употребление слова или выражения в переносном значении)
Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В. Маяковский).
Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков» (А. С. Пушкин).
Литота — художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В больших рукавицах... а сам с ноготок» (Н. А. Некрасов).
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи / Золотыми звёздами в снег» (С А. Есенин).
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт - его производитель, действие – орудие действия и т. д.) «И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М. Ю. Лермонтов}.
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры. «Зима недаром злится, / Прошла ее пора. – / Весна в окно стучится / И гонит со двора» (Ф. И. Тютчев).
Перифраз — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года» (А.С. Пушкин).
Синекдоха — перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т. д. « И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий / Тунгуз, и друг степей калмык» (А. С. Пушкин).
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. А. Шолохов).
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая / Березовым весёлым языком» (С.А. Есенин}.
|
|
|