|
Урок «Отряды птиц»
Урок «Отряды птиц».
Цели урока:
Познавательные: расширить представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.
-
Развивающие: развитие способностей к самостоятельной поисковой деятельности, работе с учебниками, рисунками, таблицами, работе в команде.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях». (Слайд №2)
Форма урока: урок исследование
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: таблицы «Тип хордовые. Класс птицы», таблицы и рисунки с изображением представителей отрядов птиц, учебник «Биология животные» под редакцией В.В. Латюшина, В.А. Шапкина, электронное пособие «Птицы России», компьютеры, дополнительная литература, карточки с заданиями для групп, использование мультимедийной презентации.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
поисковый.
Прогнозируемый результат:
Ход урока
1.Организационный момент
Запись домашнего задания: параграф 29, параграф 30. Организация рабочего места учащихся в работе по группам (учащиеся разбиваются на 5 групп, команды получают фото птиц, которые они будут изучать). (Слайд №3)
2.Подготовительный этап (Актуализация знаний учащихся)
Выполнение задания №1 в группе по вопросам (см. приложение №1) (Слайды № 4-6)
3.Основной этап урока (Изучение нового материала)
Выполнение задания №2 в группе по вопросам
Упр. 1 письменно
(Дайте название птицам, изображенным на фото)
Упр. 2 письменно
(Назовите отряд, к которому относятся данные птицы?)
(см. приложение №2) (Слайды № 7-9)
Вопрос учителя
Какие признаки являются общими для всех представителей данного отряда?
Задание №3:
Каждой группе изучить общую характеристику отрядов птиц:
1 группа Отряд Дневные хищные птицы (соколообразные)
2 группа Отряд Совообразные
3 группа Отряд Курообразные
4 группа Отряд Воробьинообразные
5 группа Отряд Аистообразные
(по тексту учебника стр. 145-156)
Подготовить выступление с характеристикой признаков указанного отряда, заполнение учащимися таблицы в рабочей тетради (см. приложение № 3). (Слайды №10-12)
Задание №4. Работа по карточкам с использованием электронного пособия:
1 группа Орел степной
2 группа Сова белая
3 группа Глухарь
4 группа Конек полевой
5 группа Цапля большая белая
(см. приложение № 4) (Слайд №13)
отчёт групп по заданиям
«Оценка работы учащихся в группе»
(см. приложение № 5)
4. Закрепление знаний
4.1. Работа учащихся с кроссвордом (Слайды №14-16)
4.2. Викторина «Живые синонимы» (Слайды №17-18)
(см. приложение № 6)
5. Подведение итога урока, оценка знаний учащихся
6. Обратная связь (рефлексия) (Слайд №19)
Приложения к уроку
Приложение № 1
По актуализации знаний учащихся
Рассмотрите рисунки птиц разных отрядов. Выполните следующие задания:
Дать название птицам, изображённым на фото.
Назвать отряды, к которым относятся данные птицы.
Назвать признаки отряда.
Какие из них занесены в красную книгу Новосибирской области?
№1.
№2.
№3.
№4.
№5.
№6.
№7.
(Ответы: 1- Казуар, отряд Казуарообразные, крупные трехпалые птицы, со слабооперенной головой и недоразвитыми, почти незаметными крыльями; 2- Лебедь шипун, отряд Гусеобразные, ноги с плавательной перепонкой. Несколько отставлены назад. Клюв уплощен, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат. Оперение плотное; 3 –Африканский страус, отряд Страусообразные, самые крупные птицы. Шея длинная, голова небольшая, ноги длинные, мощные, двупалые. Не летают; 4- Казарка краснозобая, отряд Гусеобразные, ноги с плавательной перепонкой. Несколько отставлены назад. Клюв уплощен, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат. Оперение плотное; 5- Серый гусь, отряд Гусеобразные, ноги с плавательной перепонкой. Несколько отставлены назад. Клюв уплощен, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат. Оперение плотное; 6 – Императорский пингвин, отряд Пингвины, задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты (для плавания). Пуховых перьев нет. На суше тело держат вертикально, под водой летят; 7-Американский нанду, отряд Нандуобразные, не летают. Перья мелкие покрывающие шею, голову и бедра, рулевых перьев на хвосте нет. Занесены в красную книгу Казарка краснозобая, Лебедь шипун).
Приложение №2
Дайте название птицам, изображенным на фото. Назовите отряд, к которому относятся данные птицы?
1 группа
Ответ-Орел степной. Отряд Дневные хищные птицы
2 группа
Ответ-Сова белая. Отряд Совы
3 группа
Ответ- Глухарь. Отряд Куриные
4 группа
Ответ- Конек полевой. Отряд Воробьинообразные
5 группа
Ответ-Цапля большая белая. Отряд Аистообразные
Приложение № 3
Работа в группах
Подготовить выступление с характеристикой признаков указанного семейства с заполнением таблицы в рабочей тетради
Отряды
|
Характерные признаки отрядов
|
Места гнездования
|
Тип развития птенцов
|
Представители
|
Дневные хищные птицы
|
Ноги умеренной длины, у большинства с острыми когтями. Клюв крючковидный, изогнутый.
|
Различные ландшафты
|
Гнездовые
|
Ястреб, сокол, гриф.
|
Совы
|
Ноги короткие или умеренно длинные, наружный палец может быть обращен и впереди и назад. Надклювье загнутое, с острыми краями.
