Главная страница

Урока, давайте проведём несколько экспериментов


Скачать 468.96 Kb.
Название Урока, давайте проведём несколько экспериментов
страница 1/4
к поставленным проблемам
Дата 06.03.2016
Размер 468.96 Kb.
Тип Документы
  1   2   3   4

Языковой анализ текста

как способ интерпретации авторской позиции
Цель: показать, что языковой анализ текста позволяет правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста, увидеть авторскую позицию, оценить избранный способ воздействия на читателя, понять отношение автора к поставленным проблемам; потренировать в выполнении задания В8 КИМов ЕГЭ.
Слово учителя. Беседа.
– Прежде чем мы начнём говорить непосредственно по теме урока, давайте проведём несколько экспериментов.
Эксперимент 1
– Прочитайте, пожалуйста, небольшой фрагмент из «Сорочинской ярмарки» Н.Гоголя:
...Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною, упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, – она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами...
– Красиво, правда? А что описывает автор? Верно, реку! Попробуем передать содержание этого фрагмента без изобразительных средств. Что у нас получилось?
Река, по берегам которой росли осокори, березы и тополя, почти каждый год меняла свое русло.
– Смотрите, мы с вами сказали то же самое, что и Н.Гоголь, но что исчезло? Совершенно верно, исчезли красота, образность, и вряд ли наше предложение заставит кого-то невольно представить себе эту реку, а уж вообразить ее очарование – тем более. Теперь вам понятно, для чего автор использует эпитеты, метафоры, олицетворения?
– Итак, каков результат нашего эксперимента?
С помощью эпитетов, метафор, олицетворений автор дает художественную характеристику предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет картину, изображенную в тексте.
Эксперимент 2
Вы любите читать Н.Гоголя, например, его «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Тогда вновь обратимся к нему и возьмем вот этот фрагмент из «Страшной мести»;
Как гром, рассыпался дикий смех по горам и зазвучал в сердце колдуна, потрясши все, что было внутри его. Ему чудилось, что будто кто-то сильный влез в него и ходил внутри его и бил молотами по сердцу, по жилам... – так страшно отдался в нем этот смех!

Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи. Но уже был мертвец и глядел как мертвец...

Бледны, страшны, один другого выше, один другого костистей, встали они (мертвецы) вокруг всадника, державшего в руке страшную добычу...
– Вы, конечно, легко увидели сравнения, не так ли? Зачем писатель использует их? Уберем их из текста – и что мы тогда сможем понять? Мы не сможем понять, как именно «рассыпался дикий смех», как именно глядел мертвец, как «страшно отдался» в колдуне смех всадника, какие встали мертвецы.
Сравнение помогает конкретизировать описание предмета, дать его более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет.
Это результат нашего второго эксперимента.
Эксперимент 3
И опять Н.Гоголь!
И какой же русский не любит быстрой езды?

...Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны... Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади...
– Скажите: сколько картин родилось в вашем воображении, когда вы читали этот текст, точнее, второе предложение? Считаем:

– летят версты;

– летят навстречу купцы на облучках своих кибиток;

– летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком;

– летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль.
– Вот сколько вы смогли увидеть в одном предложении! Ну-ка подумайте: а с помощью чего создается впечатление быстрого движения, стремительного полета? Верно, с помощью простых предложений в составе сложного, однородных членов, повтора слова летит; синтаксического параллелизма.
Это результат нашего третьего эксперимента: мы увидели роль синтаксических средств выразительности речи.
Эксперимент 4
Подумайте и ответьте, почему Н.Гоголь после вопросительных знаков начинает следующее предложение со строчной буквы?
Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?
– Чьи мысли отражены в вопросительных предложениях? «Пораженного Божьим чудом» созерцателя, конечно же! Смотрите, как стремительно они сменяют друг друга! Молниеносно! Созерцатель видит нечто мистическое: «молнию», «наводящее ужас движение», «неведомую силу в ... неведомых светом конях»! Что создается этим приемом? Результат очевиден:
Употребление строчных букв после вопросительного или восклицательного знака служит для обозначения эмоциональности речи.
Вы теперь поняли, что в сочинении необходимо не просто указать используемые автором языковые средства, но и объяснить, зачем, с какой целью он это делает.
Наиболее типичные средства изобразительности, используемые в текстах, приведены в следующей таблице, указана также и их роль в тексте:
Средства изобразительности и их роль в тексте



Изобразительные средства

Цель

Риторические вопросы, восклицания

Создают эмоциональный пафос текста, предают взволнованность речи автора, различные его чувства.

