Главная страница

Урок 23 Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и свет


Скачать 140.46 Kb.
Название Урок 23 Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и свет
Дата 17.02.2016
Размер 140.46 Kb.
Тип Урок

Урок 23
Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и свет


Педагогические цели: создать условия для ознакомления детей с праздником «Масленица», его историей, ходом и традициями; способствовать воспитанию интереса к русской истории, любви и уважения к русской культуре, чувства национального достоинства; содействовать развитию кругозора детей, творческого воображения и мышления, художественного вкуса.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; воспринимают и характеризуют художественные образы, представленные в произведениях искусства, их специфику; различают виды художественной деятельности; узнают, воспринимают, описывают и эмоционально оценивают шедевры русского искусства; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое
отношение к изображаемому объекту; проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; понимают и уважают культуру других народов; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют художественный вкус, воображение, фантазию; проявляют эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; высказывают свое отношение к произведениям искусства; проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; имеют эстетический кругозор; в трудовой сфере – используют различные материалы и средства художественной выразительности, различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявляют художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Тип урока: интегрированный урок (ИЗО и технология) (урок-импровизация).

Форма урока: урок-праздник.

Вид занятия: художественный труд.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: Масленица, ярмарка, чучело, соломенная кукла, аттракцион, балаган, Петрушка.

Оборудование урока: мочальная кисть для побелки, разноцветные лоскутки для одежды и бечевка, шпажка или палочка.

Образовательные ресурсы: учебник, творческая тетрадь, репродукции.

Мультимедийные презентации: 1) «Широкая Масленица», 2) «Соломенная кукла».

Зрительный ряд: репродукции: Б. Кустодиев «Масленица», В. Рябчиков «Масленица», К. Е. Маковский «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», В. Б. Котляров «Масленица», Ф. В. Сычков «Катание на Масленицу», В. И. Суриков «Взятие снежного городка», Б. Кустодиев «Масленица. 1916 г. Пятница – Тещины вечерки», С. Кожин «Масленица. Проводы зимы».

Литературный ряд: пословицы, загадки, стихи.

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.

Учитель. Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя все плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель. У каждого народа есть праздники. Они всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. А какие праздники вы знаете?

Кто знает, что за праздник Масленица? Почему его так назвали? Хотите узнать о Масленице больше?

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа по теме «Широкая Масленица».

Учитель. Масленица – праздник встречи весны, веселый, шумный праздник, «блиноеда». Название у праздника возникло потому, что по православному обычаю, перед Великим Постом нельзя есть мясо, а молочные продукты есть можно. Вот и пекут масляные блины. (Презентация 1, слайды 1–3.) А кто знает главного героя этого праздника? Правильно, сама Масленица. А как зазывали ее в гости? (Пели песни, водили хороводы.) Ой, кто-то к нам стучится!

Заходит Масленица.

Учитель. Масленицу широкую открываем, веселье начинаем! Здравствуй, дорогая Масленица!

Масленица. Здравствуйте, гости любезные! С вами всегда рада повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной!

Учитель. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица. Всего на семь дней.

Учитель. А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю, за семь недель до Пасхи, и чаще всего я прихожу в конце февраля – начале марта. Детишки готовят ледяные горки, поливают их водой и при этом проговаривают стишок для Масленицы.

1-й ученик. Приезжай ко мне в гости,

Масленица,

На широкий двор:

На горках покататься,

Блинов объедаться,

Сердцем потешиться!

Масленица. Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете, тем богаче год будет.

2-й ученик. Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Ой, Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом, печеным яйцом!

Масленица. Каждый день моей Масленой недели имел свое название и свои особые традиции. А вы знаете, как называют мои дни?

Понедельник – «Встреча». (Презентация № 1, слайды 4–5.)

Учитель. С утра вздымают снежные катальные горки, строят качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом – символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник. Люди устраивали потехи над ряжеными и скоморохами. Также ходили друг к другу в гости, делали подарки, но блины отдавать из дома было нельзя, так как считалось, что можешь вынести свое богатство. Только детям разрешалось обходить дома и выпрашивать блины: «Подайте широкой Масленице!».

3-й ученик. Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живет Масленица семь деньков!

Масленица. Ох и любит народ русский веселиться на Масленицу. Даже второй день мой назвал «Заигрыш». В этот день в разные игры играли.

Вторник – «Заигрыш». (Презентация № 1, слайды 6–8.)

Учитель. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке), чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, проводились карнавалы и маскарады. Девушки и ребята катались с гор на санях и друг к другу присматривались. Таким образом подбирались в будущем супружеские пары.

Масленица. Ох, хорошо на снежных горках покататься:

Чем выше гора, тем выше рожь и пшеница,

Чем дальше прокатишься с горы, тем длиннее лен.

Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтоб весна пришла? Тогда отгадайте загадки:

1) Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

2) Никто его не видит, а всякий его слышит,

Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо.)

3) Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет – весь лист отпадет. (Календарь.)

4) Дождь идет, я тут как тут, Я на зеркало похожа

Многие меня здесь ждут: И на озеро – чуть-чуть.

Лягушата и ребята, Ну а вам не захотелось

Голуби и поросята. Ко мне в гости заглянуть?

(Лужа.)

5) Заря-заряница, Едет стороной

Красная девица, С сохой, бороной,

Травку выпускает, С ключевой водой.

Росу расстилает. (Весна.)

Среда – «Лакомка». (Презентация № 1, слайд 9.)

4-й ученик. А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали.

Масленица. Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке «Что есть в печи – все на стол мечи». На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. В среду было принято ходить к теще на блины, за угощением следовало примирение всех тещ и зятьев.

Чтобы прийти в гости на блины, запасались пословицами и поговорками.

