|  | 
          Урок по теме «Начало войны»
            
              | Урок по теме «Начало войны» 9 класс.
 
 Цель: сформировать у учащихся представление о начальном периоде Великой Отечественной войны, сформировать понимание в чем проявились особенности данного периода.
 
 Задачи:
 
 
                  Познакомить учащихся с основными событиями и сражениями начального периода войны; сформировать представление о значении данного периода в истории всей войны;
 
Способствовать развитию уважения и любви к Родине на примере героев войны; понимания необходимости защиты своего Отечества;
 
Развивать умение работать с текстом учебника:
 
 - самостоятельно извлекать знания, выделять главное, делать выводы;
 
 Основные понятия: план Барбаросса, блицкриг, блокада, всеобщая мобилизация, план Тайфун.
 
 Тип урока: изучение нового материала.
 
 Оборудование: учебник, опорный конспект, презентация, мультимедийный проектор, компьютер
 
 Литература:
 
 Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт.-/ М: Просвещение, 2009
 
 ХОД УРОКА.
 
 I. Проблемно-мотивационный блок.
 
 На фоне нарастающей музыки «Священная война» учитель читает стихотворение С.Щипачева.
 
 Казалось, было холодно цветам,
 
 И от росы они слегка поблекли, Зарю, что шла по травам и кустам,
 
 Обшарили немецкие бинокли.
 
 Цветок в росинках, весь к цветку приник,
 
 И пограничник протянул к ним руки.
 
 А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
 
 Влезали в танки, закрывали руки.
 
 Такою все дышало тишиной,
 
 Что вся земля еще спала, казалось.
 
 Кто знал, что между миром и войной
 
 Всего каких-то пять минут осталось!
 
 Учитель: Ребята о чем пойдет речь сегодня на уроке?
 
 Ученики: о начале Великой Отечественной войны.
 
 Учитель: Верно. (открывает тему урока-слайд 1). Предположите, пожалуйста, какие вопросы мы должны рассмотреть?
 
 Ученики: Когда началась война? Как началась? Какие сражения происходили?
 
 Учитель: Ваши предположения в большинстве верны(открывает план урока- слайд2)
 
 План урока.
 
 
                  «Июнь. Граница. Воскресенье.
 
 Страна на грани: быть не быть…»
 
 
                  «Часы отступлений, как вы нелегки!
 
 Ведь каждый считал- он виновен…»
 
 
                  «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
 
«Я говорю с тобой под свист снарядов»
 
 В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Почему в истории Великой Отечественной войны 1941 год одновременно называют и трагическим и героическим?»
 
 (слайд 3)
 
 II. Информационный блок
 
 1.Учитель:
 
 Через секунду мир взорвётся,
 Смерть поведёт парад-алле,
 И навсегда погаснет солнце
 Для миллионов на земле.
 Июнь. Граница. Воскресенье.
 Страна на грани: быть не быть…
 И это жуткое мгновенье
 Нам никогда не позабыть…
 
 Просмотр видеоролика «План Барбаросса». Работа с опорным конспектом по вопросам:
 
 - Как назывался план нападения на СССР?
 
 - Кто был его разработчиком? Когда принят?
 
 - Какой характер должна была носить война в соответствии с планом?
 
 - Когда началась война?
 
 Проанализировать силы сторон. Сделать вывод. (слайд 4)
 
 Звучит голос Левитана на фоне плаката «Родина-мать»(слайд 5)
 
 На контурной карте отметить направления главных ударов немецких войск и линию фронта.(слайд 6)
 
 Работа с текстом выступления В.М.Молотова. Ответить на вопросы:
 
 - К кому обращается Молотов?
 
 - К какой войне призывает В.М.Молотов? Почему?
 
 -Какой эмоциональный настрой у выступления?
 
 Работа с текстом учебника. Заполнение схемы в опорном конспекте(ученики). Учитель вывешивает схему на доске с портретами полководцев, акцентируя внимание на маршале Шапошникове уроженце г.Златоуста Челябинской области.
 
 Мероприятия в СССР в начале войны
 
 
                  
                    
                      
                      
                      
                      
                      
                      
                        | Всеобщая мобилизация
 
 | Военное положение
 
 | Образование фронтов
 
 | Ставка Верховного Главнокомандования
 
 | Государственный Комитет Обороны
 
 |  
 
 
 2.Учитель:
 
 Пропахшие порохом тучи неслись,
 пролившись свинцом с небосвода.
 "Ни шагу назад... И ни пяди земли..."
 - Касается каждого взвода.
 
 Но Киев захвачен, в кольце Ленинград,
 бои – на пороге столицы:
 бессонные ночи, кровавый закат,
 суровые, скорбные лица.
 
 Учитель: С первых минут войны фашистские войска столкнулись с небывалым сопротивлением советского народа.
 