Синтаксический параллелизм

Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чём он пишет.

Лексические повторы

Акцентирует внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях.

Инверсия

Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи.

Антитеза

Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. п.

Оксюморон

Подчёркивает внутренний конфликт или противоречие.

Бессоюзие

Придаёт впечатление быстрой смены событий или картин.

Многосоюзие

Усиливает выразительность речи.

Авторская пунктуация (чаще всего тире)

Тире особо выделяет вторую после знака часть, которая содержит важную мысль автора. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Олицетворение

Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Обособленные определения

Создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому.

Оценочная лексика

Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому.

Неполные предложения (парцелляция)

Усиливают смысловые или эмоциональные оттенки чувств, событий.

Гипербола

Средство авторского видения образа или явления. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Эпитеты, метафоры, олицетворения

С их помощью автор даёт художественную характеристику предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет картину, изображённую в тесте.

Эпитет

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Метафоры

В художественной речи употребляются автором для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Сравнение

Помогает конкретизировать описание предмета, дать его более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет.

Строчная буква после вопросительного или восклицательного знака

Служит для обозначения эмоциональности речи.

Антонимы

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи.

Индивидуально-авторские неологизмы

Благодаря своей новизне позволяют создавать определённые художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы.

Перифраз(а)

Используется для украшения речи, замены повтора.

Пословицы и поговорки

Делают речь образной, меткой, выразительной.

Фразеологизмы

Важное экспрессивное средство языка, используемые писателями как готовые образные определения, сравнения, как змоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.

Восклицательные частицы

Выражают эмоциональный настрой автора, создают эмоциональный пафос текста.

Присоединительные конструкции

Средство создания эмоционального пафоса текста.

Односоставные, неполные предложения

Делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста.

Односоставные предложения с обобщённо-личным значением

Как бы приобщают читателя к действию, делают его участником повествования.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложнённых разнообразными оборотами предложений

Помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

Повторяющиеся слова

Помогают найти ключевые образы, понять содержание текста, авторский замысел.

Деепричастия

Придают речи особую живость, наглядность.

Глаголы в спрягаемых формах

Придают речи больший динамизм.

Назывные предложения

Не отражают динамику событий, а служат для описания. С помощью них автор рисует картины природы и передаёт состояние внутреннего мира лирического героя.

Заглавная буква в отдельных словах (вместо строчной)

Заглавная буква в слове … усиливает … мысль.

Вопросно-ответная форма

Вопросно-ответная форма - способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором.




– После проведённых экспериментов, думается, абсолютно логичен переход к теме занятия. Для начала уясним, какова цель языкового анализа текста.
Цель языкового анализа исходного текста:

1. Правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста.

2. Увидеть авторскую позицию.

3. Оценить избранный способ воздействия на читателя.

4. Понять отношение автора к поставленным проблемам.

5. Объяснить причину возникновения такой позиции.
Языковые средства, выбранные автором, также яркая иллюстрация к изображаемому.




Языковые средства выразительности могут



отражать


• позицию автора;

• авторское отношение к чему-либо;

• авторское чувство(гнев, радость, горечь, восхищение, презрение и т. д.);

• авторскую попытку разобраться в сути происходящего;

• реальную картину происходящего;



передавать


• эмоциональное состояние автора;

• глубокую заинтересованность автора рассматриваемыми проблемами;

• красоту (безобразие) мира (поступков, суждений, мыслей и т. п.);

• глубину проблем (авторской мысли, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т. п.)