|
Леса, пустыни, тундра, горы.
|
Гнездовые
|
Филин, ушастая сова, домовой сыч, сипуха.
|
Куриные
|
Ноги средней длины, ильные; крылья короткие, широкие; летают тяжело. Клюв короткий, сильный; надклювье слегка загнутое.
|
Степи, леса, пустыни
|
Выводковые
|
Тетерев, фазан, индейка, куропатка.
|
Воробьиные
|
На ногах первый палец обращен назад. строение крыльев и клюва разнообразно.
|
Различные ландшафты
|
Гнездовые
|
Воробей, дрозд, ласточка, синица, жаворонок
|
Аистообразные
|
Длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова, Клюв удлиненный, заостренный. Перьевой покров рыхлый, крылья относительно большие, широкие. Хвост короткий.
|
Различные ландшафты
|
Гнездовые
|
Цапля рыжая, выпь малая, аист белый.
|
Приложение №4
Озвучить, используя мультимедийный справочник – определитель, видеозапись представителей отрядов в виде монолога животного, указав признаки, распространение, образ жизни, голос данного представителя.
1 группа Орел степной
2 группа Сова белая
3 группа Глухарь
4 группа Конек полевой
5 группа Цапля большая белая
Приложение № 5
Таблица «Оценка работы учащихся в группе»
Фамилия имя учащегося
Рефераты на урок
Мыслительная активность учащихся
Уровень способности устанавливать контакт в группе
Выступление перед аудиторией
Оценка выступления группы учащимися класса
Итоговая оценка учащегося в баллах
Приложение № 6
Работа учащихся с кроссвордом.
Кроссворд «Птицы»
По горизонтали: 1. Мелкий представитель воробьинообразных. 2. Нелетающая, но хорошо плавающая и ныряющая птица. 3. Вид дрозда. 5. Крупная нелетающая птица. 6. Птица из отряда воробьинообразных, в песне которой слышится: «Ты Витю видел?». 8. Представитель воробьинообразных, мельче воробья. 9. Крупный дневной хищник.
10. Представитель воробьинообразных, прекрасный певец. 16. Вид крупных говорящих попугаев.
17. Птица из семейства вьюрковых.
По вертикали: 4. Птица — дневной хищник. 6. Мелкая утка. 7. Яркоокрашенный представитель курообразных. 8. Птица из отряда воробьинообразных. 11. Представитель врановых. 12. Синица, вьющая гнездо из пуха в виде «варежки». 13. Мелкая сова. 15. Крупная морская птица.
А какие из этих птиц действительно могут поселиться в скворечнике?
(По горизонтали: 1. Воробей. 2 . Пингвин. 3. Рябинник. 5. Страус. 6. Чечевица. 8. Пищуха. 9. орел. 10. соловей. 14. Скворец. 16. Ара. 17. Чиж.
По вертикали: 4. Ястреб. 6. чирок. 7. Фазан. 8. пеночка. 11. ворон. 12. Ремез. 13. Сыч. 15. Буревестник.
Ответ: воробей, пищуха, скворец, пеночка.)
Викторина «Живые синонимы».
Часто в русской речи мы используем слова синонимы, которые могут отразить и характер человека, внешний вид, особенности передвижения, особенности разговора. Например, мы говорим «топаешь как медведь», «это и ежу понятно», «голодный как волк».
А с какими птицами сравнивают человека, когда говорят:
Щебечет, как …
Ворковать, как…
Шипеть, как…
Накаркать, как …
Долбить (говорить одно и то же), как…
Надутый как …
Плыть (идти плавно), как …
Ответы: 1. Воробей 2. Голубь 3. Гусь 4. Ворона 5. Дятел 6. Индюк
7. Лебедь.
Обратная связь (Рефлексия)
Понравился ли Вам в целом урок?
Удовлетворены ли Вы результатом своей работы?
Понравились ли Вам задания, выбранные учителем для урока? Нравится ли Вам работать в группах?
Список литературы.
1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2008 - 304 с.: ил.
2. Латюшин В.В. Биология. Животные 7 класс Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: Пособие для учителя 2-е изд.,стереотип-М.: Дрофа, 2003-193 с.
3. И.Ф. Ишкина Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина. Издательство «Учитель АСТ», Волгоград 2002.
4. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология.- Ярославль.6 «Академия развития», 1997.-128 с.
5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. –Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
6. Мультимедийный справочник-определитель. Животный мир России. Птицы. Европкйская Россия, Урал, Западная Сибирь// CD-ROM Авторы: В.К. Рябицев, О.Д. Вепринцева, Н.Ю. Киселева, А.А. Мосалов, Н.П. Овсянникова, С.А. Букреев, О.В. Безюмкина.
7. Фото Императорский пингвин// www.kalitva.ru
8. Фото Африканский страус //subaryata.org.ru
9. Фото Американский нанду// alexsh16.livejournal.com
10. Фото Казуар// vbkfzrjitxrf.beon.ru
11. Фото Серый гусь// en.academic.ru
12. Фото Казарка краснозобая// www.liveinternet.ru
13. Фото Лебедь шипун //zoopark.su
14. Фото Орел степной// pesik.su
15. Фото Сова белая// fotki.yandex.ru
16. Фото Глухарь// www.zoovet.ru
17. Фото Конек полевой //lifecity.com.ua
18. Фото Цапля большая белая// www.omskhunter.com
|
|
|