Учитель. Ну-ка, продолжите пословицу!

1) Делу время – ... (потехе час).

2) Землю красит солнце, а человека ... (труд).

3) Терпение и труд ... (все перетрут).

4) Семь раз отмерь – ... (один раз отрежь).

5) Не имей сто рублей, ... (а имей сто друзей).

Масленица. Молодцы, ребята!

Четверг – «Разгуляй». (Презентация № 1, слайды 10–13.)

Учитель. Четвертый день Масленицы – Широкий четверг – «Разгуляй». С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы. В этот день обычно катали чучело Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Масленица. А не потешиться ли и нам!

Масленица, расстелись!

Молодцы, поборись!

• Игра «Петушиные бои».

В состязании принимают участие мальчики. В очерченном кругу находятся два игрока. Согнув и обхватив рукой левую ногу, подпрыгивая на одной правой ноге, убрав правую руку за спину, игроки грудью наскакивают друг на друга, пытаясь вытолкнуть из круга соперника. Побеждает тот, кому удастся остаться в кругу.

Масленица. Потешились силушкой богатырскою!

Физкультминутка

В ПОНЕДЕЛЬНИК

В понедельник я купался, Изображают плавание.

А во вторник – рисовал. Изображают рисование.

В среду долго умывался, «Умываются».

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгают.

Очень долго танцевал. Кружатся на месте.

А в субботу, воскресенье Хлопки в ладоши.

Целый день я отдыхал. Дети садятся на корточки,

руки под щеку – «засыпают».

Пятница – «Тещины вечерки». (Презентация № 1, слайды 14–15.)

Учитель. Пятница – «Тещины вечерки». Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов и научить какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Блин – символ солнца, счастливых браков, хороших детей.

5-й ученик. Блин – в языческой традиции символ солнца. Именно на Масленицу с глубокой древности принято нести «Первый блин – Ко́мам» (Ко́мы – духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев). И это отнюдь не суеверие (где роль Ко́мов выполняют мифические птицы), а весьма практичный ритуал подношения корма прилетающим (вместе с Масленицей) птицам, который служит улучшению экологической обстановки. Касаемо современного взгляда на «блин комом» (как бы неудавшийся), можно отметить только неумение готовить блины, ибо у хороших хозяев первый блин – самый пышный и сочный.

Суббота – «Золовкины посиделки». (Презентация № 1, слайд 16.)

Учитель. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из круга своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Воскресенье – «Прощеный день». (Презентация, слайды 17–19.)

Масленица. В последний день Масленицы обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего ее сжигали и проговаривали:

6-й ученик. Пора Масленице со двора съезжаться!

Масленица-блиноеда!

Масленица-жироеда!

Масленица-обируха!

Масленица-обмануха!

Масленая неделя

В Ростов полетела,

На пенечек села,

Оладушек съела,

Другой закусила

И домой потрусила.

Весело гуляла, песни играла,

Все, Масленица, прощай,

На тот год приезжай!

Масленица. Воскресенье – Прощеный день. Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развевают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.

7-й ученик. Прощай, Масленица-плутовка,

Погостила ты у нас недолго,

Погостила всего семь деньков,

А мы думали, погостишь семь годков!

Прощай, Масленица, прощай, Широкая!

Учитель. Последний день Масленой недели назывался «Прощеным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Давайте попросим сейчас прощения друг у друга!

Масленица. Что ж, ребята, спасибо вам большое, повеселили на славу! А теперь я вас приглашаю угоститься блинами!

8-й ученик. Масленичная частушка.

Как на Масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару разбирайте!

Подхвалить не забывайте!

2. Формирование практических умений. Создание образа праздника проводов зимы.

Учитель. Изготавливали чучело в старину всем селом, как правило, из соломы (причем каждый двор должен был внести свою лепту – пучок соломы или тряпье). Чучело наряжали в женскую одежду, повязывали платок. Всю неделю с чучелом возились: устраивали катания на санях с Масленицей, водили вокруг нее хороводы, пели частушки, посвящали ей песни. (Презентация № 2, слайд 1.)

– Я вам предлагаю изготовить чучело своими руками.

Для этого нам понадобится обычная мочальная кисть для побелки, которая продается в хозяйственных магазинах, разноцветные лоскутки для одежды, бечевка, шпажка или палочка. (Презентация № 2, слайд 2.)

Способ изготовления соломенной куклы:

1) Соломки нарезают одинаковой длины и сгибают их пополам.

2) Перевязывают ниткой или бечевкой, выделяя голову куклы, не забыв просунуть в узел шпажку или палочку.

3) Соломенные руки вставляют в тело, разделив его пополам, и также перевязывают бечевкой. Ручки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.

4) Дальше концы рук можно привязать к поясу, определив талию куклы, или оставить их свободными, как на фото. (Презентация № 2, слайды 3,4.)

– Дальше куклу наряжаем. Используем тесьму в качестве фартука, а голову можно просто украсить платком или лентой, повязав вокруг головы. (Презентация № 2, слайд 5.)

На Руси в последний, седьмой, день Масленицы, который назывался «Проводы», всегда сжигали чучело Масленицы. Но наше чучело будет служить нам оберегом долгое время и напоминать о замечательном русском празднике. Ведь обереги на Руси никогда не покупались, они всегда изготавливались только своими руками. А еще эта замечательная кукла украсит цветочный горшок.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Какая у нас была тема урока?

– Понравился вам урок?

– Расскажите, что нового вы узнали?

Учитель предлагает закончить предложения:

– Теперь я могу…

– Я почувствовал, что…

– Я приобрел…

– Я научился…

– У меня получилось…

Выставка выполненных работ. Анализ работ, выявление ошибок, оценка.

Учитель. Спасибо вам за работу, урок окончен.