отношение автора к теме или проблемам текста;

• ощущение радости жизни (тревоги автора, боль автора и т. п.);



делать


• авторскую мысль более точной (полной, верной, убедительной, наглядной и т. п.);

• авторскую мысль яркой, осязаемой;

• текст динамичным, выразительным;

• убедительными выводы (умозаключения);

• авторскую речь живой, раскованной;



подчёркивать


• открытость чувств автора;

• контрастность изображаемых явлений, событий, характеров, поведения и т. п.;

• остроту философской (общественно-политической, культурной, нравственной) проблемы;

• открытость авторской позиции;

• мировоззрение автора (героя);

• актуальность рассматриваемых проблем (явлений);

• ту или иную проблему;

• положительное или отрицательное отношение автора к чему-либо;

• парадоксальность происходящего;

• трепетное чувство автора к герою (событию, явлению, Родине);

• принципиальную позицию автора по отношению к … ;

• глубокую заинтересованность (озабоченность) автора данной темой;

• трагизм происходящего;

• типичность подобных явлений;

• особое отношение автора к герою (теме, проблеме и т. п.);

• основную мысль;



придавать

тексту


• торжественную интонацию;

• яркий (трагический, комический, иронический и т. д.) пафос;



давать


• меткую характеристику героям (событиям, явлениям);

• точную оценку сообщаемому;

• возможность автору показать читателю своё видение проблемы;

• ключ к пониманию темы (проблемы, характера героя и т. п.);

• возможность эмоционально (ярко, убедительно) рассказать о герое (теме, проблеме, явлении, событии);



позволять

читателю

увидеть


• гармонию (дисгармонию) мира (человеческих отношений) и т. п.;

• глубину рассматриваемой темы;

• авторское отношение к теме, проблемам, героям и т. д.;

• то, что для автора является несомненной ценностью (образцом для подражания, отрицательным примером и т. п.);

• глубокую заинтересованность автора данной темой;

а также

• лучше понять авторский замысел, идею текста;



помочь

автору


• полемически заострять тему (проблему);

• эмоционально воздействовать на читателя;

• делать читателя своим союзником;

• образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого);

• точнее характеризовать мысль;

• выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);

• образно представить суть проблемы, которая его волнует;

• усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо;

• предать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т. п.);

• раскрывать сущность поставленных проблем;

• характеризовать сущность раскрываемых проблем;

• точно формулировать (выражать) мысль;

• заставлять читателя задуматься над проблемами (темой, идеей, авторским отношением к чему-либо и т. п.);

• показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы);



помочь

читателю



• лучше понять авторский замысел, идею текста.



В том же тексте М. Веллера, например, одни только эпитеты дали возможность показать читателю своё видение проблемы: «Сенсорный голод… – вещь страшная, разрушительная », «полное отсутствие ощущений извне – то же самое с точки зрения организма, что тяжелейшее заболевание тех самых участков центральной нервной системы, которые отвечают за поступление информации». Той же цели подчинены инверсия, метафоры, ряды однородных членов и т.д.

В последующей работе нам поможет и словарь

изобразительно-выразительные средства языка
ТРОПЫ (троп — употребление слова или выражения в переносном значении)

Гипербола художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В. Маяковский).

Ирония троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков» (А. С. Пушкин).

Литота — художественное преуменьшение тех или иных свойств изобра­жаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В боль­ших рукавицах... а сам с ноготок» (Н. А. Некрасов).

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на дру­гой по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи / Золотыми звёздами в снег» (С А. Есенин).

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на дру­гой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержи­мое – содержащее, продукт - его производитель, действие – орудие действия и т. д.) «И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М. Ю. Лермонтов}.

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность ме­тафоры. «Зима недаром злится, / Прошла ее пора. – / Весна в окно сту­чится / И гонит со двора» (Ф. И. Тютчев).

Перифраз — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления опи­санием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года» (А.С. Пушкин).

Синекдоха — перенесение значения одного слова на другое на основе коли­чественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, един­ственное число вместо множественного и т. д. « И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий / Тунгуз, и друг степей калмык» (А. С. Пушкин).

Сравнение сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. А. Шолохов).

Эпитет художественное определение, придающее выражению образ­ность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая / Березовым весёлым языком» (С.А. Есенин}.
  1   2   3   4