Главная страница

Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)


Название Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)
Дата 29.02.2016
Размер 445 b.
Тип Урок


Пейзажные зарисовки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

  • Урок литературы в 8 классе

  • (проверка знания текста, умения анализировать текст)


(урок 2 в системе уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова)

  • Цели: проверяем знание текста, учимся понимать взаимосвязь между чувствами автора, лирического героя и читателя, развиваем творческие способности, воспитываем умение воспринимать прекрасное.

  • Информационные источники: текст поэмы «Мцыри» (любое издание), альбом репродукций «М. Ю. Лермонтов».

  • Урок проводится в компьютерном классе в связи с необходимостью использования графического редактора Paint.



1. Повторение: проверка знания текста

  • Что значил для Лермонтова Кавказ? Вспомните, какие произведения Лермонтов посвятил ему (просмотр репродукций картин Лермонтова в альбоме).

  • Пересказ сюжета поэмы «Мцыри». Какие эмоции вы уловили во время чтения?

  • Переход к проверке домашнего задания: каким образом пейзаж в этом произведении помогает понять состояние лирического героя?



2. Проверка домашнего задания: чтение выбранных пейзажных зарисовок.

  • Ты хочешь знать, что видел я

  • На воле? – пышные поля,

  • Холмы, покрытые венцом

  • Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой,

  • Как братья в пляске круговой.

  • Я видел груды тёмных скал,

  • когда поток их разделял,

  • И думы их я угадал:

  • Мне было свыше то дано!



  • И было всё на небесах

  • Светло и тихо. Сквозь пары

  • Вдали чернели две горы.

  • Наш монастырь из-за одной

  • Сверкал зубчатою стеной.

  • Внизу Арагва и Кура,

  • Обвив каймой из серебра

  • Подошвы свежих островов,

  • По корням шепчущих кустов

  • Бежали дружно и легко…



  • Когда я стану умирать,

  • И верь тебе недолго ждать,

  • Ты перенесть меня вели

  • В наш сад, в то место, где цвели

  • Азалий белых два куста…

  • Трава меж ними так густа,

  • И свежий воздух так душист,

  • И так прозрачно-золотист

  • Играющий на солнце лист!

  • Там положить вели меня.

  • Сияньем голубого дня

  • Упьюся я в последний раз.

  • Оттуда виден и Кавказ!



3. Беседа о прочитанном: проверка умения ориентироваться в тексте

  • Мы увидели разные картины природы как бы глазами главного героя. В какие моменты нам показаны яркие, жизнеутверждающие образы?

  • Как поэт использует приём олицетворения? О каких особенностях мировоззрения лирического героя говорит его видение мира?

  • Какие необычные эпитеты встретились в поэме? Чем удивил нас Лермонтов?



4. Исследование текста (письменная работа)

  • Какие краски использует автор в пейзажных зарисовках?

  • Какие образы привлекают внимание в первую очередь? Почему?

  • Как настроение героя отзывается во всём, что видит он вокруг?

  • Какие картины природы, увиденные Мцыри, произвели на вас самое глубокое впечатление? Почему?



5. Творческая работа (в графическом редакторе)

  • Попробуйте создать картину, которая передаст ваши чувства после прочтения поэмы «Мцыри». Используйте краски и образы, о которых говорили во время подготовительной работы.



Результат проделанной работы:

  • Альбом «Картины природы в произведениях М. Ю. Лермонтова»











После просмотра творческих работ:

  • Посмотрим на репродукции картин самого Лермонтова. Получилось ли некоторое сходство в выборе красок, образов?

  • Попробуем подобрать подписи к картинам М. Лермонтова из его же произведения.



Вид Тифлиса



Окрестности селения Караагач



Вид Пятигорска



Военно-Грузинская дорога близ Мцхета



Крестовый перевал



6. Итог урока

  • Каким образом М. Ю. Лермонтову удалось так полно передать чувства своего героя?

  • Можем ли мы сказать, что природа в этой поэме – тоже в какой-то мере действующее лицо?



Домашнее задание

  • Указать композиционные части поэмы.

  • Выбрать эпизоды, характеризующие главного героя.



Автор работы:

  • Медведева Вера Алексеевна, учитель литературы МОУ «СОШ № 5» города Бийска Алтайского края.