 Говорят погибшие герои (персонификация)
 
 Защитники Брестской крепости
 
 "Нас было трое москвичей - Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву - не уйдем отсюда. 1941 год. Июль".
 "Я остался один, Жунтяев и Степанчиков погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся.
 Товарищи, отомстите за нас. 1941 г."
 
 "Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В.
 Мы приняли первый бой 22.VI.1941 г. - 3.15.
 Умрем, но не уйдем!"
 
 
 "1941 год. 26-го июня. Нас было трое.
 Нам было трудно, но мы не пали духом.
 И умираем как герои".
 "1941 г. Июнь.
 Нас было пятеро.
 Мы умрем за Сталина".
 "Умрем, но из крепости не уйдем".
 
 "Артиллерийский расчет 131-224.
 Погиб, не сдался врагу. Наш девиз
 "Победа или смерть".
 Лейтенант Зыбин.
 Рядовые: Захаров и Кудрявцев".
 
 ЗАПИСКА И ПИСЬМО ПАРТИЗАНКИ В. ПОРШНЕВОЙ МАТЕРИ29-30 ноября 1941 г.
 
 29 ноября 1941 г.
 
 Завтра я умру, мама.
 
 Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья — партизаны. Они уничтожат захватчиков.
 
 Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека!
 
 ПИСЬМО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ КРЫМОВА ЖЕНЕСегодня днем я приехал в свое подразделение. Отсутствовал я двое суток. Выводил испорченную машину. По дороге, уходя из села, в которое вступил немец, я забрал боеприпасы, которые не успели вывезти растерявшиеся тыловики. Забрал двух тяжелораненых, отвез их от переднего края. Всю ночь я возил на машине ящики с гранатами и двух стонущих, истерзанных людей. Перепуганные военврачи отказались их принять. Я грозил им наганом, но это еще больше их испугало. Тогда я бросил этих чертей, разыскал родильный дом на селе и сдал туда раненых. Приказал замаскировать их на случай прихода немцев. Когда я уходил, один из них притянул меня за ворот гимнастерки и поцеловал в губы. Он сказал: «Товарищ майор, ты мне дороже отца». А он в эту минуту был мне дороже моего будущего.
 
 
 19 сентября 1941 г. 22.00
 
 - Какая главная мысль у всех авторов?
 
 - О чем они мечтают?
 
 - Какой призыв звучит во всех письмах?
 
 3. Учитель:
 
 Дивизии, что защищали
 Москву от полчищ ига зла,
 Стояли намертво, не сделав шагу
 Назад к Москве. Туда нельзя!
 
 Панфиловцы и катуковцы,
 Сибиряки и казаки,
 Рабочие с Урала, Волги
 И ополченцы москвичи.
 
 Учитель: В сентябре 1941 года немецкое командование начинает подготовку к захвату советской столицы- план «Тайфун»
 
 Рассказ учеников об обороне Москвы.(под песню В землянке-театрализация)
 
 Чтец:
 
 «Нас 28. И Москва за нами,
 Поля, снега… Россия велика!
 Но отступать нельзя перед врагами.
 Ни на вершок. И не на полвершка».
 Пусть пять шагов всего – под танк с гранатой
 Пусть пять шагов, но пять шагов вперед.
 И вот на неизвестном полустанке,
 Не в сказочной легенде – наяву
 Они сердцами подрывали танки
 За сердце человечества – Москву.
 И стал их подвиг песней и былиной,
 Хоть не в угоду песенной красе
 Их жизнь вонзилась в улицы Берлина
 Стрелой Волоколамского шоссе.
 
 (Панфиловцы. Д. Холендро.)
 
 1 ведущий: В октябре 1941 года немцы вплотную подошли к Москве. Чтобы окончательно блокировать столицу, им оставалось взять Можайск и Калинин (Тверь). Как раз туда и направилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова.
 
 2 ведущий: Но по дороге стало известно, что эти города пали, и их в считанные часы перекинули на Волоколамское направление. 16 ноября панфиловцам довелось принять ставший уже легендарным бой у разъезда Дубосеково.
 
 3 ведущий: Долгое время считалось, что погибли все 28 участников боя у разъезда Дубосеково, но это не так. Шестеро выжили. Во многом благодаря их рассказам стал в подробностях известен подвиг бесстрашных защитников Родины.
 
