|
Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)
Пейзажные зарисовки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
-
Урок литературы в 8 классе
-
(проверка знания текста, умения анализировать текст)
(урок 2 в системе уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова)
-
Цели: проверяем знание текста, учимся понимать взаимосвязь между чувствами автора, лирического героя и читателя, развиваем творческие способности, воспитываем умение воспринимать прекрасное.
-
Информационные источники: текст поэмы «Мцыри» (любое издание), альбом репродукций «М. Ю. Лермонтов».
-
Урок проводится в компьютерном классе в связи с необходимостью использования графического редактора Paint.
-
Что значил для Лермонтова Кавказ? Вспомните, какие произведения Лермонтов посвятил ему (просмотр репродукций картин Лермонтова в альбоме).
-
Пересказ сюжета поэмы «Мцыри». Какие эмоции вы уловили во время чтения?
-
Переход к проверке домашнего задания: каким образом пейзаж в этом произведении помогает понять состояние лирического героя?
2. Проверка домашнего задания: чтение выбранных пейзажных зарисовок.
-
Ты хочешь знать, что видел я
-
На воле? – пышные поля,
-
Холмы, покрытые венцом
-
Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой,
-
Как братья в пляске круговой.
-
Я видел груды тёмных скал,
-
-
И думы их я угадал:
-
Мне было свыше то дано!
-
И было всё на небесах
-
Светло и тихо. Сквозь пары
-
Вдали чернели две горы.
-
Наш монастырь из-за одной
-
Сверкал зубчатою стеной.
-
Внизу Арагва и Кура,
-
Обвив каймой из серебра
-
Подошвы свежих островов,
-
-
Бежали дружно и легко…
-
Когда я стану умирать,
-
И верь тебе недолго ждать,
-
Ты перенесть меня вели
-
В наш сад, в то место, где цвели
-
Азалий белых два куста…
-
Трава меж ними так густа,
-
-
И так прозрачно-золотист
-
Играющий на солнце лист!
-
Там положить вели меня.
-
Сияньем голубого дня
-
Упьюся я в последний раз.
-
Оттуда виден и Кавказ!
3. Беседа о прочитанном: проверка умения ориентироваться в тексте
-
Мы увидели разные картины природы как бы глазами главного героя. В какие моменты нам показаны яркие, жизнеутверждающие образы?
-
Как поэт использует приём олицетворения? О каких особенностях мировоззрения лирического героя говорит его видение мира?
-
Какие необычные эпитеты встретились в поэме? Чем удивил нас Лермонтов?
4. Исследование текста (письменная работа)
-
Какие краски использует автор в пейзажных зарисовках?
-
Какие образы привлекают внимание в первую очередь? Почему?
-
Как настроение героя отзывается во всём, что видит он вокруг?
-
Какие картины природы, увиденные Мцыри, произвели на вас самое глубокое впечатление? Почему?
5. Творческая работа (в графическом редакторе)
-
Попробуйте создать картину, которая передаст ваши чувства после прочтения поэмы «Мцыри». Используйте краски и образы, о которых говорили во время подготовительной работы.
Результат проделанной работы:
-
Альбом «Картины природы в произведениях М. Ю. Лермонтова»
После просмотра творческих работ:
-
Посмотрим на репродукции картин самого Лермонтова. Получилось ли некоторое сходство в выборе красок, образов?
-
Попробуем подобрать подписи к картинам М. Лермонтова из его же произведения.
Вид Тифлиса
Окрестности селения Караагач
Вид Пятигорска
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета
Крестовый перевал
6. Итог урока
-
Каким образом М. Ю. Лермонтову удалось так полно передать чувства своего героя?
-
Можем ли мы сказать, что природа в этой поэме – тоже в какой-то мере действующее лицо?
Домашнее задание
-
Указать композиционные части поэмы.
-
Выбрать эпизоды, характеризующие главного героя.
Автор работы:
-
Медведева Вера Алексеевна, учитель литературы МОУ «СОШ № 5» города Бийска Алтайского края.
|
|
|