 1-й боец: «Участок обороны высота 241 – деревня Петелино – разъезд Дубосеково занимает наш полк…
 С утра рыли окопы, вдруг видим, идет генерал Панфилов. Посмотрел и говорит: «Вы же здесь у врага, как на ладони». Приказал отнести позицию на 80 метров ближе к разъезду. «Теперь, – говорит, – хорошо, замаскируйтесь», – и ушел.
 2-й боец: Нас 28 и приняли мы удар 50 неприятельских танков. Уже с утра 16 ноября на нашу позицию с воздуха посыпались бомбы. Взрывы грохотали один за другим. Не успел леденящий ветер развеять дым, как видим, поднимаются цепи вражеских автоматчиков. А тут поземка вихрит по полю. Идут фашисты во весь рост сомкнутыми шеренгами. Только подошли они на метров 100, как раздался свист. По этому сигналу открыли огонь…
 3-й боец:Отбили атаку. Тогда противник бросил на нас 20 танков и под их прикрытием еще большую группу автоматчиков. От темной полоски леса идут на наши окопы танки. Слышим мы спокойный голос Клочкова:
 – Двадцать танков. Меньше чем по одному на брата. Это не так уж и много.
 4-й боец: Один танк шел на мою ячейку. Осталось до меня 20 метров, я приподнялся и кинул гранату. Взрывная волна завихрила снег. Вижу, метко бросают бутылки с горючей смесью и мои товарищи… Так уничтожили 14 танков, уцелевшие повернули назад.
 Четыре часа длился этот бой. Поредели наши ряды… А на нас двинулись еще 30 вражеских танков.
 
 Клочков: «Братцы, велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»
 
 Все: Мы тогда 18 танков подбили, уничтожили много немецких автоматчиков. Прорвать оборону врагу не удалось».]
 
 1 ведущий: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года героям-панфиловцам было присвоено звание Героев Советского Союза.
 
 Учитель: Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегическом военном московском направлении.
 
 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялось знаменательное событие – парад, с которого войска уходили на защиту столицы.(слайд)
 
 
 5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.
 
 Работа с учебником и картой. (Работая с учебником, учащиеся на контурной карте отмечают флажками освобожденные города, выстраивают линию фронта и делают вывод).
 
 Каковы были итоги этого контрнаступления?
 
 4. Учитель:
 
 Над Ленинградом — смертная угроза...
 
 Бессонны ночи, тяжек день любой.
 
 Но мы забыли, что такое слезы,
 
 что называлось страхом и мольбой.
 
 Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
 
 Не поколеблет грохот канонад,
 
 и если завтра будут баррикады -
 
 мы не покинем наших баррикад.
 
 (Ольга Берггольц)
 
 Учитель: На северном направлении немецкое командование особое значение придавало захвату Ленинграда – символу революции 1917 года. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.
 
 Виртуальная экскурсия в музей Обороны и блокады Ленинграда(экскурсоводы – дети).(на фоне музыки «Аве, Мария»)
 
 Обсуждение экскурсии
 
 - О чем рассказывают экспонаты музея?
 
 - Какие чувства вызывают у вас эти экспонаты?
 
 - Какими вы увидели жителей блокадного Ленинграда?
 
 Учитель: Ребята, мы с вами возвращаемся к нашему вопросу:
 
 : «Почему в истории Великой Отечественной войны 1941 год одновременно называют и трагическим и героическим?»
 
 Ответы учащихся.
 
 Работа с датами.
 
 IY. Рефлексивно-оценочный блок. (Под звук метронома дети читают стихотворение)
 
 Всесильный Бог, молю тебя сейчас
 О тех, кто не вернулся с поля боя,
 В ком светлый дух уже давно погас
 И тех, кого мы вспоминаем стоя.
 
 Прошу, храни покой святых сынов,
 Кто пал в боях больших и даже малых,
 Кто за Отчизну кровь пролить готов
 И тех, кто был достоен пьедестала.
 
 Храни покой всех тех, кто умирал
 Среди бомбёжек и резни кровавой,
 Среди морей, полей, лугов и скал
 И кто покрыл себя нетленной славной.
 
 Храни покой всех тех, кто не сумел
 Увидеть битвы грозной окончанье.
 Лишь только память - вечный их удел,
 Хранит покой в ночи и утром ранним.
 
 Храни их Бог средь золотых полей
 В благом Раю, где место им отныне,
 Всем тем, кто жизни не щадил своей
 И в ком сердца вовеки не остынут.
 
 Храни покой бойцов, кто принял бой,
 С неисчислимой злобной вражьей силой,
 Свои объятья ты для них открой,
 Для тех солдат, чья слава нас хранила.
 
 Храни покой всех тех, кто погибал
 В боях за Брест, в горах Афганистана.
 Храни всех тех, чей подвиг вечным стал
 И тех, кого забыли слишком рано.
 
 Минута молчания.
 
 Список литературы
 
 1. http://www.rupoem.ru С.Щипачев 22 июня 1941 года
 
 2. http://www.stranakids.ru Д.Попов 22 июня
 
 3 http://www.yandex.ru/video/
 
 4 http://www.ru.wikipedia.org
 
 5 http://www.images.yandex,ru
 
 6http://www.rupoem.ru В.Снегирев война 41 года
 
 7 http://www.fortification.ru Надписи на стенах Брестской крепости8. http://www.Bibliotekar.ru Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом.
 
 9. http://www.Chitalnya.ru Б.Кочетков Московская битва.
 
 10 http://www.blokadamus.ru Музей блокады
 
 11 http://www.olga-derggolc.gatchina3000.ru
 
 12. http://www.stihi.ru Д.Ахрименко Молитва о погибших воинах.
 |  |  |